Основные направления развития управления природопользованием — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Основные направления развития управления природопользованием

2017-11-17 320
Основные направления развития управления природопользованием 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В настоящее время управление природопользованием должно быть направлено на:

снижение загрязнения окружающей среды;

сокращение потребления природных ресурсов;

не истощительное использование возобновляемых природных ресурсов;

формирование необходимого развития резерва минеральных ресурсов;

эффективное использование первичного природного сырья;

создание экономических условий для предпринимателей;

международное сотрудничество.

От сырьевой экономики - к инновационной. Значительный ресурсный потенциал таит и опасность - при таких природных богатствах возникает соблазн повременить с дорогостоящим переводом экономики с привычного экстенсивного на интенсивный путь развития с глубокой переработкой сырья. Но в перспективе экстенсивный путь ведет в тупик. При таком сценарии развития Казахстан обречен на все большее отставание от передовых стран. Поэтому уже сейчас необходим комплекс мер, способствующих перестройке всей экономики. В Казахстане сегодня есть два богатейших источника сырья. Первый - ее уникальные природные ресурсы, второй - транжирящее их хозяйство (только энергосбережение могло бы сократить энергопотребление вдвое; похожая ситуация и с другими ресурсами). Все сильнее сказывается и нерациональная структура экономики с множеством отраслей, низкая производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве, высокий износ основных фондов, достигший на многих предприятиях критической величины.

 

90 Управление окружающей средой в зарубежных странах (на примере отдельного государства).

В связи со сложившейся критической ситуаций из-за истощения природных ресурсов во всех странах мира признана необходимость теоретических разработок и практических шагов в формировании экологической политики, предусматривающей заботу о сохранении природы, «качества» окружающей человека природной среды, о рациональном использовании существующих и потенциальных энергетических ресурсов, поддержания экологического равновесия в природе. Политика сохранения природной среды воплощается в форме крупных национальных программ, в которых предусматривается взаимодействие органов государственного управления, частного сектора, науки, финансовых учреждений. Во всех странах приняты целые своды законов об охране природы и ее отдельных компонентов. В них закрепляется новая функция государства по регулированию природоохранной деятельности, а также определены права и обязанности природопользователей. Вереницу законодательной пирамиды обычно венчает единый генеральный закон об охране природы, устанавливающий общие основы и цели политики и призванный обеспечить концептуальную однородность и целостность всей законодательной практики в области природопользования. В некоторых странах два общих закона: о нарушениях природной среды (загрязнение, разрушение ландшафтов и т.п.) и об охране животного и растительного мира. Такими законами в США является закон о национальной политике в области окружающей среды 1970 г., в Японии - основной закон по борьбе сзагрязнением окружающей среды 1967г. и дополненный в 1970 г., в Швеции - закон о защите окружающей среды 1969г. За генеральным законом следуют многочисленные законодательные акты, регулирующие отдельные аспекты природопользования: для отдельных регионов и зон, для определенных секторов экономики, в отношении отдельных компонентов окружающей среды (воздух, пресные воды, прибрежные воды), нарушение среды (шумовой фон, тепловое и радиационное загрязнение), носителей нарушения среды (нефтепродукты, пестициды, некоторые химические соединения).

Государственное вмешательство в сферу природопользования в отдельных странах мира представляет собой сложную систему управления, в которой выделяются цели природоохранной политики - общие, функциональные (т.е. по каждому объекту политики), региональные; объекты политики - воздушный бассейн, водные системы, почвы, лес, другие природные ресурсы, среда обитания людей, заповедники и т.д.; уровни осуществления политики - государственный сектор, местные органы власти, частный сектор; инструментарий политики - контроль и наблюдение за состоянием среды (мониторинг), оперативное управление и превентивные мероприятия, научные исследования, подготовка кадров, финансирование и экономическое принуждение, международное сотрудничество, которое рассматривается как средство решения не только проблем, связанных с защитой какого - либо международного объекта природной среды, но и некоторых важных внутренних экологических проблем.

