Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-11-17 | 466 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В настоящем параграфе представлена характеристика компонентов готовности детей к школьному обучению.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.
Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно – двигательная координация. Поэтому понятие «готовность ребенка к школе» - комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни школы.
В.Г. Маралов подходит к рассмотрению готовности ребенка к школе с позиции представления о человеке как широком понятии, целостность которого определяется единством биологического, социального и личностного. Отсюда готовность к школе автор предлагает рассматривать на трех как бы надстраивающихся друг над другом уровнях: морфофункционального развития, интеллектуального развития, личностного развития. Данные уровни структурируются в три блока готовности. В качестве базового автор признает уровень морфофункционального развития, включающий в себя степень физического развития и здоровья, возрастные пропорции тела и развитие анализаторов, степень выраженности физических качеств, типологические особенности центральной нервной системы, развитие речевого и мышечного аппаратов. Блок интеллектуального развития определяется по степени сформированности восприятия, мышления, памяти и воображения. Блок личностного развития включает мотивационно-эмоциональную сферу, систему отношений ребенка к взрослым, сверстникам и самому себе. Указанные три блока готовности к школе образуют систему так называемых потенциальных свойств, которые актуализируются непосредственно в деятельности и поведении и составляют четвертый блок - блок поведенческих характеристик. В нем автор выделяет результативный и процессуальный аспекты. Результативный включает в себя конкретные знания, умения, поступки, продукты деятельности, а процессуальный – уровень социальной активности, произвольности поведения (организованность, дисциплинированность, внимательность и т.д.), социальные переживания [17].
|
Главным условием подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению является сформированность всех компонентов школьной психологической готовности. Первым компонентом психологической готовности к школьному обучению выступает интеллектуальная готовность – «... это соответствующая возрастному уровню зрелость всех познавательных психических процессов» [17].
Л.С. Выготский одним из первых в отечественной психологии сформулировал мысль, что интеллектуальная готовность к школе заключается не столько в количественном запасе представлений ребенка, сколько в уровне развития интеллектуальных процессов, т.е. в качественных особенностях детского мышления.
Параллельно развитию мыслительных процессов B.C. Мухина выделяет необходимость правильных и чётких знаний, которые должны быть у ребенка. В компонент интеллектуальной готовности ребенка к школе входит и такой познавательный процесс, как память. B.C. Мухина указывает на то, что память дошкольника в основном носит непроизвольный характер [38].
|
И.А. Браташникова и А.А. Браташников пишут о том, что к 6 годам жизни в психике ребенка появляется важное новообразование – у него развивается произвольная память [8].
Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько указывают на то, что «важным показателем развития произвольной памяти шестилетнего ребенка является не только его умение принять или самостоятельно поставить перед собой мнемическую задачу, но и проконтролировать ее выполнение, т.е. осуществить самоконтроль. Психологическая сущность самоконтроля заключается в умении человека соотнести, сличить полученный в процессе выполнения какой-либо деятельности результат с заданным образцом с целью своевременного исправления ошибок и дальнейшего их недопущения» [25].
Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько отмечают, что для первоклассника характерно преобладание механической памяти, ассоциативное запоминание. Однако детям предшкольного возраста доступно не только механическое запоминание, но и элементы логического. Этот вид памяти проявляется обычно при запоминании понятного детям содержания. Так ребенок 6-7 лет воспроизводит в среднем 4-8 хорошо знакомых слов и всего 1-2 незнакомых. Еще одним познавательным процессом, входящим в компонент интеллектуальной готовности ребенка к школе, является внимание. Внимание - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.). Внимание качественно изменяется в 6-7лет. Именно в этом возрасте, согласно Л.С. Выготскому, психологические функции становятся осознанными и произвольными, а «произвольность в деятельности какой-либо функции всегда есть обратная сторона ее осознания» [14].
B.C. Мухина пишет о том, что, руководя вниманием ребенка, взрослые тем самым дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает и сам управлять своим вниманием [38]. На основании этого автор делает вывод, о том, что произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием регулятивной роли речи в поведении дошкольника. Таким образом, развитие познавательных процессов ребенка является важным компонентом в его психологической готовности к школьному обучению.
