Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-11-18 | 178 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Работа по подготовке к практическим занятиям и активное в них участие — одна из форм изучения программного материала курса новейшей истории России и Украины. Она направлена на подготовку высококвалифицированных профессиональных историков с университетским образованием. Подготовку к занятиям следует начинать с внимательного изучения соответствующих разделов учебных пособий И учебников, далее — следует изучать специальную историческую литературу и источники, работать с картами, таблицами, схемами, наконец, написать доклад, если студент получил такое задание.
Готовясь к занятиям и принимая активное участие в их работе студент проходит школу работы над источниками и исторической литературой, получает навыки самостоятельной работы над письменным и устным сообщением (докладом), учится участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, формулировать и аргументировать выводы.
Форма практических занятий во многом определяется его темой.
Практика показывает, что основные формы занятий следующие: беседа на основе составленного преподавателем плана (она наиболее приемлема при обсуждении одного из теоретических вопросов по проблемам темы или монографии), коллоквиум по разделу учебника пли одной из монографий (коллоквиум предполагает прежде всего проверку знаний по определенной теме, источникам, разделу курса); подготовка письменного доклада студентом, его устный доклад и обсуждение его на практическом занятии.
Учитывая современное состояние исторической науки по проблемам новейшей истории восточных славян (наличие большого количества работ историков советского времени, зарубежных авторов, современных исследователей и публицистов, для работ которых характерны порой полярные взгляды на исторические события, плюрализм оценок, полемичность, субъективизм, особенно необходимо осваивать в процессе практического занятия и подготовки к нему важнейшие условия объективного освещения прошлого, учиться применять основные принципы, приемы, методы исторической науки, прежде всего принцип историзма, прием ретроспекции, историко-сравнительный анализ и др.). По справедливому замечанию российского историка А. К. Соколова, приобрести чувство историзма можно только через исторические источники: другого способа не существует.
|
ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ
В планы практических занятий включены основные вопросы общего курса. В ходе занятий возможна их конкретизация и корректировка. При подготовке сообщений и докладов следует широко использовать опубликованные источники, мемуарную и исследовательскую литературу. Учебники и учебные пособия студент исполь зует по своему выбору.
Каждому студенту в течение года следует прочитать не менее двух монографий (или одну монографию и одну работу мемуарного характера), которые указаны в списке литературы или рекомендовано преподавателем из числа новых публикаций, составить краткий реферат и быть готовым к беседе по ним с преподавателем.
Источники
Н.Л. Ненароков М., 1991.
|
11. Революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев. (Деникин,
Юденич, Врангель). СПб.-М., 1991.
12. Суханов Н.Н. Записки о революции: В 3 т. М., 1991.
13. Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945. М., 1991.
14. Хрестоматия по истории России. 1917-1940. М., 1995.
15. Хрестоматия по отечественной истории. 1914-1945. М., 1996.
Учебники, учебные пособия*
Литература
|
Ое занятие
1. Сущность и причины гражданской войны в России, се особенности.
2. Вопрос о периодизации гражданской войны в историографии.
3. Краткая характеристика этапов гражданской войны и противоборствующих сил.
4. Военная интервенция Антанты и развертывание гражданской войны (май - ноябрь 1918 г.).
5. "Демократическая контрреволюция".
6. Мероприятия советской власти по организации обороны.
Ое занятие
1. Борьба с интервенцией и внутренней контрреволюцией после аннулирования Брестского мира (ноябрь 1919 -март 1919 г.). "Белое дело".
2. Решающие сражения гражданской войны (разгром Колчака и Деникина).
3. Война с Польшей. Падение белого Крыма. Завершение гражданской войны в регионах (Закавказье. Средняя Азия, Дальний Восток).
4. "Третья сила" в гражданской войне
Е занятие
1. Военный коммунизм: политика и идеология.
2. Эскалация жестокости. Белый и красный террор в годы гражданской войны.
3. Характеристика белого движения (лидеры, их программы, причины поражения).
4. Причины победы большевиков в гражданской войне.
5. Итоги и последствия гражданской войны.
Источники
1. Директивы Главного Командования Красной Армии: Со. документов. 1917-1922. М., 1987.
2. Директивы командования фронтов Красной Армии. 1917-1922. М., 1987.
