Инфантильные нарушения речи. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Инфантильные нарушения речи.

2017-10-21 335
Инфантильные нарушения речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Описание случая.

Герду 14 лет. Он говорит явно плохо. Он заикается, у него запинки в речи. Он не умеет «набрать» плавно из звуков свое слово, плавно выражать свои мысли.

Весьма плохо в этом отношении обстоит у него дело в школе, но еще много хуже, когда он попадает в какое-либо общество. Здесь он не может выговорить ни слова. Внутренний страх лишает его свободы. Из страха, что ему при этом откажет его голос, речеобразование и все возможности разговорной речи ухудшаются еще больше. Он не находит в себе внутренних сил, чтобы представлять себя в обществе как личность, разговаривать свободно и придавать соответствующую форму разговору.

И суть не только в том, что он с трудом выговаривает слова, слоги или предлоги. Страдает весь его вид; это заканчивается чувством внутреннего страха и развития запинок в речи. Поэтому он спасается бегством. У него просто нет веры в себя. И здесь необходимо, чтобы родители и учитель – все, кто окружает ребенка, наполнили бы его верой в себя.

Подросток не только возвращается на некую «детскую ступень». Нет, только таким образом он может еле сводить концы с концами. Так, например, ему трудно произносить согласные к-т-б, все проходит колеблющими образом через его губы. Он должен, помимо разъяснения внутренних причин, чувствовать и помощь в управлении языком, а также помощь в разговоре. Все это должно дать ему возможность выражать свои мысли в обществе. Дело сводится к тому (и ребенок должен это понимать), что он должен облекать свои мысли в форму. Он должен учиться сосредоточиваться. Такие возможности концентрации внимания нарушаются из-за имеющихся препятствий-запинок, и из-за них речобразование еще более ухудшается, так что конечный результат неизбежно снижается. И всегда, когда растущий, развивающийся организм оказывается в таком положении, можно выяснить то, что же произошло раньше, что же оказывает на него блокирующее действие. Следует пройти по пути причины такой блокады. Это может быть напряженная обстановка в семье, в широком и в узком смысле. Это может быть и напряжение оттого, что он занимает в ряду своих братьев и сестер не то место, которое хотел бы занимать. Следует иметь в виду, что всегда, когда в семье рождается новый брат или сестра, то это является серьезной психологической нагрузкой для такого ребенка. Это может проявляться у него нарушением речи. Он был (даже не осознавая этого) ревнив, потому что новоявленный родственник «сдвинул» его с его места. В основе этого могут быть и другие события, например, трудности в отношениях между родителями, недоразумения и ссоры в семье. Авторитарное воспитание – в форме приказов со стороны родителей, которое ребенок не понимает, может вести к речевым трудностям. Окружающие ребенка лица, общество, все люди, которые с ним имеют дело, имеют и свою долю ответственности за появление у него таких речевых трудностей. В какой бы они форме не проявлялись – способности речеобразования или нарушения техники речи.

И надо находить силы в поисках форм помощи при таких речевых нарушениях. Сюда следует отнести также достаточную двигательную активность наряду со спортивной деятельностью, снятие внутреннего напряжения путем вовлечения ребенка в любимые, интересующие его занятия, правильное питание и многое другое. Однако наибольшее значение в этих мероприятиях имеет именно приятное сопереживание в совместной деятельности, Полное понимание управления ребенком в рамках какой-либо формы его естественной жизнедеятельности является и надлежащей психогигиеной, которая ведет к его душевному излечению и стабилизации состояния его нервной системы.

Родителям всегда следует придумывать со своими детьми какие-то интересные мероприятия, например: в воскресенье пойти в музей, познакомиться в ботаническом саду с растениями, цветами и деревьями. Такая спокойная атмосфера познания активизирует ребенка, побуждает его к новым делам. Рисованием может заняться вся семья, рисуя с натуры или что-либо вымышленное, пользуясь всеми техническими средствами рисования. Каждый может выразить свои чувства подобным образом. При этом устраняется агрессивность, напряженность, устанавливаются контакты с окружающими, внутренний мир человека приходит в состояние гармонии.

Ребенок, у которого имеются такие приятные сопереживания, делается смелее, решительнее и спокойнее. Он удостоверяется в справедливости, правильности формулировок, пережитых и прочувствованных им в аутогенной тренировке. Для этого у него могут быть следующие фразы:

– Я смел, уверен, свободен и весел.

