Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков

2017-11-17 990
Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План лекции

1. Двигательные навыки и умения;

2. Закономерности и стадии формирования двигательных навыков;

3. Физиологические основы совершенствования двигательных навыков.

  • 1.Двигательные навыки и умения
  • Любые двигательные навыки и умения (бытовые, профессиональные, спортивные) формируются в процессе индивидуального развития человека на базе врожденных двигательных актов. Они составляют основу его поведения.
  • Двигательные умения и навыки – составные части технического мастерства спортсмена.
  • Они формируются в процессе тренировки;
  • Оказывают значительное влияние на спортивный результат;
  • За счет навыка эффективность спортивной тренировки повышается в циклических видах спорта на 10-25%; в ациклических – значительно больше.
  • 1.Двигательные навыки и умения

Во многих видах спорта спортсмену необходимо:

  • - мгновенно оценивать возникшую ситуацию;
  • - быстро и эффективно перерабатывать поступающую информацию;
  • - выбирать адекватную реакцию (в условиях дефицита времени);
  • - формировать наиболее результативные действия.

Это и есть двигательные умения – способность на моторном уровне справляться с новыми задачами поведения.

В наибольшей мере они проявляются в спортивных играх и единоборствах (в ситуац-х видах спорта).

  • 1.Двигательные навыки и умения
  • В стандартных (стереотипных) видах спорта спортсмен повторяет (отрабатывает) одни и те же движения и на тренировках, и на соревнованиях.
  • Эти двигательные умения постепенно закрепляются в виде специальных навыков.
  • Двигательные навыки – это освоенные и упроченные действия, которые могут осуществляться автоматически (без участия сознания), обеспечивая оптимальное решение двигательной задачи.
  • 1.Двигательные навыки и умения
  • Любые двигательные навыки (в том числе спортивные) осуществляются специальной функциональной системой нервных центров;
  • Деятельность этой системы включает следующие процессы:

1). Синтез афферентных раздражений – информации из внешней и внутренней среды;

2). Учет доминирующей мотивации – какие действия предпочтительны в данной ситуации;

3). Использование памятного следа – арсенала уже изученных движений и тактических комбинаций;

  • 1.Двигательные навыки и умения
  • 4). Формирование моторной (эффекторной) программы действия скелетных мышц;
  • 5). Формирование образа результата действия - нейрогенной модели движения;
  • 6). Выполнение этого движения (действия);
  • 7). Коррекция программы действия сенсорными системами (органами чувств), если результат не достигнут.
  • 1.Двигательные навыки и умения
  • Созданная в ЦНС функциональная система становится доминантной. Она обеспечивает готовность организма к новой деятельности при торможении посторонних нервных центров (а значит – лишних двигательных действий);
  • В результате многократных повторений движения выполняются все более экономно:

- включаются только необходимые мышечные группы;

- только в моменты, нужные для осуществления движения.

  • Происходит экономизацияэнерготрат.
  • 1.Двигательные навыки и умения
  • Порядок возбуждения в доминирующих нервных центрах закрепляется в систему условных и безусловных рефлексов (и сопровождающих их вегетативных реакций), образуя двигательный динамический стереотип;
  • Таким образом, двигательные навыки – это условные рефлексы, в которых новым отделом рефлекторной дуги является ее эффекторная часть.
  • Так создаются новые движения или новые комбинации из ранее освоенных движений.
  • 1.Двигательные навыки и умения
  • Для двигательных навыков характерна вариативность внешних и внутренних компонентов: даже при многократных повторениях действия (движения) отличаются:

- по амплитуде;

- по скорости выполнения;

- по составу активных мышечных групп;

- по мышечному усилию;

- по последовательности включения мышц.

  • Наиболее вариативными являются навыки в ситуационных видах спорта;
  • В стандартных видах спорта навыки более стереотипны.
  • Их стабильность растет с ростом спортивного мастерства.
  • 2. Закономерности и стадии формирования двигательных навыков.
  • Процесс обучения двигательному навыку начинается с мотивации (побуждению) к действию, которая задается подкорковыми и корковыми зонами ГМ;
  • Мотивация - это стремление к удовлетворению определенной потребности: любви к данному виду спорта, желание заниматься, достичь успеха в освоении упражнения и т.д.;
  • Оптимальный уровень мотивации и эмоции способствуют успешному освоению двигательных навыков.
  • 2. Закономерности и стадии формирования двигательных навыков.
  • На первом этапе образования двигательного навыка возникает замысел действия, осуществляемый ассоциативными зонами коры больших полушарий (переднелобными и нижнетеменными).
  • Здесь формируется план осуществления движения, включающий представление о двигательной задаче:

- на основе показа тренера;

- речевого описания;

- самоинструкции;

  • Создается наглядно-образная модель движения в пространстве и времени, моторная память.
  • Стадии формирования двигательных навыков
  • Второй этап обучения двигательному навыку связан с непосредственным выполнением разучиваемого упражнения;
  • Включает три стадии:

1. Стадию генерализации (иррадиации возбуждения);

2. Стадию концентрации;

3. Стадию стабилизации и автоматизации освоения двигательного навыка.

