Стратегия управления человеческими ресурсами — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Стратегия управления человеческими ресурсами

2017-10-16 462
Стратегия управления человеческими ресурсами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Стратегия управления человеческими ресурсами

 

 

 

для направления 38.04.02 «Менеджмент» подготовки магистра

магистерской программы «Управление человеческими ресурсами»

 

 

Разработчик программы:

Кабалина В.И., к.и.н., профессор, [email protected]

 

Одобрена на заседании кафедры

«Управление человеческими ресурсами» «___»____________ 20 г.

Зав. кафедрой Кабалина В.И.

 

Утверждена Академическим советом

образовательной программы

«___» ______________ 20 г.

Академический руководитель

образовательной программы

Филонович С.Р.

 

Москва, 2017

 

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


Тема 1. Введение в курс. Концептуальные рамки стратегического управления человеческими ресурсами. Основные роли службы управления человеческими ресурсами.

Лекция – 4 часа.

Условия, при которых появилось стратегическое управление человеческими ресурсами (СУЧР). Концепция УЧР. Этика управления человечески ресурсами. Концепция стратегии. Концепция стратегического УЧР. Стратегическое соответствие. Ресурсный подход к СУЧР. Подход «лучшие практики». Подход «лучшее соответствие». Модель жизненного цикла. Теория и практика СУЧР. Области (направления деятельности) УЧР. Виды деятельности. Роли, которые выполняет служба персонала: Бизнес-партнер, Стратег, Агент изменений – Инноватор, Внутренний консультант, Контролер, Хранитель ценностей. Модели основных ролей специалистов по УЧР в организации. Модель Дейва Ульриха. Конфликт ролей. Этика HR-специалиста.

 

Основная литература

 

1. Армстронг Майкл. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е издание/ Перевод с англ. Под ред. С.К. Мордовина. - СПб.: Питер, 2009. Часть 1. Управление человеческими ресурсами.

2. Дейв Ульрих. Эффективное управление персоналом. Новая роль HR менеджера в организации, (Dave Ulrich «Human Resources Champions, The next agenda for adding value and delivering results»), М., СПб, Киев: Вильямс, 2007.

3. Дейв Ульрих и Уэйн Брокбэнк. HR в борьбе за конкурентное преимущество (The HR Value Proposition). Претекст, 2007.

4. Lengnick-Hall, C.A., Lengnick-Hall, M. L., Andrade, L.S., & Drake, B. 2009. Strategic human resource management: The evolution of the field. Human Resource Management Review, 19 (2): 64-85

  1. Susan E. Jackson, Randall S. Schuler & Kaifeng Jiang (2014) An Aspirational Framework for Strategic Human Resource Management, The Academy of Management Annals, 8:1, 1-56

Дополнительная литература

1. Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. М.: Финпресс. 2004. Глава 1. Сущность стратегического управления персоналом.

  1. Armstrong, Michael (2011). Armstrong’s Handbook of Strategic Human Resource Management. KoganPage, 5th ed.

 

Электронные ресурсы:

Strategic Human Resource Management: Definition & Importance:

http://study.com/academy/lesson/strategic-human-resource-management-definition-importance.html

 

Семинар 1 – 4 часа.

Тема семинара 1: «Основные темы и понятия в исследованиях СУЧР»

Обсуждение проблематики рекомендованной для изучения обзорной статьи:

 

Lengnick-Hall, C.A., Lengnick-Hall, M. L., Andrade, L.S., & Drake, B. 2009. Strategic human resource management: The evolution of the field. Human Resource Management Review, 19 (2): 64-85

Семинар 2 – 4 часа.

Тема семинара 2: «Примеряя» роли службы УЧР»

Обзор основных составляющих комплексной модели управления персоналом по Дейву Ульриху: (1) «Стратегический партнёр»; (2) «Административный эксперт»; (3) «Лидер персонала»; (4) «Агент перемен».

Занятие в форме обсуждения результатов работы студентов по группам.

Основная литература

  1. Армстронг Майкл. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е издание/ Перевод с англ. Под ред. С.К. Мордовина. - СПб.: Питер, 2009. Часть 1. Управление человеческими ресурсами (3). Часть 2. Процесс управления человеческими ресурсами (8).
  2. Дейв Ульрих. Эффективное управление персоналом. Новая роль HR менеджера в организации, (Dave Ulrich «Human Resources Champions, The next agenda for adding value and delivering results»), М., СПб, Киев: Вильямс, 2007.
  3. Дейв Ульрих и Уэйн Брокбэнк. HR в борьбе за конкурентное преимущество (The HR Value Proposition). Претекст, 2007.

