Теоретические основы конкурентоспособности товара — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Теоретические основы конкурентоспособности товара

2017-11-17 278
Теоретические основы конкурентоспособности товара 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение………………………………………………......................................2

1. Теоретические основы конкурентоспособности товара……………...…..6

1.1 Понятие и содержание конкурентоспособности товара……………..….6

1.2 Показатели конкурентоспособности товара и методы их оценки……...10

1.3 Оценка конкурентоспособности товара………………………………….15

2. Современное состояние управления конкурентоспособностью продукции ООО "Мясокомбинат Казанский"………………………………………….…22

2.1 Общая характеристика ООО "Мясокомбинат Казанский"……………...22

2.2 Анализ системы управления на предприятии…………………………....29

2.3 Исследование управления конкурентоспособности ООО "Мясокомбинат Казанский"……………………………………………………………………...35

3. Основные направления повышения конкурентоспособности товара ООО "Мясокомбинат Казанский"………………………………………………...…44

3.1 Разработка положения по работе отдела сбыта и отдела маркетинга….44

3.2 Оценка социальной и экономической эффективности от внедрения рекомендаций и предложений………………………………………………...53

Выводы и предложения……………………………………………………….56

Список использованной литературы…………………………………………59

 

Введение

Рыночная деятельность фирмы немыслима без участия в конкурентной борьбе. Конкуренция является механизмом соперничества, состязательности участников рынка за право поиска своего покупателя, за возможность продажи товара на наиболее выгодных условиях, захвата определенной доли рынка и получении соответствующей прибыли. Она побуждает товаропроизводителя совершенствовать и обновлять свою продукцию, повышать ее качество, то есть делать ее конкурентоспособной.

Конкурентоспособность – это свойство продукции (товара) выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами. Она имеет три степени оценки: высокую, среднюю, низкую.

Для обеспечения конкурентоспособности проектируемого изделия еще на этапе разработки технического задания необходимо проанализировать уровень конкурентоспособности аналогов на целевом сегменте рынка, т.е. установить параметры «ворот конкурентоспособности» и новое изделие «пропустить» через них на каждом этапе разработки.

По мере прохождения этапов разработки показатели качества, цена уточняются, следовательно, повышается достоверность оценки конкурентоспособности товара, уменьшается риск принятия неверного решения. «Проводка» проектируемого изделия на каждом этапе разработки через «ворота конкурентоспособности» позволяет скорректировать показатели качества изделия, минимизировать трудовые и материальные затраты на разработку и тем самым повысить вероятность успеха нового товара на рынке.

Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетворения общественным потребностям. Они диктуются вкусами и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно. Коммерчески выгодный сбыт товара возможен лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции.Конкурентоспособность товара определяется (в отличие от качества) только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный интерес для определенной группы покупателей,и обеспечивает удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства товара во внимание не принимаются.

Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.

Многие компании индустриально развитых стран (Япония, США, Франция, ФРГ) позволяют добиваться конкурентоспособности товаров лишь на внутреннем рынке, будучи уверенными в возможности сбыта своих товаров и на внешнем рынке.

Таким образом, при неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействия рекламы и на проявления других внутренних и внешних по отношению к товару факторов.

Для конкурентоспособности потребительских товаров характерен рыночный успех на конкретном рынке в условиях конкурентной борьбы за определенный период времени. Это означает, что по своим совокупным характеристикам такие товары способны выдерживать конкуренцию аналогов:

- функциональную (наиболее приемлемым способом удовлетворять потребность потребителей и формировать у них новые потребности);

- предметную (быть лучшими среди успешных, выделяться важными параметрами потребительских свойств);

- видовую (иметь самый лучший дизайн).

Главными составляющими конкурентоспособности продукции (товара) служат следующие характеристики: технические (классификационные, нормативные, конструктивные, эргономические, экологические, эстетические), экономические (стоимость, расходы по доставке и вводу в эксплуатацию, энерго- и ресурсоемкость) и организационные (система скидок, гарантий, уровень сервиса).

В самом общем виде конкурентоспособность может быть представлена в следующем виде:

- технический уровень товара;

- уровень маркетинга и рекламно-информационного обеспечения;

- соответствие требованиям потребителя, техническим условиям и стандартам:

- организация сервиса, авторского надзора, гарантийного обеспечения, обучение персонала приобретающей стороны;

- срок поставки (разработки, создания, продажи), сроки гарантий;

- цена, условия платежей;

- актуальность (своевременность) появления данного товара на конкурентном рынке.

