Глава 9. Макроэкономическое равновесие — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Глава 9. Макроэкономическое равновесие

2017-10-21 226
Глава 9. Макроэкономическое равновесие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И макроэкономическое регулирование

Национальной экономики

 

9.1.Частичное и общее равновесие рыночной системы

9.2.Государственное регулирование национальной экономики

9.3.Современные модели макроэкономического регулирования

И командная экономика, и экономика свободного рынка... представляют собой... крайние случаи... Эконо-. мические системы всех стран являются смешанными.

С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи1

 

1 Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. — авторы популярного в США курса "Экономика" (русский перевод. — М., 1993).

 

Одной из базовых проблем макроэкономики является про­блема макроэкономического регулирования. Важнейшими вы­ступают рыночный и государственный механизмы макрорегу­лирования.

Вместе с тем процесс общественного развития показал как ограниченность рыночного, так и неэффективность исключи­тельно государственного регулирования национальной экономи­ки, закономерную тенденцию к их синтезу.

Материалы главы помогут разобраться в актуальнейших проблемах экономического развития, обусловленности синтеза противоречивых механизмов.

В главе рассматриваются:

• механизм рыночного саморегулирования, принцип "неви­димой руки";

• ограниченность и пределы механизма рыночного саморе­гулирования;

• направления государственного регулирования экономики;
' • механизмы прямого и косвенного регулирования;

• модели и механизмы макроэкономического регулирова­ния в XX столетии;'

• синтез рыночного и государственного механизмов.

Частичное и общее равновесие рыночной системы

Введение в проблему

Всякая национальная экономика стремится к поддержанию -равновесия1 между макроэкономическими структурами. Оно до­стигается двумя путями:

• путем целенаправленной деятельности человека;

• на основе механизмов саморегулирования. Целенаправленное управление макроэкономическими

структурами, осуществляемое хозяйствующими субъектами, как правило, результат высокоразвитой и высокотехнологич­ной экономики. Однако путь к такой экономике достаточно до­лог. Означает ли это, что при отсутствии механизмов целенап­равленного регулирования исключается взаимосвязь и, более того — пропорциональность между структурами?

Отнюдь, нет. Независимо от воли и желания людей, на мак­роуровне действует объективный экономический закон про­порционального развития макроэкономики, реализующий объективную необходимость поддержания соответствия между макроэкономическими структурами.

Выделяют два способа взаимодействия людей, определяю­щих общественный порядок:

1) спонтанный, или стихийный, порядок;

2) регулируемые хозяйствующим субъектом экономичес­кие системы.

В спонтанных экономических системах информация, необ­ходимая производителям и потребителям, передается, как пра­вило, без целенаправленно сформированного регулирующего механизма. Экономические субъекты получают ее с помощью ценовых сигналов, Повышение или понижение цены подсказы­вает им в

 

1 Равновесие - устойчивое соотношение между чем-нибудь // Оже­гов С. И. Словарь русского языка. С. 637.


каком направлении организовывать деятельность. Других регуляторов взаимодействия в таких экономических системах нет. Только механизм цен координирует экономи­ческие действия людей.

Австрийский экономист Фридрих Август фон Хайек (1899-1992)1, видный представитель неолиберализма в эконо­мической теории, назвал такую взаимосвязь, устанавливаемую через систему цен, спонтанным (самопроизвольным) поряд­ком. Этот порядок не зависит от чьих-либо намерений или пла­нов. Спонтанный порядок возник естественным путем в ходе раз­вития человеческой цивилизации.

Классический образец спонтанного порядка - рыночная си­стема.

Регулируемые хозяйствующим субъектом системы управ­ляются сверху вниз - от центра к исполнителю.

Они предполагают определенный иерархический порядок, согласно которому в общей цепочке взаимосвязей выделяются адресные фигуры, ответственные за конкретные решения и дей­ствия.

В отличие от спонтанной системы иерархия основана не на ценовых сигналах, а на власти, персонифицированной в лице руководителя фирмы или центрального государственного орга­на. Но всякая власть требует определенного управленческого аппарата, осуществляющего многоплановую деятельность, в том числе по "отправлению" власти. Это связано с большими денеж­ными затратами, которые получили название трансакционных затрат, или трансакционных издержек. Трансакционные из­держки, как правило, не связаны с производством как таковым. Это затраты, необходимые для сбора информации о ценах, кон­трагентах рыночной экономики, управленческие расходы и т. д.

Научные оценки спонтанного или иерархического экономи­ческого порядка не являются однозначными. Ход общественно­го развития, с одной стороны, обусловил поступательное раз­витие — эволюционный переход от спонтанного к иерархичес­кому управлению, модификацию форм их взаимодействия на различных этапах общественного развития, с другой — пере­ход к иерархическому управлению потребовал денежных средств, значительных трансакционных издержек.

При спонтанном порядке информацию о ценах субъекты рынка получают постоянно, в ходе взаимообмена произведен­ной продукцией, что не требует значительных денежных зат­рат на эти цели. Всякие же иерархические структуры тре­буют значительных денежных средств на получение инфор­мации. Поэтому эффективность существования таких систем на­ряду с прочими определяется величиной трансакционных из­держек. Этот критерий является достаточно важным при оцен­ке эффективности той или иной системы управления в рамках предприятия (фирмы) или национальной экономики.

