Социально психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Социально психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних

2017-11-17 294
Социально психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Знание психологических особенностей подростков способствует правильному решению задач расследования преступлений и перевоспитание несовершеннолетних преступников. Работники правоохранительных органов, и в первую очередь органов предварительного следствия, используя эти знания, обеспечивают правильную диагностику личности несовершеннолетнего, индивидуальный подход к нему, выбор и применение наиболее соответствующих ситуации тактических приемов и др [11, с. 207].

Наиболее удачный анализ личности несовершеннолетнего правонарушителя на предварительном следствии соответствует следующей схеме.

1. Наследственно-биологические факторы: отрицательно влияют алкоголизм, предрасположенность к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, ненормальные роды и др.

2. Ближайшее социальное окружение подростка: семья, социально-экономический статус родителей, братьев, сестер, особенности воспитания, школа, отношения с учителями (возможные конфликты), положение в классе, ценностные ориентации одноклассников, друзья, их социальное положение и ценностные ориентации, статус в группе друзей.

3. Личностные характеристики подростка: особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, ценностные ориентации, мотивация достижения, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки, отношение к профессии: сознательность выбора, место профессии в системе ценностей, планы на будущее.

4. Правосознание подростка [15, с. 84].

К кризисным явлениям, характеризующим психофизиологическое развитие подросткового возраста, которые могут представлять определенные предпосылки трудновоспитуемости и асоциального поведения, можно отнести следующие особенности организма и психики подростка:

1. Ускоренное и неравномерное развитие организма подростка в период полового созревания:

- неравномерность развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной системы, отягчающая физическое и психическое самочувствие подростка;

- «гормональная буря», вызванная повышенной активностью эндокринной системы в период полового созревания и проявляющаяся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости подростка.

2. Изменения в характере взаимоотношений со взрослыми, выражающиеся в повышенной конфликтности подростка с родителями, что в свою очередь объясняется следующими причинами:

- так называемый «конфликт моралей», когда мораль подчинения, характеризующая до сих пор отношения ребенка и взрослого, заменяется «моралью равенства»;

- чувство взрослости, реакция эмансипации, отделения от взрослого;

- повышенная критичность по отношению к взрослым при одновременном повышенном внимании к мнению сверстников.

3. Изменения в характере взаимоотношений со сверстниками (как с представителями своего, так и противоположного пола).

Косвенные десоциализирующие влияния исходят от ближайшего окружения, где, хотя нет прямой демонстрации асоциального поведения и групповые нормы и ценности соответствуют нормам и принципам общепринятой морали и права, но при этом создаются неблагоприятные условия, блокирующие действие механизмов социализации, препятствующие реализации способов социализации индивида.

В качестве косвенных десоциализирующих влияний в семье можно рассматривать различные педагогические ошибки родителей (авторитарность, гиперопека, попустительство, несовпадение требований и т. д.), а также конфликтность и отчуждение.

Однако не во всех случаях сами органы и лица, представляющие правосудие, могут использовать все данные и методы сегодняшней психологической науки. В ряде случаев в связи с большой сложностью вопросов и необходимостью для их решения специальных знаний по уголовному делу назначается судебно-психо-логическая экспертиза.

Объектом психологической экспертизы являются не показания свидетелей, обвиняемых и потерпевших, а индивидуальные особенности протекания психических процессов у лица, дающего показание, и влияние названных особенностей на адекватность восприятия и воспроизведения того или иного явления.

Заключение эксперта-психолога не есть оценка достоверности показаний, так как психологическая экспертиза решает вопрос только об объективной возможности того или иного лица адекватно отражать факты, интересующие органы следствия.

Известно, что в подростковом возрасте отмечаются снижение порога возбудимости центральной нервной системы, ослабление в ней процессов торможения и преобладание процессов возбуждения, неадекватность и дезинтегрированность реакций организма на воздействие различных внешних факторов, возникновение повышенного интереса к событиям жизни, стремление к личному участию в них, переоценка своих сил, прав и возможностей. Все это имеет место на фоне повышенной эмоциональности и эффективности.

