Занятие №1. Специфика разработки жанра антиутопии в романе Дж.Оруэлла «1984». — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Занятие №1. Специфика разработки жанра антиутопии в романе Дж.Оруэлла «1984».

2017-11-18 518
Занятие №1. Специфика разработки жанра антиутопии в романе Дж.Оруэлла «1984». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

 

 

пояснительная записка

 

Курс "История зарубежной литературы" входит в число обязательных для изучения на факультете журналистики и изучается в течение 8-ми семестров.

Предметом курса является история зарубежной литературы стран Западной Европы (Англии, Франции, Германии, Италии, Испании) и Америки. Курс охватывает период от Античности до XX века и состоит из 8 разделов:

Античная литература (первый семестр)

Литература средних веков и возрождения (второй семестр)

Зарубежная литература 17-18вв. (третий семестр)

Зарубежная литература 1\3 19в. (четвертый семестр)

Зарубежная литература 2\319в. (пятый семестр)

Зарубежная литература 3\3 19в—нач. 20в. (шестой семестр)

Зарубежная литература 1\2 20в. (седьмой семестр)

Зарубежная литература 2\2 20в. (восьмой семестр)

Данный раздел курса посвящен литературе второй половины 20в.

Цель данного курса - ознакомить студентов с общими закономерностями историко-литературного процесса второй половины 20в. и выдающимися литературными произведениями этого периода, дать представление об основных литературных стилях и направлениях, о современном этапе развития зарубежной литературы.

Задачи курса:

· Дать целостное представление о ходе развития мирового литературного процесса;

· Показать взаимосвязь двух половин;двадцатого столетия и преемственность основных направлений.

· Раскрыть специфику и содержание изучаемого литературного периода на фоне широкого историко-культурного контекста;

· Ознакомить студента с наиболее репрезентативными художественными произведениями европейской словесности 2\2 20в.;

· Ввести студента в проблематику основных эстетических теорий и ознакомить с важнейшей научной и критической литературой;

· Закрепить у студента навыки литературоведческого анализа поэтических и прозаических текстов;

В результате освоения курса студент должен знать: хронологические границы, периодизацию и типологические особенности культурно-исторической эпохи; специфику различных стилистических направлений, школ и иных эстетических объединений; художественные тексты, указанные в обязательном списке литературы.

Студент должен уметь: самостоятельно анализировать художественный текст в его связи с культурно-историческим контекстом; работать с научной литературой; пользоваться базовым аппаратом литературоведческих терминов, - а также приобрести навыки аналитического прочтения источника, составления библиографии по той или иной проблематике, написания и правильного оформления докладов и рефератов.

Данный курс сочетает лекционные и семинарские формы обучения и предусматривает следующие формы аттестации знаний: экзамен в период экзаменационной сессии, по окончании чтения дисциплины. Итоговая оценка выставляется с учетом результатов промежуточного контроля знаний: работа на семинарах, письменное реферирование научной литературы, письменный доклад по отдельным проблемам курса.

Методологическую основу курса составляет сочетание хронологического и компаративного подхода, позволяющее представить основные этапы становления европейской литературы в динамике взаимодействия разных культур. При чтении данного курса важно учитывать специфику специальности. В рамках занятий целесообразно затрагивать проблемы художественного стиля, вопросы взаимодействия литературы и искусства, связь литературы и журналистики, необходимо также знакомство с историко-культурным контекстом изучаемого периода.

В программу входят: содержание курса, список обязательной и дополнительной литературы, итоговые контрольные вопросы.

В основе данной программы лежит учебное пособие В.М Толмачева, В.Д. Седельника, Д.А Иванова и др. «Зарубежная литература XX века». В планах семинарских занятий использованы материалы учебного пособия Н.С. Гребенниковой «История зарубежной литературы XX века.

 

Содержание курса

Тема №1. Особенности развития литературного процесса в зарубежной литературе 2\2 XX века.

2\2 XX века как социокультурная эпоха. Особенности развития литературного процесса после Второй мировой войны. Традиции экзистенциализма, «абсурдизм», роль мифа литературе этого периода. Политичкеские и культурные идеи и их отражение в литературе. Эстетика посмодернизма. Принцип «игры».

Тема №2. Французская литература 2\2 XX века.

Социокультурная ситуация во Франции после 1945 года. Понятие «ангажированной литературы». Сартр и Камю: полемика между двумя писателями. Художественные особенности развития экзистенциализма после Второй мировой войны.

Творчество Селина. Своеобразие автобиографических романов «Из замка в замок», «Север», «Ригодон».

Творчество Жене проблема мифа и ритуала. Драмы «Высокий надзор», «Служанки».

