Виды конституционно правовых норм — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Виды конституционно правовых норм

2017-11-18 613
Виды конституционно правовых норм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Альбом схем

 
 
Основы конституционного права России

 

 


Санкт-Петербург


 

Иванов П.В. Основы конституционного права России Альбом схем: Учебно-методическое пособие / Санкт-Петербургский университет МВД России. 2011. с.

 

Подготовлен в соответствии с требованиями государственного профессионального образовательного стандарта по специальности 030501 – Юриспруденция.

Рассчитан на курсантов и слушателей Санкт-Петербургского университета МВД России в качестве дополнительной литературы.

 

Пособие обсуждено на заседании кафедры

«___» января 2011 г., протокол № ___

 



ТЕМА 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО - ОТРАСЛЬ ПРАВА,

НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА



Виды конституционно правовых норм

 


Конституционно-правовые отношения

 
 

Субъекты конституционно-правовых отношений

 
 
Конституционно-правовые отношения действуют не сами по себе. Кроме юридических фактов необходимы ещё субъекты, которые наделяются определёнными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения


Субъекты конституционно-правовых отношений – это участники правоотношения, между которыми в соответствии с конституционно правовой нормой возникают права и обязанности.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются:

  а) народ в целом - граждане РФ; б) общности людей: многонациональный народ страны, которому принадлежит вся государственная власть; народы субъектов федерации; население административно-территориальных единиц; в) государство, обладающее суверенитетом на всей своей территории и независимостью в отношениях с другими государствами; г) государства Российской Федерации – республики, входящие в ее состав. д) государственные образования - края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; е) органы государственной власти: центральные (парламент, глава государства, правительство, орган конституционного контроля, верховный суд и др.); региональные; ж) органы местного самоуправления, создаваемые муниципальными образованиями, которые наделяются правом решать все основные вопросы местной жизни; з) депутаты федеральных и региональных законодательных органов законодательной власти; и) ассоциации граждан: политические партии; массовые общественные организации, профсоюзы, религиозные объединения и др. к) иностранцы, лица без гражданства, обладающие конституционными правами и свободами на территории страны; (права иностранцев и лиц без гражданства ограничены) и др.

 

 




Конституционное ПРАВО как учебная дисциплина

 

       
   
 
 

 

ТЕМА 2. ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА



Содержание и юридические свойства Конституции РФ



ТЕМА 3. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ В РОССИИ

Понятие основ государственного (конституционного) строя



Разновидности суверенитета




Полномочия Совета Федерации





Полномочия Правительства РФ


Тема 11. Законодательные и исполнительные органы

Субъектов Российской федерации

 

Во всех республиках в составе России избираются парламенты, которые имеют различные названия (Законодательное Собрание, Верховный Совет, Государственное Собрание, Народное Собрание и т. д.). Они являются составной частью парламентаризма, избираются народами республик, выражают волю и интересы республик. Поэтому их с полным правом можно относить к представительным органам. Кроме того, парламенты избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании и добровольности участия в выборах избирателей. Избираются они сроком на 4 года или 5 лет в количестве от 27 (Ингушетия и Калмыкия) до 250 депутатов (Татарстан).

Парламенты республик являются законодательными органами. Они осуществляют руководство республиками, прежде всего посредством принятия законов. Законотворческая деятельность для них—основной вид деятельности. Вместе с тем важное место в парламентах республик занимает контрольная деятельность, которую они осуществляют в период обсуждения программ правительств, утверждения бюджета и отчета о его исполнении, объявления правительствам вотума недоверия и т. д.

 

10.2. Компетенция парламентов республик

Компетенцию парламентов республик можно классифицировать на три большие группы: в области законодательства и государственного строительства, в области экономического и социально-культурного строительства, в области внешних сношений.

К полномочиям в области законодательства и государственного строительства относятся принятие конституции и внесение в нее поправок; принятие законов, кодексов, иных актов и внесение в них поправок; надзор и контроль за конституционностью и законностью в республиках; принятие решений о проведении республиканских референдумов и неукоснительного соблюдения их результатов; принятие решений по вопросам государственного устройства республик и изменения их границ; назначение выборов представительных комиссий; участие в формировании высших органов государственной власти республик (Правительства и его членов, прокуроров республик, избрание Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда республики и т.д.); учреждение государственных наград и почетных званий республик.