Естественно, что без участия психолога следователь и суд не в состоянии определить, насколько сказались те или иные возрастные особенности на имеющей уголовно-правовое значение деятельности несовершеннолетнего или подростка.

Большое значение имеет психологическая экспертиза по делам несовершеннолетних, когда у следователя возникает сомнение в умственном развитии несовершеннолетнего, в степени развития его интеллекта, в частности для решения вопросов, мог ли он полностью осознать значение своих действий (см. ч. II ст. 392 УПК).

При анализе причин антиобщественной ориентации личности подростка психолог исследует особенности формирования его правосознания, реальных жизненных ценностей, нравственно-нормативных установок и соотносит их с выделенными индивидуально-типологическими и характерологическими особенностями. При исследовании специфики принятия решения изучаются индивидуальные свойства личности.

При проведении большинства следственных действий с участием несовершеннолетних действуют специфические психологические закономерности, связанные с возрастными и другими особенностями их личности.

В целом ряде случаев специфика этих закономерностей учтена в уголовно-процессуальном законодательстве, о чем ниже будет сказано более подробно.

Законодательство регламентировало допрос несовершеннолетних дополнительными процессуальными гарантиями, обеспечивающими его объективность и минимальное травмирование детской психики. В УПК производство уголовных дел по делам несовершеннолетних выделено в отдельную главу (ст. ст. 391—402 УПК). Кроме того, в других главах целый ряд процессуальных норм регламентирует особый порядок допроса несовершеннолетних (ст. ст. 156, 159, 282, 285 и др. УПК).

Так, несовершеннолетний свидетель, не достигший 16-летнего возраста, вызывается на допрос, как правило, через родителей или иных законных представителей (ст. 156 УПК). Допрос свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя и допрос свидетеля в возрасте от 14 до 16 лет производится в присутствии педагога. В случае необходимости на таком допросе могут присутствовать также законные представители несовершеннолетнего или его близкие родственники. Указанные лица могут с разрешения следователя задавать свидетелю вопросы (ст. 159 УПК).

В допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего 16-летнего возраста, по усмотрению следователя или прокурора либо по ходатайству защитника может участвовать педагог. Участие педагога возможно и в опросе несовершеннолетнего старше 16 лет, если подросток признан умственно отсталым. Педагог вправе с разрешения следователя задавать вопросы обвиняемому, а по окончании допроса ознакомиться с протоколом и сделать замечания о правильности и полноте имеющихся в нем записей (ст. 397 УПК).

Следователь должен хорошо знать психологические особенности личности несовершеннолетних и учитывать их при выборе тактических приемов проведения с ними того или иного следственного действия.

При допросе несовершеннолетних наряду с общими закономерностями, характерными для этого следственного действия, следует учитывать ряд особенностей, которые, прежде всего, связаны с возрастом несовершеннолетних.

Все несовершеннолетние делятся на шесть возрастных групп:

1. Перваягруппа, относящаяся к младенческому возрасту (от момента рождения до одного года), по понятным причинам нами рассматриваться не будет.

2. Следственной и судебной практике известны крайне редкие случаи допроса детей второй возрастной группы, относящиеся к раннему детству (от одного года до трех лет). Допросы таких детей в ряде случаев целесообразно заменить беседой или опросом малолетнего с целью быстрого получения информации о личности преступника и т. п.

3. При допросе несовершеннолетних третьей группы, представляющий дошкольный возраст (от 3 до 7 лет), следует учитывать, что эти дети при восприятии действительности плохо разбираются в причинных связях, сложное событие воспринимают не целиком, а фрагментарно. При воспроизведении наблюдавшегося события дети этой группы более подробно описывают второстепенные его стороны, дополняют фантазией увиденное, легко поддаются влиянию старших в силу большой внушаемости.