3. Из истории гражданской войны в СССР. 1918-1922. Сб. документов и материалов: В 3 т. М., 1960-1961.
|
4. История России. 1917-1940. Хрестоматия. Екатеринбург. 1993.
5. История Отечества в документах. 1917-1993. Хрестоматия: В 4 ч. Ч. 1. М., 1994.
6. Ленин В. И. Военная переписка. 1917-1922. М,. 1966.
7. Ленин и ВЧК: Сб. документов. 1917-1922. М., 1987. S. Польско-советская война. 1919-1920. Ранее не опубликованные документы и материалы: В 2 ч. М., 1994. 9. РВСР (осень 1918-28 окт. 1923. М., 1997.
8. Слашев Я.А. Белый Крым. 1920 г. (Мемуары и документы). М., 1990.
9. Филипп Миронов. Тихий дон в 1917-1921 гг. Документы н материалы. М., 1997.
10. Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945. М., 1991.
11. Хрестоматия по истории России. 1917-1945. М., 1996.
12. Этапы большого пути. Воспоминания о гражданской войне. М., 1962.
Литература
Тема 3. ПЕРИОД НЭПа.
При изучении данной темы важно понять, что переход к НЭПу был вызван экономическим и политическим кризисом, в котором оказалась страна в начале 1921 г., разобраться, что такое экономический кризис (угроза экономической катастрофы, что такое политический кризис (недовольство народа политикой власти), понять их взаимосвязь, показать, в чем конкретно они проявились. Кризис ставил под вопрос само существование Советской власти. Чтобы этого избежать, политика военного коммунизма была заменена новой экономической политикой (нэпом). Ленину, большевикам было откуда черпать идеи Нэпа (они в определенном смысле в работе Ленина "Очередные задачи Советской власти" (весна 1918 г.), предлагались меньшевиками и эсерами в годы гражданской войны, Троцким, Лариным, и др. в начале 1920 г.). Важно понять, почему тогда эти идеи были отброшены.
|
Необходимо разобраться в сущности Нэпа, его назначении как средства (лекарства) по выходу из кризиса. Позже Бухарин предлагал экономические пути построения социализма на основе Нэпа. Следует хорошо представить основные противоречия этой политики (I — между отступлением в области экономики и неготовностью идти на адекватное отступление в политической сфере; II — между сельским хозяйством и промышленностью (стремление изъять средства из с/х для развития промышленности).
Важно изучить комплекс мероприятий Нэпа в области с/х, промышленности, торговли, финансов, других сферах (социальной, политической, идеологической, военной), уметь найти причины кризисов и трудностей периода Нэпа, знать его успехи. Период Нэпа — это борьба между рыночной и административно-командной тенденциями в экономике, последняя в конечном счете взяла верх, что и определило судьбу Нэпа. С развертыванием индустриализации и обострением трудностей (амбициозные планы оказались не по средствам, эффективность нэповской экономики была ниже дореволюционной), нэп был отброшен. Это происходило в связи с кризисом хлебозаготовок 1927/28, 1928/29 гг.
1-ое занятие
1. Экономический и политический кризис весны 1921 г.
2. Поиск новой экономической политики (кто придумал Нэп?).
3. Переход к Нэпу, его сущность, противоречия.
4. Комплекс мероприятий Нэпа. Трудности и успехи.
5. Причины свертывания новой экономической политики.
Источники
1. История России. 1917-1940. Хрестоматия. Екатеринбург, 1993.
2. История отечества в документах. 1917-1993: Хрестоматия: В 4 ч. М., 1994.
3. Крестьянские восстания в Тамбовской губернии в 1919-1921 гг. Антоновщина. Документы и материалы. Тамбов, 1994.
4. Кронштадт. 1921. M.., 1991.
5. Письма во власть. 1917-1927. Заявления, жалобы, доносы, письма в государственные структуры и большевистским властям. М., 1998.
6. Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945. М., 1991.
7. Хрестоматия по истории России. 1917-1940. М., 1995.
8. Хрестоматия по отечественной истории. 1914—1945. М., 1996.
Литература
1. Галкин В.В. Переход от политики военного коммунизма к Нэпу. М., 1994.
2. Голланд Ю.М. Кризисы, разрушившие Нэп. М., 1991.
3. Горин М.М. Нэп: поиски путей развития. M., 1990.