Прослеживается определенная тенденция: с одной стороны, увеличивается число органов государственного управления, включая отраслевые министерства, несущие ответственность за состояние среды, с другой - создаются центральные органы государственного управления с высокими полномочиями, ответственные за общее руководство в национальных масштабах всей политикой в области окружающей среды, за координацию этой политики и за участие в международных программах сотрудничества. Такими органами являются в США - федеральное агентство по охране окружающей среды, в Японии - управление по охране окружающей среды, во Франции - министерство по вопросам качества жизни и т.д. Кроме того, в ряде стран при правительстве были образованы специальные консультативные органы: в США - Совет по качеству окружающей среды, в Англии - Постоянная Королевская комиссия по борьбе с загрязнением окружающей среды и т.д.

Во многих странах в ходе разработки стратегии экологической политики была проведена большая работа по определению уровня расходов, необходимых для восстановления качества среды и ее нормального воспроизводства. Однако на этом пути возникли многочисленные практические и методологические трудности. В конечном счете, в капиталистических странах в основу проведения политики окружающей среды и ее финансирования был положен не критерий стоимости восстановления экологического баланса, а принцип нормативного качественного состояния окружающей среды, достижение которого обеспечивается либо системой норм и стандартов на предельно допустимые уровни и состав загрязнений, выброса отходов, шумов и т.д., либо системой налогообложения предприятий, допускающих нарушения установленных правил природопользования, либо, наконец, сочетанием этих двух методов.

Регулирование охраны среды в странах Запада сопровождается и подкрепляется системой экономического стимулирования.

 

 

Таблица 2.2 –Номера задач для выполнения контрольных работ

Специальность Номер задачи
050719-Радиотехника, электроника и телекоммуникации 1,3

4 Задачи для выполнения контрольных работ

Задача 1

Источник шума на предприятии, ближайший к селитебной зоне, дает уровень шума L на среднегеометрических частотах f. Определить уровень шума в селитебной зоне L на расстояниях R от источника шума. Сравнить расстояние L с нормируемым для селитебной зоны и рекомендовать меры по снижению шума /10,11, 12/. Фактор направленности звука равен 1.

Исходные параметры для решения задачи приведены в таблице 4.1.1:

а) определить массу выбрасываемого i -го вредного вещества (т/год) по формуле:

Мi = mi ti ni Ri 10-6, (4.2.1)

где mi - удельный выброс вредных веществ, г/км;

ti - пробег автомобиля за расчетный период, км;

ni - коэффициент влияния среднего возраста парка на выбросы автомобиля;

Ri- коэффициент влияния технического состояния автомобиля;

Таблица 4.2.1

Группа автомобилей Удельный выброс вредных веществ Коэффициент влияния
CO NOx CH ni Ri
Грузовые с бензиновым ДВС       1,33 1,8
Автобусы с бензиновым ДВС     7,2 1,30 1,6
Легковые служебные и специальные     2,4 1,27 1,7

 

Таблица 4.2.2

  Пара-метры 2 (Б,Щ,О) 5(Д,Ц,Х) 7(Ж,Я,М)
  Виды ав-томоби-лей, коли-чество, штук:      
По первой букве фамилии Грузовые,      
Легковые служебные и специ-альные      
Автобусы      
По второй букве фамилии Пробег единицы транспорта, t, тыс.км      
Грузовые,      
Легковые служебные и специальные      
Автобусы      
По послед- ней цифре зачетки Нормативные выбросы, mHi тыс.т:      
СО 0,52 0,64 0,68
NOx 0,04 0,05 0,07
СН 0,05 0,06 0,06

 

1) Грузовые с бензиновым ДВС

определить массу выбрасываемого i вредного вещества (т/год) по формуле 4.2.1:

CO:МСО = mCO tCO nCO RCO 10-6=60*28*1.33* 1.8*10-6= 4022*10-6(т/год)

NO: МNО = mNO tNO nNO RNO 10-6=14*28*1.33* 1.8*10-6= 938*10-6(т/год)

CH: МCH = mCH tCH nCH RCH10-6=8*28*1.33*1.8*10-6= 536,25*10-6(т/год)

2) Автобусы с бензиновым ДВС

определим массу выбрасываемого i вредного вещества (т/год) по формуле 4.2.1:

CO:МСО = mCO tCO nCO RCO 10-6=55*11*1.3* 1.6*10-6= 1258,4*10-6(т/год)

NO:МNО = mNO tNO nNO RNO 10-6=10*11*1.3* 1.6*10-6= 185,9*10-6(т/год)

CH:МCH =mCH tCH nCH RCH10-6=7.2*11*1.3* 1.6*10-6= 164,74*10-6 (т/год)