Следующим важным компонентом школьной психологической готовности к школе является волевая готовность. «Волевая готовность – это способность принять задачу, действовать по ее осуществлению, анализировать полученный результат» [20]. Волевая готовность заключается в развитии умений управлять своим поведением, способности включаться в общую деятельность, принимать систему требований, предъявляемых учителем, школой. Школьная жизнь и учение предъявляют определенные требования к воле ребенка. Ему предстоит освоиться с новым режимом и распорядком дня, усвоить правила поведения для учащихся, научиться продуктивно работать в классе и дома. Школа требует от начинающего ученика способности овладевать своим поведением, т.е. соблюдать правила для учащихся, быть дисциплинированным, организованным.
|
Т.Д. Кондратенко, В.К. Котырло, С.А. Ладывир отмечают, что по своему волевому развитию ребенок должен достичь уровня, обеспечивающего способность к преднамеренности поведения и произвольной регуляции психических процессов. Большинство детей достигает этого уровня в благоприятных условиях воспитания при наличии надлежащих физических и психических данных. Как правило, произвольное внимание, запоминание и воспроизведение, мышление и воображение развиваются к концу дошкольного возраста в той мере, в какой это необходимо для усвоения школьной программы. Любое отклонение от этого правила неизбежно ведет к снижению успеваемости первоклассника [26].
Д.Б. Эльконин отмечал, что произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку, так как коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предлагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает очень трудно [59].
Таким образом, проблема волевой готовности является сложной проблемой. Трудность заключается в том, что с одной стороны произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороны – слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе. Следующим компонентом школьной психологической готовности выделяется эмоционально-нравственный компонент. Эмоциональная готовность – это способность на соответствующем возрасту уровне адекватно воспринимать эмоции других и выражать собственные эмоции [53].
|
По определению B.C. Мухиной, нравственное развитие личности ребенка-дошкольника определяется знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка [38].
Г.Г. Петроченко пишет, что нравственная подготовка к обучению в школе включает в себя формирование чувства коллективизма, дисциплинированности, дружбы и взаимопомощи, доброжелательного отношения к сверстникам, привычек культурного поведения, вежливости, предупредительности, приветливости, аккуратности, бережного обращения с вещами, скромности, правдивости, честности, доброты, жизнерадостности, чувства патриотизма и интернационализма [45].
Т.Д. Кондратенко, В.К. Котырло указывают на то, что эмоционально-нравственная готовность к школьному обучению представлена способностью дошкольников устанавливать и поддерживать деловые и личностные отношения со взрослыми и сверстниками, соблюдением нравственных норм и правил поведения в коллективе [26].
Г.Г. Петроченко подчеркивает, что если до школы у ребенка накоплен положительный нравственный опыт, воспитаны привычки и устойчивые мотивы поведения, то он легче приобщается к общественной жизни коллектива, к усвоению новых правил нравственного поведения, к выполнению тех нравственных требований, которые предъявляются школьнику [45].
Следующим важным компонентом школьной психологической готовности является мотивационная готовность. Мотивационная готовность подразумевает положительное отношение ребенка к школе, к учению и основывается на желании занять новую социально значимую позицию – позицию школьника. Русские педагоги-просветители 18-19 веков: Н.И. Новиков, В.Ф. Одоевский, Д.И. Писарев прочно связывали успех обучения и умственного развития ребенка с уровнем сформированности мотивов учения. Этой проблемой в наши дни занимаются многие ученые педагоги и психологи. Их исследования доказывают связь успехов обучения ребенка с уровнем сформированности его мотивов учения. Большинство психологов, занимавшихся изучением учебной мотивации первоклассников, приходят к выводу, что наиболее часто встречаются у детей широкие социальные мотивы.
Разные авторы относят к ним следующие мотивы: мотив важности образования (Л.И. Божович); мотив понимания важности и нужности учения (Р.А. Жданова); мотив долга, ответственности перед обществом, классом, учителем и т.п.; мотив самоопределения (понимание значимости знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.д.) и самосовершенствования (получить развитие в результате чтения и т.п.) (М.В. Матюхина) и т.д. На втором месте стоят узколичностные мотивы: мотив благополучия и престижности (М.В. Матюхина), мотив понуждения (Р.А. Жданова), мотив будущей профессии (Л.И. Божович) и т.д. На третьем месте находятся учебно-познавательные мотивы. Л.И. Божович относит к учебно-познавательным все мотивы, связанные с интересом к учению. Л.И. Божович, признавая наиболее важным в психологической готовности мотивационный план, выделила две группы мотивов учения:
|
1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные с потребностью ребенка общаться с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми для ребенка умениями, навыками и знаниями [7].
Таким образом, понятие «готовность ребенка к школе» - явление комплексное, многогранное. Учебная деятельность в школе требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно – двигательная координация. Недостаточная сформированность хотя бы одного из этих компонентов не позволяет ребенку в полной мере быть готовым к обучению в школе.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!