Анализ данных полученных методом личностного семантического дифференциала — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Анализ данных полученных методом личностного семантического дифференциала

2017-11-17 506
Анализ данных полученных методом личностного семантического дифференциала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рассмотрим подробнее образ идеальной современной женщины. Или какие качества испытуемые нашли важными для женщины. Выражены факторы: привлекательности; силы личности; социального статуса; современности; маскулинности. Средне выражены: эмпатийность; феминность; андрогинность. Слабо выражены: эмоциональность и зависимость. Т. о. Исходя из полученных данных мы можем говорить о предпочтении качеств которые в традиционных взглядах приписывались мужчинам и о неприятии типично «женских» качеств зависимости и эмоциональности, что подтверждается большей выраженностью маскулинности, чем феминности. Т.е. желательным является образ активной социально успешной сильной привлекательной женщины, которая не отстает от современного быстрого ритма жизни.

Не менее важен для нашего исследования образ себя, как женщины. По сводной таблице трех групп мы видим, что факторы принимают более усредненное значение, чем в образе идеальной женщины. Понижаются значения по факторам привлекательности, силы личности, социального статуса, современности и маскулинности. Повышаются значения по факторам зависимости, эмоциональности и феминности. При этом в отличие от образа идеальной женщины намечаются некоторые разницы между группами. Так у первой группы выражены факторы привлекательности и андрогинности, показатели второй группы колеблются в пределах средних значений, а у третьей группы выражены факторы эмпатийности и феминности. Однако разница между идеальным, желаемым образом и реальным кажется на не достаточно значительной, что бы можно было говорить о внутриличностном конфликте.

Выводы:

1. Гендерные установки ориентированны на следующие качества: привлекательность, социальный статус, сила личности, современность и преобладание маскулинности.

2. Существует некоторая разница между идеальным и реальным образом. Т.к. феминность в реальном образе выше, нежели в идеальном, это говорит о стремлении к маскулинизации.

3. Первая группа оценивает себя как привлекательных женщин.

4. У первой группы выражена андрогинность, т.е. наличие как женских так и мужских качеств

5. Вторая группа отличается небольшим разбросом количественных показателей по всем факторам, что может говорить о сбалансированной картине личности.

6. Выраженность факторов феминности и эмпатийности у третьей группы говорит о тенденции возрастных изменений в направлении феминизации т.е., принятии традиционной женской роли.

 

Результаты и интерпретация опросника «Я - женщина»

 

Во всех трех группах в среднем показатели больше попадают в значения от 7-13 баллов - личность плохо осознает или вытесняет собственные гендерные характеристики. Исследуемых которые характеризуются как соответствующих гендерному стереотипу, в первой группе 30% а во второй и третьей 40% опрошенных. Исходя из выше сказанного можно сделать выводы:

1. С возрастом процент соответствующих гендерным стереотипам увеличивается, но не значительно.

2. Увеличение происходит в том возрасте, когда становление женщины как женщины уже произошло.

3. В первой возрастной группе можно показатели гендерной идентичности несколько ниже, чем во второй и третьей, что может говорить о запоздалом формировании гендерных характеристик.

 

Результаты и интерпретация поло-ролевого опросника С. Бэм

 

1 группа - 0,46

2 группа - 0,59

3 группа - 0,65

 

Так как в группах средняя величена индекса заключается в пределах от -1 до +1, то делается заключение об андрогинности. Эти изменения не являются значимыми и их можно считать случайными. Однако эти изменения есть и по показателям видно, что с возрастом значения возрастают в сторону фемининности.

Выше сказанное подтверждается данными полученными с помощью метода личностного семантического дифференциала: близкие по значению показатели маскулинности и фемининности для образа «Себя как женщина» по первой и второй группе; в третьей группе показатели фемининности выше показателей маскулинности; в первой группе показатели андрогинности самые высокие; в целом по обследованным показатели фемининности и маскулинности близки по значению.

 

Общий вывод.

1. В данной работе нами были исследованы образ «идеальной современной женщины» и образ «себя как женщины». Нами были рассмотрены следующие факторы: общей привлекательности, силы личности, эмоциональности, социального статуса, зависимости, эмпатийности, современности, феминности (традиционно «женских» качеств), маскулинности (традиционно «мужских» качеств), андрогинности (гендерно нейтральных качеств). При этом была выявлена динамика фактора зависимости. В паре противоположных качеств - феминности - маскулинности было выявлено, что с возрастом показатели уровня феминности повышаются, а маскулинности понижаются. Это говорит о феминизации с возрастом. В образе «Себя как женщины», эмпатические способности возрастают, в старшей возрастной группе. Показатели фактора андрогинности в первой группе выше, чем во второй и третьей. Что может быть связано с тем, что испытуемые в первой группе находятся в стадии формирования гендерной идентичности.

