Индивидуальная вокальная работа с певцами-любителями. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальная вокальная работа с певцами-любителями.

2017-11-17 455
Индивидуальная вокальная работа с певцами-любителями. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для наиболее продуктивной общехоровой деятельности коллектива необходимо, чтобы каждый его участник обладал основными вокально-хоровыми навыками. Другими словами, чтобы хор запел, нужно, чтобы пел каждый его участник. О важности индивидуальной вокальной работы с певцами в любительском коллективе пишут в своих работах Г. Терацуянц и С. Попов. Индивидуальная вокальная работа в хоре необходима для повышения певческой культуры коллектива. Начинающие неопытные певцы на индивидуальных занятиях знакомятся с основными вокально-хоровыми навыками, а певцы «со стажем» совершенствуют свои умения. Также на индивидуальных занятиях можно выявить наиболее яркие голоса, способные исполнять сольные партии.

В ходе индивидуальной вокальной работы с певцами-любителями необходимо оперировать некими общими методами развития певческих навыков, разработанных и сложившихся в результате методических исканий многих лет.

В России вплоть до 19 века вся певческая школа основывалась на методических трудах, переведённых с иностранных языков. Первым, кто обратился к вопросу о вокальной педагогике, был знаменитый композитор М.И. Глинка. Им были написаны «Упражнения для уравнения и усовершенствования голоса» для певца О.А. Петрова, которые применимы для всех типов голоса. Упражнения эти были основаны на развитии голоса от средней, удобной для певца тесситуры к более высоким и более низким регистрам. В своей методике Глинка опирался на традиции кантиленной школы. [3]

Позже была создана «Полная школа пения» А. Е. Варламова. Варламов, рекомендовал пение в удобной тесситуре, придавал большое значение кантилене. Также важную роль в его методике играют четкость артикуляции и недопустимость форсировки звука. [14]

В советские годы, когда на первый план выдвигается массовое искусство, пение приобретает крикливый резкий характер. Особенно пагубно это влияло на детские голоса. В связи с этой проблемой встал вопрос о более подробном изучении строения голосового аппарата. Проведённые исследования выявили ряд новых особенностей певческого голоса. Это отражено в работах таких авторов, как Л. Дмитриев, О. Рассел, Р. Юссон, Н. Жинкин, и др.

В современной вокальной педагогике большой популярностью пользуются упражнения В. В. Емельянова. В своей книге «Развитие голоса. Координация и тренинг» Емельянов рассматривает фонопедический метод развития голоса, основанный на углубленном изучении физиологического аспекта, и не рассматривает образно-эмоциональную сторону. Его упражнения служат подготовке к вокальной работе, являются вспомогательным средством, решающим координационные задачи работы с голосом. Также существует вокальная методика С. Риггса, направленная на постановку голоса через пение в речевой позиции. Суть данной методики заключается в том, чтобы пользоваться голосом в пении так же легко, как и в речи, укрепить голосовой аппарат для пения в речевой позиции в широком звуковысотном и динамическом диапазонах. [12]

В наше время трудно сказать, что есть некая единая система преподавания вокала, или вокальная школа. С течением времени изменяется сама специфика пения, появляются новые течения и тенденции. Соответственно меняется и методика преподавания, появляются новые методические труды. Однако, изучая разные методики, мы можем составить для себя некую обобщенную картину методических задач.

Следует отметить, что большинство научных методических работ, направленных на развитие вокальных навыков, рассчитаны на воспитание профессиональных певцов либо на развитие детского голоса. Особенность индивидуальной работы с непрофессиональными певцами в том, что мы имеем дело с уже сформировавшимися голосами. Следовательно, мы должны избрать некие нестандартные методы работы.

Систематически заниматься вокалом с каждым участником хора вряд ли представляется возможным в каком-либо самодеятельном коллективе. Направленность индивидуальной работы с певцами хорового коллектива не предполагает подготовки сольных певцов. Она является лишь вспомогательным или подготовительным этапом для общехоровой деятельности. Необходимость в индивидуальных занятиях и их продолжительность определяет сам руководитель или хормейстер в ходе прослушивания певцов.

Также следует оговорить, что в работе с взрослыми певцами есть свои особенности. Работая с детьми хормейстеру или педагогу достаточно самому определить нужный ход занятий, выбрать определенные попевки и репертуар, не вдаваясь в объяснения, зачем мы выбрали именно эти упражнения и на что они направлены. Взрослому певцу следует объяснять, для чего мы прибегаем к тем или иным методам, подкреплять практические занятия теорией. Это поможет ему лучше понять вокальную технику изнутри, будет способствовать лучшему усвоению материала.

