Начальный этап (22 июня 1941— 19 ноября 1942) — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Начальный этап (22 июня 1941— 19 ноября 1942)

2017-11-17 240
Начальный этап (22 июня 1941— 19 ноября 1942) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1941 г. К 10 июля фашисты, продвигаясь в трех стратегических направлениях (москов-

ском, ленинградском и киевском) захватили Прибалтику, значительную часть Белоруссии,

Молдавии, Украины

10 июля — 10 сентября — Смоленское сражение, потеря города, окружение соединений

Красной Армии, продвижение фашистов к Москве

11 июля — 19 сентября — оборона Киева, потеря города, окружение четырех армий Юго-

Западного фронта

5 августа — 16 октября — оборона Одессы, потеря города

30 октября — начало 250-дневной обороны Севастополя

8 сентября — начало 900-дневной блокады Ленинграда

30 сентября – 5 декабря – оборонительный этап битвы за Москву.

5 декабря 1941г. – 8 января 1942 г. – контрнаступление Красной Армии под Москвой, враг

отброшен на 100-250 км от столицы, стратегия молниеносной войны рухнула.

1942 г.

9 января – апрель – зимнее наступление Красной Армии, освобождены Московская и

Тульская области, районы Калининской, Смоленской, Рязанской, Орловской областей.

Май-июль – наступление немецких войск в Крыму, большие потери Красной Армии на

Керченском полуострове, падение Севастополя.

12-29 мая – Харьковское сражение, поражение Красной Армии.

17 июля – 18 ноября – оборонительный этап Сталинградской битвы, сорваны планы гер-

манского командования по молниеносному овладению городом.

25 июля – 31 декабря – оборонительное сражение на Северном Кавказе.

Коренной перелом (19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г.) – наступление Красной Армии

под Сталинградом, окружение и пленение 6-й армии фельдмаршала Паулюса и 3-й танко-

вой армии. Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной и Второй мировой

войны.

1943 г.

5 июля – 23 августа – битва на Курской дуге. Окончательной переход инициативы к Крас-

ной армии.

25 августа – 23 декабря – битва за Днепр, освобождение Левобережной Украины, Донбас-

са, Киева

Завершающий этап (1944 – 9 мая 1945 г.)

1944 г.

Январь-май – наступательные операции под Ленинградом и Новгородом (снята блокада

Ленинграда), на Правобережной Украине, под Одессой и в Крыму.

Июнь-декабрь – операция «Багратион» и ряд других наступательных операций (полно-

стью освобождена Белоруссия), Львовско-Сандомирская операция в Западной Украине,

операция по освобождению Румынии и Болгарии, Прибалтики, Венгрии, Югославии.

1945: 12 января – 7 февраля – Висло-Одерская операция, освобождена большая часть

Польши

2 мая – взятие Берлина

8 мая – капитуляция Германии.

Разгром Японии (9 августа – 2 сентября).

Великая Отечественная война была составной частью Второй мировой войны, в которой

гитлеровской Германии и ее союзникам противостояла мощная антигитлеровская коали-

ция. Главными участниками коалиции были СССР, США, Великобритания. О решающем

вкладе СССР в победу над общим врагом говорят следующие факты: на советско-

германском фронте в 1941—1944 гг. находились 70—75% всех вооруженных сил Герма-

нии (после открытия второго фронта в 1944 г. — более 65%). Безвозвратные потери, поне-

сенные Германией (более 9 млн убитыми), на 80% состоят из потерь, понесенных в Вели-

кой Отечественной войне. Большая часть решающих сражений Второй мировой войны

произошла на советско-германском фронте (Московская наступательная операция. Ста-

линградская битва, битва на Курской дуге, Берлинская операция и др.).

2. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. потребовала от общества и безоглядного

мужества, и готовности сплотиться ради победы, и сверхчеловеческого напряжения

сил. Залогом победы было единство фронта и тыла, сделавшее реальным лозунг воен-

ных лет: «Все для фронта, все для победы!»

