Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-11-17 | 536 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Экономическая мысль первой половины XVI в. — преддверия реформ 1550-х годов — особенно проявила себя в трудах талантливого публициста того времени, дворянина по происхождению, Ивана Семеновича Пересветова. Ему принадлежит ряд интересных литературных произведений — «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магометде-салтане», «Предсказания философов и докторов латинских о царе Иване Васильевиче» и других, а также две челобитные царю. В этих источниках фактически изложена программа преобразований, предлагаемая Ивану IV Грозному.
Идеал государственного устройства И.С. Пересветов видел в сильной государственной власти. «Государь без грозы, что конь без узды», — утверждал он. При этом главную опору царя автор находил в дворянстве как прогрессивной части общества. Будучи идеологом поместного дворянства, он обрушивается на бояр-вотчинников, ленивых и царя предающих. По мнению И. Пересветова, возвышать следует людей не по богатству и знатности рода, а по заслугам, особенно в среде служилого дворянства. Он предложил даже уничтожить «рабство» (холопство), вовлекающее в кабалу к боярам-вотчинникам служилых людей. Высказываясь за централизованное государство, И. Пересветов по-своему порывает с замкнутостью натурального хозяйства.
Его предложения о переводе воевод, судей, служилого дворянства на жалование и о сдаче всех доходов и податей в казну, безусловно, давали простор развитию товарно-денежных отношений, ликвидировали преграды, стоящие перед формированием всероссийского рынка. Впоследствии Иван IV внял советам И.С. Пересветова. Фактически принципы его экономической политики и ориентировались на упрочение единства Русского государства, укрепление самодержавной власти царя, на завершение феодализации деревни.
|
Ермолаи Еразм. Между тем протопоп дворцовой церкви Ермолай, принявший монашество под именем Еразм (середина XVI в.), выступил своеобразным примирителем интересов бояр-вотчинников и дворян-помещиков. В его взглядах, изложенных в труде «Правительница», проскальзывает нравственное осуждение богатства, чрезмерного обогащения купцов, ростовщичества. Искренне сочувствуя крестьянам, в целях смягчения крепостнического недовольства он даже предложил нормировать крестьянские повинности, заменить их единым натуральным налогом. Не выходя за пределы крепостнических отношений, Еразм рекомендует компромисс между реакционными боярами-вотчинниками и прогрессивным поместным дворянством, признание главенства духовной власти над светской, возврат к натуральному хозяйству и т.п.
Ф. Косой и М. Башкин. Среди подлинных защитников угнетенных в этот период можно назвать Ф. Косого и М. Башкина. Феодосии Косой (сер. XVI в.), испытав все тяготы холопства, призывал к неповиновению властям, неплатежу податей ни духовным, ни светским феодалам. Он выдвинул идею всеобщего равенства — как имущественного, так и национального, выступив против религиозных угнетений, войн, несущих всенародное бедствие. Преследования со стороны церкви вынудили его покинуть Родину.
Боярский сын, дьяк Матвей Башкин (сер. XVI в.) в своих взглядах исходил из несоответствия рабства принципам христианства. Требовал уничтожения как кабального, так и полного холопства. Придавая особое значение личному примеру, отпустил своих холопов на волю. За свои взгляды и резкие выступления против феодальной церкви он был объявлен вольнодумцем, подвергся проклятию и заточению в Волоколамский монастырь.
Иван IV. Составители нового свода законов — Судебника 1550 г. взяли за основу Судебник Ивана III и внесли в него изменения, соответствовавшие эпохе усиления центральной власти, дальнейшего распространения феодального землевладения, развития барщинного хозяйства, прикрепления феодально-зависимого крестьянства к земле. В Судебнике Ивана IV, отражавшем экономические взгляды царя, подтвердилось право перехода крестьян в Юрьев день, увеличивалась плата за «пожилое», право сбора торговых пошлин передавалось государству и др.
|
С образованием централизованного государства сложилась система общегосударственных налогов и повинностей, главная тяжесть которых ложилась на плечи крестьян. Так как земледелие было основным занятием, то преобладали земельные единицы. Единицей налогообложения стала «соха» (400—600 га пашни), просуществовавшая до последней трети XVII в. С каждой «сохи» крестьяне платили «пищальные деньги» (на содержание войска), «полоняничные» (на выкуп пленных), «ямские» (на перевозку казенных грузов) и пр. Кроме того, крестьяне несли и другие повинности: строительство дорог, крепостей, ремонт мостов, поставка подвод в войско, что еще больше усиливало крепостной гнет в стране.
В системе экономических мер Ивана IV (1530—1584) выделяется реформа крупного землевладения. Главный смысл заключался в изменении соотношения его форм. Ослаблялась боярская аристократия, и укреплялось положение служилого дворянства, зависимого от царя.