– Я разговариваю ясно и отчетливо.

– Я здоров.

И совместное музицирование, в первую очередь пение, которое является одновременно и дыхательным упражнением,– это тоже фактор, снимающий напряжение и расслабляющий. Образование речи, слов находит свое выражение в пении. Ребенок от этого приходит в радостное состояние и охотно упражняется.

К сожалению, в школе стали слишком мало петь, а дома и совсем почти не поют. Однако надо помнить, что пение для детей с расстройствами речи является лечебным упражнением, формой терапии при неврозе страха.

Пение, являясь хорошим дыхательным упражнением, дополняется всеми формами двигательных нагрузок, однако особенно выделяется при этом своей пользой бег. Последний можно использовать и при совместных семейных прогулках. При этом можно заняться счетом шагов (как бы в виде игры), что тоже может явиться оживляющим моментом в данной ситуации. Бег снимает напряжение, как, впрочем, и другие виды двигательных нагрузок – плавание, катание на лошади,– и тем самым помогает при разрешении трудностей у детей с речевыми расстройствами.

Помимо этого, дыхательные упражнения и упражнения по снятию внутреннего напряжения имеют существенное значение при излечении от бронхиальной астмы.

Бронхиальная астма

Лечение детей с бронхиальной астмой всегда является сложной проблемой и для родителей, и для врачей. Твердо установлено, что вне зависимости от того, какая бы причина ни лежала в основе развития этого заболевания, бронхиальная астма в большинстве случаев начинается с какой-либо инфекции дыхательных путей – бронхов. Предполагается также и наличие врожденной предрасположенности и готовности к аллергической реакции, которая лежит в основе болезни. Вместе с тем известно, что непосредственно при бронхиальной астме, как, впрочем, и при ряде других психосоматических заболеваний, огромную роль играют психологические факторы. Даже при так называемой аллергической астме посредством психотерапии развиваются защитные силы против аллергена (вещества, на которое человек «реагирует извращенным образом при попадании его в организм»).

И совершенно одинаково, в каком бы возрасте ни начиналась бронхиальная астма, почти всегда этому предшествует какое-то серьезное событие, которое не было фактически преодолено и которое формирует в пациенте чувство страха. Пережитая проблема, конфликт не переработаны нервной системой, и бронхи, как «сейсмограф души», реагируют на них. Чувство стесненности, вместе с этим судорога бронхов при дыхании, полном страха – вот последствие страха. В преобладающем большинстве бронхиальная астма является «астмой от страха».

Бронхиальная астма начинается, чаще всего в возрасте между 2 и 4 годами. Не может не обратить на себя внимание тот факт, что именно эти дети окружены особой заботой, матери их чрезмерно оберегают. Усилению астматических состояний предшествуют также семейные конфликты. Для подобного ребенка приступ бронхиальной астмы часто является одной из форм агрессивности, которая тем более интенсивнее проявляется, чем более заметно доминирование над ним матери.

«Что я делаю неправильно?» или «Как я могу помочь улучшить положение с бронхиальной астмой у моею ребенка?» – часто задают мне вопросы. У старших детей родители преимущественно при этом проводят для них курс лечения на море или в горах. «Там-то астма исчезла, но дома вновь проявляется»,– часто утверждается родителями при упоминании предшествовавшей истории развития ребенка.

При этом также выясняется, что имевшие место случаи «освобождения ребенка» от такой сверхопеки со стороны матери являлись таким же существенным лечебным фактором, как и подбадривание его к началу какой-либо деятельности, физическим упражнениям, играм с другими детьми и тому подобное. Ребенок к тому же должен иметь возможность познать себя, изучить себя и предъявлять к себе требования. И в этом состоит положительное значение лечения, посредством которого приводятся в состояние гармонии деформированные отношения между матерью и ребенком. Ребенок, которому оказано доверие, внутренне растроган и получает дополнительные силы выполнить все порученное.

Поэтому в интересах ребенка следует выяснить характер отношений матери с ребенком. Мать, родители должны учиться управлять детьми не с помощью запретов, а также поднятого указательного пальца. «Если ты не..., тогда тебе...» – это пример неуместных формулировок, которые создают препятствия в жизни ребенка и стоят на пути его выздоровления, а также вредят развитию и созреванию его личности.