Трагическое начало войны поставило перед руководством страны чрезвычайно сложную

задачу: переместить в глубокий тыл промышленные предприятия, оборудование, матери-

альные ценности. Нужно было эвакуировать миллионы людей, разместить их, помочь в

обустройстве. 24 июня 1941 г. был создан Совет по эвакуации, а 30 июня — Государст-

венный Комитет Обороны. Уже к декабрю в Сибирь, на Урал, в Среднюю Азию было пе-

ремещено более полутора тысяч предприятий и 10 млн человек.

Каковы же итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны? Назовем некото-

рые из них:

победила антигитлеровская коалиция, СССР отстоял свою государственную независи-

мость, была восстановлена государственность народов Европы, подвергшихся фашист-

ской агрессии;

фашистская Германия и Япония потерпели военно-политическое поражение, антидемо-

кратические режимы в этих странах, а также в Италии, Румынии, Венгрии, Болгарии и др.

пали;

фашизм и нацизм были осуждены как идео ";о-гия агрессии, насилия, расового превосход-

ства;

в Европе и на Дальнем Востоке произошли некоторые территориальные изменения (в ча-

стности, Польша получила Силезию, СССР — Восточную Пруссию, весь Сахалин, Ку-

рильские острова);

вырос престиж СССР, усилилось его международное влияние, в Центральной и Юго-

Восточной Европе начала формироваться система социалистических государств, находя-

щихся под его лря-мым __________контролем;

возросло и влияние США, утвердившихся в роли лидеров западного мира;

был дан мощный импульс национально-освободительному движению, началось разруше-

ние колониальной системы.

К сожалению, к итогам Великой Отечественной войны относят и укрепление тоталитар-

ного режима в СССР, возрождение политики репрессий, несколько ослабленных в воен-

ные годы.

Вопрос об уроках Великой Отечественной войны остается чрезвычайно сложным. Их по-

нимание зависит от времени, от готовности людей учиться у истории. Война-и победа по-

казали, что агрессору нельзя потакать, для борьбы с ним необходимо единство миролюби-

вых сил. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами про-

тивостоять ему. Урок войны, вероятно, и в том, что военно-политическую безопасность

одного государства невозможно обеспечить за счет безопасности других, а насилие не

может быть способом решения сложных, запутанных международных проблем.

40.

Внешнеполитическая деятельность Советского государства во второй половине 40-х годов

совершалась в обстановке глубоких перемен на международной арене. Победа в Отечест-

венной войне повысила авторитет СССР. В 1945 г. он имел дипломатические отношения с

52 государствами (против 26 в предвоенные годы). Советский Союз принимал активное

участие в решении важнейших международных вопросов, и прежде всего в урегулирова-

нии послевоенного положения в Европе.

В семи странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократиче-

ские силы. Созданные в них новые правительства возглавили представители коммунисти-

ческих и рабочих партий. Руководители Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши,

Югославии и Чехословакии провели в своих странах аграрные реформы, национализацию

крупной промышленности, банков и транспорта. Сложившаяся политическая организация

общества получила название народной демократии. Она рассматривалась как одна из

форм пролетарской диктатуры.

Разделение __________мира на два лагеря—империалистический и демократический, антиимпериа-

листический. Положение о двух лагерях, о противостоянии на мировой арене двух соци-

альных систем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийно-

государственного руководства СССР.

Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и вза-

имной помощи. Идентичные договоры связали Советский Союз с ГДР, созданной на тер-

ритории Восточной Германии, Корейской Народно-демократической Республикой

(КНДР) и Китайской Народной Республикой (КНР). Соглашение с Китаем предусматри-

вало оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов. Подтверждалось право СССР и

Китая на пользование бывшей КВЖД. Страны достигли договоренности о совместных

действиях в случае агрессии со стороны какого-либо из государств. Были установлены

дипломатические отношения с государствами, получившими независимость в результате

развернувшейся в них национально-освободительной борьбы (так называемые развиваю-

щиеся страны).

