Хозяйство и культура казахов в 16-17вв. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Хозяйство и культура казахов в 16-17вв.

2017-11-17 414
Хозяйство и культура казахов в 16-17вв. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основной отраслью хозяйства продолжало оставаться полукочевое скотоводство. Казахи разводили главным образом лошадей, овец и верблюдов, в оседлых хозяйствах - крупный рогатый скот и коз. Все пастбища делились на зимние - кыстау, весенние - коктеу, осенние-кузеу и летние-жайлау. Зимняя пастьба скота, так называемая тебеневка, производилась в определенной последовательности. Вначале на пастбище выгоняли лошадей, которые копытами разрыхляли снег и поедали лучшую траву, затем на том же месте выпасали коров и верблюдов, и только после этого - овец. В начале лета аулы прибывали на жайляу. В сентябре-октябре казахи отправлялись в обратный путь и в ноябре достигали куздеу, а в декабре - кыстау.. Немаловажное значение в хозяйственной жизни казахов придавалось земледелию. Особое распространение оно получило в южных районах Казахстана. Земледелием занимались казахи Западного Казахстана и Сарыарки. В Казахстане развивалось главным образом поливное земледелие - нерегулярное и регулярное. Лиманное орошение было распространено по всей территории Казахстана, хотя занимало довольно скромное место. Наибольшее значение в казахском земледелии имело регулярное орошение с помощью систем арыков. К началу XIX в. орошаемые земли стали сокращаться, что было вызвано природными (усыхание степей) и политическими (колониальная политика России) причинами. Казахи-земледельцы возделывали разные зерновые и технические культуры - пшеницу, просо, рожь, овес, рис, хлопок и т.д. Из зерновых культур за редким исключением сеяли только яровые. Наряду с пшеницей и просом казахи высевали овес и ячмень. Выращивали также рожь, рис и бахчевые культуры - арбузы и дыни.XV-начало XIX вв. - время особенного расцвета казахской литературы - известно как эпоха жырау. Жырау были поэтами - импровизаторами, авторами песен-толгау-размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политическими деятелями, советниками ханов, военачальниками. Основные жанры литературных произведений - религиозные и исторические труды. В XV-XVIII вв. среди казахов были распространены такие книги, как "Кысас ал-анабия", "Бадуам", "Суфи Аллаяр", "Кесик-баги" и др. До нас дошли также исторические сочинения, написанные в XVI-XVII вв. Сочинение "Тарихи Рашиди" на персидском языке, посвящено истории Могулистана и Казахского ханства. Автор его Мухаммед Хайдар из племени дулат Старшего жуза. Наиболее важный памятник исторической прозы казахов - "Жами ат-тауарих". Автором этой книги является Кадыргали Касымулы из рода жалаир, влиятельный бий при хане Тауекеле. Таким образом, устная и письменная литература получает дальнейшее развитие и обогащение в период XV-начала Х1Хвв. Господствующей религией в Казахстане был ислам. Основными центрами распространения ислама были Туркестан, Хорезм и Бухара. Казахи почитали дух земли и воды. Большое значение имел культ огня.

30). Жеты Жарга – административные права каз народа. В истории казахского права ханского периода известен законодательный памятник – “Жеті Жаргы”, который был составлен Тауке ханом. Он собрал для совета трех биев Толе-би, из старшего жуза, Казыбек-би, из среднего жуза и Айтеке би, из младшего жуза, и, обсудив с ними случавшиеся между казахами частые ссоры, составил и утвердил некоторые законоположения. В “законах” хана Тауке нашли свое юридическое выражение те жизненные условия и конфликты казахского общества того времени, те социальные и правовые нормы посредством которых каждый индивид общества включался в общественную структуру ханства: - за кровь мстить кровью, за увечье таким же увечьем; - за воровство, грабеж, насилие, прелюбодеяние – смерть; - родственники убитого имеют право лишать жизни убийцу, убийца возвращает себе жизнь, платя кун за мужчину 1000, а за женщину 500 баранов; - за убийство султана или хаджи – кун за семь человек; - если жена убьет мужа – смерть, или жизнь но позор; - родители за убийство своих детей ничем не наказываются; - изнасилование равняется убийству – наказание смерть; - богохульника, изобличенного семью свидетелями должно убивать каменьями; - сына, осмелившегося злословить или бить отца или мать свою, сажают на черную корову, лицом к хвосту, с навязанным на шею старым войлоком: корову сию водят по аулам и сидящего на ней бьют плетью; - чтобы сам хан, равно как и все султаны, старейшины и правители родов, собирались осенью в одно место, в середине степи, для рассуждения о делах народных; - каждый должен являться на собрание с оружием, безоружный не имеет голоса и младшие могли не уступать ему место. Есім ханнын ескі жолы. Суть этой реформы заключалась в том, что главенство закрытой элиты – Торе заменялось на главенство элиты открытого типа – биев и старшин. Произошла своего рода байская революция, ограничившая политические права сословия чингизидов и установившая широкие права для общин и их своеобразной конституции - Есім ханнын ескі жолы (древний путь Есим-хана), принятой как дополнение к кодексу Касым-хана. В этом правовом акте определялись полномочия хана, руководителей. Юридически эти изменения были закреплены в биев и батыров, а также их взаимные права и обязанности. При Касым-хане был разработан кодекс законов “Касым ханнын қасқа жолы” - “Светлый путь Касым хана” – ставший в последствии источником обычного права казахов.