Важнейшие из полномочий в области экономического и социально-культурного строительства состоят в следующем: разработка и принятие республиканских программ экономического и социально-культурного развития; принимают государственные бюджеты республик, утверждают отчеты об их исполнении, осуществляют постоянный контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджета и внебюджетных средств; особое внимание в последнее время парламенты республик стали уделять контролю за своевременным и полным поступлением налогов в бюджет; в центре внимания парламентов республик находятся вопросы рационального и эффективного использования природных богатств; парламенты республик уделяют большое внимание развитию социальной инфраструктуры и национальной культуры.

В конституциях республик предусмотрены полномочия в области внешних сношений и обороны страны.

В большинстве субъектов (краях, областях, городах федерального значения) Российской Федерации законодательные (представительные) органы власти именуются Законодательными Собраниями, Думами, просто Собраниями и т. д. Избираются они, как правило, на два—четыре года, в количестве не более 50 депутатов. Поскольку уставы данных субъектов федерации по основным вопросам совпадают, можно рассмотреть их правовой статус на примере Санкт-Петербурга, речь о котором идет в последующем разделе.

 

10.3. Президенты республик

В одних республиках во главе исполнительных органов государственной власти стоит Президент (например, в Ингушетии), в других — Председатель Правительства (например, в Карелии).

Независимо от того, возглавляет Президент Правительство или нет, он является главой государства, избирается гражданами республики сроком на 4—5 лет. Как глава государства Президент выступает гарантом суверенитета и территориальной целостности республики, соблюдения ее конституции и законов; осуществляет многие представительские функции (представляет республику в ее отношениях с Россией, со странами ближнего и дальнего зарубежья); обращается с посланиями к народу и парламенту; обладает правом законодательной инициативы; подписывает и обнародует законы.

Значительные полномочия имеют президенты республик в области внешних сношений: особо стоит отметить подписываемые ими международные торговые и иные соглашения и договоры. Президенты назначают торговых и иных представителей в иностранных государствах и международных организациях, решают вопросы гражданства.

Как и Президент России, президенты республик участвуют в формировании органов государства. Надо только заметить, что не везде президенты являются единоличными органами государства. Например, в Дагестане Государственный Совет является коллегиальным главой государства.

По аналогии с Россией президенты республик принимают указы и распоряжения, которые обязательны на всей их территории.

 

10.4. Правительства республик

Правительства республик являются исполнительными и распорядительными органами власти и в силу этого несут основную нагрузку по выполнению законов, по непосредственной реализации социально-экономических программ, бюджета и т. д.

Порядок формирования правительства в разных республиках неодинаков. Так, в Республике Карелия Председатель Правительства избирается. По закону о выборах от 18 января 1994 г. им может быть гражданин РФ, обладающий избирательным правом, не моложе 35 лет и не старше 65 лет, проживающий в Республике Карелия не менее 7 лет до выборов либо ранее проживавший в Республике Карелия не менее 10 лет после достижения совершеннолетия, не избиравшийся на эту должность дважды подряд (ст.1 закона). В Республике Башкортостан кабинет министров республики формируется Президентом, который назначает с согласия Государственного Собрания Премьер-министра. Заместители Премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов и руководители других центральных ведомств назначаются и освобождаются от должности Президентом по представлению Премьер-министра.

Основы компетенции правительств республик определены Конституцией РФ, конституциями республик, а более детально законами о правительствах республик. С ними вам следует ознакомиться самостоятельно.

 

Тема 11. Законодательные и исполнительные органы

Санкт-Петербурга

 

 

 
 

Основная

1. Конституция Российской Федерации М., 2009. (С учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г № 7-ФКЗ).

2. Авакьян С. А. Конституционное право России: Практикум. Москва: Городец, 2007.

3. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. М.: Норма, 2009.

4. Габричидзе Б. Н. Конституционное право России: Учеб. для вузов / Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский. М.: Дашков и К, 2005.

5. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. Учебник. «ЗАО Юстицинформ». Система Гарант, 2008 г.

6. Зиновьев А.В., Иванов П. В., Смольяков А.А. и др. Конституционное право Российской Федерации. Альбом схем: Учебное пособие. / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Изд-во СПб. ун-та МВД России, 2006.

7. Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. СПб., 2008.

8. Козлова Е.И. Конституционное право России: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин; М-во образования и науки Рос. Федерации; Моск. гос. юрид. акад. Москва: Проспект, 2006.

9. Колюшин Е. И. Конституционное право России: Курс лекций / Е.И. Колюшин. Москва: Городец, 2006.