4. Дмитренко В.П. Четыре измерения Нэпа// Вопросы истории КПСС. 1991. № 3.
5. Виноградов СВ. Нэп: опыт создания многоукладной экономики. М.. 1996.
6. Карр Э. История Советской России. Большевистская революция. 1917-1923. Перев. с англ. М., 1990.
7. Ленин В.И. О продовольственном налоге // ПСС. Т. 43: О кооперации / ПСС. Т. 45.
8. Новая экономическая политика: Уроки хозяйственных реформ. М., 1989.
9. Нэп: приобретения и потери. М., 1994.
10. Нэп: завершающая стадия: Соотношение экономики и политики. М,. 1998.
11. Павлюченков СА. Крестьянский Брест или предыстория большевистского Нэпа. M., 1996.
12. Политическая история: Россия — СССР — Российская Федерация: В 2 т. Т. 2. М., 1996.
13. Секушин В.И. Отторжение: Нэп и командно-административная система. М., 1991.
14. Финансовое оздоровление экономики: опыт Нэпа. М., 1990.
15. Ханин Г.И. Почему и когда погиб Нэп //ЭКО. 1989. № 10; Родина. 1989. № 7.
В КОНЦЕ 20-х-ЗО-х гг.
Рассматривая проблемы социально-экономического развития СССР в конце 20-х-30-х годах, следует усвоить, что именно тогда методом "социалистического наступления", штурма и натиска осуществлялась индустриализация, коллективизация, преобразование в сфере культуре (культурная революция). Важно понять, что такое индустриализация, каковы ее задачи. Необходимо исходить из того, что индустриализация является объективной закономерностью исторического развития. Она — обязательное условие модернизации всякой страны. В связи с этим следует рассмотреть соотношение понятий "индустриализация" и "социалистическая индустриализация", определить отличительные черты последней. Важно разобраться, чем диктовалась ее необходимость и когда она началась. В СССР, строго говоря, речь шла о возобновлении индустриализации, прерванной событиями 1917 г.
Важно разобраться, как проходил выбор стратегии, в чем суть варианта Бухарина, и почему был избран вариант, который отстаивал Сталин и его окружение.
Рассматривая историю осуществления индустриализации, следует знать, что она проходила в годы довоенных пятилеток, раскрыть ее важнейшие проблемы, вытекающие прежде всего из того, что амбициозные планы были не по средствам. Важно выяснить особенности ее осуществления в 1926-1928 гг., в годы I, II, Ш пятилеток. Трудности форсированной индустриализации вызвали переход к сплошной коллективизации, которая проводилась "бешеными темпами", путем раскулачивания и насаждения колхозов. Все это вызвало перенапряжение сил, падение с/х производства и голод 1932/33. Следует разобраться во взаимосвязи форсированной индустриализации, сплошной коллективизации, преобразований в области культуры, призванных подготовить для народного хозяйства кадры квалифицированных рабочих и специалистов, показать, что осуществление индустриализации — подвиг народа.
Рассматривая итоги форсированного развития, необходимо сосредоточить внимание на вопросах: что удалось сделать, какова цена промышленного преобразования страны, когда была завершена индустриализация, какие социальные сдвиги в обществе произошли за эти годы, дать им оценку.
Ое занятие
1. Сущность и необходимость индустриализации, ее задачи.
2. Выбор стратегии. Борьба альтернатив.
3. Проблема накоплений: как она решалась.
4. Осуществление индустриализации (довоенные пятилетки) — подвиг народа.
5. Форснровшшая индустриализация и сплошная коллективизация (обусловленность). Проведение сплошной коллектив! ваши. Экономические итоги форсированного развтня, его цена.
6. Социальная сфера в годы "большого скачка".
Источники
1. Документы свидетельствуют: Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации. 1927-1932 гг. М., 1989.
2. История Отечества в документах. 1917 1993. Хрестоматия: В 4 ч. Ч. 2. М., 1994.
3. История России. 1917-1940. Хрестоматия Екатеринбург, 1993.
4. Индустриализация СССР. 1926-1941: В 4 вып. М., 1969-73.
5. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференции и пленумов ЦК. Т. 3. 8-е изд. М., 1970. С. 243-252. 312-321: Т. 4. М., 1970. С. 31-51. 385-386: Т. 5. М., 1971. С. 64-78. 129-170. 395-366.