«Новый роман»: философия, эстетика, поэтика. Творчество Роб-Грийе (романы «В лабиринте», «Соглядатай»).

«Новая критика» и понятие «текста». Бланшо как теоретик литературы и романист. Французский постмодернизм: идеи «новой классики», творчество Ле Клезио.

Тема №3. Немецкая литература после 1945 года.

Развитие экспрессионистской традиции. «Левый экспрессионизм» и драма Борхерта «На улице, перед дверью». Деятельность «Группы 47». Творчество Г.Белля. Нравственная проблематика («жизнь не по лжи»), поэтика сопричастности (романы «Бильярд в половине десятого», «Глазами Клоуна».)

Социальный критицизм в литературе 1960-х годов. «Магический реализм» и роман Казака «Город за рекой». Осмысление истории в литературе ФРГ (Закс) и ГДР (Фюман, Зегерс). Творчество Г.Грасса. данцигская тема, «эффект очуждения», «игра» в романе «Жестяной барабан». Немецкий постмодернизм в прозе (романы Зюскинда, Микеля, Хайна) и драматургии (Мюллер).

Тема №4. Английская литература после 1945 года.

Периодизация литературного процесса в Великобритании во второй половине XX века. Ост массовой культуры.!950-е годы. Творчество Во, Грина, Оруэлла. Творчество Голдинга (роман «Повелитель Мух «) и Мердок (романы «Море, море», «Черный принц».)

«Рассерженные молодые люди». Роман К.Эмиса «Счастливчик Джим». Эксперимент в творчестве Беккета.

1960-е годы. Творчество Д.Фаулза. романы «Коллекционер», «Женщина французского лейтенанта». «Волхв». Феномен «женской прозы».

Поколение 1970-х. Трилогия М.Эмиса, романы Макъюэна.

1980-е годы.: проблема «английскости» в романистике Экройда и Барнса.-«Постколониальный роман».

Тема №5. Литература США во 2\2 XX века.

Социокультурная ситуация в США после Второй мировой войны. Поздняя драматургия О Нила, А Миллера («Смерть коммивояжера»), Уильямса («Трамвай «Желание»). Военный роман («Нагие и мертвые» Мейлера). Негритянская проза (Эллисон, Болдуин).

1050-е годы: Движение битников и творчество Керуака; поэзия Гинзберга. Проза Берроуза. Конфликт поколений в романе Сэллинджера «Над пропастью, во ржи».

1960-е—80 – годы. «Интеллектуальная» (Беллоу, Мейлер, Стайрон) и бытописательская (Чивер, Апдайк) проза. Поэзия Плат, Лоуэлла. Сатира (Воннегут, Хеллер). Становление постмодернизма (Барт, Пинчон, Бартелми). «Новый журнализм» в творчестве Капоте, Мейлера. Мультикультуранизм, этническая и «женская» проза (Моррисон, Силко).

Тема №6. Литература стран Латинской Америки.

«Магический реализм» и особенности мифотворчества у латиноамериканских писателей. Рассказы Борхеса: человек и философская модель вселенной. Творчество Кортасара. Традиции Борхеса и новая содержательная доминанта в рассказах. Романы «Игра в классики», «62. Модель для сборки», «Книга Мануэля»: «человек играющий» между одиночкством и единением мира.

Романы Карпентьера «Царство земное» и «Век просвещения»: «чудесная реальность» континента.

Творчество Гарсиа Маркеса. Роман «Сто лет одиночества»: художественное пространство Макондо. Феномен «общей книги2 и роман «Осень Патриарха».

Творчество Варгаса Льосы: роман Зеленый дом» и прием «сообщающихся сосудов». Новое мифотворчество: романы «Тетушка Хулия и писака», «Похвальное слово мачехе».

 

Тема №7. Основные тенденции в западноевропейской драматургии 2\2 XX века.

Полемика с учением Аристотеля о катарсисе. «Эпический театр» Брехта. Пробуждение социокритической активности зрителя. Поиски Уайлдера: вариант «неаристотелевской» драматургии. Экзистенциальная драматургия «Мухи» Сартра6 трактовка античного сюжета.

Театр «абсурда». Трагедияи фарс в творчестве Бекетта и Ионеско. «В ожидании Годо»: инсценировка «ничто». «Рассерженные молодые люди».-«Дон Жуан, или Любовь к геометрии» Фриша, и «Розенкранц и Гильдестерн мертвы» Стоппарда: вариации на вечные темы. Драматургия Шеффера. «Королевская охота за солнцем»: синтез «эпического театра» и «театра жестокости» Арто.

