Негиши Т. История экономической теории. -М.: АО Аспект -Пресс, 1995. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Негиши Т. История экономической теории. -М.: АО Аспект -Пресс, 1995.

2017-11-17 646
Негиши Т. История экономической теории. -М.: АО Аспект -Пресс, 1995. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Тема 5. Формирование неоклассической экономической теории

Маржинализм. В последней четверти XIX в. в большинстве европейских стран завершился промышленный переворот, в результате которого было создано крупное промышленное производство. Закончилась эпоха перехода от традиционных обществ, основанных на сельскохозяйственном производстве, к современному индустриальному обществу, в котором решающую роль играет крупное машинное производство. Переход к машинной технике позволил значительно повысить производительность труда и увеличить объемы производства, что привело к росту рынков и развитию рыночных отношений. В этот период завершилось формирование рынков рабочей силы, капитала, земли и других ресурсов и возник вопрос об эффективном их применении, появилась проблема рационального использования ограниченных ресурсов и их размещения (аллокации).

Проблема ограниченности ресурсов заставила экономистов по-новому взглянуть на вопрос о критериях определения ценности благ. Понятие полезности было дополнено понятием предельной полезности, что привело к оценке ресурсов с точки зрения их редкости (количества).

Три экономиста: англичанин Уильям Джевонс (1835-1882), австриец Карл Менгер (1840-1921) и швейцарец Леон Вальрас (1834-1910) - практически одновременно и независимо друг от друга пришли к открытию предельного анализа, позволяющего учитывать влияние редкости ресурса на его ценность; приоритет первого публичного изложения этой теории в 1862 г. принадлежит Джевонсу. Он же впервые использовал слово "экономикс" для обозначения экономической науки; однако в широкий научный оборот это слово вошло позднее благодаря А.Маршаллу.

Первые маржиналисты доказывали, что ценность товара определяется его полезностью, а не издержками производства, в частности, затратами труда, как считало в то время большинство экономистов, в частности, представители английской классической школы. Открытие первых маржиналистов позволило найти решение парадокса ценности, который рассматривал Смит; концепция предельной полезности показала, что цена (меновая ценность) связана не с общей (потребительная ценность), а с предельной полезностью.

Предельная полезность - это дополнительная полезность, полученная от дополнительной единицы любого блага. Математически она выражается посредством частной производной функции полезности по этому благу: MU=ΔU/ΔX, где MU - это предельная полезность: U - полезность и X - количество товара, а ΔU и ΔX - малые приращения этих величин.

Первые маржиналисты вывели закон убывающей предельной полезности, утверждающий, что при потреблении блага общая полезность увеличивается, а предельная полезность по мере удовлетворения потребности уменьшается с каждой дополнительной единицей блага. Это означает, что каждая последующая потребленная единица блага добавляет к совокупной полезности меньше, чем предыдущая единица.

Во многих методологических и теоретических вопросах маржиналисты опирались на принципы классической политической экономии. В отличие от исторической школы они отстаивали необходимость создания универсальной экономической теории, основанной на методе научной абстракции. Маржиналисты были противниками государственного вмешательства в экономику, признавая преимущества свободной конкуренции в размещении экономических ресурсов.

Открытие предельного анализа имело огромное влияние на последующее развитие экономической науки; понятие предельной полезности служит основанием многочисленных современных теорий, объясняющих экономическое поведение домохозяйств и фирм. Поэтому некоторые историки экономических учений используют понятие "маржиналистская революция" для обозначения этого события. Однако есть и противники такого подхода к объяснению этого события. Идея предельного анализа и предельной полезности распространялась очень медленно и первоначально получила признание главным образом в Австрии. Теория, построенная на основе предельного анализа, первоначально затрагивала только проблемы спроса, не анализируя проблемы предложения. Лишь к концу XIX в. возникла неоклассическая теория, которая имела системный характер, и рассматривала на основе предельного анализа, как спрос, так и предложение.

Неоклассическое направление. На рубеже XIX и XX вв. сформировалась неоклассическая экономическая теория, составляющая основание современной экономической науки. Она использует общий подход, методы и инструменты маржиналистской экономической теории XIX века и вместе с тем опирается на методологические и теоретические основы, заложенные такими классиками, как Д.Рикардо и Дж. Милль.

