Международный туризм и характеристика его участников — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Международный туризм и характеристика его участников

2017-11-18 3034
Международный туризм и характеристика его участников 3.03 из 5.00 33 оценок
Заказать работу

Международный туризм является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли. В экономике отдельной страны он выполняет ряд важных функций: является источником валютных поступлений и средством для обеспечения занятости населения; вносит вклад в платежный баланс; способствует диверсификации экономики, оказывая стимулирующие воздействия на отрасли, обслуживающие сферу туризма; повышает привлекательность страны как сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества; создает стимулы для притока в национальную экономику иностранного капитала.

По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования начинает развиваться международный туризм. Международный туризм — это вид деятельности, направленный на предоставление различного рода туристских услуг и товаров туристского спроса с целью удовлетворения широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста [1].

Туризм занимает значительное место в международных отношениях: из 7 млрд. человек на планете ежегодно около 1 млрд. ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Сегодня в мире осуществляется активное развитие различных видов альтернативного туризма: образовательного, экологического, лечебно-оздоровительного, романтического, приключенческого, делового и корпоративного, кулинарного, сельского, спортивного, космического, духовно-паломнического, кинотуризма, а также туризма для людей с ограниченными физическими возможностями и детского каникулярного отдыха.

Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики. За последние три десятилетия число туристов в мире увеличилось почти в 4 раза, а доходы от туризма — более чем в 25 раз. Туризм является высокодоходной отраслью и входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей промышленностью и с автомобилестроением, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6%, соответственно. На долю туризма приходится примерно 30% мировой торговли услугами, около 7% мировых капиталовложений и 10,5% мирового ВВП [2].

Главной особенностью международного туризма является пересечение государственных границ. Чем сильнее различия между государствами, тем больше препятствий на пути свободного перемещения людей. Упрощение (ужесточение) формальностей оказывает воздействие на международные туристские потоки, обеспечивая (или, наоборот, затрудняя) передвижение людей. Не способствуют развитию международного туризма сложная и запутанная процедура оформления выездных документов, нарушение сроков их рассмотрения или произвольное отклонение, введение жестких ограничений на ввоз и обмены валюты, от чего зависит уровень потребления товаров и услуг туристами. С этой точки зрения таможенные декларации и досмотры выступают в качестве сдерживающего начала и приводят к сокращению туристских поездок.

Другая особенность международного туризма имеет экономический характер и раскрывается через влияние, которое он оказывает на платежный баланс страны. Иностранные туристы, оплачивая товары и услуги, обеспечивают поступление валюты в бюджет принимающей страны, тем самым активизируя ее платежный баланс, именно поэтому прием иностранных туристов получил название активного туризма. С другой стороны, выезд туристов за границу сопряжен с оттоком валюты из страны их постоянного проживания. Международные платежи по туристским операциям такого рода отражаются в пассиве платежного баланса страны—поставщика туристов, а сам туризм характеризуется как пассивный. Деление на активный и пассивный, исходя из особенностей отражения финансовых результатов туристской деятельности в платежном балансе, присуще только международному туризму и не распространяется на туризм внутренний [1].

Туристические услуги составляют значительную часть потребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительный характер, т.е. отдых, возможность развития личности, познания исторических и культурных ценностей, занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях. Таким образом, туризм сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, воспитательный и эстетический факторы.

Туризм зависит от политической и экономической ситуации, а также от моды и рекламы, которые, воздействуя на потребности и интересы людей, их настроение, определяют спрос. Предложение услуг (число стран, преимущественно принимающих туристов), значительно превышает спрос на туристические поездки (число стран — поставщиков туристов), поэтому рынок международного туризма является рынком покупателя.

Во всех сферах туристической деятельности, как на уровне государственных структур, так и в области формирующегося турбизнеса, идёт поиск новых форм работы, расширение сферы предложения и углубление его специализации.

Всемирная Туристская Организация предложила следующую градацию туристов по возрастному признаку: дети, путешествующие с родителями (до 15 лет), молодёжь (15-24 года), экономически активные молодые туристы (25-44 года), экономически активные туристы среднего возраста (45-64 года), туристы третьего возраста (от 65 лет) [2].