4. При допросах детей четвертой возрастной группы – младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) — отмечаются навыки осознанного восприятия, логического суждения и повествования, формирования системы взаимосвязанных понятий, а также появляется практический опыт общественных отношений и морального поведения. Однако дети этой группы при описании сложных явлений не всегда в состоянии отличить главное от второстепенного, а отсутствие жизненного опыта склонны дополнять воображением. Эти дети хорошо воспринимают предметы и события, которые им близки и их интересуют. Об этих наблюдениях они могут дать объективную информацию в случае хорошего психологического контакта с ними при умелом допросе.

5. У детей пятой, возрастной группы - подростковой (от 11 до 15 лет) при допросе отмечаются широкие познавательные процессы, рост самосознания, стремление общаться с людьми, самостоятельность в работе, проявление чувства долга и ответственности. Все эти качества в целом способствуют запечатлению и воспроизведению информации. Однако для этого возраста порой характерны излишняя самоуверенность и самолюбие, неуравновешенность поведения, некоторая склонность к фантазии. Дети этой группы могут дать неправильные показания под влиянием взрослых. Следственной и судебной практике известны случаи, когда подросток, присутствуя при беседе взрослых, обсуждающих преступное событие, воспринимал от них неправильную версию и впоследствии излагал ее на допросе как свое собственное мнение.

6. При допросе несовершеннолетних шестой возрастной группы (15-18 лет) в целом действуют психические закономерности, характерные уже для взрослого человека, однако у некоторых юношей и девушек этого возраста могут отмечаться неправильные нравственные оценки наряду с повышенным стремлением к независимости. В этой связи, например, юноша лихачество пьяного шофера воспринимает как проявление смелости и т. д.

Допросу несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого должна предшествовать тщательная подготовка. Следует выяснить, какие люди окружают несовершеннолетнего, в каких условиях он живет, с кем дружит, как он работает или учится. Следует определить уровень его развития, способности, круг его интересов и особенности характера. В это же время решается вопрос о том, кого следует пригласить для участия в допросе. Каждый допрос несовершеннолетних можно разделить на следующие пять этапов.

1. На начальном этапе допроса следователь, как правило, в устной форме получает от несовершеннолетнего допрашиваемого его анкетные данные. На этом этапе оба собеседника приблизительно намечают линию своего дальнейшего поведения по отношению друг к другу. Главная задача следователя — правильно диагностировать личность допрашиваемого.

2. Период вступления в психологический контакт между допрашиваемым и допрашивающим — сущность второго этапа допроса. Следует отметить, что контакт устанавливается не на каждом допросе, однако практически каждый следователь пытается его достичь. На этой стадии темой беседы являются обычные незначительные для существа дела вопросы; как правило, они касаются биографии допрашиваемого, его учебы, увлечений и т. д. Оба собеседника окончательно вырабатывают в отношении друг друга общую линию поведения, а также определяются такие общие параметры беседы, как ее темп, ритм, основные состояния собеседников, приемы устной речи, позы, мимика и в некоторых случаях основная аргументация.

3. Главная часть допроса. В этот период следователь стремится получить от допрашиваемого основную информацию по делу. При правильно организованном допросе это обычно удается.

4. Затем следователь сопоставляет полученную на допросе информацию с уже имеющимися у него сведениями по делу и пытается устранить противоречия, неясности, неточности и т. д.

5. На заключительном этапе допроса следователь различными способами (рукопись, машинопись, магнитофонная запись, стенограмма) заносит в протокол полученную в результате допроса информацию и представляет эту информацию уже в письменном виде допрашиваемому, который, подтвердив правильность записанного в протокол, его подписывает. На этой стадии важно сохранить лексические особенности речи несовершеннолетнего.

Анализ успешных допросов несовершеннолетних правонарушителей позволяет дать следующие практические рекомендации.

У «трудного» подростка надо в первую очередь выявлять положительные качества, на базе которых только и возможно достижение с ним психологического контакта и перевоспитание.

Изучение недостатков «трудного» подростка чаще происходит опосредованно (через других лиц в ходе конкретной деятельности, в естественной обстановке).

Нормализация отношений с «трудным» подростком — основная предпосылка его объективного изучения.

Понять такого подростка можно только в том случае, если тщательно изучить среду, людей, которые его воспитывали ранее, его товарищей по двору, улице, классу.