Драматургия ББернхарда. «Сила привычки»: «порядок» искусства и хаос мира.

«Итака» Штрауса и «Аркадия» Стоппарда: два понимания современности.

Тема №8 Литература Японии.

Литературный мир Японии в XX веке. Основные философские и эстетические концепции. Особенности национального менталитета. Проблема традиций и новаторства. Характер развития японской художественной прозы.

ТворчествоАкутагавы Рюноске. Влияние западноевропейской культуры. Протест против натуралистических тенденций в литературе, опора на гротеск, фантастику, парадокс. Тема творчества в новелле «Муки ада». Добро и зло в эстетической системе Акутагавы.

Влияние японской классики и западной литературы на творчество Ясунари Кавабата. Влияние буддизма на мироощущение писателя. Отражение гармонии человека и мира в романе «Снежная страна».Основные идем роана «Стон горы». Тонкость психологического анализа.

Формировании эстетической концепцииЮкио Мисимы. Проблема формирования личности в романе «Исповедь маски». Культ безобразного и страшного. Роман «Золотой храм» как эстетический манифест Мисимы. Анализ природы прекрасного в романе и ее влияния на личность. Жажда уничтожения Прекрасного ради обретения реальной жизни.

Творчество Оэ Кэндзабуро. Отражение духа нации в человеке. Проблема оторванности от корней, самотождественности и подлинной экзистенции в романах «Опоздавшая молодежь», «Футбол 1860». Идея дисгармоничности мира. Проблема насилия и жестокости в романах.

Особенности философской и эстетической позиции Кобо Абэ. Интерес к психологии, внутреннему миру героев.Сочетания западного экзистенциализма и национальной философской традиции в романе «Женщина в песках».Идея одиночества, отчужденности от мира. Символика песка и воды.

 

Тема №9. Постмодернизм.

Постмодернизм как философия кризиса ценностей. Междисциплинарность постмодернизма. Литературный постмодернизм в свете философии постструктурализма и деконструктивизма. Деррида о «деконструкции», Фуко о «тирании дискурсов», Лакан о «желании», Бодрийяр о «симулякре». Постмодернизм в литературоведении (Ногез) и семиологии. Интертекстуальность, принцип игры и культурных кодов в работах Р.Барта. Поэтика постмодернисткой прозы (нарративные стратегии, пермутация, разоблачение «метарассказов» и др.). Творчество У. Эко. Роман «Имя розы» в свете семиологических идей автора. Образ лабиринта, ризомность. Растворение автора в тексте, философия имени.

Планы семинарских занятий.

Тексты

1.Беккет С. В ожидании Годо.

2. Ионеско Э. Носороги.

3. Роб-Грийе А. В лабиринте.

4. Базен Э. Змея в кулаке.

5. Казак Г. Город за рекой.

6. Белль Г. Бильярд в половине девятого.

7. Грасс Г. Жестяной Барабан.

8. Мердок А. Черный принц

9. Грин Г. Сила и слава.

10. Фаулз Д. Башня из черного дерева. Волхв.

11. Осборн Д. Оглянись во гневе.

12. Уильямс Т. Трамвай “Желание”.

13. Сэллинджер Д. Над пропастью во ржи.

14. Хеллер Д. Уловка 22.

15. Стайрон У. Выбор Софи.

16. Миллер А. Смерть коммивояжера.

17. Амаду Ж. Дона Флора и два ее мужа.

18. Борхес Х. Л. Рассказы.

19. Гарсиа Маркес Г. Сто лет одиночества.

20. Кортасар Х. Выигрыши.

21. Фуэнтес К. Смерть Артемио Круса.

22. Карпентьер А. Век Просвещения.

23. Керуак На дороге.

24. Апдайк. Кентавр.

25. Воннегут К. Колыбельная для кошки.

26. Льоса.М. Зеленый дом.

27. Абэ К. Женщина в песках.

28. Акутагава А. Муки ада.

29. Кавабата Я. Стон горы.

30. Селин. «Ригодон».

31. Голдинг У. «Повелитель Мух».

32. Эко У. Имя Розы.

 

Итоговые контрольные вопросы:

1.Осуждение тоталитаризма и авторитарности в романе Дж. Оруэлла «1984» и сказке «Скотный двор».

2.Человек и цивилизация в романе У.Голдинга «Повелитель мух». Система символов в романе.

4. Философские элементы бытовой и психологической прозы А.Мердок.

5.Особенности использования мифологических и библейских аллюзий в романе Д. Фаулза «Волхв».

6.Философские и эстетические основы поэтики Дж. Сэлинджера. Поиски эстетического идеала в повести «Над пропастью во ржи».

