В Институте дизайна пространственной среды — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

В Институте дизайна пространственной среды

2017-10-21 689
В Институте дизайна пространственной среды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК.

НАТЮРМОРТ

Методические указания для студентов

по направлению подготовки 072500­-Дизайн

(квалификация «Бакалавр»)

 

Составитель

Е. В. Баклашкин

 

Санкт-Петербург


Утверждено

на заседании кафедры

Дизайна пространственной среды

19 сентября 2013 г., протокол № 2

Рецензент Е. С. Прозорова

Методические указания предназначены для обучения студентов по дисциплине «Академический рисунок. Натюрморт» разработаны по материалам Кафедры дизайна пространственной среды и составителя в соответствии с требованиями ФГОС. Они включают в себя описание целей и задач обучения, собственно методические указания по выполнению учебных работ, иллюстративный материал, а также список использованной и одновременно рекомендуемой литературы.

Пособие предназначено для студентов очной и очно-заочной форм обучения по направлению подготовки 072500-Дизайн (квалификация «Бакалавр», профили подготовки 072500.62: Дизайн интерьера, мебели и оборудования, Дизайн ландшафта, Дизайн среды).

Оригинал-макет подготовлен составителем и издан в авторской редакции.

Подписано в печать 14 октября 2013 г. Формат 60х84 1/16.

Электронный адрес: http://publish.sutd.ru

Усл. печ. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ 300/13

Отпечатано в типографии ФГБОУ ВПО «СПГУТД»

191028, С.-Петербург, ул. Моховая, 26.


Введение

Школа академического рисования — определенная система знаний, усвоение которых требует длительного времени на основе специальных заданий и упражнений, изучения методической и теоретической литературы, исследования исторического опыта великих мастеров, иллюстративного материала, а также рисунков из методического фонда выполненных студентами. Она является необходимым условием для обучения дизайнера пространственной среды. Рисование осуществляется в специально оборудованных аудиториях, наряду с аудиторными занятиями предусмотрен пленэр.

Курс обучения общему академическому рисунку на дизайне пространственной среды продолжается три года, шесть семестров. Программа последовательно усложняется от семестра к семестру.В упражнении по рисованию в качестве изобразительного объекта входит созданный человеком предметный мир (натюрморт, архитектурные детали), окружающая среда (интерьер, архитектурные, природные ландшафты), голова и фигура человека. В первом семестре студенты рисуют натюрморт из геометрических тел, бытовых предметов, драпировок, во втором семестре — архитектурные детали. На втором году обучения третий семестр посвящен рисованию интерьера, четвертый — рисованию гипсовой головы: изучению анатомии, рисование гипсового слепка, «обрубовки», головы экорше Гудона, черепа. На треть­ем курсе обучения академическому рисованию студенты рисуют фигуру человека (5-й семестр), в финале — натюрморт в интерьере и разрабатывают графику на его основе (6-й семестр). В сентябре каждого года обучения проводится пленер с определенными заданиями для студентов каждого курса. Также на первом и втором курсах осуществляется учебная практика в городской среде. Следует заметить, что на фоне изложенной последовательности обучения студентов рисованию, исходя из тактических педагогических соображений задания, тема заданий, их последовательность может меняться. Например: работу с натюрмортом можно включать в учебный процесс других семестров.

Преодолев такой путь, охватывающий разнообразные по содержанию и сложности задания, обучающийся приобретает знания и навыки, которые позволят решать актуальные задачи в будущей профессии, свободно выражать свои творческие идеи, сформировать профессиональное видение окружающего мира.

Наряду с изучением общей академической школы рисунка дизайнер пространственной среды должен овладеть теми правилами рисования, которые диктуются особенностями его будущей профессии.