Конкурентоспособность продукции (товара) может проявиться лишь при условии формирования конкурентной среды, т.е. рынка, на котором независимые фирмы-продавцы свободно соперничают за право продавать свой товар независимому покупателю.

Среди обилия коммерческих структур в каждом сегменте рынка, потребитель сегодня ищет, как правило, не столько фирму с минимальными ценами, сколько надежную, зарекомендовавшую себя с хорошей стороны организацию, способную предложить качественный товар на выгодных условиях. В связи с этим исключительно важным становится поддержание доброго имени компании, что достигается, в первую очередь, созданием и развитием конкурентных преимуществ над соперниками на рынке по различным областям деятельности.

Чтобы выжить в динамически развивающемся рынке, необходимо развиваться и самой фирме. То, что хорошо сегодня, не обязательно будет достаточно завтра, видение перспектив и направлений развития, умение предугадать шаги конкурентов и правильно выбрать направления своих превентивных и ответных шагов, вот, далеко не полный перечень моментов требующих постоянного внимания грамотного руководителя.

Само понятие конкуренция означает динамичный и непрерывно возобновляемый процесс соперничества. Поэтому актуальность темы управление конкурентоспособностью продукции трудно переоценить.

Данная работа охватывает широкий спектр проблем, связанных с перечисленными выше составляющими конкурентоспособности продукции.

Тема конкурентоспособность является достаточно разработанной как в зарубежной, так и в отечественной литературе. В научную литературу термин "конкуренция" вошел благодаря работам – Адама Смита. Впоследствии над развитием теории конкуренции работали также Д.Рикардо, Дж.Робинсон, А. Маршал, М.Портер и др. Среди российских ученых свой вклад внесли – В.Леонтьев, Г.Л.Азоев, Р.А.Фатхутдинов и др.

Практическое значение работы определяется возможностью использования ее результатов при управлении конкурентоспособностью продукции.

Объектом исследования является ООО "Мясокомбинат Казанский".

Предметом исследования выступает система и процесс управления конкурентоспособностью продукции на предприятии.

Методологической основой послужили теории и концепции, традиционные как для современной западной, так и для отечественной управленческой науки.

В работе были использованы фактические материалы, опубликованные в научной литературе и периодической печати, а также материалы, собранные автором на ООО "Мясокомбинат Казанский".

Целью настоящей работы является изучение управление конкурентоспособностью товара и определение направлений ее совершенствования.

Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:

- дать общую характеристику предприятия;

- проанализировать систему управления в организации;

- провести исследование конкурентоспособности товара;

- разработать положения по работе отдела маркетинга и отдела сбыта;

- оценить социальную и экономическую эффективность от внедрения предложений и рекомендаций.

Работа состоит из трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложения.

Первая глава посвящена теоретическим основам управления конкурентоспособности товара.

Во второй главе работы дается общая характеристика деятельности ООО "Мясокомбинат Казанский", исследуется конкурентоспособность товара данного предприятия.

В третьей главе автор предлагает основные направления совершенствования управления конкурентоспособностью товара исследуемого предприятия. Дается оценка экономической и социальной эффективности от внедрения предложений и рекомендаций.

 

Рис. 9. Результаты опроса

По причине напряженной обстановки в коллективе практически все из них убеждены в необходимости создания на предприятии отдела маркетинга, так как ранее, часть маркетинговой деятельности выполнял отдел сбыта. Это, в свою очередь, положительно повлияет на работоспособность персонала, укрепит корпоративный дух и повлечет за собой приток ценных кадров.

Таким образом, создание отдела маркетинга на ООО "Мясокомбинат Казанский" позволит предприятию вернуть доверие потребителя и создать имидж надежного партнера, укрепить финансовую устойчивость, снизить конфликтные ситуации среди персонала, что значительно повысит уровень конкурентоспособности мясопродукции.

 

Выводы и предложения

Современный этап развития рыночных отношений в мире характеризуется значительным ужесточением конкуренции, превращением его в гиперконкуренцию.

Конкуренция как неотъемлемый атрибут рыночной экономики существует во всех сферах предпринимательской, коммерческой и иных видах деятельности на микро-, макро- и мезоуровнях. Как отметил М.Портер, "ни одна страна, ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы".