7.Развитие американской драматургии. Т.Уильямс. «Трамвай «Желание».

8.Магический реализм» в творчестве Г.Г.Маркеса. «Сто лет одиночества»—обобщение латиноамериканской жизни в метафорической форме.

9.Художественный и социальный смысл «игры» в романе Х.Кортасара «Игра в классики».

10.Природа художественного восприятия в рассказах Х.Л.Борхеса «Пьер Менар, автор «Дон Кихота» и «Вавилонская библиотека».

11.Поэтика интертекстуальности в творчестве У.Эко. Особенности сюжетно-композиционной организации романа «Имя розы».

12.Эстетика постмодерна.

13. «Парфюмер» П.Зюскинда как постмодернисткий роман.

14.Традиции французской семейной эпопеи в романе Э.Базена «Змея в кулаке».

15. Аллюзийная многосторонность образов в в пьесе Э.Ионеско «Носороги».

16. Особенности поэтики «театра обсурда». На примере пьесы Т.Беккета «В ожидании Годо».

17.Пародийный характер прозы Г.Грасса.

18.Религиозно-католические убеждения Г.Грина и их отражение в романе «Сила и слава».

19. Изображение современного (послевоенного) немецкого общества в романах Г.Белля «Бельярд в половине десятого» и «Глазами клоуна».

20. Смысл метафоры в заглавии романа А.Роб-Грийе «В лабиринте». Понятие «шовизма».

21. «Город за рекой» Г.Казака как произведение «магического реализма».

22. Влияние драматургических принципов Б.Брехта на творчество Д.Осборна. «Оглянись во гневе» как молодежная драма.

23. Особенности композиционного построения романа Д.Хеллера «Уловка 22».

24. «Абстрактный реализм» А. Миллера. Человек и его место в обществе в драме «Смерть коммивояжера».

25. Продолжение традиций «южного романа» (У.Фолкнер) в творчестве У.Стайрона.

26.Бразильская действительность и приемы «магического реализма» в творчестве. Ж.Амаду.

27. Парадокс романтики и «правды жизни» в романе Р.Фуэнтеса «Смерть Артемио Круса».

28. Особенности понимания красоты в романе Ю.Мисимы «Золотой Храм».

29. Сатирические мотивы в романе Карпентьера «Век Просвещения».

30. Мифологический код как средство философского и художественного познания мира в романе Дж.Апдайка «Кентавр».

31. Эстетика битников в романе Керуака «На дороге».

32. Новая мифология в творчестве М.Льосы.

33. Сатирические приемы в творчестве Воннегута.

34.Автобиографические мотивы в творчестве Селина.

 

Учебная литература:

Учебники:

1.Толмачев В.М. Зарубежная литература XX века: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.\В.М.Толмачев, В.Д. Седельник, Д.А Иванов и др.; под ред. В.М.Толмачева.—М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. Зарубежная литература XX века: Учебник для вузов/Л.Г.Андреев, А.В.Карельский, Н.С.Павлова и др. под. ред.Л.Г.Андреева. 2-е изд., испр. и доп. —М.: Высшая школа.: Изд. центр. «Академия», 2000.

3.. Гребенникова Н.С. Зарубежная литература. XX век: Учеб. пособие по курсу «История зарубежной литературы xx века».—М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999

4. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Главный редактор и составитель А.Н.Николюкин—М.:НПК «Интелвак», 2001.

 

Дополнительная литература:

 

Барт Р. Смерть автора // Избранные работы. — М., 1994

Бочаров С.. Пруст и поток сознания.// Критический реализм и модернизм. — М., 1967.

Зверев А.. Модернизм в литературе США. — М., 1979.

Зингерман Б.И. Очерки драмы 20 века (. — М.,1989.

 