Рисунок, практикуемый

Рисунок натюрморта

Общие установки

Обучение рисунку в институте начинается с рисования натюрморта — от простых постановок к более сложным постановкам. Простые постановки ставятся на столах и состоят из четырех–семи предметов, включая в себя геометрические гипсовые тела и бытовые предметы. Далее натюрморты усложняются: постановки на полу с высокой линией горизонта, многоуровневые постановки (предметы находятся выше и ниже линии горизонта), натюрморт в интерьере (включается пространство, окружающее постановку). Работы исполняются преимущественно на листах ватмана формата А2 и А1 графитным карандашом различной мягкости. Отдельные задания разрешается выполнять мягкими материалами на различных видах бумаги в зависимости от поставленной задачи. Размеры выполняемых работ при этом могут быть заданными специально (формат определяется композицией).

Цели работы с натюрмортом: развитие объемно-пространствен­ного, конструктивно-аналитического, композиционного мышления, применение знаний линейной и воздушной перспективы, правильное видение пропорций и масштабности, приобщение рисующего к культуре владения графическими материалами.

Композиционный эскиз —

Рисование в рабочем формате

Работа над любым рисунком ведется поэтапно. Ее основной принцип заключается в движении от решения общих задач к решению задач частных и на завершающем этапе — к обобщению всей работы. Совершенно недопустимо начинать рисунок, с какой-либо детали или элемента композиции, постепенно «пристраивая» к нему остальные части постановки.

Первый этап (начальный, общекомпозиционный). Выбрав пра­вильный формат листа, студент приступает к компоновке изображения натюрморта, опираясь на наиболее удачный эскиз. Легкими линиями он намечает изображения предметов в их соотнесенности друг с другом и с полем листа, не искажая их пропорций, соблюдая верное масштабирование.

Второй этап (линейно-конструктивный). Уточняются пропорции отдельных предметов, а также соотнесенность предметов друг с другом. Далее осуществляется переход к построению предметов, анализу их формы, расположению совокупности предметов в пространстве листа. Это же относится и к элементам предметов. Рассматривая отдельно каждую деталь, нельзя упускать из виду целостное решение рисунка, учитывая, что любая деталь является частью целого. В этом помогает методом перманентного сравнения: насколько каждая деталь существенна, как она соотносится с другими формами. Применяя знания линейной и воздушной перспективы, учитывая линию горизонта и точки схода предметов, рисующий должен отчетливо выявить скрытые от глаз основания предметов и убедительно изобразить плоскость, на которой они находятся. Следует верно, задавать тон линий первого и дальних планов. При этом работа ведется на всем пространстве листа одновременно, систематически осуществляется проверка правильности предыдущих действий.

Начиная со второго этапа работы над натюрмортом, всё большее значение приобретает качество линии, качество касаний карандаша к листу бумаги. Не следует «скоблить» и продавливать бумагу, вычерчивать предмет одинаковым образом. Назначение линии в рисунке — превратить плоский лист бумаги в пространство, уходящее в глубину листа. В связи с этим линия может быть широкой или тонкой, жесткой или мягкой, плотной и насыщенной или светлой и легкой, но в каждом элементе рисунка она неминуемо окажется разной. Линия рисует очертания предметов, их видимую и скрытую форму (объем, глубину), строение (конструкцию), линейную и воздушную перспективу.

Третий этап (светотеневой). На этом этапе рисования натюрморта анализируется объем и форма предметов, их соотнесенность между собой, выявление глубины пространства прорабатываются далее за счет такого важного выразительного средства, как светотень. Работая со светотенью, студент намечает собственные тени предметов и падающие тени от предметов — если имеется направленный источник освещения постановки. Если же освещение нейтральное, студенту следует (создать) светотень, придавая предметам наглядную объемность, представляя предмет как скульптурную форму, рассуждая о ней как конструктор. Следует оговориться, что границы этапов рисования натюрморта относительно условны. Например, светотень можно начать рисовать до третьего этапа — вместе с построением предметов — и наоборот, уточнение их пропорций иногда необходимо на третьем и четвертом этапах рисования, поскольку светотеневая разработка предметов может несколько изменять представленные ранее пропорции. Вообще недопустимо разделение процесса рисования, нередко практикуемые незрелыми студентами на две обособленные стадии: «вычерчивания» контура предметов, а затем их «раскрашивания».