Начало «холодной войны». С окончанием Отечественной войны произошли изменения во

взаимоотношениях СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. «Хо-

лодная война»—такое название получил внешнеполитический курс, проводимый обеими

сторонами в отношении друг друга в период второй половины 40-х—начале 90-х годов.

Он характеризовался прежде всего враждебными политическими акциями сторон. Для

решения международных проблем использовались силовые приемы. Министрами ино-

странных дел СССР начального периода «холодной войны» были В. М. Молотов, а с 1949

г.—А. Я. Вышинский.

Конфронтация сторон отчетливо проявилась в 1947 г. в связи с выдвинутым США планом

Маршалла. Разработанная госсекретарем США Дж. Маршаллом программа предусматри-

вала оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы второй

мировой войны. Для участия в конференции по этому поводу были приглашены СССР и

страны народной демократии. Советское правительство расценило план Маршалла как

оружие антисоветской политики и отказалось от участия в конференции. По его настоя-

нию об отказе участвовать в плане Маршалла заявили и приглашенные на конференцию

страны Восточной Европы.

Одной из форм проявления «холодной войны» стало формирование политических и воен-

но-политических блоков. В 1949 г. был создан Североатлантический союз (НАТО). В его

состав вошли США, Канада и несколько государств Западной Европы. Спустя два года

состоялось подписание военно-политического союза между США, Австралией и Новой

Зеландией (АНЗЮС). Образование этих блоком способствовало укреплению позиций

США в разных регионах мира.

Представители советских общественных организаций активно участвовали в движении

сторонников мира, организационно оформившемся в конце 40-х годов. Свыше 115 млн.

граждан страны поставили свои подписи под принятым Постоянным комитетом Всемир-

ного конгресса сторонников мира Стокгольмским воззванием (1950 г.). В нем содержа-

лись требования запрещения атомного оружия и установления международного контроля

за выполнением этого-решения.

Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40—50-х го-

дов в связи с корейской войной. В 1950 г. руководство Корейской Народно-

Демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корей-

ских государства. По мнению советских руководителей, это объединение могло усилить

позиции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии. В период подготовки к

войне и в ходе военных действий правительство СССР оказывало финансовую, военную и

техническую помощь Северной Корее. Руководство КНР по настоянию И. В. Сталина на-

правило в Северную Корею несколько воинских дивизий для участия в боевых операциях.

Война была прекращена лишь в 1953 г. После длительных дипломатических переговоров.

СССР и страны Восточной Европы. Одним из ведущих направлений внешней политики в

послевоенные годы являлось установление дружественных взаимоотношений с государ-

ствами Восточной Европы. Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии

и Румынии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в 1947 г.). В

соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-

европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности,

удобрения для сельского хозяйства. В 1949 г. в целях расширения экономического со-

трудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономи-

ческая организация—Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли

Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а с 1949 г.—

ГДР. Местопребыванием Секретариата СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания

СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточ-

ной Европы.

Основные направления взаимоотношений между СССР и восточно-европейскими страна-

ми были определены двусторонними договорами между ними. Предусматривалась воен-

ная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные

действия. Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конфе-

ренций по международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сто-

рон.

Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их

взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основ-

ном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению

руководителей некоторых стран, в частности В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехо-

словакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма.

Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социа-

лизма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-

югославскому конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомен-

дуемой советскими руководителями федерации с Болгарией. Кроме того, югославская

сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР

по вопросам национальной внешней полигики. Югославские лидеры были обвинены в от-

ходе от совместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР ра-

зорвал дипломатические отношения с Югославией.

Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х—начале 50-х

годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время

политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту на-

пряженности в мире.

41.