Конкуренция побуждает предпринимателей и коммерсантов в наиболее сжатые сроки внедрять новое. Благодаря конкуренции на рынке обеспечиваются:

- наилучшее согласование планов производства продукции (услуг) производителей с потребностями потенциальных покупателей;

- наиболее эффективное расходование разного вида ресурсов, используемых при производстве товара;

- распределение доходов (прибыли) между товаропроизводителями в соответствии с достигнутыми ими конечными экономическими и финансовыми результатами предпринимательской деятельности.

В представленной работе рассмотрены теоретические основы конкурентоспособности продукции и методы оценки ее показателей. Конкурентоспособность товара ипредприятия может быть определена в стоимостных показателях в виде отношения занимаемых долей рынка, а также как вероятность покупки продукции.

Этот метод оценки конкурентоспособности товара по завоеванной предприятием доле целевого рынка прост, достаточно объективен и информативен. Он позволяет формировать реальную картину конкурентоспособности продукции предприятия и управлять ею. На основе получаемой информации предприятия могут достаточно достоверно планировать объемы продаж своей продукции на перспективу.

В аналитической части работы рассмотрены вопросы, связанные с анализом производственно-хозяйственной деятельности ООО "Мясокомбинат Казанский".

Дана общая характеристика предприятия, представлена организационная структура управления Общества.

Наибольшее внимание в аналитической части работы уделено исследованию конкурентоспособности товара ООО "Мясокомбинат Казанский", в результате которого определились конкурентные преимущества и недостатки предприятия.

Преимущества:

- наличие собственного забойного цеха;

- использование только натуральных ингредиентов;

- отсутствие ГМИ;

- расположение в городе;

- отличное качество и отменный вкус товара;

- богатый ассортимент;

- ежедневно проводимые промоакции;

- продукцию КМК потребляют детские сады и школы города, значит, она пользуется доверием у населения.

Однако имеются недостатки, которые препятствуют увеличению сбыта товара Общества:

- отсутствие специалиста по маркетингу. В условиях экономического кризиса требуется постоянный анализ рынка, так как конкурентов становиться все больше. Их появление необходимо отслеживать, выявлять конкурентные преимущества и совершенствовать свои;

- имеются случаи, когда поставки продукции ООО "Мясокомбинат Казанский" срываются из-за перебоев с сырьем, что крайне отрицательно сказывается на имидже предприятия;

- низкий уровень проводимой рекламной компании;

- не достаточно налаженные отношения с торговыми сетями.

Перед предприятием в условиях экономического кризиса стоит основная задача не только сохранить свой потенциал, качество и ассортимент предлагаемой продукции на достигнутом уровне, но и усовершенствовать систему сбыта и маркетинга, как можно более оперативно освоить рынок мясопродукции.

Поэтому автором данной дипломной работы предлагается создать отдел маркетинга и передать в его ведение функции, часть которых выполнял отдел сбыта.

А для эффективного управления маркетинговой деятельностью на предприятии рекомендуется адекватная условиям его работы линейно-функциональная структура управления.

По предложенной схеме будет функционировать два отдела - сбыта и маркетинга, подчиненных директору по маркетингу.

Таким образом, данная организационная структура маркетинговой деятельности ООО "Мясокомбинат Казанский" должна определить лучший способ достижения стратегических целей предприятия:

- поддержка спроса на уровне, определенном в стратегических планах высшего руководства;

- помощь в оценке потенциала каждой хозяйственной единицы предприятия, установка цели для каждой из них и затем их успешное достижение.

Реализация предложенных нами мероприятий позволит руководству комбината более эффективно управлять конкурентоспособностью товара, что, несомненно, положительно повлияет на финансовое состояние предприятия.

 

Список использованной литературы

І. Нормативно-правовые акты

1. Федеральный закон "О защите конкуренции" №135-ФЗ от 26 июля 2006 г.

2. Федеральный закон "Об Обществах с Ограниченной Ответственностью" №14-ФЗ от 8 февраля 1998 г.

3. Закон Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в ред. Законов РФ от 24 июня 1992 г. №3119-1).

ІІ. Специальная литература

4. Абрамов, С.И. Практикум по менеджменту. 1 и 2 части / С.И.Абрамов. – М.: Юнити, 2003. – 288 с.

5. Абрамова, Г. П. Маркетинг. Вопросы и ответы. Рыночная экономика для всех. М.: Юнити, 2004. – 117 с.