3) Легковые служебные и специальные

определим массу выбрасываемого i вредного вещества (т/год) по формуле 4.2.1:

CO: МСО = mCO tCO nCO RCO10-6=22*8*1.27*1.7*10-6= 379,98*10-6(т/год)

NO: МNО = mNO tNO nNO RNO 10-6=2*8*1.27* 1.7*10-6= 34,54*10-6 (т/год)

CH: МCH =mCH tCH nCH RCH 10-6=2.4*8*1.27* 1.7*10-6= 41,45*10-6 (т/год)

б) определить приведенный годовой нормативный объем выбросов, усл.т

 

MHi= mhi ki, (4.2.2)

где mhi- норматив i-го загрязняющего вещества в натуральном выражении, т;

ki- коэффициент приведения определяется по формуле

ki= , (4.2.3)

где ПДКi– предельно допустимая концентрация, мг/м ;

ПДКCO - 5 мг/м , ПДКNO- 0,085 мг/м , ПДКCH - 3 мг/м ;

Вычислим ki по формуле (4.2.3)

kСО= =0,2

kNО= =11,76

kСH= =0,33

Определим приведенный годовой нормативный объем выбросов по формуле (4.2.2), усл.т;

CO: MHСO= mhCO kCO=0,75*0,2=0,15 усл.т

NO: MHNO= mhNO kNO=0,09*11,76=1,056 усл.т

CH: MHCH= mhCH kCH =0,08*0,33= 0,026 усл.т

в) рассчитать размер платежей за фактические выбросы, тенге

ПN= Р МHi, (4.2.4)

где Р – региональный норматив платы за выбросы, тенге/усл.т, Р=0,4;

CO: ПN= Р МHCO=0,4*0,15=0,06 тенге

NO: ПN= Р МHNO=0,4*1,056=0,42 тенге

CH: ПN= Р МHCH=0,4*0,026=0,01 тенге

г) рассчитать размер платежей за фактические выбросы, тенге

Таблица 4.1.1

  Параметры 2 (Б,Щ,О) 4(Г,Ю,П) 5(Д,Ц,Х) 7(Ж,Я,М)
По первой Букве фамилии L, дБ        
По второй букве фамилии R, м        
По последней цифре зачетки f , Гц        
По предпоследней цифре зачетки βα   0,7   1,5
σ π

 

 

Пf= Р Мf, (4.2.5)

где Мf= Мi кi;

Рассчитаем размер платежей за фактические выбросыпо формуле (4.2.5), тенге

1) Грузовые с бензиновым ДВС

CO: МСО = 4022*10-6(т/год)

МfCO= МCO kCO=4022*10-6*0,2=804,4*10-6

ПfCO=РМfCO=0,4*804,4*10-6=321,76*106 тенге

NO: МNО = 938*10-6(т/год)

МfNO= МNO kNO=938*10-6*11,76=11031*10-6

ПfNO=РМfNO=0,4*11031*10-6=4412,4*106тенге

CH: МCH = 536,25*10-6(т/год)

МfCH= МCH kCH=536,25*10-6*0,33= 176,96*10-6

ПfCH=РМfCH=0,4*176,96*10-6=70,784*106тенге

2) Автобусы с бензиновым ДВС

CO:МСО = 1258,4*10-6(т/год)

МfCO= МCO kCO=1258*10-6*0,2=251,6 *10-6

ПfCO=РМfCO=0,4*251,6*10-6=100,64*106 тенге

NO:МNО = 185,9*10-6(т/год)

МfNO= МNO kNO=185,9*10-6*11,76=2186,2 *10-6

ПfNO=РМfNO=0,4*2186,2*10-6=874,5*106тенге

CH:МCH = 164,74*10-6 (т/год)

МfCH= МCH kCH=164,74*10-6*0,33= 54,36*10-6

ПfCH=РМfCH=0,4*54,36*10-6=21,744*106тенге

3) Легковые служебные и специальные

CO: МСО = 379,98*10-6(т/год)

МfCO= МCO kCO=379,98*10-6*0,2=75,996 *10-6

ПfCO=РМfCO=0,4*75,996*10-6=30,4*106 тенге

NO: МNО = 34,54*10-6 (т/год)

МfNO= МNO kNO=34,54*10-6*11,76=406,19*10-6

ПfNO=РМfNO=0,4*406,19*10-6=162,5*106тенге

CH: МCH = 41,45*10-6 (т/год)

