А. Речевое поведение учителя — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

А. Речевое поведение учителя

2017-11-17 227
А. Речевое поведение учителя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Речь учителя: ясна, правильна, доступна, лаконична, логична, богатый лексический запас, использование жаргонизмов, слов-паразитов.

Особенности речи: темп, интонационная гибкость, выразительность, использование пауз, дикция.

Характеристики голоса: сила, тембр, высота.

Умение ставить коммуникативные задачи, способные уже в начале урока мобилизовать и объединить весь класс.

Б. Невербальное поведение учителя

Жестовый рисунок урока: жесты указательные, описывающие, вспомогательные, поддержки, угрозы, запрещающие, частота и оправданность их использования, характер жестикуляции (активная, не выражена, сдержанная).

Мимика учителя: ситуации, когда лицо учителя выражает радость, гнев, огорчение, сожаление, сочувствие, ожидание, внимание, выразительность мимики (выразительная, не выражена, отсутствует).

Пантомимика учителя: позы, телодвижения, дистанция при общении с учениками, использование пространства класса.

Личный контакт с учащимися: взгляд, улыбка, жест, кивок, приветливое слово, вопрос, реплика, просьба, тактильный контакт.

В. Педагогический такт и этикет

Этикетностъ ситуаций приветствия и прощания, использование этикетных формул (просьба, приветствие, прощание, извинение, одобрение, сожаление, благодарность).

Тактичность по отношению к ученикам, поведение в конфликтной ситуации, проявление бестактности.

Умение создать комфортную обстановку на уроке, построение общения в горизонтальной/вертикальной плоскости.

Г. Способы воздействия и оценивания учащихся

Способы организации деятельности и общения учащихся, поддержания дисциплины на уроке, формирования и поддержания интереса к предмету, приемы индивидуального и фронтального воздействия, их целесообразность.

Способы оценки: одобрение учащихся (мимика, жесты, слова, предметно-вещные,формализованные), частота использования качественной оценки, похвалы, соблюдение единства требований к оценке знаний учащихся, наличие предпочтений в оценке отдельных учащихся.

Д. Характеристика стиля общения учителя (существуют разные классификации стилей общения)

Демократический стиль = увлеченность совместной деятельностью = дружеское расположение: побуждение к совместной деятельности, разделение ответственности, «делегирование полномочий», уважение к говорящему, организация диалога, преобладание в речи местоимения «Мы», конструкции «Давайте вместе...», «Кто считает иначе...», «Как вы считаете» и т.д.

Авторитарный стиль - устрашение, дистанция: повелительная интонация, монолог, стремление к единоличной ответственности, преобладание в речи местоимения «Я», конструкции «Я считаю», «Внимание!», «Тише!», «Слушать!», «Пишите!».

Либеральный стиль - заигрывание: преобладание призывов, просьб, сокращение дистанции в общении с учениками, попытки утвердиться за счет других, демонстрация тождественности с учениками, ответственность перекладывается на учеников, нарушения педагогической этики, использование в речи молодежного сленга.

Непоследовательный стиль: сочетаются характеристики всех стилей, общение не подчинено определенной цели, смена стилей происходит ситуативно, стихийно.

Возможно сочетание разных стилей: авторитарно-демократический, либерально-демократический и т.п. Возможно умелое использование и смена стилей учителем в зависимости от обстоятельств для решения определенных дидактических и воспитательных задач.

 

Занятие № 4

Педагогическое мастерство в деятельности учителя

Форма занятия: практикум

На занятии вы:

· ознакомитесь с основными компонентами педагогического мастерства, его основами;

· определите роль и место педагогической техники в структуре педагогического мастерства;

· выявите сущность и содержание педагогической техники и ее связь с актерским мастерством;

· приобретете умение коллективной дискуссии.

Подготовка к занятию

1. Ознакомьтесь с темой «Педагогическое мастерство» (см. приложение 1 и обязательную литературу).

2. Будьте готовы на занятиях привести примеры деятельности педагогов-мастеров из своего школьного опыта.

3. Ознакомьтесь с методикой проведения «круглого стола».

«Круглый стол» способствует развитию умения коллективной дискуссии, мышления, навыков общения через организацию смыслотворчества.

 

 

Порядок реализации метода

1. «Круглый стол» открывается представлением ведущих, затем определяется функция «круглого стола» - (коллективная дискуссия, обсуждение какой-либо актуальной проблемы). Объявляется тема и цель «круглого стола».

2. Ведущие представляют участников либо участники делают это сами.

3. Ведущие устанавливают законы «круглого стола», которым участники должны следовать в ходе дискуссии. Примерные законы «круглого стола»: «В дискуссии – все равны.»; «В споре рождается истина.»; «Пришел – не молчи.»; «Коротко о многом.»; «Закон поднятой руки.».

4. Ведущие формируют экспертные группы по каждому из обсуждаемых вопросов (2 студента).

5. Объявляется дискуссия по предложенным вопросам: сначала по первому, затем по второму и т.д. При обсуждении каждого вопроса ведущими предлагается каждому участнику поочередно высказать свое мнение. Участники имеют право пропустить ход (не представлять свое мнение). Экспертные группы по каждому из обсуждаемых вопросов фиксируют все неповторяющиеся мнения участников.

6. Поочередно экспертным группам предлагается подвести итоги дискуссии по каждому отдельному вопросу.

7. Организуется рефлексия содержания и хода дискуссии.

8. Ведущие подводят итоги «круглого стола»: делают обобщения выступлений экспертных групп; объявляют благодарность всем участникам.

 

Ход занятия

1. Примите активное участие в работе «круглого стола».

Вопросы для обсуждения:

1. Был ли учитель-мастер в вашей школе? Если да, то какой он?

2. В чем проявляется мастерство учителя на уроке и во внеурочной деятельности?

3.Что нужно для того, чтобы стать учителем-мастером?

4. Надо ли в педагогических вузах учить студентов педагогической технике? Если нет – то почему? Если да, то какими методами?

2. Групповая работа.

1. Составьте коллективный портрет учителя-мастера на основе примеров из своего школьного опыта, используя ассоциации, графические символы, образы, цветовую гамму.

Например, фрукт, ягода, река, животное, погода, дерево, пора года и т.д.

 

Контрольное задание


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.