6. Веснин, В.Р. Основы менеджмента / В.Р. Веснин. – М.: ООО "Издательство "Элит", 2004. – 325с.

7. Вольдер, Б.С. Стратегический менеджмент: Учебно-практическое пособие. – М.: МФА, 2005. – 100 с.

8. Воробьев, С.Н. Управленческие решения. Учебник для ВУЗов. – М.: Юнити-Дана. - 2003. – 317 с.

9. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. – М.: Высшая школа. - 2007. – 214 с.

10. Воронов, А.А. Моделирование конкурентоспособности продукции предприятия // Маркетинг в России и зарубежом. - 2003. - №4. - С.44-52.

11. Галлеев, В.И., Варгина, М.К. Управление качеством: проблемы, перспективы. // Сертификация. – 2005. – 145с.

12. Гличев, А.В. Полная схема механизма управления качеством продукции. // Стандарты и качество. – 2006. – 77с.

13. Гадушаури, Г.В., Литван, Б.Г. Управление современным предприятием. - М.: ЭКМОС, 2005. – 250 с.

14. Генкин, Б.М., Конакова, Г.А., Кочетков, В.И. и др. Основы управления персоналом. – М.: Высш. шк., 2006. – 342 с.

15. Гришанина, Н.В., Лопашина, Г.С. и др. Основы менеджмента. – М.: Юрайт, 2007. – 75 с.

16. Гиссин, В.И. Управление качеством продукции. Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. - 85 с.

17. Гончарова, Н.П., Перерва, П.Г. и др. Маркетинг инновационного процесса. — К.: ВИРА-Р, 2005. – 198 с.

18. Друкер, П.В. Задачи менеджмента в XXI веке.: Пер. с англ.: Учебное пособие. М.: "Вильяме", 2007. – 272 с.

19. Довбня, А.А., Поединщиков, И.И. Оценка эффективности менеджмента в реализации цели политики в области качества.// Стандарты и качество. – 2004. - №11. – С.37-69.

20. Егоржин, А.П. Управление персоналом. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков Ко", 2003. – 186 с.

21. Завьялов, П.С. Конкуренция — неотъемлемое свойство развитогорынка // Маркетинг. – 2008. - №5. – С.97-124.

22. Завьялов, П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб.пособие. М.: ИНФРА-М, 2008. – 105 с.

23. Завьялов, П.С., Демидов, В.Е. Формула успеха: маркетинг. М.: ИНФРА-М, 2007. – 68 с.

24. Завьялов, П.С. Проблемы конкурентоспособности экономики России и роль государства в их решении // Вестн. Рос.гуманит. науч. фонда. – 2005. - №3. – С.34-52.

25. Завьялов, П.С., Демидов, В.Е. Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов сто ответов, как действовать на внешнем рынке. М.: ИНФРА-М, 2006. – 80 с.

26. Захарченко, В.И. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятий // Машиностроитель. – 2008. - №11. – С.77-94.

27. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы: учеб.пособие для вузов/ Е.П. Ильин. - СПб.и др.: Питер, 2004. - 334 с.

28. Исикава, К. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 2002. – 155 с.

29. Катков, В.В. Управление конкурентоспособностью предприятия промышленности: теоретические аспекты и практические методы. СПб: СПб ГИЭУ, 2004. – 210 с.

30. Карданская, Н.Л. Принятие управленческого решения: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2001. - 164 с.

31. Кирцнер, ИМ. Конкуренция и предпринимательство: Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 2001. – 166 с.

32. Кныш, М.И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. СПб., 2003. – 207 с.

33. Конкуренция и ее влияние на формирование маркетинговых программ. Вестник ИНЖЭКОНА. Серия экономические науки. Вып. 2(3). СПб.: СПбГИЭУ. 2004. – 65 с.

34. Котков, В.В. Управление конкурентоспособностью организации: Учеб. пособие / Под ред. А.К. Казанцева. СПб.: СПбГИЭУ, 2007. – 199 с.

35. Котлер, Ф.М. Основы маркетинга. - СПб: Коруна, 2005. – 385 с.

36. Ларичев, О.И. Теория и методы принятия решений. М.: Логос, 2000. – 230 с.

37. Лепа, Н.Н., Решетникова, Т.П. Методика конкурентоспособности предприятия. СПб., 2005. – 77 с.