2. При анализе корреляций между факторами нами были выявлены сильные корреляции среди факторов: силы личности, маскулинности, современности, социального статуса. Так же были выявлены корреляции среди факторов: зависимости, эмпатийности и феминности. Т.о. мы видим группировку факторов вокруг фактора феминности и фактора маскулинности, что говорит о разделении качеств на мужские и женские.

3. При анализе данных полученных методом личностного семантического дифференциала было установлено, что гендерные установки ориентированны на следующие качества: привлекательность, социальный статус, сила личности, современность и преобладание маскулинности. У первой группы выражена андрогинность, что может говорить о не до конца пройденной гендерной идентификации. Выраженность факторов феминности и эмпатийности у третьей группы говорит о тенденции возрастных изменений в направлении феминизации т.е., принятии традиционной женской роли.

4. В целом анализирую результаты использованных в данной работе методик в совокупности мы видим, что становление гендерной идентичности происходит после 25 лет и окончательная феминизация происходит только в третьей возрастной группе. При этом предпочтительными остаются качества которые были отнесены нами к типично мужским. Существует разница между идеальным женским образом и образом себя как женщины, что может говорить о неудовлетворенности своей женской ролью.

 

Заключение.

Современные исследования в области гендерной теории очень обширны. Большое количество подобных исследований, разработок, движений, бе­зусловно, повлияло на общественные процессы и принесло свои положи­тельные плоды: стали заметны сдвиги в массовом сознании, гендерные каноны перестают быть жестко очерченными, социальные роли становят­ся более вариативными и менее полярными, общество пытается предоста­вить равные возможности всем своим гражданам в различных сферах жиз­недеятельности. Одновременно, с указанными выше изменениями остро встала проблема неопределенности, т.е. перед личностью и обществом встанет проблема переопределения и сохранения половой стабильности и определенности. Проблема гендерных стереотипов, которая рассматривалась в исследованиях на ранних этапах становления гендерной психологии не утратила своей актуальности, но приобрела противоположную направленность. В нынешней ситуации по прежнему существуют представления о желаемых качествах, но они стали более маскулинными. Женское начало потеряло себя за возрастающим темпом современной жизни. В борьбе за равенство полов, женщины утратили свою природную сущность. Т.е. перспективой гендерных исследований можно считать вопрос: приобретение или потеря - отход от традиционной гендерной модели? В связи с этим диагностика и изучение гендерных стереотипов представляется необходимой.

В результате проведенного исследования было выяснено, что существуют возрастные изменения в представлении об идеальной женщине, которые также меняются в образе себя как женщины в сторону феминизации. Т.е. традиционные женские качества более выражены у старшей возрастной группы, что может быть обусловлено суммацией влияния накопления жизненного опыта и снижением социальной активности. Фактор же андрогинности наоборот наиболее выражен у первой группы, что с одной стороны говорит о совмещении в структуре личности мужских и женских качеств (что может способствовать наибольшей социальной успешности), а с другой стороны выраженная андрогинность показатель не до конца пройденной гендерной идентификации.

При анализе данных полученных методом семантического дифференциала были выделены качества имеющие особую привлекательность для женщин всех трех возрастных групп: социальный статус, привлекательность, сила личности, современность и преобладание маскулинности. В образе идеальной женщины указанные выше качества значительно превалируют над феминностью и такими традиционно женскими качествами как зависимость, эмоциональность, что подтверждает наличие тенденций к обесцениванию женственности и стремлении к независимости и социальным достижениям.

Т.о. обобщая выше сказанное можно утверждать, что гипотеза о наличии разницы в гендерной картине личности у разных возрастных групп подтвердилась. Так же подтверждена тенденция к маскулинизации женщины (что видно из образа идеальной женщины).

Полученные данные можно использовать для дальнейшего изучения психологии женщины, для составления наиболее адекватных планов в терапии женщин имеющих проблемы с гендерным самоопределением. Осознание гендерных предпочтений позволит специалистам лучше понять опыт клиентов и способствует более эффективному диалогу с ними.