В работе со светотенью предлагается легким однородным тоном (штрихом) нанести собственные тени предметов, падающие тени от них, определив далее полутона. Согласно другому подходу можно набирать отношения собственных и падающих теней разной тональностью в зависимости от приближенности и удаленности предметов в постановке от рисующего. Также как и на линейно-конструктивном этапе рисования натюрморта, необходимо продвигаться от целого к деталям. Когда найдены большие тональные отношения (свет, полутон, тень), уместно приступить к дальнейшему моделированию формы. При подробном моделировании каждой детали необходимо помнить, что деталь решается как часть целого. Следует подчеркнуть, что третий этап работы над натюрмортом особенно сложен. После осуществленного тщательного построения формы, после тонового моделирования деталей целостность рисунка иногда теряется. Чтобы преодолеть это, важно «заново» посмотреть на рисунок, какие-то детали обобщить, какие-то тона сделать мягче или, наоборот, усилить, сделать контрастнее.

Остановимся отдельно на некоторых моментах в работе со светотенью. Изображение падающей тени от предмета, как правило, рисуется по тону светлее, чем собственная тень на предмете, ее назначение — помогать выявлению плоскости или объема формы, на которую тень «упала», обогащать рисунок композиционно. Если изображение падающей тени будет темнее изображения собственной тени предмета и линии, ограничивающей предмет, то она может «разрушить» форму предмета и плоскость, на которую тень падает, хотя на линейно-конструктивном этапе рисования всё было изображено, верно. Темная линия силуэта предмета по отношению к его более светлой собственной тени обычно «удерживает» предмет «в своих границах». Падающую тень от предмета следует строить по правилам линейной и воздушной перспективы, иногда имеет смысл ограничить ее контуры линией. Линию падающей тени по тону желательно делать светлее линии предмета, который ее отбрасывает. В целом линии, очерчивающие предмет и линии, очерчивающие падающие тени, собственные тени предметов и тени, отбрасываемые ими должны находиться между собой в верных тональных отношениях. Они должны создавать целостную совокупную форму постановки. Не должно создаваться впечатления отдельности тех или иных линий и теней.

Четвертый этап (заключительный). Заключительный этап рисования натюрморта требует от студента внимательного рассматривания выполненной работы, внесения в нее поправок и обобщений — в частности, усиления или ослабления тех или иных линий, тональных отношений, внимательной проработки одних деталей и «ослабления» других выявление композиционного центра натюрморта соподчинение всех элементов и его совокупной формы единому композиционному замыслу. Всё это осуществляется в соответствии с первоначальным композиционным эскизом (если он не оказался студентом по каким-либо причинам пересмотренным). При сложной разработке всей поверхности рабочего листа рисунок должен выглядеть цельно, выразительно, интересно — иначе говоря, профессионально и творчески.


Иллюстрации

Рис. 1

Натюрморт из четырех предметов:

решение постановки конструктивно-аналитическое,

с минимальным количеством светотеневой проработки.


 

 

Рис. 2

Натюрморт с большим количеством геометрических тел:

создано композиционное единство постановки.


 

 

Рис. 3

Натюрморт с высокой линией горизонта:

перспективное построение предметов (вид сверху),

взаимосвязи предметов в пространстве.


 

Рис. 4

Многоуровневый натюрморт:

сложное перспективное и пропорциональное решение постановки.


 

Рис. 5

Натюрморт в интерьере:

большое количество разномасштабных предметов

и пространства окружающее постановку


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксенов, К. Н. Рисунок / К. Н. Аксенов. — М.: Панорама, 1990. —192с., ил.

