Гносеология как раздел философского знания — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Гносеология как раздел философского знания

2017-11-16 532
Гносеология как раздел философского знания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гносеология - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания как таковая.

Проблемы познания: условия его возможности и адекватности, пути достижения истины, соотношение научного и вненаучного знания, познание и переживание, т.е. весь круг вопросов, касающихся познавательной реальности, изучается гносеологией. Гносеология, или теория познания, — раздел философского знания, в котором рассматриваются вопросы сущности познавательной деятельности, ее предпосылки, условия достижения адекватного знания. Кроме того, теорию познания интересуют вопросы, касающиеся причин появления заблуждений и способов их преодоления, а также проблемы жизненного, экзистенциального смысла знания. Гносеология — раздел философского знания, поэтому ее предметом остается всеобщее в системе «человек — мир». Однако гносеология изучает только познавательные аспекты этого отношения, выявляя фундаментальные и универсальные предпосылки познания. Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» — знание и «logos» — понятие, учение.

Познание — ключевое понятие гносеологии. Этот термин может употребляться в разных смыслах. Во-первых, познание часто интерпретируется как родовая сущностная способность человека, отличающая его от животных. В этом смысле познание — одна из способностей человека, которая помогает ему адаптироваться к реальности в условиях недостаточности биологических приспособлений для выживания.

Во-вторых, познание может пониматься как творческий процесс получения знаний. В этом смысле познание — это один из видов культурной деятельности, осуществляющийся как на уровне отдельного индивида, так и всего человечества.

В-третьих, познание может приравниваться к знанию. В этом случае особая деятельность человека и ее результат отождествляются. С точки зрения строгого философского мышления последнее понимание термина «познание» является не совсем корректным, однако в обыденной жизни мы часто приравниваем познание к знанию. В гносеологии изучается и сам процесс познания, и знание как данность, уже достигнутый результат. Причем в теории познания рассматриваются любые типы знания: философское, научное, обыденное, художественное и т.п. Гносеология призвана обосновывать любое знание, выяснять условия его возможности, сущность и содержание.

Познание следует отличать от познаваемости. Познаваемость — это возможность получения знаний об объекте. В зависимости от ответа на вопрос о том, достижимо ли адекватное познание мира и в какой мере, философы разделились на агностиков, скептиков и познавательных оптимистов

Гносеологию следует отличать от эпистемологии — раздела теории познания, в котором рассматриваются только проблемы научного познания. «Episteme» переводится с греческого как знание, умение, наука. Поскольку знание может существовать не только в научной форме, а гносеология должна изучать сущность любой познавательной деятельности независимо от типа знания, ошибочно отождествлять гносеологию и эпистемологию. Конечно, современная гносеология во многом ориентирована на постижение именно научного знания, однако эта тенденция не дает основания для полного отождествления гносеологии и эпистемологии.

В современных теориях познания выделяют следующие разделы:

- учение об условиях достоверности и адекватности познания;

- учение об истине, о связи истины и ценности, истины и заблуждения, истины и лжи;

- теория различных видов знания, их взаимодействия и взаимовлияния;

- эпистемология, теория научного знания;

- учение о знании как инструменте влияния, подавления или, напротив, достижения свободы.

В разделах, касающихся вопросов соотношения истины и ценности, гносеология напрямую смыкается с аксиологией, в разделе о знании как инструменте влияния — с праксеологией, а проблема достоверности и адекватности познания требует решения онтологических вопросов. Таким образом, гносеология, как и любой раздел философского знания, не существует в отрыве от других разделов, неразрывно с ними связана.

Одна из важных проблем гносеологии – проблема выяснения природы самого познания, другими словами выяснения того, почему человек ищет объяснений происходящего.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.