История и методология экологии и природопользования — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История и методология экологии и природопользования

2017-11-17 327
История и методология экологии и природопользования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

дисциплины

Очное обучение

Для студентов, начавших обучение в 2014, 2015 и 2016 годах

№ п/п Раздел и тема дисциплины Виды учебной работы, в т.ч. самостоятельная работа студентов, час. Формы текущего контроля успеваемости Занятия в активной и интерактивной форме, час. Формируемые компетенции
Лекции Практич. Самост. работа      
  Введение       Устный опрос   ОК-1 ОПК-1
  Научная деятельность и человек       Дискуссия, устный опрос   ОК-1 ОПК-1
  Специфика научного познания и методов науки       Проверочные работы, контрольная работа, устный опрос   ОК-1 ОПК-1
  Структура и функции научного знания       Дискуссия, устный опрос   ОК-1 ОПК-1
  Практическая методология экологии: основные подходы       Дискуссия   ОК-1 ОПК-1
  ИТОГО            

Очно –заочная форма обучения

Для студентов, начавших обучение в 2015 и 2016 годах

№ п/п Раздел и тема дисциплины Виды учебной работы, в т.ч. самостоятельная работа студентов, час. Формы текущего контроля успеваемости Занятия в активной и интерактивной форме, час. Формируемые компетенции
Лекции Практич. Самост. работа      
  Введение            
  Научная деятельность и человек            
  Специфика научного познания и методов науки              
  Структура и функции научного знания              
  Практическая методология экологии: основные подходы              
  ИТОГО            

 

4.2. Содержание разделов дисциплины

Введение

 

Методология науки: теоретическая и практическая. Логическая основа научной деятельности. Фундаментальные свойства живого. Экология: наука или мировоззрение? Формирование ключевых понятий общей экологии в рамках частных дисциплин таких как «Геоботаника», «Гидробиология», «Экология животных», «Экология микроорганизмов», «Биогеография» и проблемы связанные с этим. Экология, как междисциплинарная отрасль знания.

Научная деятельность и Человек

 

Научная этика и расширение сферы объективного знания. Моральные принципы ученого (по работам Роберта Мертона). Важнейшие мотивы для выбора научной деятельности. Типы личности ученого (классификация Ганса Селье). Основные качества, необходимые для занятий наукой: 1) энтузиазм и настойчивость; 2) оригинальность мышления (воображение, интуиция и т.д.); 3) интеллект (логика, память, способность к концентрации внимания и т.д.); 4) этика; 5) контакт с природой; 6) общение с людьми. Развитие необходимых качеств и модели поведения ученых. Научное творчество, его основные этапы.

 

Специфика научного познания и методов науки

Возникновение философии науки. Эмпиризм и рационализм. Логический эмпиризм: идеи Огюста Конта, Эрнста Маха и Людвига Витгенштейна.

Фальсификационизм Карла Поппера. Проблема эмпирического базиса науки. Проверка достоверности научной гипотезы (Фальсифицируемость научной теории. «Потенциальные фальсификаторы»). Правомерность использования индукции для верификации научной гипотезы (теории). Важность простоты формулировки для создания научной гипотезы. Возможность использования теории вероятности и статистических методов для проверки гипотезы (теории). Метафизика. Границы между наукой и метафизикой.

Концепция научных революций по Томасу Куну. Понятие парадигмы и нормальной науки. Основные характеристики и роль научного сообщества в процессе развития науки.

Исследовательская программа, ее основные элементы по Имре Лакатосу. Понятие эвристики. Отличия между негативной и позитивной эвристикой. Различия между утонченным фальсификационизмом И. Лакатоса и наивным фальсификационизмом К. Поппера. Критика И. Лакатоса представлений Т. Куна о нормальной науке.

Концепция личностного знания Майкла Полани. Эпистемология неявного знания. Познавательная деятельность, как искусство, роль человеческого фактора в науке. Самоотдача личности. Роль веры в процессе научного познания. Критика М. Полани плоско-эмпирических и формально-логических подходов в науке.

Анархическая теория познания Пола Фейерабенда. Принципы пролиферации и несоизмеримости. Цель воспитания и обучения. Концепция научного «реализма» Яна Хакинга.

Текущий контроль

Проверочные работы №1-3 для текущего контроля освоения базовых разделов 2 и 3.

Практическая работа №1.

Практическая работа №2.

Устный опрос

Дискуссия.

а). Образцы вопросов для текущего контроля

Проверочная работа №1, выполняется в ходе самостоятельной подготовки к занятиям по разделу 2, содержит семь вопросов по работе КарлаПоппера «Логика и рост научного знания». Работа должна содержать титульный лист и список использованных источников.

Вариант вопросов:

1. Каким образом можно проверить достоверность научной гипотезы?

2. Процесс научного познания: основные этапы.

3. Метафизика. Граница между наукой и метафизикой (Для ответа на вопрос необходимо привлечь дополнительную литературу)

4. Правомерность использования индукции для верификации научной теории.

5. Возможности использования теории вероятности и других статистических методов для проверки научной гипотезы (теории).

