Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-11-18 | 264 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
- существо проблемы: определение онтологического и гносеологического статуса универсалий (содержания общих понятий), их отношения к единичному, чувственно воспринимаемому отдельному;
- средневековое понятие универсалий возникло на базе учения Платона об идеях и близкого к нему учения Аристотеля о формах;
- острота проблемы обусловлена тем, что она затрагивает вопросы о соотношении Божественной сущности и ипостаси (лица), замысла Божьего и сотворённых вещей, идеи человека и конкретной личности, сущности и существования;
- проблема обсуждалась ещё в античности, её классическая постановка – во «Введении» к «Категориям» Аристотеля неоплатоника Порфирия (232-304); в средневековому схоластику она вошла через комментарии «последнего римлянина и первого схоласта» Боэция (480-524) к работам Порфирия;
- Порфирий поставил три вопроса (не дав на них ответа):
(1) Существуют ли универсалии (т.е. роды и виды: животное, человек, лошадь и т.д.) самостоятельно (т.е. вне конкретных вещей) или только в мышлении?
(2) Если они существуют самостоятельно, то являются ли они в таком случае телесными или бестелесными?
(3) Если они бестелесны, то имеют ли они единую природу с чувственными вещами (существуют в телесных вещах) или обладают отдельным бытием?
В решении вопроса (1) философы поделились на два основных направления, в которых были «умеренные» и «крайние» позиции:
Реализм: реалисты отвечали на вопрос о самостоятельном существовании универсалий утвердительно. Универсалии существуют реально, самостоятельно, вне конкретных вещей: кроме конкретных лошадей и вне их реально существует «лошадность», присущая всем лошадям как таковым, вне конкретных быков – «быковость», вне любых четвероногих животных – «четвероногость» и т.п. | Номинализм: номиналисты (от лат. «nomen» - «имя» отвечали на вопрос о самостоятельном существовании универсалий отрицательно. Универсалии возникают в уме человека, закрепляются названиями, именами. Вне конкретных вещей общее (универсалии) существует только в словах (именах), которыми называют вещи определённого вида. Вне конкретных объектов нет никакой «лошадности», «быковости», «четвероногости», а есть только слова «лошадь», «бык», «четвероногое», применимые к любой лошади, быку, четвероногому. В античности эти идеи отстаивали киники – Антисфен, Диоген |
Крайний – опирается на Платона и неоплатоников; характерно (1) признание реального существования универсалий вне и до конкретных вещей; (2) универсалии понимаются как опосредствующие звенья между Богом-Творцом и конкретными сотворёнными вещами. Универсалии = содержащиеся в уме Бога образцы, в соответствии с которыми Богом создаются конкретные вещи, при этом универсалии = сущности более высокого порядка, нежели отдельные объекты, и в некотором смысле более реальны, чем они. Более общие (родовые) универсалии содержатся в менее общих (видовых), видовые – в конкретных предметах: «четвероногое» > «лошадь» > все конкретные лошади. Иоанн Скотт Эриугена:роды и виды предшествуют отдельным вещам; каждый род целиком содержится в своих видах, вид – полностью содержится в конкретных вещах Шартрская и Сен-Викторская школы Ансельм Кентерберийский:кто не признаёт реального существования универсалий, кто не понимает, как разные люди связаны с одним «человеком», тот никогда не поймёт, как единый Бог существует в трёх лицах. | Крайний – существуют только конкретные вещи, а общее – только в словах. Росцелин:общее в вещах – это последовательности звуков, «дуновение звука» Росцелин пришёл к еретической мысли о существовании трёх разных богов в Святой Троице. |
Умеренный – ближе к учению Аристотеля и перипатетиков; универсалии (общее) существуют только в конкретных вещах как их сущности. Фома Аквинский {Ибн Сина, Аверроэсв арабо-мусульманской философии} –троякое существование универсалий: 1) до конкретных вещей – в уме Бога; 2) в конкретных вещах; 3) после конкретных вещей – в уме человека (как впечатления от них) (понятие универсалий сливается с аристотелевским понятием формы – универсалии и формы трактуются как сущности соответствующих вещей) | Умеренный – универсалии существуют в человеческом уме после конкретных вещей. Дунс Скот: конкретные, индивидуальные объекты – вершина и цель творения; для их возникновения требуется соединение материи и формы (влияние Аристотеля) и совершаемый Богом особый индивидуализирующий акт, создающий отличия объектов одного вида. Уильям Оккам («терминизм») после вещей – в словах и человеческом уме. Могущественный Творец способен создать множество конкретных вещей без универсалий-посредников, актом Божественной воли. Универсалии – это термины, знаки вещей, фиксирующие посредством слова сходство объектов, называемых одним термином. Термины не случайны: им соответствуют определённые состояния человеческой души, они рождаются как аббревиатуры при проведении ментальных операций над сходными предметами. Универсалии ненеобходимы для объяснения бытия, поэтому «Не следует умножать сущности сверх необходимости» («бритва Оккама») |
Опасность для католицизма: ведёт к отказу от идеи троичности единого Бога | Опасность для католицизма: ведёт к отказу от идеи единства трёх ипостасей Бога |
Концептуализм: (промежуточная позиция) общим понятиям соответствует нечто в самих вещах, но это нечто не обладает самостоятельным существованием, а выявляется в результате абстрагирующей концептуализации в уме человека Пьер Абеляр: 1) в чистом виде универсалии существуют до вещей – в уме Бога; 2) благодаря абстрагирующей деятельности человеческого ума, базирующейся на чувственном восприятии единичных вещей, универсалии существуют как понятия (концепты) после вещей – в уме человека. |
В Новое время спор об универсалиях трансформировался в спор между объективными и субъективными идеалистами
|
|
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!