30). Соц-экономическое и полит положение КЗ в 1 половине 18 в. Укрепление Казахского ханства в период правления хана Тауке (1680-1718), союз казахов с киргизами и каракалпаками ослабили на время натиска джунгар на казахские земли. Тяжелая экономическая и политическая ситуация в КЗ была обусловлена непрекращающимися усобицами, нестабильными отношениями с правителями средней Азии. Но Тауке хану удалось несколько нормализовать политическую ситуацию в распадавшемся ханстве. Он предпринял ряд мер для поднятия авторитета ханской власти, преодоление сепаратизма знати, консолидации народа. При нем был составлен свод норм обычного права (Жеты жаргы), определивший основные принципы правопорядка и гос. устройства. Он искал пути союза и мирных отношений с соседними государствами Но относительное спокойствие продолжалось недолго. Набеги джунгар на казахские земли происходили в 1710, 1711, 1715, 1718 годах. В 1724, 25 гг. джунгары разгромили города Туркестан и Ташкент, а 1723 г – «год великого бедствия» разметал часть казахов далеко за пределы их этнической территории. Все большему давлению, экономическому и политическому подвергались племена и роды среднего жуза со стороны русских властей, утвердившихся в юж. Сибири, на территории прииртышья, на землях Алтая. Массовые потери скота и пастбищ привели к значительному обострению хозяйственного кризиса в старшем и среднем жузах. Сокращение подвластной территории и числа подданных ослабляли позиции хана, усиливалась вражда и раздоры. В трудной полит и эконом. обстановке встал вопрос о принятии российского подданства. Дальнейшие этапы полит, эконом и этнокультурной истории казахов связаны с временем колонизации Россией казахских земель(можно говорить на тему строительства укрепительных крепостей – сначала как защита от джунгар, а потом как очаги казачьих колонизаций)

31). Джунгарское нашествие на территорию КЗ (актабан шубурынды). С образованием в 1635г. Джунгарского ханства возросла опасность захвата ойратами казахских земель в Прииртышье и Семиречье. Джунгарские погромы были одной из существенных причин постепенного угасания жизни городов на юге К. Набеги джунгар перерезали важные торговые пути, наносили большой ущерб хозяйству населения. Набеги джунгар на казахские земли происходили в 1710-1711гг., в 1713г. и 1718г.. в 1724-1725 джунгары разгромили города Туркестан, Ташкент. А в 1723г. – год «Великого бедствия» разметал казахов далеко за пределы их этнической территории. Годы правления Цеван-Рабдана и его преемника Голдан-Церена были временами наибольшего могущества Джунгарского ханства.В 1723г. в казахско-джунгарских отношениях ситуация резко изменилась: умер китайский император Конси, был заключен джунгаро-китайский договор, российское правительство с созданием Иртышской укрепленной линии не проявляло каких-либо реальных притязаний. Воспользовавшись раздробленностью казахских ханств и основательно подготовившись к предстоящей войне, джунгары в 1723г. двинули свои войска в пределы К., в 1723г. первыми приняли удар казахи Жетысу и Прииртышья. Временем нападения джунгаров была выбрана весна 1723г., когда после зимовки ослабевшие казахские аулы готовились к откочевке на джайлау. В этом году был сильный джут. Джунгары осуществляли нападения войском в 70 тыс. человек, двигаясь семью крупными клиньями. Сам Цеван-Рабдан продвигался по югу Жетысу. Общее командование вторжением осуществлял брат Цеван-Рабдана – Шона-Даба. Переправившись через Сырдарью, казахи Старшего и части Ср. жуза откочевали к Ходженту, большинство родов Ср. жуза отошло к Самарканду, а Младшего – в пределы Хивы и Бухары. В том же 1723г. джунгарские феодалы отрезали казахские ханства от городских ремесленных центров и рынков, как Ташкент, Туркестан, Сайран. От этих времен есть великая песня «Елимай». Борьбу против захватчиков возглавили батыры, военачальники, такие, как Богенбай, Кабанбай, Малайсары, Жанибек и другие, важную роль сыграли несгибаемая воля Аблая. Одно из крупнейших сражений произошло в 1726г. на берегу реки Буланты, в местности Кара-Сыйыр. Казахские войны нанесли здесь джунгарским полчищам чувствительное поражение. Место битвы получило название «Калмак-кырылган» (место гибели калмаков). В 1729г. произошло кровопролитное сражение казахских сарбазов с джунгарами на юго-востоке от озера Балхаш, в местности Аныракай, где объединенные силы трех жузов одержали блестящую победу. Войско джунгаров начали отступать по реке Или на восток. Но в это время предводители казахского ополчения в связи со смертью хана Болата рассорились из-за власти, что облегчило действия ойратов и свело на нет многочисленные жертвы и усилия народа в борьбе с джунгарами.