Решение о создании новой универсальной международной организации, цель кото-

рой - предупреждение угрозы возникновения войны в любом регионе мира и развитие

межгосударственного сотрудничества - было принято на Ялтинской (Крымской) конфе-

ренции глав государств антигитлеровской коалиции (от СССР - Иосиф Сталин, от США -

Франклин Делано Рузвельт, от Великобритании - Уинстон Черчилль), проходившей с 4 по

11 февраля 1945 года. Ранее конкретные предложения по этому вопросу были выработаны

на конференции представителей СССР, США и Великобритании, состоявшейся 21 августа

- 28 сентября 1944 года в г. Думбартон-Оксе (США). Именно эта конференция сформули-

ровала основные принципы деятельности Организации Объединенных Наций (ООН), оп-

ределила её структуру и функции. На Ялтинской (Крымской) конференции Рузвельт и

Черчилль дали согласия на участие в ООН Украинской ССР и Белорусской ССР в качест-

ве государств-основателей. Руководители антигитлеровской коалиции приняли решение

созвать 25 апреля 1945 года в городе Сан-Франциско конференцию Объединенных Наций

для выработки устава новой международной организации - ООН.

Учредительная конференция по созданию ООН проходила с 25 апреля по 26 июня

1945 года. Её созыв ещё до окончания Второй мировой войны символично свидетельство-

вал о том, что __________союзники достигли взаимопонимания по основным вопросам создания не-

государственной организации, призванной обеспечить мир на планете. В работе конфе-

ренции приняли участие делегации от 50 стран: 282 делегата и 1,5 тысячи вспомогатель-

ного персонала. На открытие конференции прибыли министры иностранных дел ведущих

стран антигитлеровской коалиции - В. Молотов (СССР), Э. Иден (Великобритания), Г.

Стеттиниус (США). Единственным вопросом повестки дня была разработка устава ООН.

Состоялось 7 пленарных заседаний, а работа комиссии шла в течение двух месяцев.

Устав ООН официально вступил в силу с 24 октября 1945 года. Именно эта дата

считается Днем рождения ООН. По уставу ООН главными составляющими этой органи-

зации являются:

1) Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций,

2) Совет Безопасности,

3) Экономический Совет,

4) Социальный Совет,

5) Опекунский Совет,

6) Международный Суд и

7) Секретариат.

Руководит работой Секретариата Генеральный секретарь ООН. С момента учреж-

дения ООН и до сегодняшнего дня сменилось уже 7 Генеральных секретарей:

1-ый Трюгве Ли (Норвегия)

2-ой Даг Хаммершельд (Швеция)

3-ий У Тан (Бирма)

4-ый Курт Вальдхайм (Австрия)

5-ый Хавьер Перес де Куэльяр (Перу)

6-ой Бутрос Бутрос Гали (Египет)

7-ой Кофи Атта Аннан (Гана).

Генерального секретаря ООН выбирают на заседании Генеральной Ассамблеи

ООН согласно рекомендациям Совета Безопасности. Генеральный секретарь имеет право

участвовать в работе всех структур ООН, кроме Международного суда, причем его функ-

ции чисто координационные. Наиболее влиятельным органом, после Генеральной Ас-

самблеи ООН, является Совет Безопасности. Именно на нем, согласно Уставу ООН, лежит

основная ответственность по поддержанию мира между народами Земли. Совет Безопас-

ности состоит из 15 членов: 5 постоянных (СССР до 1991 года, затем Россия, США, Вели-

кобритания, Франция, с 1949 по 1971 годы Тайвань, а затем КНР) и 10 временных, кото-

рые избираются на заседании Генеральной Ассамблеи ООН сроком на 2 года. По Уставу

постоянное представительство в Совете Безопасности ООН имеют те страны, которые в

период основания ООН были наиболее влиятельными в мире. В мировой историографии в

их отношении используют термин «великие державы». Каждый постоянный член Совета

Безопасности имеет право «вето» (запрета) на решения, не отвечающие его интересам.

Дело в том, что решения Совета Безопасности принимаются на основе принципа едино-

гласия его постоянных членов. Решения Совета Безопасности обязательны для исполне-

ния всем членами Организации Объединенных Наций. Именно Совет Безопасности выби-

рает пути и методы поддержания мира в любом регионе планеты.

