Социально-педагогические методы разрешения конфликтных взаимоотношений между учащимися профессионально-технических учебных заведений — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Социально-педагогические методы разрешения конфликтных взаимоотношений между учащимися профессионально-технических учебных заведений

2017-11-17 340
Социально-педагогические методы разрешения конфликтных взаимоотношений между учащимися профессионально-технических учебных заведений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Педагогический процесс невозможен без различного рода конфликтов, особенно в профессионально-технических учебных заведениях. Более того, в определённом случае конфликт является необходимым условием для решения назревших проблем. Он может быть использован и как инструмент для вскрытия латентных противоречий, которые мешают нормальному развитию организации или взаимоотношениям людей. Поэтому необходимо изменить отношение к конфликту как отрицательному явлению. Конфликт может иметь как негативные, так и позитивные последствия. Проблема состоит в том, чтобы определить реальные причины конфликта и найти наиболее оптимальные пути его разрешения. Таким образом «...разрешение конфликта – утверждает А.Д. Атоян – должно явиться процессом окончания конфликта в результате нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для его участников» [3, с. 53].

Так, неразрешённый своевременно конфликт, так же как и вовремя не излеченная болезнь, через определённый период времени может дать серьёзные осложнения, поэтому надо своевременно вскрывать назревшие противоречия. Инициатива в урегулировании конфликта должна принадлежать педагогу / мастеру производственного обучения, либо социальному педагогу учреждения как более профессионально подготовленным специалистам.

В социально-педагогической практике выделяют 3 категории методов разрешения конфликтов [3, с. 54]: внутриличностные, межличностные и структурные. В рамках нашей темы мы рассмотрим первые два.

К внутриличностным методам воздействия на личность учащегося относят: проведение воспитательных бесед, дисциплинарные наказания, обсуждение проблемы с коллективом учащихся и педагогов, в крайних случаях – изгнание из учебного заведения, если другие методы не оказали должного воздействия.

«Путь к межличностным разрешениям конфликтов – утверждает Атоян А.Д. – лежит через выбор стиля конфликтного поведения» [3, с. 54]. В конфликтологии их выделяют пять: уклонение, приспособление, соперничество, компромисс и сотрудничество. Так, например, в принципах сотрудничества и компромисса желательно не менять радикальным образом содержание развития событий. «Нужно сделать так – пишет Анцупов А.Я – чтобы форма разрешения назревшего противоречия была конструктивной, а способы – неконфликтными» [2, с. 201].

Кроме того, следует научить учащихся прогнозировать конфликт и обучить их приёмам и способам изменения своего поведения в предконфликтной ситуации. Так А.Я. Анцупов выделяет следующие общие приёмы изменения своего поведения [2, с. 207]:

1. Умение сгладить обостряющийся спор различным приёмами: сведя его к шутке, переводом темы разговора и пр.;

2. Умение учитывать, что сообщаемая партнёром информация может искажаться и теряться;

3. Децентрация – способность видеть проблемы с разных точек зрения;

4. Умение сообщать партнёру, что он не прав не при свидетелях;

5. Способность осознавать, что тревожность и агрессивность сказываются на восприятии ситуации и на характере отношений учащегося с коллективом;

6. Контроль за собственным психическим состоянием;

7. Умение сотрудничать;

8. Умение испытывать искреннюю заинтересованность, выражающаяся в стремлении понимания окружающих, в желании помогать и привносить в жизнь что-либо полезное.

Последнее приобретает особое значение в профессионально-технических учебных заведениях.

Известно, что занятия в мастерских – это не «надоевшая учёба», а практическая работа, изготовление предметов, которые можно руками пощупать и видя которые полюбоваться результатами своего труда, а подростки и юноши склонны к таким занятиям ещё с детства. Таким образом, как отмечалось ранее, мастер в состоянии урегулировать конфликт путём вовлечения учащихся в практическую деятельность воздействуя на них через заинтересованность. Кроме того, мастер является образцом того, кем должны стать учащиеся после окончания училища, у него надо многое перенять, чтобы получить профессию, а специальность всегда пригодится. К тому же мастер чаще общается с учащимися, заботится о них, поэтому он и становится их идеалом.