В практике работы предприятий туристской индустрии для целей статистики применяют следующие возрастные категории:

¾ 0-2 года — инфант (грудной ребёнок);

¾ 3-12 лет – ребёнок;

¾ 14-18 лет – школьник;

¾ 18-25 лет — молодёжь (студенты);

¾ 26-45 лет – взрослые;

¾ 46-65 лет — взрослые;

¾ 65 лет и старше — пенсионеры (третий возраст) [2].

Фирмы, оказывающие туристические услуги, можно объединить в две группы: продавцы услуг (оказывающие услуги) и посредники.

Продавцы услуг обеспечивают их основной объём (гостиницы, рестораны, круизные линии и другие рекреационные предприятия).

Основными посредниками являются регулярные и чартерные авиалинии, операторы туров, турагенства и фирмы.

Национальные туристские администрации (НТА) – специализированные правительственные организации (министерства) развитых стран, которые успешно:

¾ формируют и разрабатывают туристский продукт;

¾ продвигают туристский продукт на туристский рынок;

¾ решают многие локальные задачи;

¾ разрабатывают маркетинг;

¾ изучают потенциальную аудиторию (незанятый сегмент рынка) [2].

В настоящее время наблюдаются следующие пропорции в туристских потоках: групповые туристы составляют 25-35% от общего числа лиц, путешествующих за границу; индивидуальные туристы, составляющие 65-75%, выезжают в основном в близлежащие страны. Объёмы путешествий с целью рекреации увеличиваются более динамично по сравнению с объёмом делового туризма. Вместе с тем необходимо отметить значительное увеличение инсентив-туров. Вместе с ростом требовательности туристов к сервису, сам туристский продукт становится все более изощренным, возрастают его трудоёмкость и капиталоёмкость. В значительной мере это было вызвано появлением новых видов туризма и устойчивым развитием специальных видов туризма.

Постоянное расширение международного туристского обмена обусловило появление специализированных туристских организаций: ВТО, IATA, ICAO, PATA и других. Всего в мире насчитывается свыше 200 международных туристских организаций. Опираясь на их деятельность, страны, регионы, области создают свои туристские организации для развития и продвижения туризма. Документы, создаваемые международными туристскими организациями, обеспечивают гармонизацию международного и национального законодательств, унифицируют нормы международного права, формируют чёткое взаимодействие всех участников туристского рынка и создают основу для национального туристского права [2].

К числу наиболее влиятельных относятся следующие документы:

¾ Общая резолюция Римской конференции ООН по международному туризму и путешествиям (1963 г.);

¾ Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975г.);

¾ Международные гостиничные правила, одобренные Советом Международной гостиничной ассоциации (МГА) в 1981 г.;

¾ Итоговый документ Венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989 г);

¾ Кодекс отношений между гостиницами и туристскими агентствами, принятый Всемирной федерацией ассоциаций туристских агентств (УФТАА) и МГА (1991 г.);

¾ Соглашение и Стандартный контракт между отелем и перевозчиком, принятые МГА и Международным союзом участников дорожного транспорта (1994г.);

¾ Типовой контракт, подлежащий подписанию туристским агентством и клиентом согласно Директиве Европейского экономического союза (ЕЭС), принятой в 1995 г.;

¾ Монреальская декларация, принятая Генеральной ассамблеей Международного бюро социального туризма (1996 г.);

¾ Манильская декларация по социальному взаимодействию туризма, принятая Всемирным совещанием руководителей сферы туризма (1997 г.);

¾ Соглашение об единых условиях для периодических техосмотров, принятое Ассоциацией международных автоперевозчиков, объединяющей автоперевозчиков пассажиров и грузов (АСМАП) в 2003г [2].

