Рисуночный тест «Я и мой ребенок» — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Рисуночный тест «Я и мой ребенок»

2017-11-17 1134
Рисуночный тест «Я и мой ребенок» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Данная методика выявляет особенности отношения женщины к ситуации материнства, ценность ребенка для матери, представление о себе в роли матери, особенности восприятия ребенка (образ ребенка для матери).

По данному тесту учитывается наличие на рисунке матери и ребенка, содержание образа ребенка и его возраст, наличие совместной деятельности, психологическая дистанция, а также характеристика общего состояния (благополучное состояние, неуверенность в себе, тревожность, признаки конфликтности и враждебности, относящиеся к теме рисунка). Так же интерпретируются формальные признаки рисунка, принятые в психодиагностике (качество линии, расположение на листе, детали рисунков и т.д.).

Отклонения в отношении собственного материнства во всех случаях отражается в рисуночном тесте, причем в большинстве случаев - по типу наличия тревоги и конфликта с беременностью. Показателями неблагополучной ситуации по рисуночному тесту служат: выраженная тревога, неуверенность в себе и конфликт с беременностью. Эти показатели устойчиво сочетаются: с отклонением от адекватного стиля переживания беременности, с неблагоприятной семейной ситуацией, с отрицательным отношением к своим изменениям, связанным с беременностью, с отклонением от адекватной ценности ребенка. В зависимости от содержания рисунков, они подразделяются на 4 типа:

-Благоприятная ситуация

-Незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности

-Тревога и неуверенность в себе

-Конфликтное отношение к ситуации родительства

Обоснование выбора: данная методика позволяет определить отношение женщины к беременности и ситуации материнства в целом. Стимульный материал к методике представлен в Приложении 4.

Анализ и интерпретация результатов исследования

Анализируя результаты, полученные по опросникам, мы пришли к выводу, что по большинству показателей в экспериментальной и контрольной группах имеются достоверные различия.

По опроснику ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина было выявлено, что показатели респондентов экспериментальной группы существенно выше, чем у испытуемых контрольной, что отражено на Рис.1.

 

Рис.1 Показатели по опроснику личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина.

 

Из гистограммы, представленной выше, видно, что в экспериментальной группе повышены показатели ситуативной тревожности (51,5 баллов при N = 45). Это означает, что для женщин с диагнозом – бесплодие характерны субъективный дискомфорт, напряженность, беспокойство, озабоченность и нервозность.

Повышенными в экспериментальной группе являются и показатели личностной тревожности (54,7 балла при N = 45).Эти данные говорят о том, что бесплодные женщины склонны воспринимать большой круг ситуаций как опасные, угрожающие их самооценке, престижу и самоуважению.

Показатели шкал ситуативной и личностной тревожности в контрольной группе находятся в пределах нормы, поэтому мы не будем на них останавливаться.

Таблица 1

Шкалы Эксп. группа Контр. группа t-критерий Стьюдента Достоверность различий
Ситуативная тревожность 51,5 28,8 7,2 +
Личностная тревожность 54,7   4,7 +

tкр= 2,06 для р≤0,05

2,76для р≤0,01

 

При расчетах по t-критерию Стьюдента было выявлено, что между показателями шкал опросника личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина имеют место достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами(Таблица1).

Для выявления невротических состояний мы использовали «Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний». Результаты исследования представлены на Рис.3

 

Рис.2 Показатели по клиническому опроснику для выявления и оценки невротических состояний.

Из представленной гистограммы видно, что в контрольной группе показатели испытуемых по всем шкалам находятся в зоне здоровья.

Что касается результатов респонденток экспериментальной группы, то по трем шкалам из шести, а именно «Тревога», «Невротическая депрессия», «Вегетативные нарушения» показатели находятся в зоне неустойчивой психической адаптации, что свидетельствует об определенной степени невротизации испытуемых.

Из Таблицы 2 видно, что в группах достоверно не различаются показатели по шкале «Астения».

 

Таблица 2

Шкалы Эксп. группа Контр. группа t-критерий Стьюдента Достоверность различий
Тревога -1,5 3,4 6,8 +
Невротическая депрессия -1,3 3,5 6,6 +
Астения 2,1 2,8   -
Истерический тип реагирования -1,1 3,3 5,3 +
Обсессивно-фобические нарушения -1 2,9 4,7 +
Вегетативные нарушения -2 3,7 5,5 +

tкр= 2,05 для р≤0,05

2,76для р≤0,01

 

Бесплодие испытуемых приводит к вегетативным нарушениям: у испытуемых возможно появление сердцебиения, повышенной потливости, похолодания конечностей, нарушение сна и аппетита.

Наличие симптома «невротическая депрессия» следует интерпретировать как заниженный эмоциональный фон, а так же снижение общей энергетики и работоспособности. Безусловно, что данные симптомы наблюдаются у большинства испытуе­мых не все вместе, однако выявленная картина составляет достаточно неблаго­приятный прогноз.

В ходе исследования по шкале депрессии Бека были получены следующие результаты, которые представлены на Рис.3

Из представленной гистограммы видно, в экспериментальной группе депрессия не выявлена лишь у 5% обследуемых.У 43% обнаружена легкая депрессия, у остальных 52% выявлена выраженная депрессия. Для них характерно проявление напряженности, беспокойства, суетливости, неусидчивости, нервозности.

Рис.3 Показатели по шкале депрессии Бека

При расчетах по t-критерию Стьюдента было выявлено, что между показателями респонденток экспериментальной и контрольной групп по шкале депрессии Бека имеют место достоверные различия (Таблица 3).

Таблица 3.

Шкалы Эксп. группа Контр. группа t-критерий Стьюдента Достоверность различий
Депрессия не выявлена 5% 86% 5,3 +
Легкая депрессия 43% 12% 2,8 +
Выраженная депрессия 52% 2% 3,7 +

tкр= 2,05 для р≤0,05

2,76для р≤0,01

 

 

Результаты респонденток экспериментальной группы по проективной методике «Я и мой ребенок» отображены на Рис.4

 

Рис.4 Результаты по проективной методике «Я и мой ребенок»

Из представленной диаграммы мы видим, что 8% испытуемых имеет благоприятную ситуацию,17% испытуемых имеет незначительные симптомы тревоги и неуверенности в себе, 30% -выраженную тревогу в отношении будущего материнства, конфликтное отношение к ситуации родительства обнаружилось у 45% женщин. При этом, общий эмоциональный фон оказался положительным.

Проведенное исследование по проективной методике «Я и мой ребенок» в контрольной группе показало, что 91% испытуемых имеет благоприятную ситуацию и лишь у 9% имеются незначительные симптомы тревоги и неуверенности в себе.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.