Для каждой матери важно знать, что она не должна ждать проявлений бронхиальной астмы. Постоянный ее страх будет переноситься на ребенка и интенсифицирует астму. Сознавая, что, например, временная ее разлука с семьей означает для ребенка время, свободное от приступов бронхиальной астмы, мать должна уметь делать свои выводы. Она должна учиться видеть в своем ребенке личность и поддерживать его стремления. И я хотела бы из моего опыта обращения с двадцатью детьми, больными бронхиальной астмой (совсем маленькими и более старшими по возрасту, с разной степенью тяжести болезни), сказать, что матери часто ключ к здоровью детей держат в своих руках. И надо сказать, что мать, которая любит своего ребенка, которому она желает хорошего развития, в подавляющем большинстве случаев готова над собой работать и все сделать для своего ребенка. Раньше мало были осведомлены об этих взаимосвязях, которые были выявлены в последние годы, и не могли еще оказать достаточную помощь. Опираясь на мой опыт лечения детей с бронхиальной астмой, одновременно и матери можно указать на значительную ценность аутогенной тренировки вместе с вводной деятельностью ребенка. В большинстве случаев ребенку предоставляется помощь в виде индивидуальных сеансов.

Пассивное переживание акта дыхания, «освобождение» с сопутствующей фразой «Мне дышится свободно» приводят к ликвидации судороги в бронхе и снятию напряжения. Совместные приятные сопереживания во время прогулок, творческой деятельности, рисования красками, карандашом, музицирования, а также пение являются тоже компонентами, которые интенсивно наполняют жизнь ребенка с бронхиальной астмой, и это им помогает. Такие введения в аутогенную тренировку делают позднее выученные помогающие фразы действенными. Теперь, может быть, пройдет «путь к «Я» и «Я как личность». Растущее чувство уверенности в себе часто разрешает вопрос болезни, часто следует в более короткое время спонтанное выздоровление.

Описание случая.

Эрика страдает бронхиальной астмой. «Можно ли с помощью аутогенной тренировки лечить бронхиальную астму?» – интересуется ее мать, которая сама занимается аутогенной тренировкой. В личном разговоре со мной она вначале сдержанно отмечает, что ей с ее ситуацией дома не справиться. У нее, видимо, есть свои проблемы.

Только позднее я узнаю, что ее муж – алкоголик, что приводит к безрадостным сценам, которые приходится переживать и детям, в том числе и Эрике. Сейчас девочке 13 лет, а приступы бронхиальной астмы начались у нее с 8 лет.

Мать сама замечает, что астматические состояния у ребенка с сильным удушьем наступают чаще и проходят более тяжело после таких семейных сцен. Хотя Эрика хорошо учится, в ночь перед классной работой она предрасположена к приступам астмы. Перед классной работой или какими-то другими ожидаемыми ею нагрузками ее состояние часто настолько ухудшается, что учительница вынуждена отсылать ее домой.

Сама Эрика, которая с первого общения со мной ведет себя свободно, доверительно обо всем высказывается, не имеет ничего более заветного, чем избавиться от появления приступов.

Вначале я разговариваю индивидуально с матерью, затем с девочкой и после этого только с обеими вместе. Отца, к сожалению, к помощи подключить не удалось, так как он отказался прийти на прием. Эрика при этом так волнуется, что у нее развивается удушье, хотя это еще и не развернутый приступ бронхиальной астмы.

Внешне она выглядит чрезвычайно созревшей и понятливой для ее возраста. Вначале я провожу персонально с Эрикой дыхательные и снимающие напряжения упражнения. С ней я разговариваю как со взрослой, как с личностью, и объясняю ей в терминах, соответствующих ее возрасту и данной ситуации, каким путем необходимо следовать, чтобы избавиться от астмы. Девочка готова ко всем лечебным мероприятиям. Я начинаю введение ее в суггестивную терапию. Наиболее трудным пунктом в лечении является введение в состояние спокойствия, снятие внутреннего напряжения осознанием пассивного переживания акта дыхания. При этом ребенок приобретает смелость, а затем и уверенность в себе.

Эрика очень музыкальная девочка; зачастую она приносит с собой гитару, что помогает ей быть признанной в терапевтической группе. Поскольку она несколько старше, чем остальные восемь детей, то является здесь как бы «экспертом» в вопросах искусства. Дети ей доверяют.

Через полгода приступы астмы у нее стали едва проявляться, а вскоре болезнь оказывается побежденной. Все более увеличивались интервалы между приступами.