МfCH= МCH kCH=41,45*10-6*0,33=13,68*10-6

ПfCH=РМfCH=0,4*13,68*10-6=5,472*106тенге

д) определить отклонение от норматива

ОN = Мf- МHi; (4.2.6)

1) Грузовые с бензиновым ДВС

CO: MHСO=0,15 усл.т МfCO=804,4*10-6

ОN(CO) = МfCO- МHCO=804,4*10-6 – 0,15 = - 0,1491956

NO: MHNO= 1,056 усл.т МfNO= 11031*10-6

ОN(NO) = МfNO- МHNO=11031*10-6 – 1,056 =-1,044969

CH: MHCH= 0,026 усл.т МfCH= 176,96*10-6

ОN(CH) = МfCH- МHCH=176,96*10-6 – 0,026 = - 0,02582304

2) Автобусы с бензиновым ДВС

CO: MHСO=0,15 усл.т МfCO=251,6 *10-6

ОN(CO) = МfCO- МHCO=251,6*10-6 – 0,15 = -0,1497484

NO: MHNO= 1,056 усл.т МfNO= 2186,2 *10-6

ОN(NO) = МfNO- МHNO=2186,2*10-6 – 1,056 = -1,0538138

CH: MHCH= 0,026 усл.т МfCH= 54,36*10-6

ОN(CH) = МfCH- МHCH=54,36*10-6 – 0,026 = -0,02594564

3) Легковые служебные и специальные

CO: MHСO=0,15 усл.т МfCO= 75,996 *10-6

ОN(CO) = МfCO- МHCO=75,996*10-6 – 0,15 = -0,149924004

NO: MHNO= 1,056 усл.т МfNO= 406,19*10-6

ОN(NO) = МfNO- МHNO=406,19*10-6 – 1,056 = -1,05559381

CH: MHCH= 0,026 усл.т МfCH= 13,68*10-6

ОN(CH) = МfCH- МHCH=13,68*10-6 – 0,026 = -0,02598632

е) рассчитать сверхнормативные платежи, если ОN> 0

П = ОР γ, (4.2.7)

где γ - коэффициент кратности превышения, определяется из

таблицы 4.1.2

Таблица 4.1.2

МiHi до 1 1-1,5 1,51-2,0 2,01-2,5 2,51-3,0 3,01-3,5 3,51-4,0 4,01-4,5 4,51-5 >5
γ 1.0 2,0 3,0 4,0 5,0 6,0 7,0 8,0 9,0 10,0

 

Т.к. МiHi равняется числу равному до 1, то γ= 1 и тогда формула 4.2.7 примет следующий вид:

П = ОР (4.2.8)

1) Грузовые с бензиновым ДВС

CO: MHСO=0,15 усл.т МCO=4022*10-6 ОN(CO) = - 0,1491956

П=ОN(CO)Р=-0,1491956*0,4=-0.05967824

NO: MHNO= 1,056 усл.т МNO= 938*10-6 ОN(NO) = -1,044969

П=ОN(NO)Р=-1,044969*0,4=-0.4179876

CH: MHCH= 0,026 усл.т МCH= 536,25*10-6 ОN(CH) =-0,02582304

П=ОN(СH)Р=-0,02582304*0,4=-0,010329216

2) Автобусы с бензиновым ДВС

CO: MHСO=0,15 усл.т МCO=1258,4*10-6 ОN(CO) = -0,1497484

П=ОN(CO)Р=-0,1497484*0,4=-0.05989936

NO: MHNO= 1,056 усл.т МNO= 185,9*10-6 ОN(NO) = -1,0538138

П=ОN(NO)Р=-1,0538138*0,4=-0.4215255

CH: MHCH= 0,026 усл.т МCH= 164,74*10-6 ОN(CH) = -0,02594564

П=ОN(СH)Р=-0,02594564*0,4=-0,010378256

3) Легковые служебные и специальные

CO: MHСO=0,15 усл.т МCO= 379,98*10-6 ОN(CO) = -0,149924004

П=ОN(CO)Р=-0,149924004*0,4=-0.05989936

NO: MHNO= 1,056 усл.т МNO= 34,54*10-6 ОN(NO) = -1,05559381

П=ОN(NO)Р=-1,05559381*0,4=-0.42152552

CH: MHCH= 0,026 усл.т МCH= 41,45*10-6 ОN(CH) = -0,02598632

П=ОNH)Р=-0,02598632*0,4=-0,010378256

 

Задача 3

Определить уровень электромагнитных излучений от источника мощностью Р, рабочей частотой, коэффициент усиления, расстояние от источника излучения до жилой зоны. Сравнить полученные значения с нормируемыми уровнями для жилой зоны, в случае несоответствия им рекомендовать меры защиты /10,14 /.