Во время учредительной конференции ООН в Сан-Франциско состоялось и учреж-

дение Международного Суда, статус которого был результатом совещаний в апреле 1945

г.

ООН стремится не только предотвратить новую мировую войну, но и улучшить со-

циальное, экономическое, культурное и экологическое развитие Земли. С 1946 года в Па-

риже действует особый специализированный орган ООН - ЮНЕСКО (Организация ООН

по вопросам образования, науки и культуры), которая активно борется за сохранение па-

мятников мировой культуры. Стремясь содействовать распространению в мире идей гу-

манизма и демократии, Генеральная Ассамблея в декабре 1948 года приняла Всемирную

Декларацию прав человека, в разработке которой принимали участие делегации СССР,

УССР и БССР. Эта декларация, как подчеркнуто во введении, была принята «как задание,

выполнить которое должны стремиться все народы и все государства на Земле». В этом

документе декларируется право каждого человека на жизнь, свободу, частную собствен-

ность, неприкосновенность личности и т.п. без различия расы, цвета кожи, пола, религии,

политических убеждений, национального и социального происхождения. Именно статья-

ми Декларации прав человека руководствуется Комиссия ООН по правам человека, кото-

рая постоянно работает в Женеве. На сегодня 186 государств мира входят в ряды Органи-

зации Объединенных Наций.

42. Режим личной власти Сталина и его трагические последствия.

Культ Сталина как вождя общества был едва ли не важнейшим элементом тоталитаризма

30-х гг. В образе мудрого, беспощадного к врагам, простого и доступного лидера партии и

народа абстрактные призывы обретали плоть и кровь, становились предельно конкретны-

ми и близкими. На нём – замыкалась вся пирамида тоталитарной власти, он был её

mtccgjhysv? Абсолютным вождём.

В 30-е гг. на полных оборотах работал сложившийся раннее и существенно разросшийся

репрессионный аппарат. С конца 20-х годов волны репрессий шли одна за другой: «Шах-

тинское дело» (1928_, процесс над «Промышленной партией» (1930), «Дело акадкмиков»

(1930), репрессии в связи убийством Кирова, политические репрессии. Почти 1 млн. чел.

Были расстреляны, миллионы людей прошли через лагеря ГУЛАГа. На стройках первых

пятилеток трудились миллионы заключённых, внося свой вклад в экономическое развитие

страны.

В послевоенные годы власть сделала всё возможное, чтобы не только сохранить, но и уп-

рочить тоталитарную систему в стране. Проводя выборы в Верховный совет СССР, съез-

ды партии, комсомола, профсоюзов, народных судей, преобразую народные комиссариаты

в министерства, руководство страны предпринимало последовательные усилия для того,

чтобы свести на нет демократический импульс победы.

Вновь начались репрессии: сначала против советских военных, оказавшихся в немецком

плену, и жителей оккупированных областей. Затем последовали новые депортации насе-

ления из Крыма, с Кавказа, из Прибалтики, Западной Украины, и Белоруссии. Население

ГУЛАГА росло.

Следующие удары были нанесены по военным (арест маршала авиации А. А. Но-

викова, сподвижников маршала Г. К. Жукова и др.), партийной верхушке («ленинградское

дело», расстрел Председателя Совета Министров СССР Н. А. Вознесенского), деятелям

искусства (постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», публичное шельмование

А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко, разносная критика музыки Д. Д. Шостаковича, В. И.

Мурадели, С. С. Прокофьева и др.), учёным (осуждение генетики, кибернетики, дискуссии

по проблемам языкознания, философии), представителям еврейской интеллигенции

(убийство С. Михолэлса). 1952 г. – дело врачей, обвинённых в неправильном лечении

43.

С 1953 г. начинается изменение экономического курса, которое выразилось в перенесении

акцента с тяжелой промышленности на сельское хозяйство и легкую промышленность.

