Основные направления коррекционно-педагогической работы при ЗПР — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Основные направления коррекционно-педагогической работы при ЗПР

2017-11-17 2452
Основные направления коррекционно-педагогической работы при ЗПР 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками с ЗПР направлена на формирование базовых составляющих психического развития. Трудности построения коррекционно-педагогических программ обусловлены многообразием проявлений ЗПР, сочетанием незрелости эмоционально-волевой сферы и несформированностью познавательной деятельности. В работе с детьми с ЗПР следует выделить два блока: образовательный и коррекционно-развивающий.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление первичных нарушений, вызванных непосредственно первопричиной возникновения нарушений в развитии психических процессов, но и на предупреждение вторичных нарушений развития, которые могут возникнуть. А также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

Коррекционная направленность пронизывает все разделы физкультурно-оздоровительной, воспитательно-образовательной и социально-педагогической деятельности. Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребенка, а с другой - группы в целом.

На начальных этапах работы (преимущественно с детьми раннего и младшего дошкольного возраста) ставятся задачи формирования психологического базиса (предпосылок) для развития высших психических функций, что предполагает: -стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно - исследовательской деятельности;

-развитие общей и ручной моторики;

-развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей;

-обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия

-развитие и коррекцию простых модально-специфических функций, таких как

выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность);

-скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов;

-способность к концентрации и к распределению внимания; -готовность к сотрудничеству со взрослым;

-стимуляцию речевого развития ребенка.

На последующих этапах работа осуществляется в нескольких направлениях:

1. Развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейсяличности:

-развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;

-профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;

-развитие социальных эмоций;

-создание условий для развития самосознания и самооценки;

-формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения; -предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.

1.Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций:

-развитие сферы образов-представлений;

-формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словеснологического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления;

-развитие пространственногогнозиса и конструктивного праксиса;

-формирование пространственно-временных представлений;

-развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и

наглядного моделирования в различных видах деятельности;

-развитие творческих способностей;

-совершенствование мнестической деятельности;

-развитие зрительно-моторной координации и формирование графо-моторных навыков.

2. Развитие речи и коммуникативной деятельности

-целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей);

-создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;

-формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения;

-стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимуляцию к внеситуативно-познавательному и внеситуативно-личностному общению.

3. Формирование ведущих видов деятельности (их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов):

-целенаправленное формирование мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов деятельности; [Примечание]

-всестороннее развитие предметно-практической деятельности;

-развитие игровой деятельности;

-формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умения программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа;

-формирование основных компонентов готовности к школьному обучению: физиологической, психологической (мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой), социальной.

Коррекционно-развивающая работа распределяется между учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом. Некоторые задачи решаются практически на всех занятиях. Например, включаются упражнения, способствующие совершенствованию ручной моторики, графо-моторных навыков, сенсорно-перцептивной деятельности и др.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.