32). Принятие подданства Рос империи казахами младшего и среднего жузов. 5 октября 1730г. Тевкелев прибыл в урочище Майтобе на реке Иргиз, где располагалась резиденция хана. Первым присягал на подданство Абулхаир хан, за ним последовал старшина Богенбай, затем Есет-батыр, Худайменды-мурза. Тут же присягнули на верность 27 старшин. В 1734г. вступление Младшего жуза под Российский протекторат было окончательно оформлено. Абулхаир обязался защищать торговые караваны, оказывать военную помощь правительству, платить ясак мехом и кожей. Взамен он просил выстроить для него крепость в устье реки Ори, закрепить за ним, его потомками ханский титул и оградить его от набегов башкир, калмыков и яицких казаков. Этот договор с самого начала стал нарушаться русской стороной. Крепость в устье реки Ори была построена, но не для Абулхаира, а для того чтобы «положить на казахов узду». Одновременно с крепость Оренбург, были заложены другие. Силы Младшего жуза больше не участвовали в войнах с ойратами, более того, они превратились в угрозу для Ср. и Стар. жуза. В это же время Россия и не предполагала об оказании какой-либо помощи казахам в борьбе с джунгарами. 3 августа в Оренбурге состоялась встреча Абулхаира с Татищевым. На которой он подтвердил прежнюю верностью. Третья по счету присяга Абулхаира на подданство России, которая состоялась в августе 1742г., не имела того значения, которое имели его присяги в 1731г. и 1738г. В конце 1731г. Абулхаир и батыр Богенбай направили своих представителей в Ср. жуз, обещая хану Семеке в случае принятия Российского подданства обеспечить безопасность региона с помощью русских войск. Семеке принял предложение послов Абулхаира. В 1732г. в состав России формально вошла некоторая часть Ср. жуза. Семеке собирался соблюдать договор с Российской империей: совершил набеги на башкир – феодалов российских подданных. Угрозу Джунгарии побудила влиятельных феодалов Ср. жуза повторно обратиться к России с просьбой принять их в ее состав. Грамотой Анны Иоановны от 10 июня 1734г. просьба Семеке и его сторонников была удовлетворенна. В 1740г. приняли присягу на подданство хан Ср. жуза Абулмамбет и влиятельный султан Аблай. Текст его присяги не отличался от предыдущих «клятвенных обещаний». Султан Аблай в дополнение к тому, обнадеживал Татищева, хотя набиравший опыт в политической борьбе молодой султан свои надежды связывал и с Цинской империей. Третья по счету присяга Абулхаира на подданство России, которая состоялась в августе 1742г., не имела того значения, которое имели его присяги в 1731г. и 1738г.