Преобразования были вызваны пониманием перемен, крайне низким, буквально кризис-

ным положением этих отраслей и исчерпанием прежних ресурсов. Огромную роль при

этом играли политические амбиции лидеров. У руководства страны отсутствовала цельная

концепция развития экономики. Существовало два варианта аграрной политики. Пер-

вый был предложен Г.М. Маленковым. Он заключался в ослаблении налогового пресса и

административного давления на личное подсобное хозяйство, в увеличении материальной

заинтересованности крестьян в результатах своего труда и в предоставлении им элемен-

тарных социальных прав (свобода передвижения, социальное и пенсионное обеспечение,

гарантированная заработная плата и т.п.). Второй вариант, инициатором которого был

Хрущев, заключался в «индустриализации» сельского хозяйства, в превращении колхозов

в крупные хозяйства, оснащенные мощной технической базой. Механизация и автомати-

зация, отказ от личного подсобного хозяйства, по мнению Хрущева, должны были макси-

мально сблизить условия труда и жизни города с селом и ускорить переход к коммунизму.

Перемены в аграрной политике начинаются с сентябрьского (1953 г.) Пленума. На нем

декларируется переход от административно-бюрократического управления к экономиче-

ским методам. Практические шаги в этом направлении предполагали повышение в не-

сколько раз закупочных цен на сельхозпродукцию, увеличение капиталовложений в аг-

рарный сектор, значительное снижение налогов с крестьянства, аннулирование всех

прежних долгов колхозов. Изменялась система планирования. Отныне централизованно

определялся лишь объем поставок государству. Колхозы получили право вносить измене-

ния в свои уставы в зависимости от местных условий. Оплата услуг МТС ставилась в за-

висимость от урожая. Увеличились поставки колхозам и совхозам сельскохозяйственных

машин. После проведения этих мероприятий ситуация в сельском хозяйстве заметно

улучшилась. Впервые после коллективизации оно стало рентабельным. Заметно возросли

объемы производства и доходы колхозников.

Позитивные изменения в сельском хозяйстве проходили в условиях борьбы за власть ме-

жду Маленковым и Хрущевым. С 1954 г. последний начинает постепенно одерживать

верх и получает возможность определять экономическую политику страны. Для ускоре-

ния развития сельского хозяйства он предлагает существенно расширить посевные пло-

щади, распахав степи Северного Казахстана, Урала, Западной Сибири и Алтая. Февраль-

ско-мартовский (1954 г.) Пленум ЦК КПСС по его предложению принял постановление

о начале освоения целинных и залежных земель. С этого времени можно говорить о

фактической победе аграрного плана Хрущева.

Освоение целины превращается в широкомасштабную плановую кампанию, якобы спо-

собную в одночасье решить продовольственную проблему и утвердить новый образ жиз-

ни. Экономика здесь тесно переплетается с идеологией и коммунистическим прожектер-

ством. Всего предполагалось освоить около 26 млн. гектаров земель. На восток выехало

более 300 тыс. целинников. В основном это была молодежь, отправившаяся на освоение

целины по комсомольским путевкам. В результате в сельскохозяйственный оборот было

введено 32 млн. гектаров пашни. Валовой сбор зерна увеличился в 1953-1956 гг. с 82,5 до

125 млн. тонн. Особенностью целины была высокая товарность зернового хозяйства. На

целине создавалась мощная материально-техническая база. К концу 50-х гг. здесь выра-

щивалось почти 40% зерновых в СССР.

Однако освоение целины породило ряд очень серьезных проблем. Во-первых, целина

обошлась стране дороже, чем могла бы обойтись при должной предварительной под-

готовке. Ее освоение началось при полном отсутствии инфраструктуры (дороги, зерно-

хранилища, ремонтная база, кадры, жилье для них и т.п.). Случалось даже, что из-за от-

сутствия элеваторов, собранное зерно гнило на полях. Чтобы покрыть недостаток кадров

на время страды, сюда посылали студентов и рабочих, специально обученных профессии

механизатора. Это обусловило высокую себестоимость целинного хлеба. Рентабельность

целинных хозяйств начинает расти только с середины 1960-х годов. Во-вторых, освоение

шло форсированными темпами, ценой напряжения всех материальных ресурсов страны.