38. Липсиц, И.Н., Нещадин, А.К., Эйкелъпаш, А.М. Конкурентная стратегия фирмы // Вопросы экономики. - 2005. - № 9. – 104 с.

39. Максимова, И.С. Оценка конкурентоспособности предприятия// Маркетинг. – 2008. - № 3. – С.77-89.

40. Мельников, В.В. Институциональные изменения в сфере государственных закупок в современной России. Новосибирск: ИППК НГУ-НГТУ, 2004. – 284 с.

41. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (вторая редакция). Официальное издание. М.: Экономика, 2003. – 78 с.

42. Нешитой, А.Т. Конкурентоспособность и условия воспроизводства //Экономист. - 2005. - № 3. - С.113-139.

43. Огвоздин, В.Ю. Управление качеством: Основы теории и практики: Учебное пособие. М.: Дело и Сервис, 2002. – 104 с.

44. Попков, В.П., Самодуров, Д.А., Фавастьянов, В.М. Особенности формирования информационной системы диагностики конкурентоспособности коммерческого предприятия. Инструментальные методы в экономике: Сб. науч. тр. СПб.: СПбГИЭУ, 2003. – 342 с.

45. Портер, М. Конкуренция: Учебное пособие / Пер. с англ. М.: Издательский дом "Вильяме", 2002. – 130 с.

46. Портер, М. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Издательский дом "Вильяме", 2003. – 94 с.

47. Рубин, Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. М.: Маркат ДС, 2006. – 136 с.

48. Сабецкая, Г.Н. Рыночная модель конкурентоспособности продукции // Маркетинг. - 2006. - № 1. - С.24-51.

49. Таран, В.А. Конкурентоспособность предприятий: проблема современной политики и стратегия в области качества // Машиностроитель. 1998. № 2. с.312

50. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. М.: ЗАО "Бизнес-школа" "Интел-Синтез", 2005. – 401 с.

51. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000. – 386 с

52. Царев, В.В. – Оценка конкурентоспособности предприятий. Теория и методология: учеб.пособие для студентов вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 799 с

III. Текущий архив

53. Устав ООО "Мясокомбинат Казанский";

54. Отчеты о выполнении планов, программ ООО "Мясокомбинат Казанский".

Содержание

Введение………………………………………………......................................2

1. Теоретические основы конкурентоспособности товара……………...…..6

1.1 Понятие и содержание конкурентоспособности товара……………..….6

1.2 Показатели конкурентоспособности товара и методы их оценки……...10

1.3 Оценка конкурентоспособности товара………………………………….15

2. Современное состояние управления конкурентоспособностью продукции ООО "Мясокомбинат Казанский"………………………………………….…22

2.1 Общая характеристика ООО "Мясокомбинат Казанский"……………...22

2.2 Анализ системы управления на предприятии…………………………....29

2.3 Исследование управления конкурентоспособности ООО "Мясокомбинат Казанский"……………………………………………………………………...35

3. Основные направления повышения конкурентоспособности товара ООО "Мясокомбинат Казанский"………………………………………………...…44

3.1 Разработка положения по работе отдела сбыта и отдела маркетинга….44

3.2 Оценка социальной и экономической эффективности от внедрения рекомендаций и предложений………………………………………………...53

Выводы и предложения……………………………………………………….56

Список использованной литературы…………………………………………59

 

Введение

Рыночная деятельность фирмы немыслима без участия в конкурентной борьбе. Конкуренция является механизмом соперничества, состязательности участников рынка за право поиска своего покупателя, за возможность продажи товара на наиболее выгодных условиях, захвата определенной доли рынка и получении соответствующей прибыли. Она побуждает товаропроизводителя совершенствовать и обновлять свою продукцию, повышать ее качество, то есть делать ее конкурентоспособной.

Конкурентоспособность – это свойство продукции (товара) выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами. Она имеет три степени оценки: высокую, среднюю, низкую.

Для обеспечения конкурентоспособности проектируемого изделия еще на этапе разработки технического задания необходимо проанализировать уровень конкурентоспособности аналогов на целевом сегменте рынка, т.е. установить параметры «ворот конкурентоспособности» и новое изделие «пропустить» через них на каждом этапе разработки.