10. Конституционное (государственное) право России: Учебник / Под общей редакцией В.П. Сальникова. М.: ЦОКР МВД России, 2005.

11. Конституционное право России: Учебник / Под ред. В.П. Сальникова. М.: ЦОКР МВД России, 2005.

12. Конституция Российской Федерации: офиц. текст с историко-правовым коммент. / Авт. коммент. Б. А. Страшун. М.: Норма, 2005.

13. Конституция Российской Федерации: офиц. текст: постатейные материалы: толкование отдел. положений Конституционным Судом Российской Федерации / Сост. В. В. Калинин. М.: Омега, 2005.

14. Малахов В.П. История политических и правовых учений. Хрестоматия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

15. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е. Кутафина (Официальный текст на 1 августа 2003 г.). Предисловие Председателя Конституционного Суда РФ, д.ю.н., профессора В.Д. Зорькина. ЗАО «Библиотечка «Российской газеты», 2003.

16. Чиркин, В.Е. Конституционное право России: учебник / В. Е. Чиркин. М.: Норма, 2009.

 

Дополнительная ко всем темам

 

Нормативные правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990.

2. Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // СЗ РФ. 1998. № 36. Ст. 4466.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах // Права человека: Сборник международных документов. М.: Изд-во МГУ, 1986.

4. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М.: Междунар. отношения, 1989.

5. Конвенция против пыток и других жестоких обращений и наказания, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания // ВВС СССР. 1987. № 35. Ст. 747.

6. Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г.

7. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920- I.

8. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (с изменениями).

9. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ.

10. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (с изменениями).

11. Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы: Федеральный конституционный закон от № 6-ФКЗ.

12. О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ.

13. О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»: Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2008 г. № 8-ФКЗ.

14. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ (с изменениями от 16 октября 2006 г.).

15. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (с изменениями).

16. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 14 февраля 2009 г. № 21-ФЗ.

17. О внесении изменений в Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральный закон О политических партиях: Федеральный закон от 5 апреля 2009 г. № 41-ФЗ.

18. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой избирательного залога при проведении выборов: Федеральный закон от 09 февраля 2009 г. № 3-ФЗ.

19. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ.

20. О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 4 января 1999 г.

21. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15 июля 1995 г.

22. О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ (с изменениями).

23. О национально-культурной автономии: Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ (с изменениями).

24. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации: Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ.

25. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ (с изменениями).

26. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I (с изменениями).

27. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 2-ФКЗ (с изменениями).

28. О свободе совести и религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (с изменениями).

29. Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика: Закон РСФСР от 25 декабря 1991 г. № 2094-I.

30. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации. ФЗ от 2 мая 2006 г. № 59 ФЗ.

31. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (с изменениями от 14 декабря 1995 г.).

32. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (с изменениями).

33. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (с изменениями).

34. О полиции. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3 ФЗ // Росс. газета. 2011. 08 февраля.

35. О мерах по противодействию коррупции: Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815.

36. Об утверждении положения о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации): Указ Президента Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. № 441.

37. Вопросы МВД Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 1.03.2011 г. № 248 / Росс. газета. 2011. 2 марта.

38. Вопросы организации полиции. Указ Президента Российской Федерации от 1.03.2011 г. № 250 / Росс. газета. 2011. 2 марта.

39. Об утверждении типового положения о территориальном органе МВД РФ по субъекту Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 1.03.2011 г. № 249 / Росс. газета. 2011. 2 марта.

40. Памятка в помощь гражданину о Федеральном законе «О полиции». М., МВД России. 2011.

41. Положение об аппарате Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 (с изменениями).

42. О федеральной целевой программе: Развитие судебной системы России на 2007 – 2011 годы: Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. № 583.

Альбом схем

 
 
Основы конституционного права России

 

 


Санкт-Петербург


 

Иванов П.В. Основы конституционного права России Альбом схем: Учебно-методическое пособие / Санкт-Петербургский университет МВД России. 2011. с.

 

Подготовлен в соответствии с требованиями государственного профессионального образовательного стандарта по специальности 030501 – Юриспруденция.

Рассчитан на курсантов и слушателей Санкт-Петербургского университета МВД России в качестве дополнительной литературы.

 

Пособие обсуждено на заседании кафедры

«___» января 2011 г., протокол № ___

 



ТЕМА 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО - ОТРАСЛЬ ПРАВА,

НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА



Виды конституционно правовых норм

 



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.