Начинающим певцам на индивидуальных занятиях полезно познакомиться со строением вокального аппарата, а также с основными понятиями и терминологией (опора звука, головной и грудной резонатор, регистры).

Принято считать, что развитие музыкальности всегда должно идти впереди по сравнению с овладением техникой. Однако для освоения музыкального материала и непосредственно его исполнения начинающий певец должен ознакомиться с вокальной спецификой с физиологической точки зрения.

На первых занятиях с певцом, не имевшим прежде вокальной практики (либо не занимавшимся вокалом с профессиональным педагогом), следует оговорить общие моменты певческой установки [13, c. 74], то есть, объяснить, как он должен держаться при пении. Прежде всего, петь следует не сидя, а стоя, имея твердую опору в ногах. Голова должна быть в естественном положении (не поднимая и не опуская подбородок), мышцы лица и шеи расслаблены. Плечи опущены, руки находятся в свободном положении вдоль корпуса (исключить скрещивание рук на груди). Такая установка является наиболее удобной для работы дыхания, помогает избежать зажатости вокального аппарата, способствует верному звукообразованию.

Прежде чем начать принимать участие в концертной деятельности коллектива, певец-новичок, пришедший в хор, должен освоить ряд вокально-хоровых навыков, и мы, в свою очередь, должны ему в этом помочь. Специфика нашей работы предполагает разный уровень подготовки певцов. Поэтому методы работы нужно подбирать в связи с индивидуальными особенностями и уровнем подготовки каждого певца. Чтобы понять, какие задачи стоят перед хормейстером, нам предстоит выяснить, какую подготовку имеет каждый певец в хоре. В ходе прослушивания мы должны выявить уровень его вокальной подготовки, познаний в музыкальной грамоте и общей музыкальной эрудиции, определить ход предстоящей работы.

Начать распевку с вновь пришедшим певцом можно с простого унисонного упражнения (Пример 1). Давать упражнение следует в примарной (удобной для исполнения) зоне голоса. Случается, что певец-новичок, ранее не занимавшийся вокалом, не может среагировать на отдельно взятый звук и повторить его голосом. Скорее всего, это из-за того, что один повторяющийся звук не имеет для него художественного обличия. В таком случае новичку следует предложить более развитую мелодически попевку (Примеры 2, 3), она вызовет у певца ряд слуховых ассоциаций (мелодия движется вверх или вниз, мелодия плавная или со скачками, ровная или прерывистая) и тем самым облегчит ему задачу.

В ходе прослушивания новичок исполняет три или четыре несложных вокальных упражнения. Хормейстер или педагог определяет тип голоса, примерный диапазон, технические возможности. После распевки можно предложить "новобранцу" спеть какое-либо произведение, которое ему знакомо. Хормейстер в свою очередь может помочь ему в этом, подобрав выразительный аккомпанемент. В исполнении произведения мы можем выявить степень эмоциональной отзывчивости певца, умение пользоваться дыханием, его чувство ритма, художественный вкус, наличие "исполнительской жилки".

По итогам прослушивания хормейстер определяет необходимость индивидуальной работы с певцом, ее продолжительность и целенаправленность.

На индивидуальных занятиях с певцами, не обладающими музыкальной грамотой, будет полезно ознакомить их с основными теоретическими понятиями и обучить простейшим навыкам сольфеджирования: рассказать о нотном стане и расположении нот на нем, пояснить строение хоровой партитуры, научить следить за своей партией; указать на то, что высота звука совпадает с высотой расположения соответствующей ноты на нотном стане; объяснить соотношение длительностей и пауз.

Материалом для индивидульной работы могут служить вокальные упражнения, вокализы, хоровой репетуар, несложные сольные произведения, содержащие элементы, необходимые для развития того или иного навыка. Упражнения тщательно подбираются с учетом уровня вокальной подготовки каждого певца. Также различные сольные произведения можно включать в программу индивидуальных занятий в случае, если студент эмоционально не отзывчив, либо имеет большой потенциал к сольному исполнительству.

Индивидуальные занятия должны быть направлены на улучшение и активизацию общехоровой работы, и ни в коем случае не проходить в отрыве от деятельности коллектива.



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.