Дополнительная литература

Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами. М.: ИНФРА-М. 2009. Глава 1. Управление человеческими ресурсами как стратегическая функция менеджмента.

Семинар 3 – 4 часа

Тема семинара 3: « Виды и этапы развития служб УЧР. HR бизнес-партнер как стратегическая роль в организации».

Обзор этапов развития служб УЧР, типов организационных структур служб УЧР, функций внутри служб. Рассмотрение стратегической функции службы УЧР и роли HR бизнес-партнёра. Показатели эффективности стратегической службы УЧР. Основные пути развития службы УЧР в будущем.

Для участия в семинаре необходимо выполнить домашнее задание:

Отобрать на HR сайтах поиска работы и кандидатов две вакансии специалистов (менеджеров) в области управления персоналом с описанием требований к кандидату на занятие должности в (1) российской компании и (2) российском подразделении международной компании.

 

Основная литература

1. Altman R. 2016 HR Organizational Structure – Past, Present, and Future. Workforce Solutions Review. pp. 13-15

2. Debra J. Cohen. 2015. HR past, present and future. A call for consistent practices and a focus on competencies. Human Resource Management Review, Vol. 25, pp. 205–215

3. Ulrich D., Brockbank W. 2009. The HR Business-Partner Model: Past Learnings and Future Challenges. The RBL Group, Ross School of Business at the University of Michigan, Vol. 32, No 2. pp. 5-7

4. Ulrich D., Dulebohn J.H. 2015. Are we there yet? What's next for HR? Human Resource Management Review, Vol. 25, pp. 188–204

Дополнительная литература

1. Беляева И. 2017. Почему стандартные HR-инструменты не работают в вашей компании. E-xecutive.ru [Электронный ресурс]

2. Minbaeva D. 2017. Human capital analytics: why aren't we there? Introduction to the special issue. Journal of Organizational Effectiveness: People and Performance, Vol. 4 Issue: 2, pp.110-118

Тема 2. Место и роль стратегии УЧР в системе стратегического планирования бизнес-организаций. Разработка и реализация стратегии УЧР.

Лекция – 4 часа.

Структура бизнес-планирования. Стратегия как видение будущего, философия, миссия. Виды и типы стратегий. Политика компании, тактические и оперативные планы. Сущность и отличительные черты стратегии УЧР. Структура стратегии УЧР. Основные подсистемы стратегии УЧР. Типы генеральных стратегий и стратегий управления персоналом. Зависимость кадровой стратегии от типа генеральной стратегии. Функциональные и ситуационные стратегии УЧР. Отличительные черты и структура функциональных стратегий. Стратегия обеспечения человеческими ресурсами. Страте­гия развития ЧР. Стра­те­гия мо­ти­вации персонала. Стра­тегия оценки персонала. Стратегия трудовых отношений и внутренних коммуникаций. Ситуационные стратегии. Горизонтальная и вертикальная интеграция стратегий. Основные этапы создания кадровой стратегии. Подходы к формулированию кадровой стратегии. Анализ и корректировка кадровой стратегии с учетом внешних и внутренних факторов. Инкорпорирование стратегии УЧР в стратегию бизнес-организации. Операционализация стратегии УЧР. Направления и инструменты реализации стратегии УЧР.

Основная литература

 

1. Армстронг Майкл. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е издание/ Перевод с англ. Под ред. С.К. Мордовина. - СПб.: Питер, 2009. Часть 1. Управление человеческими ресурсами. Часть 2. Процесс управления человеческими ресурсами (8) (9).

2. Gholamzadeh D., & Jalali S. 2013. Integrative Approach in Human Resources Strategy Formulation (Case Study: MDN Company). Procedia-Social and Behavioral Sciences, 75: 479-487.

3. Schuler Randall S. and Susan E. Jackson. 1987. Linking Competitive Strategies with Human Resource Management Practices. 1987. The Academy of Management Executive, Vol. 1, No. 3, pp.207-219.