2. Ветлинская, Т. С. Учебно-методическое пособие «Ри­сунок»/ Т. С. Ветлинская, Н. Ф. Марков. — СПб. — СПбГАСУ, 2004. — 92 с.

3. Ермолаев, А. П. Основы пластической культуры архитектора-дизайнера / А. П. Ермолаев, Т. О. Шулина, М. А. Соколов. —М.: Архитектура-С, 2005. — 464 с., ил.

4. Жилкина, З.В. Рисунок в московской архитектурной школе / З. В. Жилкина.— М.: КУРС; ИНФРА-М, 2012. — 112 с., ил.

5. Зайцев, А.П. Метод рисунка / А. П. Зайцев.— СПб.: Аграф. — 2008. — 40 с., ил.

6. Ли, Н. Г. Основы учебного академического рисунка / Н. Г. Ли.— М.: ЭКСМО, 2008. — 480 с., ил.

7. Серов А.М. Учебное пособие «Рисунок» / А. М. Серов.— М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1982. — 271 с. ил.


Содержание

Введение …………………………………………………………....  
1. Рисунок, практикуемый в Институте дизайна пространственной среды …………………..…………  
2. Рисунок натюрморта …………………………………………….  
2.1. Общие установки ………………………………………………
2.2. Последовательность работы над натюрмортом. …………….  
Иллюстрации ……………………………………………………….  
Список литературы …………………………………………………  

 

АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК.

НАТЮРМОРТ

Методические указания для студентов

по направлению подготовки 072500­-Дизайн

(квалификация «Бакалавр»)

 

Составитель

Е. В. Баклашкин

 

Санкт-Петербург


Утверждено

на заседании кафедры

Дизайна пространственной среды

19 сентября 2013 г., протокол № 2

Рецензент Е. С. Прозорова

Методические указания предназначены для обучения студентов по дисциплине «Академический рисунок. Натюрморт» разработаны по материалам Кафедры дизайна пространственной среды и составителя в соответствии с требованиями ФГОС. Они включают в себя описание целей и задач обучения, собственно методические указания по выполнению учебных работ, иллюстративный материал, а также список использованной и одновременно рекомендуемой литературы.

Пособие предназначено для студентов очной и очно-заочной форм обучения по направлению подготовки 072500-Дизайн (квалификация «Бакалавр», профили подготовки 072500.62: Дизайн интерьера, мебели и оборудования, Дизайн ландшафта, Дизайн среды).

Оригинал-макет подготовлен составителем и издан в авторской редакции.

Подписано в печать 14 октября 2013 г. Формат 60х84 1/16.

Электронный адрес: http://publish.sutd.ru

Усл. печ. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ 300/13

Отпечатано в типографии ФГБОУ ВПО «СПГУТД»

191028, С.-Петербург, ул. Моховая, 26.


Введение

Школа академического рисования — определенная система знаний, усвоение которых требует длительного времени на основе специальных заданий и упражнений, изучения методической и теоретической литературы, исследования исторического опыта великих мастеров, иллюстративного материала, а также рисунков из методического фонда выполненных студентами. Она является необходимым условием для обучения дизайнера пространственной среды. Рисование осуществляется в специально оборудованных аудиториях, наряду с аудиторными занятиями предусмотрен пленэр.