Учебно-методическая карта дисциплины

ЛЕКЦИИ ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
№ зан. Тема, основные вопросы № зан. Тема, основные вопросы Содержание Бюд-жет вре- мени
Тема № 1. Особенности развития литературного процесса в зарубежной литературе 2\2 XX века.
  2\2 XX века как социокультурная эпоха. Особенности развития литературного процесса после Второй мировой войны. Традиции экзистенциализма, «абсурдизм», роль мифа литературе этого периода. Политичкеские и культурные идеи и их отражение в литературе. Эстетика посмодернизма. Принцип «игры».     Специфика разработки жанра антиутопии в романе Дж.Оруэлла «1984». 1.Основные принципы идеологии как отражение сути тоталитарной философии (Война—это мир, Незнание-сила, Свобода—это рабство). Образ Старшего брата как метафора режима. 2.Социальный мир романа. Тип нового человека—«человек-функция». Детерменированность поведения героев языком и типом мышления. 3.Концепция любви в романе. Любовь—ненависть. Любовь сакральная и земная. 4.Принципы и способы подавления личности на уровне мышления, эмоций и способах выражения 9новояз). 5.Особенности поэтики романа. Способы выражения авторской позиции. Приемы сатиры.      
Тема №2. Французская литература 2\2 XX века.
  Социокультурная ситуация во Франции после 1945 года. Понятие «ангажированной литературы». Сартр и Камю: полемика между двумя писателями. Художественные особенности развития экзистенциализма после Второй мировой войны. Творчество Селина. Своеобразие автобиографических романов «Из замка в замок», «Север», «Ригодон». Творчество Жене6 проблема мифа и ритуала. Драмы «Высокий надзор», «Служанки». «Новый роман»: философия, эстетика, поэтика. Творчество Роб-Грийе (романы «В лабиринте», «Соглядатай»). «Новая критика» и понятие «текста». Бланшо как теоретик литературы и романист. Французский постмодернизм: идеи «новой классики», творчество Ле Клезио.       Прочитать следующие произведения: Роб-Грийе А. В лабиринте. Базен Э. Змея в кулаке. Селин. «Ригодон».    
Тема №3. Немецкая литература после 1945 года.
  Развитие экспрессионистской традиции. «Левый экспрессионизм» и драма Борхерта «На улице, перед дверью». Деятельность «Группы 47». Творчество Г.Белля. Нравственная проблематика («жизнь не по лжи»), поэтика сопричастности (романы «Бильярд в половине десятого», «Глазами Клоуна».) Социальный критицизм в литературе 1960-х годов. «Магический реализм» и роман Казака «Город за рекой». Осмысление истории в литературе ФРГ (Закс) и ГДР (Фюман, Зегерс). Творчество Г.Грасса. данцигская тема, «эффект очуждения», «игра» в романе «Жестяной барабан». Немецкий постмодернизм в прозе (романы Зюскинда, Микеля, Хайна) и драматургии (Мюллер).     Особенности сатиры в романе Г.Грасса «Жестяной барабан». 1 Историческая модель и художественная реальность. Политические установления третьего рейха и философия обывателя. История Германии XX века как абсурдный фарс. 2.Гротеск и метафора в создании образа О. Мецерата. Уродство как способ выражения протеста проитвмира. Рост как символ нравстенной позиции. Цинизм героя-клоуна. 3.Пародия как средство критики традиционных филистерских ценностей. Ироническая диалектика филистерского и художнического в образе О.Мацерата. 4.Особенности повествовательной манеры. О.Мацерат –рассказчик и объект повествования одновременно. 5.Поэтика романа. Символы, аллегории, метафоры. Символ барабана. Особенности языка: вульгаризмы, жаргон. Элементы плутовского романа. Сочетание фантастики, гротеска и сатиры. Пародия на «роман Воспитания».   Прочитать следующие произведения: Казак Г. Город за рекой. Белль Г. Бильярд в половине девятого. Грасс Г. Жестяной Барабан.   Л-1 С-2
           