33). Колониальная политика царизма в 18 веке в КЗ. В 1756г. Был издан царский указ, запрещавший казахам в зимнее время перегонять скот на правый берег Урала. Решение правительства, принятое в интересах яицкого казачества, усилило антиправительственное настроение. Крепости и другие военные сооружения, которые царизм интенсивно воздвигал особенно на р.Урал, призванные оборолнять русские селения от набегов кочевников, превратились в центры колонизации казахских земель. Зависимость от конкретных условий и целей царские власти не считались с позицией хана Нуралы, который под давлением современников робко выражал недовольство в связи с военными мерами вытеснения казахов с родовых кочевий. Следующим этапом борьбы с остатками каз государственности явилось попытка внедрения новой системы российского управления в м.ж. которая должна была привести к отмене ханской власти. Но проект реформы оренбургского губернатора Эгельсторма был обречен на неудачу и отменен. Вскоре нуралы хан, не обеспечивающий проведение рос. политики и под натиском Срыма Датова был отстранен от ханской власти. Создание укреплений ограничивало традиционные кочевья казахов, создавало напряженность м\у сибирс. администрацией и каз султанами. Усиление военных акций царизма в регионе, и угроза вторжения цинских войск побудило султанов во главе с Аблаем принят суверенитет Цинского богдыхана при сохранении российского подданства. (1756г.) недовольство ках населения вылились в ряд восстаний (самым крупным из которых – под предводительством Кенесары Касымова), которые отодвинули на 10-15 лет военное покорения КЗ. С целью вытеснения кокандских беков с территории КЗ царизм приступил к организации военных экспедиций в Заилийский край. Главным оплотом колонизации края стало крепление Верный 1854г. Административными – политическими реформами царизм ликвидировал традиционную систему управления, открытый широкие возможности для заселения каз края русскими переселенцами, вытесняя кочевников на мало пригодные земли. Получив бесконтрольную власть над болшей частью населения Россия расширяла колонизаторскую политику пости во всех сферах.

34). Государственная деятельность хана Аблая. Настоящее имя Абылая - Абильмансур. В конце 20 - 30-х г. Абильмансур принимает участие в боях с захватчиками вначале в качестве рядового воина, затем быстро выдвигается и становится одним из наиболее влиятельных батыров. Абильмансур принял имя Абылая, своего деда, знаменитого батыра, прославившегося в поединках. После смерти Галдан-Церена в Жонгарии началась ожесточенная борьба за трон между его наследниками. Поддерживая поочередно то одного, то другого претендента на престол, Аблай сумел добиться значительных территориальных уступок от жонгар. Абылай не признавал захвата Жонгарии китайцами и стал оказывать активную помощь Амурсане, возглавлявшему антицинское восстание жонгар. Весной 1756 г. казахские отряды совершили рейд в Жонгарию против китайских войск. Поход циньских войск против Аблая провалился. Одновременно с борьбой с внешней опасностью, Абылай предпринимал огромные усилия по объединению казахских земель. В 1740 г. в Ташкенте был убит хан Жолбарыс и большинство родов Старшего жуза при поддержке Толе би, принесли присягу Абильмамбету официальному главе Казахского ханства. В 1759 г. царская администрация предложила Абылаю сместить Абильмамбета и занять его место, обещая свою поддержку, однако влиятельный султан отказался. Только после смерти хана, в Туркестане, в мечети Кожа Ахмета Яссави Абылай был поднят на белой кошме и провозглашен новым ханом всех трех жузов. Хан Абылай (1771-1781) - последний казахский хан, авторитет которого был непререкаем во всех казахских землях. Сохраняя политическую независимость, Абылай отказался от царских подарков и принесения присяги в Петербурге. Будучи подданным Российский империи, Абылай в то же время неоднократно посылал посольство в Пекин, ища у китайского императора поддержки против русских колониальных властей. Абылаю удалось вернуть казахские города на юге, в короткий срок он овладел Созаком, Шымкентом и Ташкентом. Однако попытка создать антикитайский союз среднеазиатских государств не увенчалась успехом. Более успешной была деятельность Абылая внутри государства. Чокан Валиханов писал, что "Абылай усмирил своеволие сильных родоначальников и султанов, которые ограничивали советом власть хана». Наиболее влиятельными политическими фигурами ханского окружения были Казбек-бий и Бухар-жырау. Имя Абылая осталось в памяти казахского народа и не раз становилось символом в борьбе за национальную независимость, за возрождение казахского государства.