Курс обучения общему академическому рисунку на дизайне пространственной среды продолжается три года, шесть семестров. Программа последовательно усложняется от семестра к семестру.В упражнении по рисованию в качестве изобразительного объекта входит созданный человеком предметный мир (натюрморт, архитектурные детали), окружающая среда (интерьер, архитектурные, природные ландшафты), голова и фигура человека. В первом семестре студенты рисуют натюрморт из геометрических тел, бытовых предметов, драпировок, во втором семестре — архитектурные детали. На втором году обучения третий семестр посвящен рисованию интерьера, четвертый — рисованию гипсовой головы: изучению анатомии, рисование гипсового слепка, «обрубовки», головы экорше Гудона, черепа. На треть­ем курсе обучения академическому рисованию студенты рисуют фигуру человека (5-й семестр), в финале — натюрморт в интерьере и разрабатывают графику на его основе (6-й семестр). В сентябре каждого года обучения проводится пленер с определенными заданиями для студентов каждого курса. Также на первом и втором курсах осуществляется учебная практика в городской среде. Следует заметить, что на фоне изложенной последовательности обучения студентов рисованию, исходя из тактических педагогических соображений задания, тема заданий, их последовательность может меняться. Например: работу с натюрмортом можно включать в учебный процесс других семестров.

Преодолев такой путь, охватывающий разнообразные по содержанию и сложности задания, обучающийся приобретает знания и навыки, которые позволят решать актуальные задачи в будущей профессии, свободно выражать свои творческие идеи, сформировать профессиональное видение окружающего мира.

Наряду с изучением общей академической школы рисунка дизайнер пространственной среды должен овладеть теми правилами рисования, которые диктуются особенностями его будущей профессии.


Рисунок, практикуемый

в Институте дизайна пространственной среды

Академический рисунок в принципиальном отношении делится на несколько основных видов: линейный рисунок, тонально-живо­писный, декоративный, конструктивно-аналитический, объемно-про­странственный, каждый из которых выполняет в учебном процессе определенные цели и задачи и нередко перетекает один в другой. При этом первые три вида располагаются в большей мере в графической плоскости, а вторые — в конструктивной.

В Институте дизайна пространственной среды в основном практикуется соединение конструктивно-аналитического и объемно-про­странственного видов рисования, как правило, активно использующих линию. Рассмотрим особенности данного подхода.

Развитое понимание объема, пространства, конструкции обязательны для будущего дизайнера. Эти категории должны осмысленно прорабатываться в процессе рисования и наглядно выражаться в его результате. Рисунок, выполненный в таком ключе, выглядит конструктивно, технологично и эстетично, оказывается сродни проектированию, способен быть развернутым педагогом сообразно тем или иным задачам и не теряет возможности творческого выражения студента. Такой рисунок есть не натуралистическое изображение и одновременно не самоцель: натура здесь всего лишь подсказка, которую надо преобразовать в выразительное выстроенное по определенным правилам изображение. Линия в рассматриваемом подходе имеет определяющее организующее значение; отграничивает предметы, передает форму предметов их конструкцию, а отображение светотени направлено на выявление объема и пространства изображаемого объекта (объектов) его глубину. Особое внимание уделяется композиции. Как простое (элементарное размещение предметов в листе) и более сложная задача внутренняя разработка движения линий и плоскостей их соотношения взаимосвязи тональная разработка всей поверхности рисунка и отдельных деталей.


Рисунок натюрморта

Общие установки

Обучение рисунку в институте начинается с рисования натюрморта — от простых постановок к более сложным постановкам. Простые постановки ставятся на столах и состоят из четырех–семи предметов, включая в себя геометрические гипсовые тела и бытовые предметы. Далее натюрморты усложняются: постановки на полу с высокой линией горизонта, многоуровневые постановки (предметы находятся выше и ниже линии горизонта), натюрморт в интерьере (включается пространство, окружающее постановку). Работы исполняются преимущественно на листах ватмана формата А2 и А1 графитным карандашом различной мягкости. Отдельные задания разрешается выполнять мягкими материалами на различных видах бумаги в зависимости от поставленной задачи. Размеры выполняемых работ при этом могут быть заданными специально (формат определяется композицией).

Цели работы с натюрмортом: развитие объемно-пространствен­ного, конструктивно-аналитического, композиционного мышления, применение знаний линейной и воздушной перспективы, правильное видение пропорций и масштабности, приобщение рисующего к культуре владения графическими материалами.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.