6. Общество и власть в 30-е годы. Повествование в документах / Отв. ред. А.К. Соколов. М., 1998.
7. Сборник документов по земельному законодательству СССР и РСФСР. 1917-1954. М., 1954.
8. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Вьпь 2. 1921-1932. М., 1979; Вып. 3. 1933-1941. М., 1980.
9. Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945. М., 1991.
10. Хрестоматия по истории России. 1917-1940. М., 1995.
11. Хрестоматия по отечественной истории. 1914-1945. М., 1996.
Литература
1. Бухарин И.И. Избранные произведения. М., 1989.
2. Гордон Л.А. Клопов Э.В. Что это было? Размышление о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е гг. М., 1989.
3. Данилов В.П. Коллективизация сельского хозяйства в СССР // История СССР. 1990. № 5.
4. Зеленин И.Е. Осуществление политики ликвидации купечества как класса. 1930-1932 гг. // История СССР. 1990 № 6.
5. Ивницкий И.А. Коллективизация и раскулачивание (нач.30-х гг.). М., 1996.
6. Колганов А.И. Путь к социализму: трагедия и подвиг. М., 1990.
7. Лельчук B.C. 1926-1940: завершенная индустриализация или промышленный рывок1 // История СССР. 1990. № 4.
8. Рогачевская Л.С. Ликвидация безработицы в СССР. 1917-1930. М., 1973.
9. Рогалина И.Л. Коллективизация: уроки пройденного пути. М., 1989.
10. Тепцов Н.В. Аграрная политика: на крутых поворотах 20-30-х гг. М., 1992.
Источники
1. Год кризиса. 1938-1939. Документы и материалы: В 2 т. М., 1990.
2. Документы внешней политики СССР. Т. 1-23. М., 1957-1998.
3. История России. 1917-1940. Хрестоматия. Екатеринбург, 1993.
4. История Отечества в документах. 1917-1993. Хрестоматия: В 4 ч. Ч. 2. М., 1994.
5. Майский И.М. Воспоминания советского дипломата. 1925-1945. М., 1987.
6. Накануне. 1931-1939. Как мир был ввергнут в войну. Краткая история в документах, воспоминаниях, комментариях. М., 1991.
7. Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси-России-СССР за 1000 лег в именах, документах, фактах. Выи. 2. Воины и мирные договоры. Кн. 3. Европа в I и XX в. Справочник. М., 1998.
8. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Выи. 2. 1921 1932. М.. 1979: Вып. 3. 1933 1941. М., 1980.
9. Хрестоматия но истории СССР. 1917 1945. М., 1991.
10. Хрестоматия по истории России. 1917 1945. М., 1995.
11. Хрестоматии по отечественной истории. 1914-1945. М., 1996.
Литература
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
Выполнение контрольной работы по курсу «Новейшая история восточных славян (история России и Украины)» предусмотрено учебным планом и является составной частью самостоятельной работы студента-заочника по изучению указанного курса и подготовке к сдаче экзамена.
Контрольная работа выполняется письменно в объеме одной школьной тетради и защищается устно в форме собеседования с преподавателем в течение семестра в дни консультаций или накануне сессии. Студент, не выполнивший контрольную работу или не защитивший ее, к экзамену (или зачету) не допускается.
Темы контрольных работ на каждый год указываются преподавателем. План контрольной работы, ее структура продумывается и составляется студентом самостоятельно. Перечень литературы к темам имеет рекомендательный характер и не является исчерпывающим. Студенту не следует ограничиваться только теми публикациями, которые названы в перечне литературы к теме. При выборе темы контрольной работы студенту-заочнику полезно учитывать наличие источников и литературы по ней в местных библиотеках, свои возможности найти и получить необходимую для выполнения контрольной работы литературу.