Любое цивилизованное государство для того, чтобы получать от туриндустрии доходы в бюджет, должно вкладывать средства в исследование своих территорий с целью выявления туристского потенциала и рационального туристского обустройства, подготовки на этой основе программ развития туристского бизнеса, проектов инфраструктуры туристских центров и курортных регионов, в обучение и переподготовку кадров, в информационное обеспечение и рекламу. Средства должны быть как государственными, так и привлечёнными. Кроме того, государство должно не только поддерживать туризм финансовыми ресурсами, но и проводить в жизнь передовое туристское законодательство.

В целом можно отметить, что международный туризм развивается и приобретает все большую популярность. Однако по официальным данным объемы внутреннего туризма в 4 раза больше. Это связано с тем, что не каждый человек по своему доходу может позволить себе международный туризм.

 

 

2.4.2 Ценообразование в международном туризме

Все производители туристских услуг стали понимать, что их прибыль оказалась в жестких тисках конкуренции за лучшую цену и лучшее качество. Цена выполняет исключительно важную функцию, которая состоит в получении выручки от реализации. Именно от ценовой стратегии в конечном счете зависят достигнутые коммерческие результаты, а правильно выбранная ценовая политика оказывает долговременное и решающее значение как на конкурентоспособность туристских продуктов, так и на деятельность предприятия в целом.

Политика цен - это система стандартных правил определения цены туристского продукта при его формировании и реализации. Политика цен может разрабатываться на длительный срок и приспосабливаться к меняющимся условиям рынка. Целесообразно использовать гибкий подход к ценообразованию, т. е. цена должна обладать маневренностью и динамичностью [3].

Актуальность проблем разработки ценовой стратегии в деятельности туристских фирм связана со следующими факторами:

¾ ценообразование является важнейшим элементом комплекса маркетинга, важным средством управления, которое позволяет формировать объем прибыли предприятия;

¾ свободное установление цены на туристский продукт связано с решением ряда методических проблем: как формируется цена в рыночных условиях; какие критерии выбора можно использовать; каков порядок регулирования цен со стороны государства;

¾ большинство мелких и средних туристских организаций не обладает достаточными ресурсами для активного использования методов неценовой конкуренции;

¾ рынок туристских услуг, по сути, является рынком покупателя; цена в маркетинговой деятельности выполняет важную функцию - согласование интересов туристской организации и клиента [4].

Ценообразование в сфере туризма имеет ряд отличительных свойств:

1) Услуги туризма представляют собой конечный продукт, предназначенный непосредственно для потребления, поэтому цены на услуги – это розничные цены.

2) Если на стадии создания промежуточного продукта с помощью цен перераспределяется его стоимость между хозяйствующими субъектами, то на стадии конечной реализации продукта отклонение цен от стоимости ведет к перераспределению доходов населения между различными группами (потребителей и производителей).

3) Сфера услуг непосредственно связана с потребителем в процессе оказания услуг, поэтому она имеет устойчивый спрос на целый ряд услуг, в т.ч. на услуги туризма. Однако устойчивый спрос во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, поэтому при установлении цен нужно учитывать такой психологический нюанс – цена не должна вызывать у покупателя отрицательных эмоций.

4) Процессы производства, реализации и потребления услуг совпадают во времени, поэтому применяется сезонная дифференциация цен и тарифов. Спрос на услуги туризма носит ярко выраженный сезонный характер. Цены на турпродукт резко колеблются в зависимости от сезона (зимний, летний, межсезонье).

5) Цены на определенные виды услуг могут не входить в стоимость турпакета. Они оплачиваются каждым туристом в отдельности [3].

Цена на услуги туризма включает следующие элементы:

¾ стоимость сырья и материалов (продукты для приготовления пищи, постельные принадлежности);

¾ текущие расходы на производство, реализацию и организацию потребления услуг;

¾ прибыль туроператора;

¾ косвенные налоги по видам услуг (НДС, таможенные пошлины);

¾ скидки для отдельных групп туристов;

¾ надбавки или скидки (комиссионное вознаграждение) в пользу турагента [3].

Первые два элемента формируют себестоимость туристических услуг.