Вся сельскохозяйственная техника, производимая в стране, направлялась в целинные рай-

оны, что неизбежно консервировало отсталость и застой сельского хозяйства в осталь-

ной части страны. В-третьих, процветали авралы и штурмовщина. Не принимались во

внимание природные условия степей, не были разработаны щадящие способы обработки

почв. В результате нарушения экологического равновесия и эрозии почв урожайность

здесь была крайне низкой. Только в Казахстане около 35% пахотных земель были разру-

шены эрозией. Настоящей бедой в этих районах стали пыльные бури. С середины 1960-х

годов часть освоенных земель в Сибири и Казахстане вновь была переведена на пастбища.

Помимо расширения посевных площадей, решить аграрную проблему в СССР, по мнению

Хрущева, было призвано повсеместное разведение наиболее эффективных сельскохозяй-

ственных культур, в первую очередь кукурузы. Вернувшись из своей поездки по стране в

1958 г., он настаивает на широком разведении этого ценного корма для животноводства,

за счет которого предполагался его резкий скачок. В начале 1960-х годов почти четверть

всех пахотных земель оказалась засеянной кукурузой - «царицей полей». Посевы ржи и

пшеницы сократились, сбор зерновых снизился. Но практика показала, что без внесения

минеральных удобрений высоких урожаев кукурузы не будет. Начинается новая кампания

по созданию производства минеральных удобрений, выдвигается лозунг «химизации

сельского хозяйства». Хрущеву казалось, что положение может спасти какое-либо уни-

версальное средство. Как панацея от всех бед использовался квадратно-гнездовой метод

посадки растений, беспривязное содержание скота, раздельная уборка хлебов и ликвида-

ция чистых паров.

Для улучшения положения в сельском хозяйстве широко применялись организационные

методы. В 1958 г. была проведена реорганизация МТС. Колхозы получили право поку-

пать у них технику. Это могло привести к укреплению их материально-технической базы,

но фактически привело к разорению колхозов, так как даже устаревшая техника продава-

лась им по неоправданно высоким ценам. Экономической стабильности в сельском хозяй-

стве не способствовал и процесс укрупнения колхозов, начавшийся в конце 1950-х го-

дов. Тысячи сел и деревень объявлялись неперспективными и уничтожались. Многие кол-

хозы перестали существовать. Вновь появились колхозы-гиганты, управление которыми

было крайне неэффективно. Сокращение числа колхозов и ослабление их материально-

технической базы проходило на фоне наступления на личные подсобные хозяйства,

которое никак не вписывалось в традиционные административно-бюрократические мето-

ды управления. Хрущев считал, что личное подсобное хозяйство способствует воспита-

нию индивидуалистической психологии и отвлекает людей от коммунистической пер-

спективы.

Для улучшения положения в сельском хозяйстве Хрущев в 1962 г. предпринял попытку

реорганизации управления колхозной системой на территориальном уровне. В рай-

онах были созданы колхозно-совхозные управления (КСУ), а в областях и республиках

аналогичные вышестоящие органы. Вскоре КСУ наделяются функциями сельских райко-

мов партии, а сами райкомы ликвидируются. Обкомы КПСС были разделены при этом

на промышленные и сельскохозяйственные. Это преобразование Хрущева стало одним

из самых абсурдных. Вместо сокращения партийного аппарата оно привело к его разбуха-

нию, а партийные органы официально заменили государственные.

Уже с начала 1960-х годов во всех регионах страны стал ощущаться дефицит продоволь-

ствия. В 1963 г. СССР был вынужден впервые закупить хлеб за границей, а впоследствии

делал это постоянно. Сельское хозяйство все более не справляется с поставленными перед

ним задачами. По итогам семилетки (1959 - 1965 гг.) рост объемов продукции сельского

хозяйства составил 14% вместо 70% по плану. Обострение продовольственной пробле-


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.217 с.