Важнейший этап при подготовке контрольной работы — изучение научной литературы и источников по избранной теме. Рекомендуется начать с доступных учебных пособий, хрестоматий, учебников для вузов. С учетом тех изменений, которые произошли в последнее десятилетие в освещении советского периода истории России, предпочтение следует отдавать учебной литературе, вышедшей в 90-е гг. Во всяком случае недопустимо ограничиваться изданиями только советского периода, т.е. вышедшими до начала 90 гг. Имеющийся сегодня плюрализм мнений, различия во взглядах авторов исторических исследований, различный подход к освещению и оценке многих исторических личностей, событий, явлений новейшей истории восточнославянских стран периода 1917–1939 гг. большое количество учебных пособий зарубежных авторов, написанных в разные годы, требуют от студента критического подхода к ним, продуманной аргументации своей (или избранной) точки (рения, умения вести научную полемику. Разумеется, это потребует дополнительного обращения к опубликованным документам. их изучения и анализа.
Такой же подход потребуется при изучении рекомендуемой и имеющейся в библиотеках научной литературы и источников (статей, монографий, сборников документов, воспоминаний, статистических данных и т. д.), в т.ч. и опубликованных в периодических изданиях (исторические и общеполитические журналы, газеты).
В процессе изучения и сбора материала по избранной теме следует наметить план контрольной работы, который окончательно формируется перед ее написанием. Контрольная работа должна включить как минимум: I) название темы; 2) план (2-3 и более главы /раздела/); основную часть, т.е. содержание глав, которое должно максимально полно раскрыть тему, включать выводы по изложенному историческому материалу; 4) списка изученных и использованных источников и литературы.
Контрольная работа должна быть написана грамотно, четко, разборчивым почерком, с выделением абзацев, глав (пли разделов). Страницы следует пронумеровывать и обязательно оставлять поля для замечаний. Цитаты, факты, цифровой материал, приведенные в контрольной работе, обязательно должны иметь ссылки на источники, из которых они взяты. Ссылки делаются в конце страницы пли в конце работы с соблюдением установленных правил. Работа должна быть подписана студентом. В конце ее ставится дата выполнения.
Преподаватель учитывает степень полноты раскрытия темы, логику изложения, аргументирование выводов. Особое внимание обращается на культуру оформления.
Основные требования, предъявляемые к содержанию контрольной работы: I) всестороннее освещение и анализ основных вопросов рабочего плана; 2) выводы должны быть логичны и аргументированы; содержание контрольной работы должно свидетельствовать о знании исследовательской литературы и источников по избранной теме.
Наиболее типичные недостатки контрольных работ: 1) компилятивный характер, отсутствие последовательности и логичности в изложении; 2) содержание контрольной работы ограничено материалом учебных пособий и учебников: 3) описательный характер, без должного анализа и обобщения; небрежное оформление работы (текст написан неразборчивым почерком, изложенный материал не имеет плана, фрагментарен, неправильно оформлены ссылки, неправильно оформлена библиография: 4) фактические и грамматические ошибки.
При серьезных недостатках и ошибках работа возвращается студенту. Повторная работа представляется при наличии первого варианта. При успешной сдаче в зачетной книжке делается соответствующая запись, которая служит основанием для допуска к сдаче зачета пли экзамена по курсу.
Источники
1. История Отечества в документах. I9I7-I993 гг. Хрестоматия в 4-х частях. Ч. I. М., I994.
2. История России. I9I7–1940 гг. Хрестоматия. Екатеринбург, I993.
3. Керенский Л.Ф. Воспоминания. М., I996.
4. Октябрьская революция. Мемуары. М., I990.
5. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Вып. I. Эпоха социализма. 1917—1920 гг. М., 1978.
6. Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945. М., 1991.
7. Хрестоматия по отечественной истории. 1914-1945. М., 1996.
8. Хрестоматия по истории России. 1917-1940. М., 1995.
Литература
1. Городецкий Е. II. Рождение советского государства. М., 1987.
2. История Отечества: люди. идеи, решения. Очерки истории советского государства. М., 1991.
3. Иоффе Г.З. Семнадцатый год: Ленин. Керенский. Корнилов. М., 1945.
4. Октябрь 1917 г.: величайшее событие или величайшая катастрофа? М., 1991.
5. Октябрьский переворот/ Сост. Д.С. Аникин. М., 1991.
6. Первое советское правительство (СНК). Окт. 1917-июль 1918 г. М., 1991.
7. Переписка на исторические темы. М.. 1987.
8. Рабинович А. Большевики приходят к власти: революция 1917 г. в Петрограде (пер. с англ.). М., 1489.
9. Старцев В.И. Победа октябрьского вооруженного восстания в Петрограде и Москве // Вопросы истории, 1989. № 12; В.И. Ленин в Октябре // Вопросы истории. 1987. № 10.