Существенным лечебным фактором являются упражнения по нормализации дыхания. Только один раз еще наблюдался рецидив болезни в виде приступа, развившегося именно в тот момент, когда ребенка переводили в гимназию. С помощью проведенной мной психотерапии удается преодолеть также и этот «подводный камень».

Сегодня же Эрика «смела, уверена в себе, жизнерадостна и свободно себя чувствует». В 15 лет она проявляет себя как личность, которая находится в дружеских отношениях со своей матерью и находит свой собственный путь в жизненных трудностях.

Описание случая.

5-летняя Эни настолько агрессивна, что ее семья – родители, трое братьев с сестрой – оказывается беспомощной перед ней. Ее упрямство сказывается настолько сильно, что при невыполнении окружающими ее желаний она тут же валится на пол и начинает биться о него головой.

У ребенка к этому времени имеются случайные приступы удушья, кожа головы у нее краснеет, и она кричит, причем голос ее прерывается, она как будто захлебывается, Так описывает картину происходящего мать. Она ожидает настоящих проявлений бронхиальной астмы.

И надо сказать, что в данной семье это заболевание уже имеется. У самой матери, когда она была маленькой, были приступы бронхиальной астмы. «Теперь заполучит астму бедный ребенок. При этой мысли я целый день нахожусь с девочкой, не оставляю ее вне поля моего зрения ни на минуту!» – говорит мать. Своей гипертрофированной привязанностью к ребенку мать провоцирует появление приступов болезни. Она передает свой страх ребенку, который реагирует на это агрессивно. Тот, что может оценить все это, исходя из психологических представлений, сразу понимает, что агрессивность ребенка является как бы восстанием, бунтом против длительно продолжавшейся опеки. Для развития самостоятельности ребенка нет условий, его «Я» долго угнетается. Поэтому речь начинает идти о девочке с неуправляемой агрессивностью, которая в данном случае уже ведет к астме.

Терапия вначале заключается в разговоре-совещании с матерью. Ребенок успокаивается посредством суггестивного (внушающего) обращения. Резкие излишние агрессивные реакции девочки при этом устраняются. Ее внутреннее напряжение ослабевает. Когда мать поняла, в какое опасное положение она сама поставила своего ребенка, она находит другую установку на свое поведение в отношении его. И ребенок оживает, становится свободным, жизнерадостным. Приступов бронхиальной астмы у нее не наблюдается.

Эни потом еще год посещает нашу группу, в которой аутогенная тренировка осуществляется посредством игры, сказки и фантастических историй. Это ведет к стабилизации ее душевного и физического здоровья.

Описание случая.

Хорст, которому 8 лет, страдает бронхиальной астмой на почве страха. У него страх перед собственным отцом, который, будучи предпринимателем, дома бывает редко. Отец и сын поэтому видятся мало, и отношения между ними довольно прохладные.

Его мать, которая очень привязана к своему ребенку, всегда находится рядом с ним, а в присутствии отца по его просьбе оставляет мальчика наедине с ним. Это страшит ребенка. Он боится оставаться без матери. Однако выразить это словами не может.

Однажды перед очередным возвращением отца домой Хорст начинает дышать, хныкающе и свистяще. Здесь уже нельзя не думать о возможности бронхиальной астмы.

Затем, когда отец уже дома, наступает развернутый приступ бронхиальной астмы, который все усиливается. Эти приступы исчезают с отъездом отца.

Здесь очевидна взаимосвязь поведения отца и проявлений бронхиальной астмы сына. Поэтому Хорста также тяжело лечить. Вначале терапия не приносит успеха.

Мать, которая и сама замечает, что Хорст стеснен, несвободно себя чувствует, распознает эти нарушения его развития. Она приходит к заключению, что следует предложить Хорсту что-то такое, что его волнует и в то же время требует от него смелости.

Хорст любит держать у себя зверей, больше всего он любит лошадей. Поэтому она предлагает ему научиться ездить верхом. Это Хорст с радостью осуществляет, и скоро у него уже завязывается дружба с лошадьми в школе верховой езды. Он становится хорошим наездником. Он смел, горд, свободен, раскован, напряжение у него снимается.

Процесс снятия напряжения имеет полный успех и углубляется посредством упражнений аутогенной тренировки. Страх исчезает. Хорст скоро становится здоровым и о бронхиальной астме больше не вспоминает.

Аллергия

Часто кожа как «сейсмограф души» реагирует в ответ на непреодоление трудности каждодневной жизни. В первую очередь это реакция на школьные трудности.