Неоклассики расширили область применения подхода laissez-faire ("позвольте-делать"), включив в рассмотрение не только свободу производства и накопления, но и свободу выбора при потреблении. Модель совершенной конкуренции представила дополнительные теоретические свидетельства того, что свободная конкуренция и неограниченное проявление потребительских предпочтений максимизируют экономическое благосостояние общества. Неоклассическая теория продолжила традиции экономического либерализма и "чистой" экономической теории, лишенной идеологических устремлений.

В разработке теории стоимости в отличие от классиков экономисты неоклассической школы сосредоточили свое внимание не на внутренней ценности, а на факторах, определяющих рыночную цену. Они обратились к полезности товара, опираясь на предельный анализ. Существенное отличие неоклассической теории от классической политической экономии заключается и в том, что она имела микроэкономическую направленность; в этот период была создана микроэкономическая теория, в ее формирование внесли вклад многие экономисты, представляющие неоклассическое направление.

Австрийская школа объединила экономистов, которые получили образование в основном в Вене. Ее наиболее известными представителями являются Евгений Бем-Баверк (1851-1914), Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926).

Карл Менгер, основатель австрийской экономической школы, был одним из создателей теории ценности на основе предельной полезности. Он построил также теорию распределения (т.е. доходов факторов производства) на основе концепции вменения, сущность которой состояла в том, что ценность и цена средств производства определяются ролью, которую они играют в производстве потребительских благ.

Австрийский экономист и политический деятель Фридрих фон Визер осуществил дальнейшую разработку концепции предельной полезности, введенной Менгером, но главным его достижением была дальнейшая разработка теории вменения. В соответствии с взглядами австрийской школы, потребительские блага оцениваются непосредственно по их предельной полезности; а средства производства не имеют ценности до тех пор, пока она не будет "вменена" им; теория Визера представляет собой анализ такого процесса "вменения".

Другой австрийский экономист Бем-Баверк в своем главном труде "Капитал и процент" разработал всеобъемлющую модель экономического процесса, за что был назван современниками "буржуазным Марксом".

Наибольшее внимание Бем-Баверк уделяет капиталу и проценту. Его оригинальная трактовка капитала объясняет ставку процента через взаимодействие между временным предпочтением и физической производительностью инвестиций. Предпочтение настоящего относительно будущего он объясняет тем, что люди ожидают улучшения своего благосостояния в будущем и недооценивают будущие потребности. И то, и другое снижает предельную полезность будущих благ. Физическую производительность капитала Бем-Баверк объясняет с точки зрения преимуществ окольных методов производства, позволяющих улучшать технологию производства и повышать его эффективность. Например, рыбу можно ловить руками непосредственно и очень неэффективно; если же рыболов истратит некоторое время на изготовление удочки, он добьется большего успеха в ловли рыбы благодаря окольности процесса производства.

Основателем кембриджской школы является британский экономист, математик по образованию, Альфред Маршалл (1842-1924), большую часть своей научной жизни бывший профессором экономики Кембриджского университета. Большой вклад в формирование неоклассической теории внесли и другие британские экономисты, в частности Артур Сесил Пигу (1877-1959) и Фрэнсис Исидро Эджуорт (1845-1926).

Являясь одним из родоначальников предельного анализа, Маршалл никогда полностью не отрицал свою связь с английской классической экономической школой. В отличие от Джевонса и представителей австрийской школы он основывал свою теорию ценности товара одновременно на издержках производства и его полезности для потребителя. Разрабатывая модель частичного равновесия, Маршал выдвинул идею о том, что рыночная цена определяется взаимодействием спроса и предложения. Это позволило ему навести мосты между классической и маржиналистской теориями.

Маршалл вывел закон отрицательного наклона кривой спроса, а также ввел понятие эластичности спроса для описания чувствительности величины спроса на товар к изменениям цены. Геометрическая интерпретация механизма рыночного равновесия, разработанная Маршалом, получила название "Крест Маршалла".

Особенность подхода Маршалла к исследованию рыночного механизма заключается в том, что он учитывал фактор времени и выделил принципиально различные периоды, в течение которых действуют силы, стремящиеся установить равновесие. Он рассматривал а) мгновенный (рыночный) период, когда все предложение зафиксировано и решающую роль в процессе равновесия играет спрос, а цена определяется предельной полезностью товара; б) краткосрочный период, когда основные фонды остаются неизменными, но предложение может изменяться за счет изменения оборотных фондов; в) долгосрочный период, когда все факторы, определяющие предложение, могут изменяться в рамках существующей технологии; г) вековые периоды, в течение которых переменной величиной становится технология, и решающая роль в равновесии принадлежит предложению, а в установлении цены Ц факторам производства.