Тема №4. Английская литература после 1945 года.
  Периодизация литературного процесса в Великобритании во второй половине XX века. Ост массовой культуры.!950-е годы. Творчество Во, Грина, Оруэлла. Творчество Голдинга (роман «Повелитель Мух «) и Мердок (романы «Море, море», «Черный принц».) «Рассерженные молодые люди». Роман К.Эмиса «Счастливчик Джим». Эксперимент в творчестве Беккета. 1960-е годы. Творчество Д.Фаулза. романы «Коллекционер», «Женщина французского лейтенанта». «Волхв». Феномен «женской прозы». Поколение 1970-х. Трилогия М.Эмиса, романы Макъюэна. 1980-е годы.: проблема «английскости» в романистике Экройда и Барнса.-«Постколониальный роман».     Аллюзивный код Д. Фаулза в романе «Волхв». 1. Особенности постмодернисткого кода в творчестве Д.Фаулза.: «Мир как текст», «мир как хаос», принцип игры, интертекстуальность, авторская маска. 2. Семантика заглавия «Волхв» («Маг») и ее развертывание в тексте. 3. Организация смыслового содержания романа при помощи доминантных аллюзий: Морис Кончис—Волхв, Николас Эрфе—Тезей. Лилия—Ариадна, Госпожа Де Сейтас—Деметра, Астарта. 4. Особенности характеристики художественного пространства через систему аллюзивных сравнений. Фраксос—Эдем-Рай-Тартар. Соотнесенность с эволюцией мировосприятия главного героя, Николаса Эрфе. 5. Способы создания аллюзивной иронии в романе. Аллюзия как тип интеллектуальной игры. Прочитать следующие произведения: Мердок А. Черный принц Грин Г. Сила и слава. Фаулз Д. Башня из черного дерева. Волхв. Голдинг.У. Повелитель мух.  
Тема №5. Литература США во 2\2 XX века.
  Социокультурная ситуация в США после Второй мировой войны. Поздняя драматургия О Нила, А Миллера («Смерть коммивояжера»), Уильямса («Трамвай «Желание»). Военный роман («Нагие и мертвые» Мейлера). Негритянская проза (Эллисон, Болдуин). 1050-е годы: Движение битников и творчество Керуака; поэзия Гинзберга. Проза Берроуза. Конфликт поколений в романе Сэллинджера «Над пропастью, во ржи». 1960-е—80 – годы. «Интеллектуальная» (Беллоу, Мейлер, Стайрон) и бытописательская (Чивер, Апдайк) проза. Поэзия Плат, Лоуэлла. Сатира (Воннегут, Хеллер). Становление постмодернизма (Барт, Пинчон, Бартелми). «Новый журнализм» в творчестве Капоте, Мейлера. Мультикультуранизм, этническая и «женская» проза (Моррисон, Силко).     Миф как способ организации художественного пространства в романе Д.Апдайка «Кентавр». 1Структура пространства—земля\небо (Олимп\Олинджер). Сравнение и противопоставление. 2.Способы характеристики вселенной (вечность и миг, количественные и качественные характеристики, библейский миф, Хаос и Космос). 3.Принцип контраста и антитезы как основа сюжетосложения в романе. Мотивированность и способы переключения в мифологический план. 4.Дегероизация и десакрализация мифов о Зевсе, Венере, Марсе, Деметре, как способ характеристики персонажей романа. 5.Способы выражения авторской позиции через формы интерпретации мифа. Прочитать следующие произведения: Осборн Д. Оглянись во гневе. Уильямс Т. Трамвай “Желание”. Сэллинджер Д. Над пропастью во ржи. Хеллер Д. Уловка 22. Стайрон У. Выбор Софи. Миллер А. Смерть коммивояжера. Керуак На дороге. Апдайк. Кентавр. Воннегут К. Колыбельная для кошки.    
Тема №6. Литература стран Латинской Америки.
  «Магический реализм» и особенности мифотворчества у латиноамериканских писателей. Рассказы Борхеса: человек и философская модель вселенной. Творчество Кортасара. Традиции Борхеса и новая содержательная доминанта в рассказах. Романы «Игра в классики», «62. Модель для сборки», «Книга Мануэля»: «человек играющий» между одиночкством и единением мира. Романы Карпентьера «Царство земное» и «Век просвещения»: «чудесная реальность» континента. Творчество Гарсиа Маркеса. Роман «Сто лет одиночества»: художественное пространство Макондо. Феномен «общей книги2 и роман «Осень Патриарха». Творчество Варгаса Льосы: роман Зеленый дом» и прием «сообщающихся сосудов». Новое мифотворчество: романы «Тетушка Хулия и писака», «Похвальное слово мачехе».         Прочитать следующие произведения: Амаду Ж. Дона Флора и два ее мужа. Борхес Х. Л. Рассказы. Гарсиа Маркес Г. Сто лет одиночества. Кортасар Х. Выигрыши. Фуэнтес К. Смерть Артемио Круса. Карпентьер А. Век Просвещения. Льоса.М. Зеленый дом.   Л-1 С-2
Тема №7. Основные тенденции в западноевропейской драматургии 2\2 XX века.
  Полемика с учением Аристотеля о катарсисе. «Эпический театр» Брехта. Пробуждение социокритической активности зрителя. Поиски Уайлдера: вариант «неаристотелевской» драматургии. Экзистенциальная драматургия «Мухи» Сартра6 трактовка античного сюжета. Театр «абсурда». Трагедияи фарс в творчестве Бекетта и Ионеско. «В ожидании Годо»: инсценировка «ничто». «Рассерженные молодые люди».-«Дон Жуан, или Любовь к геометрии» Фриша, и «Розенкранц и Гильдестерн мертвы» Стоппарда: вариации на вечные темы. Драматургия Шеффера. «Королевская охота за солнцем»: синтез «эпического театра» и «театра жестокости» Арто. Драматургия ББернхарда. «Сила привычки»: «порядок» искусства и хаос мира. «Итака» Штрауса и «Аркадия» Стоппарда: два понимания современности.       Прочитать следующие произведения: Беккет С. В ожидании Годо. Ионеско Э. Носороги.  
Тема №8 Литература Японии.
  Литературный мир Японии в XX веке. Основные философские и эстетические концепции. Особенности национального менталитета. Проблема традиций и новаторства. Характер развития японской художественной прозы. ТворчествоАкутагавы Рюноске. Влияние западноевропейской культуры. Протест против натуралистических тенденций в литературе, опора на гротеск, фантастику, парадокс. Тема творчества в новелле «Муки ада». Добро и зло в эстетической системе Акутагавы. Влияние японской классики и западной литературы на творчество Ясунари Кавабата. Влияние буддизма на мироощущение писателя. Отражение гармонии человека и мира в романе «Снежная страна».Основные идем роана «Стон горы». Тонкость психологического анализа. Формировании эстетической концепцииЮкио Мисимы. Проблема формирования личности в романе «Исповедь маски». Культ безобразного и страшного. Роман «Золотой храм» как эстетический манифест Мисимы. Анализ природы прекрасного в романе и ее влияния на личность. Жажда уничтожения Прекрасного ради обретения реальной жизни. Творчество Оэ Кэндзабуро. Отражение духа нации в человеке. Проблема оторванности от корней, самотождественности и подлинной экзистенции в романах «Опоздавшая молодежь», «Футбол 1860». Идея дисгармоничности мира. Проблема насилия и жестокости в романах. Особенности философской и эстетической позиции Кобо Абэ. Интерес к психологии, внутреннему миру героев.Сочетания западного экзистенциализма и национальной философской традиции в романе «Женщина в песках».Идея одиночества, отчужденности от мира. Символика песка и воды.         Прочитать следующие произведения: Абэ К. Женщина в песках. Акутагава А. Муки ада. Кавабата Я. Стон горы.  
           