 

Дополнительная литература

  1. Коул Джеральд. Управление персоналом в современных организациях. М.: Вершина, 2004. Глава 2. Практика управления персоналом и человеческими ресурсами: политика, стратегия, тактика.
  2. Управление персоналом организации /под ред. П.Э.Шлендера. М: ИНФРА-М. 2010. Глава 5. Кадровая политика и стратегия управления персоналом.
  3. Armstrong, Michael (2011). Armstrong’s Handbook of Strategic Human Resource Management. KoganPage, 5th ed.
  4. Jiang, K., Lepak, D. P, Han, K., Hong, Y., Kim, A., & Winkler A.-L. 2012. Clarifying the construct of human resource systems: Relating human resource management to employee performance. Human Resource Management Review, 2 vol. 22: 73-85.
  5. Hertog, F. D., Iterson, A. V., & Mari, C. 2010. Does HRM really matter in bringing about strategic change? Comparative action research in ten European steel firms. European Management Journal, 1, vol. 28: 14-24.

Семинар 1 – 4 часа.

Тема семинара: Разработка и реализация стратегии УЧР (на примере конкретной компании)

Занятие проводится в форме знакомства с процессом разработки стратегии УЧР на примере конкретной российской компании и обсуждения бизнес-кейсов.

Семинар 2 – 4 часа.

Тема семинара: "Разработка HR службой стратегии УЧР"

Цели семинара:

· Отработка полученных знаний о функциональных ролях в службе УЧР и стратегической роли УЧР

· Развитие навыков анализа внешней и внутренней среды организации для выявления факторов, определяющих стратегию УЧР, а также навыков увязки стратегии УЧР со стратегией компании;

· Овладения навыками, связанными с разработкой и реализацией стратегии УЧР. Понимание механизма формирования локальной стратегии УЧР с учетом бизнес-стратегии и глобальной стратегии организации.

Для подготовки к семинару необходимо выполнить домашнюю работу. На выбор студентов дается домашнее задание:

  • Подготовить эссе объемом не более 3-х страниц (Time New Roman, 12 кегль, 1,5) на тему «Мой путь развития карьеры в службе УЧР»

Либо

  • Провести и транскрибировать интервью со специалистом службы УЧР о выполняемых службой функциях с целью оценки уровня ее развития.

Занятие проводится в форме бизнес-симуляции.

 

Основная литература

  1. Armstrong, Michael (2016). Armstrong’s Handbook of Strategic Human Resource Management. KoganPage, 6th ed.
  2. Bas A. 2012. Strategic HR Management: Strategy Facilitation Process by HR. Procedia. Social and Behavioral Sciences, vol. 58: pp. 313 – 321.

Лекция – 4 часа.

Основные методы оценки эффективности служб персонала. Увязка ожидаемых результатов кадровой стратегии с интересами заинтересованных сторон (включая систему мотивации работников). Система оценки эффективности службы персонала и риски при ее внедрении.

Семинар 1 – 4 часа.

«Показатели оценки эффективности функциональной стратегии (на примере одной из стратегий на выбор: а) стратегия привлечения и подбора персонала; б) стратегия обучения и развития персонала)»

Задание:

1) Сформулировать цель(и) и задачи функциональной стратегии, соответствующие стратегии развития бизнеса и СУЧР.

2) Сформировать показатель (и) для оценки эффективности: (а) оперативной деятельности в области привлечения и подбора/ обучения и развития персонала (б) отдельных программ или совокупности программ; (в) функциональной стратегии в целом (системы привлечения и подбора персонала в целом /системы обучения и развития персонала в целом).

3) Продумать механизм доведения разработанных показателей до сотрудников соответствующих подразделений службы персонала.

Занятие проводится в форме обсуждения результатов работы студентов по 4-м группам, сформированным ранее. Каждая группа выбирает одну из предложенных функциональных стратегий.

Основная литература:

1. Беккер Б., Хьюзелид М., Ульрих Д. Измерение результативности работы HR-департамента. Люди, стратегия и производительность: пер. с анг. М.: ООО И.Д.Вильямс, 2007.

2. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. – М.: Олимп-Бизнес, 2003.

3. Фитц-Енц Ж. Как измерить HR-мененджмент. – М.: HIPPO, 2009.

4. Cunningham, J. B., & Kempling, J. 2011. Promoting Organizational Fit in Strategic HRM: Applying the HR Scorecard in Public Service Organizations. Public Personnel Management, vol. 40, 3: 193-213

 

Дополнительная литература

1. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами. М.: ИНФРА-М. 2009. Глава 5. Оценка эффективности реализации кадровых решений.

2. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. Учебник. 2-е изд, доп. М.: ИНФРА-М. 2009. Раздел 3. Эффективность управления персоналом. Гл. 8. Оценка эффективности управления персоналом.