Вообще становление женщины в нашей стране происходит с некоторым запозданием, только с возрастом происходит принятие своей женской роли. При этом в духе современных тенденций идеализируются качества, которые присущи мужчинам, и особую значимость приобрела социальная активность, возможность успешной социальной деятельности, независимости. В то время как семейные ценности отошли на второй план. Сексуальная революции, отсутствие религиозности привели к отсутствию стабильности в сфере отношений между мужчиной и женщиной, перед наукой появились новые вопросы, в частности вопрос самоидентификации, в т.ч. гендерной самоидентификации. Что порождает необходимость в формировании новых знаний о гендерных отношениях. Постановке научных задач с учетом постоянно меняющихся гендерных представлений. Т.о. дальнейшей перспективой в исследованиях категории гендера мы видим: дальнейшем углубленном изучении гендерного образа как женщины, так и мужчины, исследования, с целью построения новой модели терапии женщин, основанной на помощи в познании себя как женщины, установлении контакта со своей женской сущностью. Так же актуальны исследования в области отношений между мужчиной и женщиной.

 

 

Литература

 

 

1. Алешина Ю.Е., Бо­рисов И.Ю. Поло-ролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - М..: Изд-во МГУ, 1989. - №2. С. 44 - 53.

2. Алешина Ю.Е. Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. - 1989. - №5.

3. Баранова Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1993. - С.35 - 46

4. Берн Ш. Гендерная психология. - СПБ.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2001.

5. Большой толковый психологический словарь. Т.1 (А - О): Пер. с англ. А. Ребера - М.: АСТ; Вече, 2001.

6. Большой толковый социологический словарь. (Сollins). Т.1 (А - О): Пер. с англ. - М.: АСТ; Вече, 1999

7. Воронина О.А., Клименкова Т.А. Гендер и культура // Женщины и социальная политика (гендерный аспект) / Под ред. З.А. Хоткиной. - М., 1992. С. 10 - 22.

8. Гаврилицина О.А. Чувство вины у работающий женщины // Вопросы психологии. - 1998. - С. 10-22.

9. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999.

10. Джес Ф.Л. Самоисполняющиеся пророчества: гендер с социально - психологической точки зрения // Сексология. - СПБ.: Питер, 2001. - С. 144 - 161.

11. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПБ.: Питер, 2002.

12. Клецина И.С. Гендерная социализация. - СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.

13. Клецина И.С. Самореализация и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.2. - Спб.: Изд-во СПбГУ, 1998. - С. 188-192.

14. Коломенский Я.Л., Мелтсас М.Х. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте //Генетические проблемы социальной психологии. - Минск, 1985.

15. Кон И.С. Введение в сексологию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.; Олимп; ИНФРА, 1999.

16. Кон И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования: Учебное пособие. Ч.1 / Под ред. И.А. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алтейя, 2001. - С. 562 - 605.

16. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального в человеке: Материалы к симпозиуму. - М., 1975. - С. 763-776.

17. Левкович В.П. и Зуськовой О.Э. Социально - психологический подход к изучнию супружеских конфликтов // Психологический журнал. - 1985. - №3.

18. Леон­тьев А.А. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова. - М., 1971

19. Майерс Д. Социальная психология. - СПБ.: Питер, 1997.

20. Малышева. М.М. Современный патриархат: Социально - экономической эссе. - М.: Academia, 2001.

21. Мани Д., Такер П. Ориентация // Сексология. - СПб.: Питер, 2001. - С. 126 - 133.

22. Минюрова С.А., Кустова О.Л. Формирование «Образа женщины» в различных социальных группах // Журнал практического психолога. - 1997. - №5. - С.27 - 29; Семейная психология и семейная терапия. - 1997. №1. С.95-97.

23. Павленко В.Н., Корж Н.Н. Трансформация социальной идентичности в пост - тоталитарном обществе // Психологический журнал. - 1998. - Т.19. -№1. - С. 75-88.

24. Практикум по гендерной психологии/ Под ред. И.С. Клециной. - СПБ.: Питер, 2003.

25. Психология: Cловарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990.

26. Психология: Учебник / Под ред. А.В. Крылова. - М.: 1998. Гл. 18.

27. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии. - Минск, 1985.

28. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994.

