История изучения лиц с нарушением слуха и оказания им помощи. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История изучения лиц с нарушением слуха и оказания им помощи.

2017-11-17 2038
История изучения лиц с нарушением слуха и оказания им помощи. 4.83 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

В античных литературных источниках нет каких-либо упоминаний о систематическом обучении глухих. В то же время вполне допустимо предположение о том, что глухие, воспитываясь в семье, осваивали не только навыки самообслуживания и домашнего труда, но и ремесла и доступные виды искусства (живопись, скульптура). Их не считали полноправными членами общества. В философских трактатах Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) «О чувствах чувствующих», «О чувственных восприятиях и их объектах» рассматривается отрицательное влияние глухоты и немоты на умственное развитие и познавательные возможности ребенка.

В эпоху Средневековья западноевропейская церковь видела в глухоте, как и в других человеческих недугах, «кару божью», посланную детям за грехи родителей.

Не умея найти контакт с глухими и признавая их часто безумными, общество сторонилось таких людей, обвиняя их в колдовстве. Глухие нередко становились объектами преследования со стороны инквизиции.

Эпоха Возрождения стала поворотным пунктом в развитии отношений общества с неслышащими.

Чаще других по характеру своей деятельности с ними имели дело духовные лица и врачи. Первые обеспечивали их призрение в монастырях, куда состоятельные люди нередко отдавали своих глухонемых детей. Вторые предпринимали разнообразные попытки «вылечить» глухонемого, «разбудить» его слух. Повседневное взаимодействие с глухими позволяло обнаружить их обучаемость, возможность общения при помощи жестов.

История сохранила имя первого человека, совершившего по представлениям того времени чудо: испанский монах-бенедиктинец П. Понседе Леон (1508-1584) обучил устной речи, пользуясь жестовой речью, письмом и дактилологией (пальцевой азбукой), двенадцать неслышащих учеников.

Развитие практики обучения неслышащих в странах Западной Европы подкреплялось и первыми теоретическими работами в этой области: современник П. Понсе, выдающийся итальянский

ученый-энциклопедист Д. Кардано (1501-1576) не только дал зиологическое объяснение причин глухоты и немоты, но и сф мулировал важнейшие положения практики обучения глухих. У в 1620 г. в Мадриде выходит первый учебник по обучению глу~ «О природе звуков и искусстве научить говорить глухонемого В ней был напечатан и первый дактильный алфавит, использ вавшийся для обучения глухих. Автор - испанский учит: X. П. Бонет, обобщивший собственный опыт домашнего обучен" нескольких глухонемых детей.

История сурдопедагогики каждой западноевропейской стран бережно хранит сведения о первых своих педагогах (это монахи священники, учителя, врачи и лингвисты), успешно обучавщ глухих.

Обогащение представлений о природе глухоты, путях ее к; рекции и компенсации, накопление специфического педагоги ского опыта в условиях индивидуального обучения глухих - это в эпоху Возрождения постепенно создало предпосылки признания обучаемости глухих, повлекло за собой усиление щественно-религиозного и педагогического внимания к этой тегории детей с отклонениями в развитии и обеспечило постеп ный переход проблематики глухих в сферу педагогики.,

В XV-XVIII вв. сформировались два направления в индивй альном, а затем и в школьном обучении глухих детей. В их осно- выбор «своего» средства обучения глухого: словесного или же вого языка. В разные исторические периоды доминирующую р играла то одна, то другая система (устный метод обучения и мі мический метод обучения), но и до сегодняшнего дня эти два новных подхода в обучении глухих существуют в сурдопедаго." ке, продолжая вызывать споры ученых, поиски достоинств и п" имуществ каждой из этих систем.

Во второй половине XVIII в. в Англии, Германии, Австр Франции создаются первые школы для глухих детей. Это, правило, закрытые учебные заведения интернатного типа, нг вавшиеся поэтому институтами.

Начался второй период в раз ' тии сурдопедагогики - от индивидуального обучения глухих с допедагогика переходит к их школьному обучению.»

На протяжении двух столетий в Европе, США и других сі нах развивалась школьная и дошкольная дифференцирован- система обучения глухих и слабослышащих детей в условиях крытых (интернатных) образовательных учреждений. Во BTOJ половине XX в. распространение интеграционных идей, подкр ленное существенным прогрессом в области слухопротезиро- ния, созданием системы раннего выявления, ранней педагоги ской помощи детям с нарушениями слуха, привело к включени

значительного числа детей с нарушениями слуха в образовательные учреждения общего назначения, сокращению числа школ для глухих детей, расширению спектра профессий и специальностей, доступных для освоения неслышащими в структуре профессионального образования.

На Руси призрением глухих и других «убогих» занимались православная церковь и монастыри.

Опыт воспитания и обучения глухих в России был накоплен также благодаря организации системы общественного, а не церковного призрения, удачным примером которого было создание Петербургского и Московского воспитательных домов, где вместе с детьми-сиротами воспитывались глухие дети, осваивая основы грамоты и ремесло (XVIII в.).

Мимическая и устная системы обучения глухих появились в России в XIX в. в связи с началом школьного обучения. Первая школа была открыта для глухих детей из высших сословий в г. Павловске под С.-Петербургом в 1806 г.

Развитие российской сурдопедагогики в XIX в. связано с педагогической деятельностью таких известных сурдопедагогов, как В. И. Флери, Г. А. Гурцов, И. Я. Селезнев, А. Ф. Остроградский, И. А. Васильев, Н. М. Лаговский, Ф. A. Pay.

Российская система обучения глухих, сформировавшаяся в XIX в., опиралась на использование в учебном процессе и словесного, и жестового языков. Однако уже в конце века преимущество стало отдаваться устной словесной системе обучения, жестовый язык стал вытесняться из специальной школы глухих.

С начала XX в. зарождается дошкольное обучение детей с нарушенным слухом. В 1900 г. в Москве открывается первый детский сад для глухих детей, организованный супругами Ф.А. и Н.А.Рау.

После революции 1917 г: школы для глухих в СССР были переданы в государственную систему образования. В 30-е гг. появляются первые классы, а затем и школы для слабослышащих и позднооглохших детей. Особенно плодотворным стал период, начавшийся в 50-е гг. Целая плеяда выдающихся ученых сурдопедагогов в течение десятилетий создала оригинальную советскую систему воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей.

Исследования проводились в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР, где работали ученые-сурдопеда- гоги - Р.М.Боскис, А.И.Дьячков, С.А.Зыков, Ф.Ф.Рау, Н.Ф.Сле- зина, В. И. Бельтюков, А. Г. Зикеев, К. Г. Коровин, Б. Д. Корсунская, А.Ф.Понгильская, Э.И.Леонгард, А.П.Гозова, Т.А.Власова, Г.Л.Зайцева, Л.П.Носкова, Е.П.Кузьмичева, Э.В.Миронова и многие другие, а также ученые-сурдопсихологи - И.М.Соловьев, Ж. И. Шиф, Т. В. Розанова и др.

Советскую систему обучения неслышащих отличало следующее?* ориентация содержания обучения на массовую систему обрй* зования;

внимание к формированию и развитию словесной, и в том чисдац устной, речи, к развитию слухового восприятия и обучению их и<М пользованию в познавательной деятельности, в учебном процессе^ использование жестового языка как вспомогательного средсїр ва воспитания и обучения;

создание и внедрение в образовательный процесс деятельносТ, ного подхода к обучению (С.А.Зыков и др.)


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.