По мере прохождения этапов разработки показатели качества, цена уточняются, следовательно, повышается достоверность оценки конкурентоспособности товара, уменьшается риск принятия неверного решения. «Проводка» проектируемого изделия на каждом этапе разработки через «ворота конкурентоспособности» позволяет скорректировать показатели качества изделия, минимизировать трудовые и материальные затраты на разработку и тем самым повысить вероятность успеха нового товара на рынке.

Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетворения общественным потребностям. Они диктуются вкусами и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно. Коммерчески выгодный сбыт товара возможен лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции.Конкурентоспособность товара определяется (в отличие от качества) только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный интерес для определенной группы покупателей,и обеспечивает удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства товара во внимание не принимаются.

Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.

Многие компании индустриально развитых стран (Япония, США, Франция, ФРГ) позволяют добиваться конкурентоспособности товаров лишь на внутреннем рынке, будучи уверенными в возможности сбыта своих товаров и на внешнем рынке.

Таким образом, при неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействия рекламы и на проявления других внутренних и внешних по отношению к товару факторов.

Для конкурентоспособности потребительских товаров характерен рыночный успех на конкретном рынке в условиях конкурентной борьбы за определенный период времени. Это означает, что по своим совокупным характеристикам такие товары способны выдерживать конкуренцию аналогов:

- функциональную (наиболее приемлемым способом удовлетворять потребность потребителей и формировать у них новые потребности);

- предметную (быть лучшими среди успешных, выделяться важными параметрами потребительских свойств);

- видовую (иметь самый лучший дизайн).

Главными составляющими конкурентоспособности продукции (товара) служат следующие характеристики: технические (классификационные, нормативные, конструктивные, эргономические, экологические, эстетические), экономические (стоимость, расходы по доставке и вводу в эксплуатацию, энерго- и ресурсоемкость) и организационные (система скидок, гарантий, уровень сервиса).

В самом общем виде конкурентоспособность может быть представлена в следующем виде:

- технический уровень товара;

- уровень маркетинга и рекламно-информационного обеспечения;

- соответствие требованиям потребителя, техническим условиям и стандартам:

- организация сервиса, авторского надзора, гарантийного обеспечения, обучение персонала приобретающей стороны;

- срок поставки (разработки, создания, продажи), сроки гарантий;

- цена, условия платежей;

- актуальность (своевременность) появления данного товара на конкурентном рынке.

Конкурентоспособность продукции (товара) может проявиться лишь при условии формирования конкурентной среды, т.е. рынка, на котором независимые фирмы-продавцы свободно соперничают за право продавать свой товар независимому покупателю.

Среди обилия коммерческих структур в каждом сегменте рынка, потребитель сегодня ищет, как правило, не столько фирму с минимальными ценами, сколько надежную, зарекомендовавшую себя с хорошей стороны организацию, способную предложить качественный товар на выгодных условиях. В связи с этим исключительно важным становится поддержание доброго имени компании, что достигается, в первую очередь, созданием и развитием конкурентных преимуществ над соперниками на рынке по различным областям деятельности.

Чтобы выжить в динамически развивающемся рынке, необходимо развиваться и самой фирме. То, что хорошо сегодня, не обязательно будет достаточно завтра, видение перспектив и направлений развития, умение предугадать шаги конкурентов и правильно выбрать направления своих превентивных и ответных шагов, вот, далеко не полный перечень моментов требующих постоянного внимания грамотного руководителя.

Само понятие конкуренция означает динамичный и непрерывно возобновляемый процесс соперничества. Поэтому актуальность темы управление конкурентоспособностью продукции трудно переоценить.

Данная работа охватывает широкий спектр проблем, связанных с перечисленными выше составляющими конкурентоспособности продукции.

Тема конкурентоспособность является достаточно разработанной как в зарубежной, так и в отечественной литературе. В научную литературу термин "конкуренция" вошел благодаря работам – Адама Смита. Впоследствии над развитием теории конкуренции работали также Д.Рикардо, Дж.Робинсон, А. Маршал, М.Портер и др. Среди российских ученых свой вклад внесли – В.Леонтьев, Г.Л.Азоев, Р.А.Фатхутдинов и др.

Практическое значение работы определяется возможностью использования ее результатов при управлении конкурентоспособностью продукции.

Объектом исследования является ООО "Мясокомбинат Казанский".

Предметом исследования выступает система и процесс управления конкурентоспособностью продукции на предприятии.

Методологической основой послужили теории и концепции, традиционные как для современной западной, так и для отечественной управленческой науки.