37). Народно-освобод движение в Младшем жузе под рук Срыма Датова. Через семь лет после подавления Крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева, в которой казахи приняли активное участие, в Младшем жузе в 1783 г. снова вспыхнуло восстание шаруа, во главе, которой стал Срым Датов. Поводом для выступления С.Д. послужили события 1782 – 1783 гг., когда во время воинских поисков из казахских аулов, самовольно перешедших на внутреннюю сторону, было угнано более 4 тыс. лошадей. Это переполнило чашу терпения казахских шаруа. В 1783 г. Срым стал жертвой предательства хана Нуралы, был захвачен русской карательной экспедицией и заключен в тюрьму. После освобождения, весной 1784г., батыр вновь приступил к организации вооруженных повстанческих отрядов, вскоре в них было более 6 тыс. человек. Борьба, начавшаяся столкновениями с казачьими отрядами теперь была направлена (в 1785 – 1789) против ханов и султанов. Чтобы предотвратить дальнейшие волнения среди казахов, генерал-губернатор Оренбургского края барон Игельстром установил непосредственные связи с Датовым, старшинами его сторонников – и вручил им «открытые листы», в которых участникам восстания было обещано прощение царского правительства. Обсудив на собрании старейшин обещание Игельстрома Срым и его сторонники, в свою очередь, потребовали от него устранения Нуралы и его родственников от ханской власти и отмены каких бы то ни было ограничений в пользовании землями на внутренней стороне. Тем временем повстанческие отряды Срыма усилили свои нападения на аулы ханов и султанов. Они напали на Илецкий городок и Красногорскую крепость. Весной 1786 г. хан Нуралы бежал в Россию, где 3 июня 1786 г. Екатерина II подписала указ об отстранении Нуралы от ханской власти. Игельстром попытался опереться на Датова и старшин и построить управление Мл. жуза без хана. В 1786 – 1787 гг. были организованы новые органы власти: пограничный суд. Но власть после бегства Нуралы перешла в руки Срыма и наиболее влиятельных старшин и биев. Однако новый Оренбургский генерал-губернатор Путлинг, стоявший на восстановлении ханской власти, постарался установить связи с некоторыми султанами и старшинами. Срым и его отряды, не признав избранного в августе 1891 г. в ханы ненавистного народу султана Ералы – брата Нуралы, усилили нападения на аулы султанов. Восстание развернулось с новой силой. 27 марта 1797 г. Датов напал на аул хана Есима, которого казнил в своей ставке. Для управления Мл. жузом в августе 1797 г. был создан ханский совет под председательством старейшего из султанов Айшуака, куда также вошли представители царской администрации, муфтий Хусаинов и 6 старшин. В состав ханского совета вошел и Датов. Таким образом, удалось восстановить управление Мл. жузом как оно сложилось в 1785 – 1787 гг. Избрание ханом Айшуака лишило Срыма поддержки старшин, он потерял опору в жузе и откочевал со своими сторонниками в Хивинское ханство. Дальнейшая судьба Срыма неизвестна. Восстание С.Д. вовлекшее в свою орбиту широкие народные массы – шаруа, как антифеодальное и антиколониальное, является крупным этапом в истории казахского народа. Его поражение было вызвано общими причинами, присущими крестьянским движениям феодального периода: стихийность, неорганизованность, отсутствие ясной программы, силы повстанцев были значительно слабее хорошо вооруженных частей русских регулярных войск.

36). Культура КЗ в 18 веке. Культура казахского народа XVIII – первой половине XIX вв. была преемственно связана с культурой прошлого, с ее лучшим и традициями. Вместе с тем в ней наметились новые явления. Для дальнейшего развития казахской культуры большое положительное значение имело присоединение КЗ. к России. Это был период зарождения и начала развития индивидуального поэтического творчества. Сохранилось несколько произведений известного жырау XVIII в. Бухара (1693-1787), которому принадлежит видное место в истории казахской литературы. Одна из стержневых тем сочинений Бухар-жырау – любовь к Родине, патриотизм. Он воспевал освободительную борьбу казахского народа против джунгар, призывал народ к единству, к подвигам, прославлял героев этой борьбы – батыров Богенбая, Кабанбая. Сочинения Б-ж, который благодаря своему таланту пользовался большим авторитетом не только среди ханов-поддерживал хана Аблая, султанов и феодалов, но и в народе, явились могучей идеологической силой, оказавшей благотворное воздействие на общественное сознание казахов XVIII в. Актамберды-жырау (1675-1768) был акыном эпического жанра. В своих песнях он восхищался героизмом, доблестью батыров. Бухар, Жанкиси, Татикара, Актамберды и др. певцы-импровизаторы и сказители являются зачинателями индивидуального поэтического творчества в казахской литературе. Несмотря на противоречия, характерные для творчества многих жырау XVIII – нач. XIX вв., они занимают видное место в истории казахской литературы. Песни этого периода по художественной форме совершеннее, чем песни более раннего периода. В этих песнях, сохранивших все основные черты и традиции устного творчества казахов, уже имелись элементы, свойственные письменной поэзии. Устное творчество казахов XVIII – первой половины XIX вв. охватывало самые разнообразные темы, сохраняя в то же время ранее возникшие жанры и их художественные особенности. Основной темой исторических песен XVIII в. являлась борьба казахов против джунгар. Крупное поражение казахов в борьбе с Джунгарией в 1723 г. было увековечено в известной народной песни «Елим-ай». В песнях преданиях и сказаниях народа о битвах с Джунгарией прославляются подвиги казахских батыров и рядовых воинов, воспевается их жгучая ненависть к врагу, их стойкость и доблесть в борьбе за свободу и независимость своего народа. Органичной частью духовной культуры каз.народа являлась музыка. Муз. произведения по содержанию и сложности были разными Наиболее выдающим присваивали уважительные приставки к имени – сал или серы. В условиях почти полной неграмотности музыка, как и поэзия, оказывала огромное влияние на формирование мировоззрения моральных устоев и эстетических вкусов людей.