Как уже отмечалось, все подростки и юноши любознательны, хотя за время обучения в школе их любознательность несколько снизилась. Значит, преподавателю училища надо развить это важное психическое свойство первокурсников. Для этого в училищах весьма благоприятные условия. Новизна профессии, учебных предметов и материалов, обстановка которая также способствует развитию любознательности. Учащиеся испытывают вполне естественную потребность в активной деятельности. В училищах есть все возможности для проявлений их активности. Разнообразие учебной деятельности, необходимость доводить все знания до практического овладения ими, до навыков и умений, большое количество наглядных пособий и натуральных производственных предметов, с которыми учащимся надо практически работать, создают все необходимые условия для проявления активности; нужна только самостоятельность в учебной деятельности, потому что без самостоятельности никакая активность невозможна, но ведь меру самостоятельности учащихся на занятиях определяет преподаватель, и он же обеспечивает её успешность. К тому же подростки и юноши стремятся к самостоятельности во всем, в частности к самостоятельному изучению учебного материала. Надо максимально использовать эту особенность психики юношеского возраста.

Таким образом, все эти нюансы отношений первокурсников к обучению в училище ставят преподавателей общеобразовательных, общетехнических и специальных учебных предметов в весьма затруднительное положение. Им надо заинтересовать учащихся предметом, вселить уверенность в успехах, вызвать радость познания, создать настроение удовлетворённости избранной профессией и занятиями в данном училище.

Также, необходимо устранить замкнутость, отчуждённость новичков от преподавателя и соучеников, возродить свойственные их возрасту общительность, откровенность, товарищество и дружбу. Как бы там ни было «...При любом варианте развития конфликта задача педагога состоит в том, чтобы превратить противодействие сторон во взаимодействие, деструктивный конфликт в конструктивный» – пишет Г.И. Козырев[11, с. 63].

Однако, без знания возрастных и индивидуальных особенностей психики учащихся, их направленности и отношения к обучению в профтехучилище, сильных и слабых психических свойств и психических состояний успешно решать конфликтные взаимоотношения в среде учащихся неподготовленному человеку просто невозможно, так как устранять отрицательное в психике можно только развитием положительного и это должна быть совместная работа как мастеров производственного обучения так и социального педагога. В целом, социальному педагогу, для урегулирования конфликта, необходимо убедить учащихся проделать ряд последовательных операций направленных на предупреждение конфликта. Г.И. Козырев Предлагает следующие [11, с. 63-64]:

1. Учащимся следует выработать адекватное восприятие по отношению к ровесникам, однокурсникам. Конфликтующие люди (особенно дети), как правило, недружелюбно настроены по отношению к оппоненту. Эмоциональное возбуждение мешает им адекватно оценивать ситуацию и действия оппонента. Таким образом, социальный педагог должен научить учащихся снижать эмоциональное напряжение в отношениях в коллективе. Для этого можно использовать следующие приёмы:

• не отвечать на агрессию агрессией;

• не оскорблять и не унижать оппонента ни словом, ни жестом,
ни взглядом;

• нужно давать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушав его претензии;

• стараться выразить своё понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями;

• не делать скоропалительных выводов, не давать поспешных
советов – ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд;

• предлагать оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то следует попросить дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию. Пауза также будет способствовать снятию эмоционального напряжения.

Если в результате перечисленных действий удастся убедить оппонента, что вы ему не враг и готовы к равноправному сотрудничеству, то можно переходить к следующему этапу урегулирования конфликта.

2. Диалог можно рассматривать и как цель и как средство. На первой стадии диалог – способ налаживания коммуникации между оппонентами. На второй – средство для обсуждения спорных вопросов и поиска взаимоприемлемых способов урегулирования конфликта.

Мы все привыкли к монологам, особенно в учебном процессе. Каждый стремится высказать своё, наболевшее, но при этом, как правило, не слышит другого. В диалоге главное не только говорить и слушать, но и услышать собеседника и быть услышанным.