6. Насколько важна простота формулировки для создания теории.

7. Критика Поппером индуктивногометода Юма.

 

Проверочная работа №2, выполняется в ходе самостоятельной подготовки к занятиям по разделу 2. Работа должна содержать титульный лист и список использованных источников. Содержит семь вопросов.

Вариант вопросов:

 

1. Понятие парадигмы и нормальной науки по Томасу Куну.

2. Основные характеристики и роль научного сообщества в процессе развития науки (по Т. Куну «Структура научных революций)

3. Понятие исследовательской программы, ее основные элементы. (по И. Локатосу «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ»).

4. Понятие эвристики. Отличия между негативной и позитивной эвристикой.

5. Различия между утонченным фальсификационизмом И.Локатоса и наивным фальсификационизмом К.Поппера.

6. Критика И.Локатоса представлений Томаса Куна о нормальной науке.

7. Понятие научного факта и связанные с этим вопросы. Для ответа на вопрос необходимо привлечь дополнительные литературные источники (например, Никифоров А.Л. Философия и история науки, см. список литературы)

 

Проверочная работа №3, выполняется в ходе самостоятельной подготовки к занятиям по разделу 2, содержит семь вопросов по работе. Работа должна содержать титульный лист и список использованных источников.

Вариант вопросов:

1. Понятие неявного и личностного знания.

2. Основные элементы концепции М. Полани.

3. Отношение М. Полани к плоско-эмпирическому и формально-логистическому подходам.

 

б). Описание практических работ текущего контроля

Практическая работа №1

  1. Дать краткое описание основных ошибок при определении понятий. При подготовке можно использовать учебник: Гетманова А.Д. Логика. М., 2006. 416 с. (разделы 1-4)
  2. Подобрать определения понятий (не менее трех) по теме Вашей магистерской диссертации, на их примере разобрать основные (реальные и возможные) ошибки.

Пример:

риск (Dfd) - предполагаемое событие (Dfn), способное принести кому-либо ущерб или убыток. В данном случае Dfd<Dfn, поскольку предполагаемым событием может быть, например, рождение ребёнка, которое повлечёт финансовые затраты (убыток) в семье или ураган, который разрушит место жилья. Кроме того, повлечёт ущерб или убыток не обязательно кому-либо, может, чему-либо, например, окружающей среде. Вывод: логическая ошибка представленного определения в том, что оно в одном отношении – узкое, в другом – широкое.

 

Практическая работа №2

Внимательно прочтите главы 1 и 2 в монографии Ю. Одума «Экология» (1-ый том). В анализируемом тексте найти основные элементы научной теории в соответствии с представлениями И. Лакатоса. Разделите научные представления, имеющие отношение к «твердому ядру» и «защитному поясу». Выделить рассуждения (моменты), которые можно трактовать, как положительная и отрицательная эвристика. При необходимости свой выбор пояснить.

 

в). Темы для дискуссий

1. Понятие научной истины.

2. Формирование теории в экологии на примере продукционной экологии.

 

5.2. Методические указания по организации самостоятельной работы

При самостоятельной работе над разделами дисциплины, при выполнении практических работ, при подготовке к тестам, дискуссиям и к промежуточному контролю студент должен изучить соответствующие разделы основной и вспомогательной литературы по дисциплине, а также использовать указанные в перечне интернет-ресурсы.

 

5.3. Промежуточный контроль:

Экзамен для студентов, обучающихся с 2015 - 2016 гг.., 2 вопроса.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

дисциплины

История и методология экологии и природопользования

 

 

Направление подготовки 05.04.06 – Экология и природопользование

шифр и название направления подготовки

 

Направленность (профиль) – Для всех направлений подготовки _________________________________

При наличии: название направления подготовки

 

 

Квалификация (степень) – магистр

 

 

 

Санкт–Петербург


 

Рекомендована учёным советом факультета Экологии и физики природной среды РГГМУ

(Протокол №___ от ___ __________ 2016 г.)

 

Составила:

Степанова Анастасия Борисовна – канд. биол. наук, доцент кафедры прикладной экологии.

Рецензент:

Куприянов Алексей Валерьевич, канд. биол. наук, доцент каф. гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

 

 

 

Ó А.Б. Степанонова, 2016.

Ó РГГМУ, 2016.


1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «История и методология экологии и природопользования» является подготовка магистров, обладающих необходимым объемом знаний основных разделов философии науки и практической методологии экологии и природопользования

2. Место дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина «История и методология экологии и природопользования» для направления подготовки 05.04.06 – Экология и природопользование относиться к дисциплинам вариативной части учебного плана по выбору студентов.

Для освоения данной дисциплины, обучающиеся должны освоить разделы дисциплин: «Биология», «Философия», «Общая экология», «Геоботаника», «Экологический мониторинг», «Методы обработки и анализа геоэкологической информации».

Обучающиеся должны иметь представление о философских концепциях естествознания. Обучающиеся должны владеть основами понятийного аппарата общей экологии, иметь представление об основных закономерностях функционирования экосистем.