37). Соц-экономическое положение КЗ в 1 половине 19 века. В первой половине 19 века в эконом., политич. и обществ. жизни КЗ произошли глубокие изменения. Основным занятием населения оставалось кочевое скотоводство, но уже развивается местная промышлен-ность и крепнут промыслы. Также начало 19 века – это период расширения взаимовыгодных торговых связей с цинской империей, Сибирью и Россией, также КЗ обеспечивал транзит для караванов. Росли и центры торговли: Петропавловск, Акмолинск, Уральск, Семипалатинск, Бухтарма, Оренбург, Омск. В 1822в Урде открылась первая ярмарка. Хозяйственная обособленность стала исчезать, в этом было заинтересовано царское правительство, которое административно-политическими мероприятиями расширяли его. «Устав об сибирских киргизах» 1822 г. Создание укреплений ограничивала традиционные кочевья казахов, создавала напряженность между сибирской администрацией и казахскими султанами. Усиление военных акций в регионе, угроза вторжения цинских войск в пределы К. побудило Аблая принять в сюзеренитет цинского богдыхана при сохранении российского подданства. Политика лавирования Россией и Цинской империи, которую проводил приемник Аблая Уали хан, утвердила правящие круги России в мнении во упразднении ханской власти и в Ср. жузе. 1815 г., стремясь ослабить позицию Уали в Ср. жузе, правительство назначило второго хана – Букея, после смерти которого в 1817 г. и Уали в 1819 г. новые ханы в Ср. жузе больше не назначались старшины, они избирались жителями аула.. Генералом-губернатором Сибири Сперанским был разработан «устав об Сибирских киргизах» принятый в 1822 г. Согласно его реформе Сибирь была разделена на две части – Восточную с управлением в Иркутске и Западную в центре с центром в Тобольске, а с 1839 г. в Омске. Эта часть получила название «Область сибирских киргизов» для них был разработан устав 1822 г. Согласно которому область сибирских киргизов была разделена на округи, округи делились на волости, волости на аулы. При организации округов за основу брались зимние кочёвья. Реформа касалась и суда. Их цели распространить на территории К. общеимперские законы. Традиционный суд биев сохранялся на уровне исковых дел. Уставом устанавливались сборы и подати. Во главе округов стояли окружные султаны. Во главе волости стояли волостные султаны. Во главе аула стояли аульные Ликвидация ханской власти в Мл. жузе: «Устав об орен. киргизах» 1824 г. и «полож. об управ. оренбургскими казахами» 1844 г. Отстранением в 1821 г. от ханского престола Арынгазы, а в 1824 г. – Шергазы Ачуакова заканчивается традиционная государственность в младшем жузе. Принятие в 1824 г. устава об оренбурских киргизах обусловило отмену ханской власти в младшем жузе и заменой её системой административно-политического управления, сходного с российской. В 1824 г. правительством России был принят «устав об оренбургских кирги-зах», разработанный Оренбург-ским генерал-губернатором П. К. Эссеном в 1822 г., проект аналогичного устава для Младшего жуза был принят Азиатским комитетом. В этой связи сразу же было принято решение об отмене ханской власти. Последний хан младшего жуза Сергазы был вызван в Оренбург и оставлен там на постоянное место жительство с жалованием 150 руб. серебром в месяц. Ему было присвоено звание «первоприсутствующего в Орен-бургской пограничной комиссии». Младший жуз был разделен на три части: западную – из родов байтулы, среднюю – жетыру и отчасти алимулы, восточную – из алимулы, кыпчаков и аргынов. Султаны-правители, поста-вленные во главе частей, были чино-вниками Оренбургской погран. Комис-сии, куда вошли председатель, по 4 советника и заседателя из состоятельных казахов.//Все должностные лица в Младшем жузе, начиная от аульного старшины и кончая султаном-правите-лем, назначались Оренбургским генерал-губернатором, по рекомендации пограничной комиссии. Как султаны -правители, так и их помощники ставились из среды султанов. Проведение в жизнь положений этих документов означало колониальное закабаление К. Что вызвало выступления в степи. Условно казахов разделили на прилинейных и степных, независимых. В 1831г. среди прилинейного населения стали организовываться админи-стративные единицы для регулирования учета населения и сбора податей– дистанции. дистанции делились на старшинство. И дистанционные начальники, и старшины назначались оренбургской администрацией. Дистанционные начальники обязаны были выполнить все предписания и распоряжения султана-правителя, пограничной комиссии, военного губернатора и линейного начальника, а также извещать линейные власти о «злонамерных слухах и намерениях подданных и казахов».//В 1844 г. было принято «положение об управлении оренбургскими казахами». Разделение на части и дистанции оставались без изменений, однако, были введены должности попечителей из русских чиновников, контролировавших действия казахской администрации. Полностью была ликвидирована самостоятельность казахских аулов, административные единицы стали строиться без учета родоплеменного деления казахов.