Чтобы подорвать экономические основы политической власти княжеско-боярской аристократии, правительство Ивана IV в 1565— 1584 гг. проводит ряд чрезвычайных мер, получивших название опричнины. Выделялась часть боярских земель, особенно в центральных районах, в особый государев удел — опричнину. Ее новым владельцем становилось вновь сформированное привилегированное войско, отличавшееся чрезвычайной жестокостью не только к боярам, но и к широким массам городского и сельского населения. Жестокость царя коснулась и церкви. Хотя в 1551 г. Собор оставил церкви все земли, приобретенные ранее, дальнейшее приращение могло быть осуществлено лишь с царского соизволения.
Реформы Ивана IV Грозного при всей противоречивости его политики (длительные, опустошительные и изнуряющие войны, опричнина и пр.) способствовали укреплению российского централизованного многонационального государства, территория которого при нем удвоилась, и превращению его в абсолютистское. Укрепилась военная мощь и власть Ивана IV, который с 1547 г. объявил себя царем. Реформы способствовали реорганизации центрального и местного управления. Вместе с тем все эти преобразования сопровождались новым нажимом на крестьянство, вели к дальнейшему его закрепощению. Так, в 1581 г. вводятся «заповедные лета» (заповедь — запрещение), когда в определенные годы запрещался переход крестьян от одного помещика к другому даже в Юрьев день.
|
В общественной и экономической мысли того времени важное место занимают сочинения князя Андрея Курбского (1528—1583). Его взгляды аналогичны идеям представителей боярско-вотчинной реакционной знати. Защищая натуральное хозяйство и экономическую раздробленность страны, он выступал за порядок времен Избранной рады, ограничивавшей деятельность царя. Опасаясь опалы, А. Курбский бежал в Литву. Он является автором многих произведений, в том числе «Истории о Великом князе Московском».
Созданное Иваном Грозным государство сохраняло как бы по инерции заложенные традиции и при его ближайших преемниках — сыне Федоре Ивановиче (1557 - 1598), последнем представителе династии Рюриковичей, и шурине — Борисе Годунове (1552 - 1605). В конце XVI в. с учетом интересов феодалов в стране принимается ряд постановлений, повлекших за собой фактическое закрепощение крестьян. В 80—90-е годы XVI в. составляются писцовые, дозорные и межевые книги, в которых была установлена точная принадлежность крестьянина своему владельцу. В конце 90-х годов издается указ о пятилетнем, а затем и пятнадцатилетнем сроке розыска беглых крестьян. Указ был выгоден всем феодалам: одним — из-за возможности длительного поиска, другим — из-за закрепления за собой беглых крестьян после установленного срока. Холопы и их дети пожизненно закреплялись за своим господином. Владельцами холопов становились не только феодалы, но и чиновники (приказные люди) и купцы.
Нестяжатели и иосифляне. Иван Грозный, видя в Церкви союзницу, поддерживавшую московского государя, в отношении к ней и монастырям проявлял определенную сдержанность. Уместно напомнить, что еще при Иване III довольно остро стоял вопрос о церковном землевладении и ряд церковников — Нил Сорский, Вассиан Косой, Максим Грек, так называемые нестяжатели, выступали за отказ церкви от землевладения и ограничение ее деятельности исключительно сферой духовной жизни. Суть их воззрений сводилась к борьбе против создания мощной центральной власти и поддерживавшей ее официальной церкви, против товарно-денежного хозяйства, за былое натуральное хозяйство и пр.
|
Противниками «нестяжателей» выступили «иосифляне» — единомышленники настоятеля Волоколамского Успенского монастыря Иосифа Волоцкого (1439/40—1515). Последователи этого течения считали, что лишь богатая церковь может играть достойную роль в государстве. В удельных князьях и боярах они ощущали реальную угрозу земельным и денежным богатствам церкви. Защиту видели в сильном московском государе.
Последующее социально-политическое развитие России, новые преобразования и реформы XVII—XVIII вв. потребовали дальнейшего развития экономических представлений.
Экономические идеи эпохи Средневековья как в Западной Европе, так и в России определялись двумя главными обстоятельствами: феодальной организацией общества и религиозной направленностью, взаимосвязанными и взаимообусловленными. Именно частная собственность позволяет жить по установленному божественному порядку. Именно на владельца земли возлагается «обременительная» задача управления хозяйством и «спасение душ», обделенных судьбой. Экономическая мысль являлась частью общественной мысли, учения о государстве и управлении им.
Довольно радикально выглядели средневековые ереси крестьян и представителей городских низов, порой включавшие в свои требования отмену всех феодальных привилегий, повинностей, налогов и пр.
Вопросы для самопроверки
1. Какими основными чертами характеризуется эволюция экономической мысли Древней Руси в IX—XVI вв.?
2. В чем суть основных экономических идей И. Пересветова?
3. Сопоставьте экономические идеи, содержащиеся в Судебниках Ивана III и Ивана IV Грозного.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!