Надо всемерно побуждать воспитанника к самопознанию и самооценке: никакое точное знание психологии «трудных» подростков не даст результатов, если сам подросток не убедится в правильности данной ему оценки, не осознает нетерпимости своих недостатков.

Изучение «трудного» подростка неотделимо от его воспитания, перевоспитания и побуждения к самовоспитанию.

Особое внимание нужно обращать на возникающие самопроизвольно малые группы подростков (внутри класса, а также во дворах больших домов, около кинотеатров, магазинов и др.). Общим для них (или по крайней мере для большинства) является наличие наиболее влиятельных для данной группы лиц. Задача состоит в том, чтобы привлечь в качестве своих союзников тех, кто положительно влияет на ребят, и нейтрализовать тех, кто оказывает отрицательное влияние.

Являясь членом антисоциальной микросреды, совершая аморальные проступки и преступления, подросток приобретает целый ряд отрицательных привычек, навыков, стереотипов поведения (употребление алкоголя, наркотиков, привычка к безделью и т. п.). При перевоспитании такого подростка необходимо сначала разрушить приобретенные отрицательные стереотипы поведения. Вместе с тем в таком подростке следует воспитывать установку на исправление, переделку собственной личности через труд и самовоспитание. В таком случае подросток будет вашим союзником в решении нелегкой задачи по переделке собственной личности. При этом следует исходить из оптимистического прогноза, что в каждом несовершеннолетнем можно обнаружить положительные черты, какие бы правонарушения он ни совершил. Опираясь на эти положительные черты, можно приступить к формированию социально-положительной личности. В ряде случаев можно говорить о так называемой реституции — восстановлении в личности подростка положительных качеств, которые были частично утрачены вследствие противоправной деятельности и неблагоприятных внешних воздействий [6, с. 407].

Подготовленный с глубоким знанием всех материалов дела и проведенный с учетом всех личностных особенностей допрос, несомненно, убеждает допрашиваемого не только в бесперспективности запирательства, но и наглядно показывает истинную цену его преступного поведения, неизбежность разоблачения и грядущего наказания со всеми вытекающими последствиями как для самого виновного, так и для его близких.

На допросе следователь должен избрать такую тактику общения с допрашиваемым, чтобы тот убедился в объективности и беспристрастности следователя.

Следователю необходимо самому допросить родителей (или лиц, их заменявших), педагогов, мастеров, товарищей по учебе и работе, по совместному провождению свободного времени, а работникам органов дознания поручить проведение действий, не требующих обязательного участия следователя.

Добытая до допроса информация о личностных особенностях несовершеннолетнего (правдивость, лживость, жестокость, доброта, агрессивность и т. д.), несомненно, поможет следователю выбрать правильную тактику допроса.

Изучая личность несовершеннолетнего, следователь должен установить в первую очередь его положительные качества, время, когда его поведение стало меняться в худшую сторону, выяснить причины этих изменений. Они могут быть вызваны неурядицами в семье, другими неблагоприятно сложившимися обстоятельствами, болезнью или смертью одного из родителей и т. д. Собранные данные позволят следователю создать правильное представление о положительных и отрицательных качествах личности несовершеннолетнего, об условиях жизни, учебы, работы, о микроклимате среды, где вращается несовершеннолетний, о его склонностях и т. д. Все это вместе взятое необходимо следователю не только для получения правдивых показаний, но в первую очередь для надежного воздействия на несовершеннолетнего в плане критического осмысления как совершенного преступления, так и негативного поведения в целом.

Наибольшую общественную опасность по делам о преступлениях несовершеннолетних представляет организатор, «главарь» преступной группы, поэтому еще на стадии подготовки к допросу несовершеннолетнего следователю надо учесть необходимость выявления такого «главаря» и установления его действительной роли. Следует помнить, что несовершеннолетние по самым разным причинам стараются скрыть действительных организаторов, «главарей» группировок и нередко их вину берут на себя.