Во время диалога желательно придерживаться следующих правил:

• соблюдать такт, корректность по отношению к оппоненту. Это
должен быть разговор равного с равным;

• не перебивать без надобности;

• не навязывать свою точку зрения, искать истину вместе;

• отстаивая свои позиции, не следует быть категоричным, нужно уметь усомниться в самом себе;

• в своих доводах следует опираться на факты, а не на слухи и чужие мнения;

• правильно задавать вопросы, которые являются основным ключом в поисках истины;

• не давать готовых «рецептов» решения проблем, стараться так построить логику рассуждений, чтобы оппонент сам находил нужные решения.

В ходе диалога оппоненты уточняют отношения, позиции, намерения, цели друг друга. Они становятся более информированными и лучше представляют сложившуюся конфликтную ситуацию. И если удалось выявить и обозначить конкретные источники и причины спора, то можно переходить к завершающему этапу урегулирования конфликта.

3. Взаимодействие – завершающий этап в урегулировании конфликта. По сути, взаимодействие включает и восприятие, и диалог, и прочие виды совместной (согласованной и несогласованной) деятельности и общения. Но здесь под взаимодействием понимается совместная деятельность всех оппонентов, направленная на разрешение конфликта.

В ходе взаимодействия оппоненты уточняют круг проблем и варианты их решения; распределяют виды работ; назначают сроки их выполнения и определяют систему контроля. Взаимодействие предполагает также дополнительные встречи, консультации, обмен мнениями и т. д.

Таким образом, в результате умелого внедрения данных приёмов социальный педагог убеждает учащихся в их правильности, благодаря чему возможно зарождение новых положительных внутриличностных установок у учащихся первых курсов. Благодаря включённым в деятельность мастерам и педагогам учебного заведения возникает заинтересованность учащихся в получении знаний, а в результате – радость первых успехов в учебной деятельности, отношение первокурсников к обучению в училище, а вместе с этим – и к профессии. Так, исчезают замкнутость и настороженность, возрождаются общительность и откровенность, укрепляются товарищество и дружба, развивается коллективизм. А все это положительно влияет на успешность профессионально-технического обучения, на развитие профессионально важных психических качеств и на формирование личности в целом.

 

 

Выводы по первому разделу

Проведённый нами анализ литературных источников показал, что конфликтные взаимоотношения – это отношения вялотекущего, подспудно назревающего конфликта, для таких отношений характерны постоянные и нередко безрезультатные попытки достичь взаимопонимания, нарастающее внутреннее напряжение. Учёные выделяют психоаналитический, этологический, динамический, теоретико-игровой, организационно-систематический, практическо-переговорный подходы в изучении конфликтных отношений. Определено, что межличностные конфликты в учебных группах ПТУ могут обладать конструктивными функциями регулирующими особенности самоутверждения личности в среде сверстников и могут служить одним из критериев успешности их социализации.

Показано, что основными причинами конфликтных взаимоотношений среди учащихся ПТУЗ являются: переживания, обиды, разочарования, комплексы неполноценности, завышенная или заниженная самооценка, неудовлетворённость, пониженная и повышенная самокритичность, различия в мнениях, интересах и ценностях. Также были выявлены конструктивные функции межличностных конфликтов: способность мобилизировать усилия группы для разрешения критической ситуации, формирование антиконформистского поведения и групповой сплочённости. Кроме того, были изучены различия конфликтных взаимоотношений в группах учащихся на первых и последних курсах.

Выяснено, что инициатива в урегулировании конфликта должна принадлежать социальному педагогу или мастеру производственного обучения данного учреждения. Таким образом социальный педагог должен обучить учащихся приёмам изменения своего поведения в предконфликтной ситуации, а именно: научить сглаживать споры, научить видеть проблемы с разных углов, убедить, что поведение и эмоции нужно контролировать и сдерживать, научить испытывать искреннюю заинтересованность в разговоре с собеседником. Мастеру производственного обучения следует сделать всё возможное, чтобы заинтересовать учащихся практической деятельностью, её значимостью, профессионализмом, дать возможность испытывать радость и гордость за сделанное ими своими руками.

Таким образом, присутствие конфликтных взаимоотношений в группах учащихся ПТУЗ являются проблемой, которую следует регулировать с помощью психологических упражнений и включением учащихся в активную практическую деятельность для конструктивного исхода назревающего конфликта.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.