Маршалл использовал модель рыночного равновесия и для поиска количественного измерителя благосостояния общества; он считал, что эту роль выполняет "излишек потребителя", который максимизируется в условиях свободной конкуренции и уменьшается в условиях монополии. Таким образом, рассматривая проблему благосостояния, он доказывал преимущества свободной конкуренции.

Работы Маршалла оказали значительное влияние не только на экономическую науку и политику, но и на воспитание целого поколения экономистов; его главный труд "Основы экономической науки" (1890) использовались в качестве основного учебника по экономике в течение нескольких десятилетий. Благодаря ему понятие "эколномикс", впервые введенное Джевонсом, вошло в широкий научный оборот.

Артур Сесил Пигу, унаследовавший в 1908 г. руководство кафедрой политической экономии в Кембриджском университете от Альфреда Маршалла, внес большой вклад в развитие теории общественного благосостояния. Он отказался от концепции потребительского и производительского излишка как измерителей уровня благосостояния и предложил измерять частные и общественные издержки. Он сформировал основу теории внешних эффектов, а его метод их нейтрализации получил название налога Пигу.

Профессор политической экономии Оксфордского университета Фрэнсис Исидро Эджуорт изобрел кривые безразличия и контрактные (договорные) кривые, которые он использовал в своей теории бартерного обмена. При этом он сделал предположение о том, что полезность любого товара является функцией не только этого товара, но и всех других потребляемых товаров.

Участники школы экономической мысли, существовавшей в Лозаннском университете в Швейцарии, делали упор на использование математических методов для раскрытия взаимозависимостей в рыночной экономике. Огромным достижением представителей лозаннской школы Леона Вальраса (1834-1910) и Вильфредо Парето (1848-1923) была разработка модели общего равновесия, определяемого единственным набором цен и объемов товаров. Она охватывает все рынки и в ней определяются одновременно все цены на товары и факторы производства, все объемы производства товаров и предложение факторов производства. В этой модели Вальрас применил принцип максимизации полезности во всех секторах экономики. Он назвал процесс автоматического возвращения системы к состоянию равновесия "нащупыванием", т.е. поиском без определенного выбранного направления, хотя и ввел в систему своего аукциониста как агента, устанавливающего цены и изучающего реакцию на них продавцов и покупателей.

Парето стал преемником Леона Вальраса на посту руководителя кафедры экономики Лозаннского университета. Его интерес к использованию математики и статистики в экономической теории способствовал расширению им математических условий системы общего равновесия Вальраса, вокруг которой сложилась Лозаннская экономическая школа. Он изложил свое понимание математических условий системы общего равновесия, основанной на общей взаимозависимости всех экономических величин, и разработал критерий оптимальности, который широко используется в современной экономической теории.

На рубеже XIX и XX вв. предельный анализ получил распространение не только в Европе, но и в США. Американскую школу неоклассического направления представляют Джон Бейтс Кларк (1847-1938) и Ирвинг Фишер (1867-1947).

Кларк претендовал на независимое открытие принципа предельного анализа; он считается родоначальником теории предельной производительности. Он пошел дальше, чем первые маржиналисты и распространил предельный анализ на проблему распределения доходов, утверждая, что распределение в соответствии с "законом" предельной производительности является "справедливым".

Фишер, начав свою научную деятельность как математик, затем переключился на экономическую теорию. Он внес значительный вклад в исследования в области теории капитала, процента и денег. Фишер анализировал взаимосвязь этих понятий и объяснил стоимость капитала с точки зрения дисконтированной стоимости ожидаемого будущего дохода. Он усовершенствовал количественную теорию денег, введя в широкий научный оборот известное уравнение обмена, известное как уравнение Фишера, MV=PQ, где M - денежная масса в обращении, V - скорость обращения денег, Q - объем производства, P Ц уровень цен.

Фишер дал определение ставки процента как баланса между предложением капитала, на которое оказывают влияние психологические факторы межвременного предпочтения, и производительностью инвестиций.

В последней трети XIX в. - первой трети XX в. идеи маржинализма и неоклассической теории постепенно завоевали господствующие позиции в большинстве стран. В этот период были разработаны аналитические инструменты, необходимые для решения многих теоретических проблем экономической науки, что способствовало дальнейшей профессионализации этой отрасли научного знания и обособлению особой профессиональной группы людей, занимающихся экономическими исследованиями. Однако исследования неоклассиков имели узкопрофессиональный характер; за пределами неоклассической теории остались многие важные социально-экономические проблемы.

 

Алгоритм самостоятельной работы


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.