38). Народное восстание в Букеевской орде под рук Исатая Тайманова. Поводом для антиколониального и антифеодального восстания послужило назначение в 1833 г. зятя хана Жангира Караулкожи Бабажанова правителем казахских родов, кочевавших в районе Каспийского моря. Восстание в Малой Орде делится на три этапа: 1833 – 1836 гг. – формирование главных предпосылок восстания; начало – конец 1837 г. – период развития восстания, сталкновения с карательными войсками царя и вподручными хана; декабрь 1837 г. – июль 1838 г. – период ослабления сил восставших и их поражение. Основная движущая сила восстания – казахские шаруа. Вместе с ними приняли участие ряд представителей старшин, биев. Предводительствовали восстанием старшины Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов. Главная цель движения – ограничение власти хана, улучшение положения шаруа, изменение земельной колониальной политики царского правительства. Эти требования шаруа совпадали с интересами ряда групп биев, старшин, недовольных самоуправством хана. К концу октября 1837 г. восставшие успели окружить ханскую резиденцию. 13 декабря 1837 г., прорвав заградительню сеть вблизи Жаманкалинской крепости, Исатай успел уйти на восток. Прибытие Исатая в Младший жуз по времени совпало сдвижением шаруа, ызванным восстанием Кенесары Касымова. В этот период Исатай, временно пребывая в отделение Назар племени Шекты, предпринял попытки повторного восстания. Беглые казахи Орды вновь сплотились вокруг него: в январе 1838 г. отряд Исатая приблизился в район озера Шошкаколь и Горской крепости, создавая угрозу для Уральской военной линии. Опасаясь нападения Исатая на Внутреннюю Орду, Перовский принял чрезвычайные меры для усиления обороноспособности крепостей. 12 июля 1838 г. военные силы обеих сторон в местности Акбулак начали последнее сражение, в котором Исатай был тяжело ранен и впоследствии растрелян. Восстание было раздробленным, повстанческие отряды как во Внутренней Орде, так и на основной территории Младшего жуза, были разобщены; карательные отряды были намного лучше вооружены, имели военную выучку, располагали многочисленными резервами и гарнизонами крепостей; они сообща действовали со сторонниками хана;. Восстание, хотя и потерпело поражение, имело некоторые положительные последствия. Был поставлен предел для ежегодного роста налогов в пользу султанской группы, ханского двора и ханских родственников. Царское правительство было вынуждено считаться с поддержавшими восстание старшинами казахских ауловВ целом историческое значение восстания заключалось в том, что оно по своиму содержанию было освободительным, направленным и против колониализма, и против социального угнетения.