 

1 Фридрих Август фон Хайек -лауреат Нобелевской премии 1974г. за работы в области теории денег, конъюнктурных колебаний, взаимо­влияния экономических, социальных и структурных процессов.


Исследования показали высокую результативность иерархической системы на фирме. Здесь работники взаимодей­ствуют не на основе ценовых сигналов, а на основе распоряже­ний, приказов, отдаваемых сверху вниз по иерархически управ­ляемой цепочке.

В рамках же национальной экономики весьма сложно со­брать "в один кулак" всю рассеянную информацию об эконо­мических агентах, определить способы наиболее эффективно­го использования редких ресурсов, вряд ли целесообразно уп­равлять ими из единого центра.

Способы организации экономического порядка, взаимодей­ствия субъектов экономики не находятся в застывшем состоя­нии, не являются неизменными. Они зависят от принятых в об­ществе "правил игры", определяемых прежде всего отношени­ями собственности.

При этом распределение условий и факторов производства определяет возможности и пределы иерархического управле­ния на соответствующем уровне.

В рамках частной собственности иерархия, как правило, отсутствует. Механизмы общей собственности, напротив, бази­руются на иерархии.

Рассмотрим содержание и трансформации макроэкономи­ческого регулирования в ходе общественной динамики.

Существует мнение, что заслуга исследования взаимосвя­зей и механизмов рыночного саморегулирования национально­го хозяйства принадлежит классикам. В действительности для их исследований характерен микроэкономический анализ. Они не исследовали проблемы общего рыночного равновесия, хотя в их высказываниях и имеются выводы о возможности и меха­низмах удовлетворения общественного потребительского спроса и установлении общего макроэкономического равновесия в ус­ловиях рынка совершенной конкуренции в краткосрочном пе­риоде.

Механизм рыночного саморегулирования, принцип "невидимой руки"

В условиях рыночной экономики пропорциональность меж­ду макроэкономическими структурами в определенных преде­лах обеспечивается механизмом рыночного саморегулирования. Классик политической экономии А. Смит назвал его механиз­мом " невидимой руки".

А. Смит полагал, что "невидимая рука" как бы "подталки­вает" всех частных производителей товаров и услуг к дей­ствиям на благо общества — предприниматель, заботящийся о собственной выгоде, производит продукт, удовлетворяющий не личные, а общественные потребности. Организуя производство, он на свой страх и риск, исходя из собственных представ­лений и оценок, решает — что, как и для кого производить. В свою очередь, потребитель может проявить интерес к продукту и купить его, тогда он реализуется не только как потребитель­ная стоимость, но и стоимость, но может и не купить его, в этом случае он не реализуется и как полезность. Следовательно, "не­видимой рукой" производитель направляется к цели, кото­рая вовсе не входила в его намерения. Руководствуясь личным интересом и личными предпочтениями, он вместе с тем решает проблемы насыщения общественного потребительского спроса товарами.

Механизм рыночного саморегулирования включает в себя прямые и обратные связи между участниками рыночных сде­лок.

Прямая связь определяется движением от производите­ля к потребителю товаров. При этом если продукт удовлетво­ряет общественные потребности — он покупается. Но возмож­ны сбои, если произведенный продукт не находит потребителя и не реализовавшись как полезность, не реализуется как сто­имость.

Обратная связь характеризуется движением от рынка (покупателя) к производителю. Она также определяется полез­ностью товара и уровнем цен. Реакция покупателей дает инфор­мацию, позволяющую вносить поправки в действия производи­телей, переключаться на выпуск товаров, пользующихся потре­бительским спросом.

Таков в общих чертах обоснованный А. Смитом механизм саморегулирования в рыночной экономике, ориентированный на систему взаимосвязей в коротком периоде. Вместе с тем он не дает ответа на важнейший вопрос: об обеспечении равенства объемов спроса и предложения в макроэкономике в долгом пе­риоде.

Вслед за А. Смитом проблему рыночного равновесия пы­тался решить французский экономист Жан Батист Сей.

Исходя из предпосылки, что предложение рождает свой соб­ственный спрос, Сей полагал, что произведенный объем продукции автоматически обеспечивает доход, равный стоимости всех созданных благ, достаточный для ее полной реализации, тем са­мым ориентировал на равенство предложения и спроса.

Если какой-то объем дохода не будет израсходован на при­обретение продукции и уйдет в сбережения, произойдет сокра­щение в объеме совокупного спроса. Это приведет к уменьше­нию занятости, недопотреблению части произведенного продук­та и, следовательно, нарушению равенства между совокупным предложением и совокупным спросом.

Сей полагал, что рыночный механизм сам способен исклю­чить дисбалансы, возникающие в масштабах национальной эко­номики. Возможность перепроизводства допускал лишь приме­нительно к отдельным товарам, вместе с тем отрицал реальность перепроизводства на макроуровне. Полагал, что, если какие-либо товары не находят себе покупателя, это означает лишь, что другие производства дали товаров меньше, чем нужно.

Теоретическая концепция Сея ориентировалась на взаимо­обусловленное движение товаров и денег, невозможность.их са­мостоятельного движения.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.