При разработке цен учитываются различные комиссионные вознаграждения посредникам:

1) комиссия для туроператоров, которые разрабатывают программы и реализуют их самостоятельно или через посредников (комиссия для оптовиков);

2) розничная комиссия турагентам, которые перепродают программы туроператора или сами бронируют гостиничные номера;

3) комиссия для других организаций, которые выступают в качестве посредников между турагентом, туристом и гостиницей [4].

Цена турпакета на 1 туриста, т.е. стоимость турпутевки, определяется по формуле:

Ц = (С + Н + П – С ± К)/ (Чг + Чс),

где Ц – цена турпакета;

С – себестоимость услуг, входящих в турпакет, составленный туроператором;

Н –налоги;

П – прибыль туроператора;

С – скидка туристу с цены отдельных видов услуг;

К – комиссионное вознаграждение турагента («+» - означает надбавку к цене турпакета, «- «означает скидки с цены туроператора в пользу турагента);

Чг – количество туристов в группе;

Чс – количество лиц, сопровождающих группу [3].

Экономисты используют три метода ценообразования:

1) На основе издержек, или затратный метод. Он построен на калькуляции полной себестоимости турпродукта. Оно используется теми турфирмами, которые стремятся в первую очередь получить прибыль от инвестиций.

2) С ориентацией на уровень конкурентов - метод, достаточно характерный для туристских организаций. Пи нем цены устанавливаются ниже, выше или на уровне рыночных в зависимости от требовательности клиентов, предоставляемого сервиса, реальной или предполагаемой реакции конкурентов. Его отличительная особенность - отсутствие постоянной зависимости между ценами и затратами.

3) С ориентацией на спрос - метод, основанный на изучении желаний потребителей и установлении цен, приемлемых для целевого рынка. Он применяется в том случае, если цена является решающим фактором в приобретении турпродукта клиентами. При этом выявляются потоки цен - максимальная сумма, которую потребитель готов заплатить за данную услугу [4].

При разработке ценовой стратегии турфирма должна использовать три перечисленных метода ценообразования во взаимосвязи, поскольку ориентация только на один из них не способствует проведению гибкой ценовой стратегии и может привести к косвенным или прямым убыткам.

Цена имеет два предела - нижний и верхний: нижним пределом выступают понесенные затраты, то есть себестоимость турпродукта; верхний определяется спросом на данный вид продукта.

Порядок ценообразования на туристические услуги в Республике Беларусь определен Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Минэкономики РБ от 22.04.1999 № 43 (с изменениями и дополнениями) (далее - Положение № 43), которое применяется всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории Республики Беларусь, если Президентом РБ или Правительством РБ не установлен иной порядок ценообразования.

Включение затрат в себестоимость туристических услуг в связи с отсутствием нормативного правового акта, регламентирующего отраслевые особенности состава затрат в сфере туризма и отдыха, согласно п.2.1 Положения № 43, производится в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) [5].

В туристической деятельности цены на сформированный тур как комплекс оказываемых услуг обосновывает, рассчитывает и устанавливает туроператор. Турагенты оказывают отдельные консультационно-информационные услуги, а также отдельные платные услуги, связанные с организацией путешествия. Перечень платных услуг, а также установленные на них цены у туроператора и турагента определяются прейскурантом, который должен находиться в офисе организации в доступном для посетителя месте. Достоверность произведенных расчетов и указанных в нем цен на туристические услуги подтверждается подписью главного бухгалтера, а сам прейскурант утверждается подписью руководителя организации и заверяется круглой печатью.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями) отпускные цены на новые туристические услуги подлежат обязательной регистрации в порядке, установленном Советом Министров РБ [5].

В сфере выездного туризма регистрируется общая стоимость путевки на одного человека, которая включает транспортные услуги, плату за гостиницу (отель определенной разрядности), оплату питания (пансион, полупансион), экскурсионное обслуживание и прочие услуги, определенные выбранным туристским продуктом. Туристские поездки в зарубежные страны имеют разную продолжительность по времени, поэтому единицей для наблюдения за ценами является стоимость одного дня обслуживания туриста на маршруте. Стоимость путевки, как правило, установлена в иностранной валюте, а реализация путевок оформляется туроператором в национальной валюте, которая и подлежит регистрации.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.