У 15-летнего мальчика Фолькера в критические моменты каждый раз появляются прыщики. Это сыпь, которая часто наблюдается у подростков в период полового созревания, Эти кожные проявления заметно проходят, как только установлено, что Фолькера переводят в соседний класс.

Связь между школьной нагрузкой, психикой и кожными признаками совершенно ясна. Когда Фолькер научился сосредоточиваться на уроке, меньше волноваться по пустякам и стал получать хорошие отметки, прыщики у него исчезают.

Рената – нежная девочка, очень чувствительная, очень впечатлительная. Она еще не доросла до требований школьной жизни и поэтому часто болеет. Теперь дерматолог рекомендует для ребенка аутогенную тренировку, после того как он длительно и повторно лечил наступающую экзему, Никакие средства- мази, микстуры, таблетки – не помогают девочке. Наоборот, проявления экземы усиливаются.

При этом у Ренаты имеются затруднения в школе. Она как бы «волнуется кожей».

Описание случая.

Элке 9 лет, с 3-летнего возраста она страдает аллергией. Ее кожа реагирует на некоторые вещества сухостью, покраснением и появлением волдырей, которые заканчиваются другим видом сыпи – экзантемой. Проводятся различные проверки на поиск вещества, провоцирующего явление сыпи, но все безрезультатно. Так как ее родители отмечают, что усиление такой кожной реакции происходит после каких-то особых требований, предъявляемых ребенку, и медицински в этом смысле нельзя объяснить столь быструю реакцию, детский врач подумал о вегетативных нарушениях, которые отмечаются в семье, особенно у матери.

Элке – самая младшая из четырех детей, и ей было всегда трудно утверждать себя. Мать сообщает мне, что сестры и брат девочки всегда обижали ее. Часто она плакала и не могла оказать им никакого сопротивления. И часто во сне Элке кричит: «Когда я буду большая, я их тоже побью». Мать пытается ей объяснить, что старшие дети в семье не думают ей сделать ничего плохого, но Элке в этом не убедить.

Если к тому же появляется еще повышенное требование дополнительно с другой стороны, в данном случае со стороны школы, ребенок заболевает. Ее глаза слезятся, появляются различные высыпания на коже в виде пузырей. Вид у девочки грустный и уставший. В дальнейшем выясняется, что Элке мало бывает одна, не имеет собственного угла.

Часто взрослые и дети в семье, отвлекают ее от мечтаний. Она не имеет возможности быть предоставленной самой себе. Ее игрушки просто разбросаны вокруг и часто сломаны. Ее школьные учебники критикуются детьми в семье в такой, например, форме: «Смотрите-ка, что они там учат. Ведь это вообще ничего не значит!» Повсюду девочка делает отрицательные для себя открытия. В классе она не смеет громко читать. Ей трудно быстро схватывать слова, и она как улитка прячется в свой домик. В ней поселился страх: страх перед старшими детьми в семье, страх перед школой, страх перед будущим днем. И ее кожа является как бы «зеркалом души», которое показывает ее страх. Мне очень хочется помочь Элке, и я прошу в этом помочь мне старших детей в семье. Я замечаю, что они любят свою маленькую сестру. Но они не имеют представления, что они творят, сколько страха они вызывают у нее. Мать и отец прислушиваются к разговору тоже.

Элке приходит в группу, которая как раз работает с пластилином. Она охотно делает разные фигурки и очень сосредоточена в этой деятельности. Она любит музыку и знакома с флейтой, барабаном, дудкой, гонгом и игрой на колокольчиках.

Элке буквально начинает расцветать в группе. Благодаря этой деятельности она как бы перерастает себя, преодолевая свои затруднения.

Но проходит еще год, пока Элке становится совершенно здоровой как физически, так и душевно.

Элке именно сопереживания, полученные в группе, приносят ей помощь.

Я имела возможность наблюдать за Элке в течение трех лет. О кожной реакции уже не было больше речи. Кожная аллергия как реакция на непреодоленный страх была устранена. Элке стала здоровой.

В семье она уже не маленькая девочка, которая вынуждена со всем смириться. Она себя проявляет. Ее усилия в школе по любимым предметам – немецкому языку, искусству, музыке и истории – приносят ей отличные отметки, а обо всех остальных предметах, таких, как математика и английский язык, она весело говорит: «Я успеваю». Смелость, обретенная ею в процессе нашей работы с ней, сохраняется у нее и вырабатывает в ней важные положительные установки в жизни.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.