  • Стадии формирования двигательных навыков

Первая стадия характеризуется:

  • попытками освоения движения с созданием моторной программы в коре БП ГМ, где вначале задействованы многие элементы (чтобы потом найти наиболее нужные);
  • отсюда продолжительное напряжение и сокращение (генерализация) большого числа скелетных мышц (включая антагонисты) с малым интервалом расслабления;
  • поэтому снижена координация движений;
  • выражены энерготраты и вегетативные реакции;
  • Эта стадия обусловлена массированным потоком афферентной информации, идущей от проприорецепторов многих мышечных групп.
  • Стадии формирования двигательных навыков
  • На второй стадии формирования двигательного навыка (при повторении разучиваемого движения или упражнения) происходит концентрация возбуждения только в определенных корковых зонах, включающих в выполнение движения только нужные для его реализации мышцы;
  • В других зонах коры развивается внутреннее (дифференцированное) торможение;
  • Улучшается двигательная координация;
  • Снижаются рабочие энерготраты.

Навык уже сформирован, но еще непрочный (легко нарушается в новых условиях).

  • Стадии формирования двигательных навыков

На третьей стадии (стабилизации) в результате многократной повторяемости навыка в разных условиях:

  • помехоустойчивость рабочей доминанты повышается;
  • появляется стабильность и надежность навыка;
  • снижается сознательный самоконтроль за элементами навыка;
  • возникает его автоматизация.
  • 3. Физиологические основы совершенствования двигательных навыков
  • В процессе тренировки происходит постоянное сравнение созданной модели навыка и реальных результатов его выполнения;
  • Модель требуемого действия совершенствуется;
  • Уточняются моторные команды;
  • Улучшается анализ информации от органов чувств о движении.
  • 3. Физиологические основы совершенствования двигательных навыков
  • Информация, поступающая в мозг о выполнении движения, служит для сравнения с имеющимся эталоном - система обратных связей;
  • При несовпадении в ЦНС возникают импульсы рассогласования и в программу движения вносятся сенсорные поправки;
  • В системе обратных связей на первых этапах освоения двигательного навыка большую роль играет информация, идущая в ЦНС по «внешнему контуру» - от органов зрения и слуха;
  • Поэтому в начале обучения так важен показ и объяснение;
  • При упрочении навыка - информация поступает по «внутреннему контуру» - от рецепторов мышц и сухожилий, обеспечивая автоматизацию движения.
  • 3. Физиологические основы совершенствования двигательных навыков
  • Этот процесс ускоряется дополнительной информацией об успехе выполнения движения, благодаря:

- словам тренера;

- анализу движения с использованием технических средств;

- внутренней речи спортсмена;

Наряду с совершенствованием двигательных навыков формируется тактическое мышление. Оно позволяет принимать многие решения почти мгновенно, а осознавать их – уже после выполнения (в боксе, фехтовании и др.).

3. Физиологические основы совершенствования двигательных навыков

  • Спортсмен может и утратить приобретенный навык (навыки).
  • Это называется дезавтоматизацией.

Причины:

- переутомление и перетренированность;

- заболевания спортсмена;

- эмоциональный стресс;

- кислородное голодание;

- алкогольное опьянение и др.

3. Физиологические основы совершенствования двигательных навыков

  • Дезавтоматизации более подвержены:

- юные спортсмены;

- менее подготовленные спортсмены;

- лица с повышенной нервной возбудимостью;

- с низким уровнем общей и специальной работоспособности;

Больше всего утрачиваются самые сложные элементы навыка (при перерыве в тренировках).

  • Моторная функция у детей связана с созреванием структур головного мозга.
  • Новорожденные не могут выполнять произвольные движения из-за высокого мышечного тонуса мышц-сгибателей, отсутствия связи двигательной и зрительной сенсорной систем, осваивая к году вертикальную позу, а далее ходьбу, бег, расширяя фонд движений на основе зрительных и проприоцептивных обратных связей.
  • В возрасте 10-11 лет произвольные движения связаны с программным управлением (механизмом центральных команд).

Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.