Исходные параметры для решения задачи приведены в таблице 4.3.1:

а) определить напряженность электромагнитного поля в дальней зoне по формулам

Е = , В/м, (4.3.1)

где Р – мощность источника, Вт;

- коэффициент усиления;

R – расстояние от источника излучения до жилой застройки.

 

H = , А/м; (4.3.2)

Определим напряженность электромагнитного поля в дальней зoне по формуле (4.3.1):

Е = = = =1,5, В/м

H = = = =0,72*10-3, А/м

б) рекомендовать меры защиты от воздействия электромагнитных излучений, если значения Е и Н будут превышать допустимые для жилой зоны, в том числе использовать и рассчитать экранирование источника излучения.

Защита организма человека от действия электромагнитных излучений предполагает снижение их интенсивности до уровней, не превышающих предельно допустимые.

Защита временем – сокращение времени нахождения около работающих электроприборов, вблизи высоковольтных линий и т.д.;

Защита расстоянием – предусматривает отдаление от работающих приборов, неработающие приборы ещё долгое время излучают ЭМИ, поэтому установка кровати у стены, где в другой комнате стоит телевизор (стена не преграда для ЭМИ), не принесёт полноценного отдыха.

Не сосредотачивайте несколько приборов в одном месте, перекрывающиеся электромагнитные поля – намного опаснее. Поле создаваемое прибором наиболее интенсивно в пределах 50-70 см, безопасным считается расстояние 1,5 м.

Наибольшее излучение исходит от боковых и задней стенок телевизора (монитора), задней стенки холодильника, микроволновой печи, ручки утюга (чайника), от аккумулятора мобильного телефона (и аккумулятора вообще), не располагайте рабочее место вблизи электропроводки. При работе на ноутбуке не надо класть его на колени – это вредно для половой функции.

При покупке электроприборов, проверяйте их соответствие установленным стандартам экологическим стандартам (ТСО-О3,05,06, ISO).

О вреде мобильных телефонов можно говорить отдельно и долго, пока это не получило научных доказательств, но, как нам кажется, только потому что в этом заинтересованы влиятельные компании – независимые исследования, утверждают о многократном превышении (до 30 раз) установленных уровней ЭМИ, причём это не подпольные, а вполне легальные товары мировых производителей.

Таблица 4.3.1

  Параметры 2 (Б,Щ,О) 4(Г,Ю,П) 5(Д,Ц,Х) 7(Ж,Я,М)
По первой букве фамилии Частота f, МГц        
По второй букве фамилии Мощность Р, Вт        
По последней цифре зачетки Коэффициент усиления        
По предослед-ней цифре зачетки Расстояние R, м        

 

 

Список литературы:

 

1. Тонкопий М.С. Экология и экономика природопользования: Учебник. –

Алматы: Экономика, 2003.

2. Кукин П.П., Лапин В.Л., Пономарёв Н.Л., Сердюк Н.И. Безопасность

жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (ОТ), 2003.

3. Хван Т.А. Промышленная экология /Серия «Учебники, учебные

пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

4. Илларионов А.И. Экологические основы природопользования.

Экология и жизнь, 2002.

5. Челноков А.А., Ющенко Л.В. Основы промышленной экологии. Мн.,

2001.

6. Охрана окружающей среды. Под ред. С.В.Белова – М.: Высшая школа,

2005.

7. Мазур И.И., Молдаванов О.И. Курс инженерной экологии: Учебник для

вузов / Под ред. И.И. Мазура. – М.:Высшая школа, 1997.

8. Баклашов Н.И., Китаева Н.Ж., Терехов Б.Д. Охрана труда на

предприятиях связи и охрана окружающей среды. –М.: Радио и связь, 1989.

9. ФС РК 10352-1910-У-е 001-2002 Работы учебные. Общие требования к

оформлению текстового и графического материала.

10. Безопасность жизнедеятельности. Защита от производственного шума. Методические указания к выполнению дипломного проекта. - Алматы, 1995.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.