29. Успенская В.И. О перспективах политического партнерства полов: Материалы к теме «Идея партнерства женщин и мужчин в современном мире» // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». М.: Наука, 1993. - С. 226 - 241

30. Фаррел С., Лорбер Д. Принципы гендерного конструирования // Хрестоматия феминистских текстов. - СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. - С. 187 - 192.

31. Ядов В.А. Социальные и социально - психологические механизмы формирования социальной идентичности // Психология самосознания: Хрестоматия. - Самара: Бахрах- М, 2002. С. 589 - 601.

32. Ярская-Смирнова Е. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе // Под ред. И. Жеребкиной. - Харьков; СПб., 2001.

33. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурная репрезентация гендерных отношений/ Под ред. Е. Ярской-Смирновой. - Саратов: Изд-во СГУ, 1998.

 

 

Приложения.

 

 

Приложение 1.

Бланк метода личностного семантического дифференциала для определения «Я - реального»

Инструкция:

Дайте, пожалуйста, характеристику образу «Себя как женщина». Для этого вам надо оценить правый столбец, отметив степень выраженности характеристик для каждого исследуемого образа в одном из средних столбцов (в процентном выражении от 0 до 100). В левом столбике представлены противоположные качества, на них можно ориентироваться для удобства оценивания.

 

    % 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%  
  Отталкивающая                       Располагающая
  Некрасивая                       Красивая
  Необаятельная                       Обаятельная
  Не увлекаю                       Увлекаю
  Не вызываю доверие                       Вызываю доверие
  Глупая                       Умная
  Безучастная                       Доброжелательная
  Неискренняя                       Искренняя
  Неуверенная                       Уверенная
  Робкая                       Смелая
  Скованная                       Свободная
  Слабая личность                       Сильная личность
  Не имею собственного мнения                       Имею собственное мнение
  Пассивная                       Активная
  Замкнутая                       Открытая
  Надеюсь только на себя                       Надеюсь на помощь других
  Расчетливая                       Непосредственная
  Люблю риск                       Люблю стабильность
  Аналитический ум                       Образное мышление
  Независимая                       Ориентируюсь на мнение других
  Люблю соревноваться                       Предпочитаю компромиссы
  Черствая                       Внимательная к потребностям других
  «Выражается»                       Не пользуюсь грубыми словами
  Недоверчивая                       Доверчивая
  Безразличная                       Сочувствующая
  Сдержанная                       Эмоциональная
  Не имею дома животных                       Имею дома животных
  Рациональная                       Надеюсь на интуицию
  Степенная                       Суетливая
  Фамильярная                       Корректная
  Низкий социальный статус                       Высокий социальный статус
  Имею узкий круг интересов                       Имею широкий круг интересов
  Плохо одета                       Хорошо одета
  Мало зарабатываю                       Хорошо зарабатываю
  Несчастная                       Счастливая
  Неорганизованная                       Организованная
  Неревнивая                       Ревнивая
  Предсказуемая                       Непредсказуемая
  Ненадежная                       Надежная
  Имею любовника (ов)                       Верная жена
                          Умею готовить
                          Люблю детей
                          Образованная
                          Раскрепощена в сексе
                          Спортивная

 

Инструкция для определения образа идеальной современной женщины методом семантического личностного дифференциала

Дайте, пожалуйста, характеристику образу «Идеальная современная женщина». Для этого вам надо оценить правый столбец, отметив степень выраженности характеристик для каждого исследуемого образа в одном из средних столбцов (в процентном выражении от 0 до 100). В левом столбике представлены противоположные качества, на них можно ориентироваться для удобства оценивания.

Бланк аналогичный бланку для определения образа «себя как женщины»

 

 

Ключ к обработке:

Для анализа выделяется следующий ряд факторов: Шкалы:

- Оценки (общей привлекательности); 1,2,3,4,5,6,7,8.

- Силы личности; 9,10,11,12,13,14,15.

- Эмоциональности; 17,26,28,29,37.

- Социального статуса; 12,31,32,33,34.

- Зависимости; 16,18,20,21,24.

- Эмпатийности; 7,21,22,23,24,25,27,30.

- Современности; 9,11,12,31,32,33,43.44,45.

- Феминности (традиционно «женских» качеств); 22,23,24,26,40,41.

- Маскулинности (традиционно «мужских» качеств); 12,14,32,34,43,44,45.

- Андрогинности (гендерно нейтральных качеств) 2,7,8,35,36,37,38,39.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.