В роли организаторов преступных групп несовершеннолетних в подавляющем большинстве выступают ранее судимые взрослые или близкие к совершеннолетию юноши, которые, как правило, уже привлекались к уголовной или административной ответственности. Они обычно опытнее и физически сильнее остальных. Бравируя «уголовным прошлым», превосходством в физической силе, «главари» подчиняют других несовершеннолетних членов группы своей воле, нередко терроризируют их. Установление и разоблачение такого «главаря», как уже отмечалось, — первостепенная задача следователя. Поэтому, собирая материалы для выявления «главаря», следователю необходимо добыть доказательства, не только изобличающие лидера в совершении преступления, но и факты, показывающие его истинное лицо, разрушающие его ореол. Готовясь к допросу «главаря», следователь должен также продумать последовательность и формулировку вопросов, последовательность предъявления изобличающих вещественных доказательств, документов, показаний свидетелей, других обвиняемых по делу и т. д. [7, с. 408].

Успешность проводимого допроса во многом зависит от выбора места и обстановки его проведения. Недопустимо панибратское отношение с допрашиваемым; с самого начала встречи с несовершеннолетним необходимо, чтобы последний понял, что он попал в очень серьезную жизненную ситуацию и что от его правдивости, честности зависит его будущее. Однако обстановка допроса не может быть запугивающей; между допрашиваемым и следователем должны быть серьезные, подчеркивающие ответственность происходящего отношения.

Если несовершеннолетний не может четко объяснить местонахождение или передвижение кого-либо из соучастников, следует предложить ему начертить схему места происшествия и на ней указать, например, место проникновения в помещение и передвижение в нем интересующего следователя соучастника, а составленную им схему вместе с протоколом приобщить к делу.

Исходя из интересов дела, следователь должен решить вопрос о применении звукозаписи, которая может оказать существенную помощь в деле склонения других соучастников дать правдивые показания, а в некоторых случаях избавить от необходимости проведения очной ставки и тем самым не только избавит следователя от проведения еще одного следственного действия, но и освободит несовершеннолетнего от психических нагрузок [16, с. 408].

Выясняя те или иные обстоятельства по делу, необходимо установить источник сведений. В случаях признания вины несовершеннолетним должны выясняться обстоятельства, объективно свидетельствующие о совершенном допрашиваемым преступлении. Определяя роль каждого из соучастников, следует позаботиться о доказательствах, которые могли бы объективно осветить поведение всех членов группы. Необходимо знать также судьбу добытых преступным путем орудий преступления, если они применялись. Очень важно выяснить, рассказывал ли кому-нибудь о случившемся допрашиваемый.

Допрашивая несовершеннолетнего об условиях жизни семьи, об учебе в школе, техникуме, ПТУ, о работе, об отношении членов семьи к нему и т. д., следователю необходимо вести допрос тактично, помня, что несовершеннолетние, особенно из неблагополучных семей, стыдятся поведения близких и не всегда в связи с этим дают правдивые показания. Нарушение этого требования может привести к потере психологического контакта, к затруднению при допросе [21, с. 110].

Проведение очной ставки с участием несовершеннолетнего без учета возрастных особенностей его личности может отрицательно сказаться на результатах. Чтобы избежать этого, следователю необходимо изучить индивидуальные особенности несовершеннолетнего, его умственное развитие, волевые качества, правдивость, отношение к совершенному преступлению, к соучастникам, потерпевшим, свидетелям. Знание этих качеств дает возможность предвидеть поведение несовершеннолетнего на очной ставке и поможет следователю в выборе тактики ее проведения. Однако независимо от прогноза следователь, готовясь к проведению очной ставки, должен еще на допросе выяснить отношение несовершеннолетнего к запланированной очной ставке и разъяснить ее необходимость, а также порядок проведения. Следователь должен обязательно учитывать, что несовершеннолетние, на допросах уличавшие других соучастников, из-за боязни потерять «авторитет» у сверстников и т. д. могут изменить ранее данные показания, отказаться от них или от участия в очной ставке. В подобных случаях следователю необходимо путем последующего допроса установить причины такого поведения несовершеннолетнего, попытаться нейтрализовать их, развеять опасения и убедить его в необходимости выполнить гражданский долг и помочь следствию.