В работе были использованы фактические материалы, опубликованные в научной литературе и периодической печати, а также материалы, собранные автором на ООО "Мясокомбинат Казанский".

Целью настоящей работы является изучение управление конкурентоспособностью товара и определение направлений ее совершенствования.

Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:

- дать общую характеристику предприятия;

- проанализировать систему управления в организации;

- провести исследование конкурентоспособности товара;

- разработать положения по работе отдела маркетинга и отдела сбыта;

- оценить социальную и экономическую эффективность от внедрения предложений и рекомендаций.

Работа состоит из трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложения.

Первая глава посвящена теоретическим основам управления конкурентоспособности товара.

Во второй главе работы дается общая характеристика деятельности ООО "Мясокомбинат Казанский", исследуется конкурентоспособность товара данного предприятия.

В третьей главе автор предлагает основные направления совершенствования управления конкурентоспособностью товара исследуемого предприятия. Дается оценка экономической и социальной эффективности от внедрения предложений и рекомендаций.

 

Теоретические основы конкурентоспособности товара

1.1 Понятие и содержание конкурентоспособности товара

Конкуренция - это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.

Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов (например, в Японии ресурсы используются в целом в три раза эффективнее, чем в России), повышения качества товаров и уровня жизни населения. Поэтому конкуренция - очень сложное понятие. Особенно важно изучить ее механизм в условиях российской экономики, только начинающей осваивать этот механизм.

Сущность конкурентоспособности организации – совокупность трудового и научно-производственного потенциала организации, способного создавать и производить товар определённого уровня конкурентоспособности.

Конкурентоспособность организации по структуре и содержанию представлена как взаимообусловленное единство двух составляющих: конкурентоспособности товара и ресурсного потенциала организации.

Управление конкурентоспособностью организации представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей по повышению конкурентоспособности организации.

Сложность и многоаспектность, а так же разрозненность качественных характеристик конкурентоспособности в существующих определениях требуют уточнения понятия конкурентоспособности.

Конкурентоспособность товара – это совокупность потребительских и экономических характеристик товара, обеспечивающих прибыльность производства и удовлетворение конкретной потребности покупателя в конкурентных условиях.

Конкурентоспособность отдельного товара рассматривается с точки зрения потребителя и производителя. Покупателя на конкурентном рынке интересует совокупность потребительских и стоимостных характеристик товара только с точки зрения эффективности потребления, а производителя, кроме того, – эффективность производства. На основании указанного обстоятельства и с целью объективной оценки вводится двойное понятие о конкурентоспособности товара:

-конкурентоспособность товара по потреблению – это совокупность потребительских и стоимостных характеристик товара в сфере потребления относительно аналогичных характеристик товаров-конкурентов;

-конкурентоспособность товара по потреблению и производству – это совокупность потребительских и экономических характеристик товара в сферах потребления и производства относительно аналогичных характеристик товаров-конкурентов.

Для определения цены потребления в зависимости от потребительских характеристик вводится понятие конкурентоспособности товара по ценообразованию.

Конкурентоспособность товара по ценообразованию – это совокупность потребительских характеристик товара в сфере потребления относительно аналогичных характеристик товаров-конкурентов.

С целью всесторонней, комплексной и количественной оценки уровня и динамики повышения конкурентоспособности организации требуется уточнить понятия конкурентоспособности товара.

Конкурентоспособность продукции по потреблению – это средневзвешенный показатель конкурентоспособности выпускаемых товаров, оцененных по потребительским и стоимостным параметрам относительно товаров – конкурентов.

Конкурентоспособность продукции по потреблению и производству – это средневзвешенный показатель конкурентоспособности выпускаемых товаров, оцененных по потребительским и экономическим параметрам относительно товаров – конкурентов.

Интегральный показатель конкурентоспособности товара определяется на базе групповых параметров или показателей и характеризует конкурентоспособность изделия по определённой совокупности технико-экономических параметров относительно аналогичных параметров конкурирующих товаров.

С целью более объективной оценки конкурентоспособности товара и продукции предлагается производить её средневзвешенными интегральными показателями конкурентоспособности:

- средневзвешенный интегральный показатель конкурентоспособности товара - это интегральные показатели конкурентности товара по определённой совокупности параметров, взвешенные относительно нескольких конкурирующих товаров;

- средневзве<


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.152 с.