10. Ленин B.II. О задачах пролетариата в данной революции // Полн. собр. соч. Т. 32; Кризис назрел; Большевики должны взять власть; Марксизм и восстание. Советы постороннего // Полн. собр. соч. Т. 34.
.
Тема 2. ВЫХОД СОВЕТСКОЙ РОССИИ ИЗ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. БРЕСТСКИЙ МИР
Примерный план
1. Декрет о мире. Внешнеполитические приоритеты новой власти.
2. Практические шаги Советской власти по выходу из войны
3. а) заключение перемирия;
4. б) переговоры в Брест-Литовске.
5. Политическая борьба по вопросу заключения мира в партии и советах.
6. Заключение и ратификация Брестского мира, его последствия.
Источники
Литература
Тема 3. ВСЕРОССИЙСКОЕ УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ: ВЫБОРЫ, СОЗЫВ, РОСПУСКИ
Примерный план
1. Вопросы об Учредительном собрании в период от Февраля к Октябрю.
2. Выборы, их результаты.
3. Созыв и роспуск Учредительного собрания.
4. Последствия роспуска Учредительного собрания.
Источники
Литература
Тема 4. ПЕРЕХОД К НЭПу. СИСТЕМА ЕГО МЕРОПРИЯТИЙ
В 1921-1925 гг.
Примерный план
1. Экономический и политический кризис весны 1921 г. Поиск новой экономической политики.
2. Переход к Нэпу, его сущность, противоречия.
3. Комплекс мероприятий Нэпа (в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, финансах, политической сфере и т. д.)
4. Трудности и успехи начального периода Нэпа.
Источники
Литература
Тема 5. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СССР -
МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА (1922-1936)
Примерный план
1. Условия и причины образования СССР.
2. Проекты создания многонациональной державы.
3. Образование СССР, его конституция.
4. Развитие СССР как многонационального государства (!922-1936). Победа принципов автономизации и унитаризма.
Источники
Литература
1. Байбаков С.А. История образования СССР: итоги и перспективы изучения. М., 1997.
2. Златопольский Д.Л.. Чистяков О.П. Образование СССР. М., 1972.
3. Известия ЦК КПСС. 1989. № 9. С. 195-206.
4. Историки спорят. М., 1989. С. 191-227.
5. История национально-государственного строительства в СССР. 3-е изд. Т. 1. 1917-1936: Т. 2. 1937-1977. М., 1979.
6. Пайпс Р. Россия при большевиках. Перев. с англ. М., 1997.
7. Ленин В.И. К вопросу о национальностях или об автоматизации // Полн. собр. соч. Т. 45.
8. Хоскинг Дж. История Советского Союза. 1917-1991. Изд. 2-е; испр. и доп. Перев. с англ. М., 1995.
9. Якубовская С.И. Развитие СССР как союзного государства. 1922-1936. М., 1972.
Тема 6. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРИОД НЭПа:
ДОСТИЖЕНИЯ И ПОТЕРИ
Примерный план
1. Особенности развития культуры в годы Нэпа.
2. Образование.
3. Наука.
4. Литература и искусство.
Источники
1. История Отечества в документах. 1917-1993. Хрестоматия в 4-х ч. Ч. 2. М., 1994.
2. История России. 1917-1940. Хрестоматия. Екатеринбург, 1993.
3. Культурная жизнь в СССР. 1917-1927. Хроника. М., 1975.
4. Культурная жизнь в СССР. 1928-1941. Хроника. М., 1976.
5. Культурное строительство в РСФСР. 1917-1941. В 2-х т. М., 1983. 1986.
6. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Вып. 2. 1921-1932. М., 1979: Вып. 3. 1933-1941. М., 1980.
7. Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945. М., 1991.
8. Хрестоматия по истории России. 1917-1940. М.. 1995.
9. Хрестоматия по отечественной истории. 1914-1945. М., 1996.
Литература
1. Вернадский Г. Русская история. Перев. с англ. М., 1997. Гл. 13.
2. Георгиева Т.С. История русской культуры. М., 1998.
3. Гордон Л.А., Клопов А.В. Что это было. М., 1989.
4. Зезина М.Р., Koшман Л.В., Шульг<
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!