Дисциплина «История и методология экологии и природопользования» является базовой для дисциплин «Философские проблемы естествознания», «Устойчивое развитие и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды», а так же для «Практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности».

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций, освоение которых позволит студентам обладать:

Код компетенции Компетенция
ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОПК-1 (частично) знаниями о философских концепциях естествознания и основах методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени

 

В результате освоения компетенций в рамках дисциплины «История и методология экологии и природопользования» обучающийся должен:

 

Знать:

– теоретические основы эмпирических методов научного познания, структуру и функции научной теории, взаимоотношение теории с фактами;

– специфические черты объектов исследования и предмет изучения экологии; основные методы исследования в экологии и природопользовании;

– особенности методологии естественных наук. Фундаментальные свойства живого;

 

Уметь:

– использовать существующий методологический аппарат для формулировки цели и задач научного исследования и проверки разрабатываемых научных гипотез в области экологии и природопользования;

– оперировать понятиями и другими формами абстрактного мышления;

– использовать понятийный аппарат общей экологии, в том числе при подготовке самостоятельных научных публикаций;

–ориентироваться в существующих представлениях о специфике научной деятельности, этических нормах и объективности;

 

Владеть:

– теоретическими представлениями о мотивации научной деятельности;

– теоретическими представлениями об основных концепциях философии науки 20 века и относительности понятия истины;

– теоретическими представлениями о цели научной деятельности и научной рациональности;

– представлениями о формировании ключевых понятий в экологии и природопользовании.

 

Основные признаки проявленности формируемых компетенций в результате освоения дисциплины «История и методология экологии и природопользования» сведены в таблице.

 


Соответствие уровней освоения компетенции планируемым результатам обучения и критериям их оценивания

Этап (уровень) освоения компетенции Основные признаки проявленности компетенции (дескрипторное описание уровня)
1. 2. 3. 4. 5.
минимальный не владеет слабо ориентируется в терминологии и содержании Способен выделить основные идеи текста, работает с критической литературой Владеет основными навыками работы с источниками и критической литературой Способен дать собственную критическую оценку изучаемого материала
не умеет не выделяет основные идеи Способен показать основную идею в развитии Способен представить ключевую проблему в ее связи с другими процессами Может соотнести основные идеи с современными проблемами
не знает допускает грубые ошибки Знает основные рабочие категории, однако не ориентируется в их специфике Понимает специфику основных рабочих категорий Способен выделить характерный авторский подход
базовый не владеет плохо ориентируется в терминологии и содержании Владеет приемами поиска и систематизации, но не способен свободно изложить материал Свободно излагает материал, однако не демонстрирует навыков сравнения основных идей и концепций Способен сравнивать концепции, аргументированно излагает материал
не умеет выделяет основные идеи, но не видит проблем Выделяет конкретную проблему, однако излишне упрощает ее Способен выделить и сравнить концепции, но испытывает сложности с их практической привязкой Аргументированно проводит сравнение концепций по заданной проблематике
не знает допускает много ошибок Может изложить основные рабочие категории Знает основные отличия концепций в заданной проблемной области Способен выделить специфику концепций в заданной проблемной области
продвинутый не владеет ориентируется в терминологии и содержании В общих чертах понимает основную идею, однако плохо связывает ее с существующей проблематикой Видит источники современных проблем в заданной области анализа, владеет подходами к их решению Способен грамотно обосновать собственную позицию относительно решения современных проблем в заданной области
не умеет выделяет основные идеи, но не видит их в развитии Может понять практическое назначение основной идеи, но затрудняется выявить ее основания Выявляет основания заданной области анализа, понимает ее практическую ценность, однако испытывает затруднения в описании сложных объектов анализа Свободно ориентируется в заданной области анализа. Понимает ее основания и умеет выделить практическое значение заданной области
не знает допускает ошибки при выделении рабочей области анализа Способен изложить основное содержание современных научных идей в рабочей области анализа Знает основное содержание современных научных идей в рабочей области анализа, способен их сопоставить Может дать критический анализ современным проблемам в заданной области анализа

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часов для студентов, начавших обучение в 2014, 2015 и 2016 году.

 

4.1. Структура дисциплины

Очное обучение

Для студентов, начавших обучение в 2014, 2015 и 2016 годах

№ п/п Раздел и тема дисциплины Виды учебной работы, в т.ч. самостоятельная работа студентов, час. Формы текущего контроля успеваемости Занятия в активной и интерактивной форме, час. Формируемые компетенции
Лекции Практич. Самост. работа      
  Введение       Устный опрос   ОК-1 ОПК-1
  Научная деятельность и человек       Дискуссия, устный опрос   ОК-1 ОПК-1
  Специфика научного познания и методов науки       Проверочные работы, контрольная работа, устный опрос   ОК-1 ОПК-1
  Структура и функции научного знания       Дискуссия, устный опрос   ОК-1 ОПК-1
  Практическая методология экологии: основные подходы       Дискуссия   ОК-1 ОПК-1
  ИТОГО            

Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.