 

39). Нац-освобод движение под рук-ом Кенесары Касымова. В 20 – 30-х г. XIX в. Хивинское ханство возвело в низовьях Сырдарьи несколько крепостей. Протест населения вызывало также нападения и грабеж караванов, а также увеличело налоги, что вызвало недовольство населения. Недовольство усиливало также и изъятие земель для создания приказов в новых округах по Уставу 1822 г, в результате чего не только ликвидировалась политическая самостоятельность северных регионов К., но и ухудшились условия для ведения хозяйства и скотоводства. Главная цель – сохранение самостоятельности не вошедших в состав царской России областей К. и прекращение колонизации казахских земель через постройку крепостей и новых окружных управлений. Восстание охватило почти весь К. Активно участвовали в восстании казахи всех трех жузов. Главной движущей силой были казахские шаруа. В ноябре 1837 г. К.К. оказал открытое сопротивление царскому правительству, совершив нападение на группу казаков Актауской крепости. С весны 1838 г. участились стычки восставших с царскими отрядами. Летом и осенью 1838 г. основная часть Ср. жуза примкнула к Кенесары, с осени 1838 г. – Младший жуз. В августе 1841 г войска направились в Ташкент. Кокандский хан предложил К.К. заключить союз, но Кенесары отказался от союза стремясь освободить казахские земли. Восставшие избрали К.К. ханом. Царское правительство приняло решительные меры для подавления восстания. Направлялись карательные отряды со стороны Оренбурга и Сибири. Летом 1845 г. царское правительство продолжило постройку своих укреплений. Кенесары вынужден был откочевать на юг. Откочевка дальше на юг неизбежно вела к столкновению с Кокандским ханством. Не сопротивляясь превосходящим силам царских карательных отрядов, Кенесары со своими отрядами прошел по левобережью Или и приблизился к Чу и в район Алатау. В 1847 г. Кенесары вторгся в киргизские земли. Притеснение войсками Кенесары местного народа, ограбление неповинных киргизских аулов вызвали ненависть и ответную реакцию. В том же году неподалеку от нынешнего Бишкека в местечке Майтобе Кенесары был окружен и погиб. Поражению восстания способствовали как политическая, так и внутриродовая разобщенность казахов, отсутствие поддержки рядом феодальных групп Самоуправство Кенесары и жестокая расправа с не поддержавшими его аулами были не в традициях казахов, и это ослабило роды восставших. Историческое значение восстания велико: во-первых, это было самое крупное восстание против колониального гнета, охватившее все 3 жуза; оно было составной частью освободительной борьбы народов России первой половины XIX в.; показало зависимость внутренних противоречий казахского общества от политики царизма.

40). Нац-освобод движение против Коканда под рук. Нурмухамедова и Котибарова. Стремление Хивы установить свою власть над сырдарьинскими казахами, направление военных сил для сбора налогов, насильная мобилизация приаральских казахов для постройки крепостей – все это вызвало сильное недовольство местных жителей. Под руководством народного батыра Жанкожы Нурмухамедова казахи низовьев Сырдарьи в 1843 г. разрушили кокандскую крепость на Куандарье. Хивинский военный отряд, направленный в 1845 г., был уничтожен. С приходом русских отрядов в устье Сырдарьи борьба казахов против власти хивинского хана усилилась. В 1853 г. с занятием русскими войсками Акмешита возникла Сырдарьинская военная линия. Сбор податей с казахов усилился. Двойное угнетение вело к еще большему обнищанию трудящихся. Принуждение казахов к строительству новых крепостей послужило причиной их восстания в 1856 – 1857 гг. Жанкожа, возраст которого перевалил за 90, возглавил эту вооруженную борьбу. Он превратил Жанакалу в центр восстания. 9 января 1857 г. в урочище Арыкбалык произошло сражение с карательными отрядами Фитингофа, направленного Перовским для расправы с восставшими. Сарбазы Жанкожи в борьбе с превосходящими силами потерпели поражение. После разгрома восстания многие казахские султаны, старшины и другие влиятельные лица были вынуждены признать власть царского правительства и стали служить ей. Причиной поражения повстанцев стало плохое вооружение и отсталая тактика восставших, локальность их выступления, опора и старые средневековые порядки. В связи с колониальной политикой царизма, в частности, строительством крепостей на казахской земле, в 40-50-х гг. XIX в. неоднократно возникало народное недовольство. 18 июня 1847 г. в районе реки Жем (Эмба) Есет Котибаров напал на карательный отряд, шедший из Оренбурга, но потерпел поражение и отступил. Есет не прекратил борьбу и многие годы сопротивлялся царским властям. Лишь осенью 1858 г. Есет поехал в Оренбург и был вынужден признать царскую власть. Весной 1858 г. восставшие окружили кокандские гарнизоны в Аулие-ате, Шымкенте, Токмаке и других населенных пунктах. Под Пишпеком повстанцы разгромили кокандские войска. Но отдельные казахские феодалы пошли на соглашение с кокандскими правителями. После некоторых уступок со стороны Худияр хана, в том числе замены правителя Ташкента, летом 1858 г. восстание было прекращено. Против непокорных были посланы войска. Стихи


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.