На всем протяжении очной ставки следователь должен держать под тщательным контролем поведение ее участников и решительно пресекать всякие попытки запугать или каким-то образом воздействовать на несовершеннолетнего. Возможность возникновения конфликтной ситуации, от кого бы она ни исходила, должна быть сразу же пресечена.

Известны случаи, когда следователь, предвидя отказ или изменение правдивых показаний несовершеннолетним на очной ставке, не проводит ее для того, чтобы «сохранить» эти показания, забывая, что при утверждении обвинительного заключения или во время судебного разбирательства неустраненные противоречия неизбежно станут предметом суждения прокурора или на суде и что прокурор или суд возвратят дело на доследование, указав на необходимость устранения противоречий. В подобных ситуациях необходимо установить истинную причину возможного изменения или отказа от ранее данных правдивых показаний, а также добыть другие доказательства, не только подтверждающие показания несовершеннолетнего, но и устраняющие противоречия, исключив, таким образом, проведение очной ставки [23, с. 415].

Проверка показаний несовершеннолетнего на месте — требующее тщательной подготовки, сложное следственное действие, которое необходимо проводить в случаях:

- когда несовершеннолетний на допросе не смог назвать точные параметры или ориентиры расположения интересующего следствие объекта (магазин, киоск, дом, сарай и т. д.), указать путь следования, заявив при этом, что может показать интересующее следствие помещение или путь к чему-либо;

- для более точного и наглядного представления о механизме происшедшего необходим рассказ несовершеннолетнего на месте о путях подхода и способах проникновения в какое-либо помещение, об особенностях расположения и передвижения как самого допрашиваемого, так и других соучастников до, во время или после совершения преступления;

- когда имеющие значение для дела обстоятельства могут быть установлены или проверены на месте только с участием допрашиваемого несовершеннолетнего;

Для успешного проведения проверки показаний на месте следователя необходимо провести тщательную подготовку, а именно:

- определить время проведения проверки показаний на месте;

- проверить и подготовить технические средства, фото-, киноаппаратуру, измерительные приборы и т. д. [16, с. 417].

Проведение проверки показаний на месте, как правило, следует проводить при дневном освещении, за исключением случаев, когда время суток, погода, вид освещения могут иметь значение для восприятия обстановки. Проверку показаний на месте следует проводить максимально приближенно к первоначальной обстановке.

Выбирая время проверки показаний на месте, следователь должен учесть возможность помехи; например, при проверке показаний в связи с кражей из торгового зала магазина проводить проверку следует до и после закрытия магазина, в обеденный перерыв (если на это хватит времени перерыва), санитарный или выходной день.

Подбирая понятых и других участников проверки показаний на месте, следователь должен исходить из общих правил, но, учитывая возраст несовершеннолетнего, показания которого проверяются на месте, может в качестве понятых пригласить педагогов [13, с. 417].

Практика знает случаи искажения существа рассматриваемого следственного действия, а именно: следователь, не сумев добыть веских доказательств, подтверждающих признание вины несовершеннолетним, с целью «закрепления» ранее полученных показаний необоснованно проводит проверку показаний на месте.

Таким образом, иное по своей цели следствие сводится к повторению в присутствии понятых известных, имеющихся в деле показаний. Искажение существа рассматриваемого следственного действия фактически имеет единственную цель — сделать понятых свидетелями повторения, как отмечалось, известных до этого следствию показаний. Придавая, таким образом, видимость достоверности показаниям несовершеннолетнего, следователь создает искусственное препятствие даже в случаях самооговора [16, с. 328].

Такая «проверка показаний на месте» не меняет доказательственного значения показаний, но сам факт повторения ранее данных показаний в присутствии двух взрослых человек, понятых, несомненно, оказывает давление на несовершеннолетнего. Создание искусственных преград, препятствующих изменению или отказу от ранее данных показаний, нарушает право на защиту и противоречит требованиям ст. 77 УПК.

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.