           
Тема №9. Постмодернизм.
  Постмодернизм как философия кризиса ценностей. Междисциплинарность постмодернизма. Литературный постмодернизм в свете философии постструктурализма и деконструктивизма. Деррида о «деконструкции», Фуко о «тирании дискурсов», Лакан о «желании», Бодрийяр о «симулякре». Постмодернизм в литературоведении (Ногез) и семиологии. Интертекстуальность, принцип игры и культурных кодов в работах Р.Барта. Поэтика постмодернисткой прозы (нарративные стратегии, пермутация, разоблачение «метарассказов» и др.). Творчество У. Эко. Роман «Имя розы» в свете семиологических идей автора. Образ лабиринта, ризомность. Растворение автора в тексте, философия имени.     Элементы постмодернистского письма в творчестве Х. Кортасара на примере романа «Игра в классики». 1. Категория «игры» в эстетической системе писателя. «Игра» как метод художественного преобразования реальности. «Игра»--сущностная деятельность человеческой личности» (Кортасар). 2. Художественный и социальный смысл «игры» в романе «Игра в классики». «Классики» как основной композиционный прием, принцип организации повествования. «Игра» на уровне текста. 3. Основной конфликт романа. Нонкомформизм Оливейра как идейная программа. Смысл крестного пути героя. Лицо и маска в жизни Оливейра. Теория «карнавализации жизни». 4. Своеобразие архитектоники романа—«роман в романе». «Мореллиана» и другие «необязательные» главы и их роль в постижении «абриса бытия». Главы 2, 62, 116. 5. Формы «игры» в романе: игры со словарем, явная и скрытая цитация, аллюзии и реминисценции (По, Ките, Колридж, Нерваль). Концепция Прочитать следущие произведения: Эко У. Имя Розы. Зюскинд.П. Парфюмер.  
           
                     

 

ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

 

 

пояснительная записка

 

Курс "История зарубежной литературы" входит в число обязательных для изучения на факультете журналистики и изучается в течение 8-ми семестров.

Предметом курса является история зарубежной литературы стран Западной Европы (Англии, Франции, Германии, Италии, Испании) и Америки. Курс охватывает период от Античности до XX века и состоит из 8 разделов:

Античная литература (первый семестр)

Литература средних веков и возрождения (второй семестр)

Зарубежная литература 17-18вв. (третий семестр)

Зарубежная литература 1\3 19в. (четвертый семестр)

Зарубежная литература 2\319в. (пятый семестр)

Зарубежная литература 3\3 19в—нач. 20в. (шестой семестр)

Зарубежная литература 1\2 20в. (седьмой семестр)

Зарубежная литература 2\2 20в. (восьмой семестр)

Данный раздел курса посвящен литературе второй половины 20в.

Цель данного курса - ознакомить студентов с общими закономерностями историко-литературного процесса второй половины 20в. и выдающимися литературными произведениями этого периода, дать представление об основных литературных стилях и направлениях, о современном этапе развития зарубежной литературы.