 

Электронные ресурсы

PwC Saratoga 2016. Оценка эффективности управления персоналом: https://www.pwc.ru/ru/hr-consulting/saratoga-2016.html

 

Лекция – 4 часа.

Влияние СУЧР на результаты деятельности компании. Высокопроизводительные системы труда (high-performance work systems – HPWS). Роль HR данных и HR аналитики в СУЧР. Основные типы стратегий, используемых российскими компаниями. Сравнительный анализ стратегий, присущих зарубежным компаниям. Особенности стратегического УЧР в международных компаниях.Актуальные проблемы и тенденции в стратегическом УЧР. Влияние мирового финансового кризиса на стратегии компаний и философию бизнеса. Новые тенденции в походах к стратегическому УЧР. Стратегии КСО. Понятие КСО и основные составляющие. Влияние КСО на организационное поведение и результаты деятельности компании. Роль HR в реализации стратегий КСО. Стратегия УЧР и управление талантами в организации.

 

Семинар 1 – 4 часа

Семинар 2 –4 часа

Семинар 3 –4 часа

Тема семинара 2: «Новые подходы к стратегическому УЧР: управление талантами (talent management), КСО и устойчивое развитие (socially responsible and sustainable HRM)

Цель:обсудить новые подходы к стратегическому УЧР и представить результаты исследований, отражающие современные тенденции в СУЧР на основе работы с научной литературой последних лет.

 

Основная литература

  1. Ferrary, M. 2009. A Stakeholder's Perspective on Human Resource Management. Journal of Business Ethics, 1, vol. 87: 31-43.
  2. Perry, J. L. 2010. A Strategic Agenda for Public Human Resource Management Research Review of Public Personnel Administration, vol. 30, 1: 20-43.
  3. Robin Kramar (2014) Beyond strategic human resource management: is sustainable human resource management the next approach?, The International Journal of Human Resource Management, 25:8, 1069-1089
  4. Mazur B. (2014) Sustainable Human Resource Management in theory and practice. Economics and Management. 1, 158-170.

 

Образовательные технологии

При проведении семинарских занятий используются активные и интерактивные формы учебной деятельности: разбор практических кейсов, участие в бизнес-симуляции, сочетание индивидуальных и групповых форм выполнения заданий, вовлечение студентов в обсуждение результатов работы других групп.

Планируется приглашение на одно из последних занятий представителя(ей) российской или зарубежной компаний, имеющего опыт разработки и реализации стратегии управления человеческими ресурсами.

9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Задание итогового контроля

Итоговый контроль – устный экзамен. На устном экзамене студенты должны защитить в форме презентации стратегию управления человеческими ресурсами компании (далее – стратегия УЧР). Презентация в электронном виде направляется преподавателю не позднее, чем за 3 дня до даты экзамена. К презентации прилагаются информационные материалы о компании, послужившие источниками данных для характеристики стратегии выбранной компании. Выбор компании для описания стратегии УЧР осуществляется студентом по своему усмотрению (описывается стратегия, реально существующая или возможная с учетом имеющихся условий и факторов). Презентация должен продемонстрировать умение студентов применять полученные в течение курса теоретические и практические знания при изложении стратегии УЧР выбранной компании. При подготовке презентации приветствуется использование, помимо информационных материалов о компании, научной литературы (монографий, статей в профильных журналах, интернет-источниках) по проблематике стратегии УЧР (в частности, для отнесения анализируемой стратегии УЧР к определенному типу, описанному в научных источниках).

Во время защиты стратегии УЧР на устном экзамене студенты также должны:

· обосновать согласованность предложенной стратегии УЧР с бизнес-стратегией компании;

· объяснить, как предложенная стратегия управления персоналом будет способствовать повышению конкурентоспособности организации с учетом роли человеческих ресурсов;

· продемонстрировать понимание основных принципов и подходов к коммуникации стратегии компании на разных организационных уровнях.

Устный экзамен оценивается по 10 балльной шкале.

 

10 Порядок формирования оценок по дисциплине

 

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях в форме групповой и индивидуальной работы.

В случае группового проекта за выступление группы на семинарском занятии выставляется либо одинаковая оценка всем выступавшим в рамках одного проекта, либо оценка группой вклада каждого члена группы в подготовку группового проекта. Принцип оценки сообщается при планировании семинарского занятия. Если кто-либо из студентов не участвует в групповом проекте, ему выставляется оценка «0».

На семинарских занятиях, проводимых в форме дискуссии, выполнения общих заданий, выданных на семинаре, оценивается индивидуальная активность студентов и соответствие предложенных решений содержанию дисциплины.

Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.

Оценка за текущий контроль включает оценку за выполнение контрольной работы по 10-балльной шкале - Отекущий. В данном случае Отекущий = Ок/р.

 

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

О накопленная = 0,3 · Отекущий + 0,7 · Оауд

 

Способ округления накопленной оценки текущего контроля – арифметический.

 

В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:

 

Орезульт = 0,4· Онакопл + 0,6· Оитоговый

В данном случае итоговый контроль проводится в форме экзамена, поэтому Оитоговый = Оэкз

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине – арифметический.

11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Базовый учебник

Армстронг Майкл. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е издание/ Перевод с англ. Под ред. С.К. Мордовина. - СПб.: Питер, 2009.

11.2. Основная литература

  1. Беккер Б., Хьюзлид М.А., Ульрих Д. Измерение результативности работы HR-департамента. Люди, стратегия и производительность. – СПб: Вильямс, 2007.
  2. Дейв Ульрих. Эффективное управление персоналом. Новая роль HR менеджера в организации, (Dave Ulrich «Human Resources Champions, The next agenda for adding value and delivering results»), М., СПб, Киев: Вильямс, 2007.
  3. Дейв Ульрих и Уэйн Брокбэнк. HR в борьбе за конкурентное преимущество (The HR Value Proposition). Претекст, 2007.
  4. Десслер Г. Управление персоналом. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
  5. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. М.:ЮНИТИ-ДАНА. 2009.
  6. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами. М.: ИНФРА-М. 2009.
  7. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация. М.: ИНФРА-М. 2010.
  8. Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. М.: Финпресс. 2004.
  9. Фитц-Енц Ж. Как измерить HR-мененджмент. – М.: HIPPO, 2009.
  10. Boxall, P., & Purcell, J. Strategy and human resource management, Houndmills: Palgrave MacMillan, 2011. Third edition.
  11. Lengnick-Hall, C.A., Lengnick-Hall, M. L., Andrade, L.S., & Drake, B. 2009. Strategic human resource management: The evolution of the field. Human Resource Management Review, 19 (2): 64-85
  12. Ulrich D., Brockbank W. 2009. The HR Business-Partner Model: Past Learnings and Future Challenges. The RBL Group, Ross School of Business at the University of Michigan, Vol. 32, No 2. pp. 5-7
  13. Ulrich D., Dulebohn J.H. 2015. Are we there yet? What's next for HR? Human Resource Management Review, Vol. 25, pp. 188–204

11.3. Дополнительная литература

 

  1. Грэхем Х.Т., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами. М., ЮНИТИ,2003
  2. Гурков И.Б., Зеленова О.И., Мутовин А.А. Социально-кадровая политика российских предприятий // Мир России. 2007. Т. XVI. № 4. https://mirros.hse.ru/article/view/5162/5523
  3. Зеленова О.И. Стратегия управления персоналом. //Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование. – М.: НИГО, 2004. – раздел 3, параграф 3.2.

http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/203134.html

  1. Armstrong, Michael. 2011. Armstrong’s Handbook of Strategic Human Resource Management. 5th ed. Kogan Page.

Электронные ресурсы

 

http://study.com/academy/lesson/strategic-human-resource-management-definition-importance.html

 

http://www.open.edu/openlearn/money-management/what-strategic-human-resource-management/content-section-0#content-tab

 

https://www.cipd.co.uk/knowledge/strategy/hr/strategic-hrm-factsheet

 

http://www.mckinsey.com/business-functions/organization/our-insights

 


[1] Уровни формирования компетенций: РБ — ресурсная база, в основном теоретические и предметные основы (знания, умения); СД – способы деятельности, составляющие практическое ядро данной компетенции; МЦ – мотивационно-ценностная составляющая, отражает степень осознания ценности компетенции человеком и готовность ее использовать

 

Стратегия управления человеческими ресурсами

 

 

 

для направления 38.04.02 «Менеджмент» подготовки магистра

магистерской программы «Управление человеческими ресурсами»

 

 

Разработчик программы:

Кабалина В.И., к.и.н., профессор, [email protected]

 

Одобрена на заседании кафедры

«Управление человеческими ресурсами» «___»____________ 20 г.

Зав. кафедрой Кабалина В.И.

 

Утверждена Академическим советом

образовательной программы

«___» ______________ 20 г.

Академический руководитель

образовательной программы

Филонович С.Р.

 

Москва, 2017

 

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.



Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.