Задачи курса:

· Дать целостное представление о ходе развития мирового литературного процесса;

· Показать взаимосвязь двух половин;двадцатого столетия и преемственность основных направлений.

· Раскрыть специфику и содержание изучаемого литературного периода на фоне широкого историко-культурного контекста;

· Ознакомить студента с наиболее репрезентативными художественными произведениями европейской словесности 2\2 20в.;

· Ввести студента в проблематику основных эстетических теорий и ознакомить с важнейшей научной и критической литературой;

· Закрепить у студента навыки литературоведческого анализа поэтических и прозаических текстов;

В результате освоения курса студент должен знать: хронологические границы, периодизацию и типологические особенности культурно-исторической эпохи; специфику различных стилистических направлений, школ и иных эстетических объединений; художественные тексты, указанные в обязательном списке литературы.

Студент должен уметь: самостоятельно анализировать художественный текст в его связи с культурно-историческим контекстом; работать с научной литературой; пользоваться базовым аппаратом литературоведческих терминов, - а также приобрести навыки аналитического прочтения источника, составления библиографии по той или иной проблематике, написания и правильного оформления докладов и рефератов.

Данный курс сочетает лекционные и семинарские формы обучения и предусматривает следующие формы аттестации знаний: экзамен в период экзаменационной сессии, по окончании чтения дисциплины. Итоговая оценка выставляется с учетом результатов промежуточного контроля знаний: работа на семинарах, письменное реферирование научной литературы, письменный доклад по отдельным проблемам курса.

Методологическую основу курса составляет сочетание хронологического и компаративного подхода, позволяющее представить основные этапы становления европейской литературы в динамике взаимодействия разных культур. При чтении данного курса важно учитывать специфику специальности. В рамках занятий целесообразно затрагивать проблемы художественного стиля, вопросы взаимодействия литературы и искусства, связь литературы и журналистики, необходимо также знакомство с историко-культурным контекстом изучаемого периода.

В программу входят: содержание курса, список обязательной и дополнительной литературы, итоговые контрольные вопросы.

В основе данной программы лежит учебное пособие В.М Толмачева, В.Д. Седельника, Д.А Иванова и др. «Зарубежная литература XX века». В планах семинарских занятий использованы материалы учебного пособия Н.С. Гребенниковой «История зарубежной литературы XX века.

 

Содержание курса

Тема №1. Особенности развития литературного процесса в зарубежной литературе 2\2 XX века.

2\2 XX века как социокультурная эпоха. Особенности развития литературного процесса после Второй мировой войны. Традиции экзистенциализма, «абсурдизм», роль мифа литературе этого периода. Политичкеские и культурные идеи и их отражение в литературе. Эстетика посмодернизма. Принцип «игры».

Тема №2. Французская литература 2\2 XX века.

Социокультурная ситуация во Франции после 1945 года. Понятие «ангажированной литературы». Сартр и Камю: полемика между двумя писателями. Художественные особенности развития экзистенциализма после Второй мировой войны.

Творчество Селина. Своеобразие автобиографических романов «Из замка в замок», «Север», «Ригодон».

Творчество Жене проблема мифа и ритуала. Драмы «Высокий надзор», «Служанки».

«Новый роман»: философия, эстетика, поэтика. Творчество Роб-Грийе (романы «В лабиринте», «Соглядатай»).

«Новая критика» и понятие «текста». Бланшо как теоретик литературы и романист. Французский постмодернизм: идеи «новой классики», творчество Ле Клезио.

Тема №3. Немецкая литература после 1945 года.

Развитие экспрессионистской традиции. «Левый экспрессионизм» и драма Борхерта «На улице, перед дверью». Деятельность «Группы 47». Творчество Г.Белля. Нравственная проблематика («жизнь не по лжи»), поэтика сопричастности (романы «Бильярд в половине десятого», «Глазами Клоуна».)

Социальный критицизм в литературе 1960-х годов. «Магический реализм» и роман Казака «Город за рекой». Осмысление истории в литературе ФРГ (Закс) и ГДР (Фюман, Зегерс). Творчество Г.Грасса. данцигская тема, «эффект очуждения», «игра» в романе «Жестяной барабан». Немецкий постмодернизм в прозе (романы Зюскинда, Микеля, Хайна) и драматургии (Мюллер).

Тема №4. Английская литература после 1945 года.

Периодизация литературного процесса в Великобритании во второй половине XX века. Ост массовой культуры.!950-е годы. Творчество Во, Грина, Оруэлла. Творчество Голдинга (роман «Повелитель Мух «) и Мердок (романы «Море, море», «Черный принц».)


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.