Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-10-21 | 659 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 5
1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХИАТРИИ.. 6
1.1. Предмет и задачи психиатрии. 6
1.2. История развития психиатрии как науки. 7
1.3. Организация психиатрической помощи. 9
1.3.1. Психиатрический стационар и диспансер. 10
1.3.2. Режимы наблюдения в психиатрическом стационаре. 10
1.3.3. Основные показания и условия госпитализации в стационар больных с психическими расстройствами. 11
2. ОБЩАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ.. 14
2.1. Восприятие. Расстройства чувствительности. 14
2.1.1. Обманы восприятия. Иллюзии и расстройства психосенсорного синтеза 14
2.1.2. Галлюцинации. 15
2.2. Сознание. Расстройства сознания. 17
2.2.1. Сужение сознания. 18
2.2.2. Помрачение сознания. 18
2.3. Мышление. Расстройства мышления. 19
2.3.1. Расстройство мышления по темпу. 20
2.3.2. Расстройства мышления по форме. 21
2.3.3. Расстройства мышления по содержанию.. 22
2.3.4. Фабулы бреда. 24
2.3.5. Именные параноидные синдромы.. 25
2.4. Расстройства внимания и памяти. 26
2.4.1. Качественные расстройства памяти. 27
2.4.2. Виды амнезий. 27
2.5. Интеллект. Расстройства интеллекта. 28
2.6. Эмоции. Расстройства эмоций. 29
2.7. Воля. Расстройства волевой сферы.. 32
2.7.1. Нарушения полового инстинкта. 33
2.7.2. Импульсивные влечения. 34
2.8. Двигательные расстройства. 34
3. ПСИХОФАРМАКОЛОГИЯ.. 37
4. ЧАСТНАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ.. 40
4.1. Расстройства личности. 40
4.1.1. Дисгармоничные типы воспитания. 41
4.1.2. Клинические типы.. 42
4.1.3. Динамика и лечение. 45
4.2. Алкогольная зависимость. 46
4.2.1. Клинические проявления. 47
4.2.2. Алкогольные психозы.. 48
4.2.3. Лечение алкогольной зависимости. 50
4.3. Наркомания. 52
4.3.1. Зависимость от канабинолов. 53
4.3.2. Кокаиновая наркомания. 54
4.3.3. Опиумная наркомания. 56
4.3.4. Клинические проявления опиумных наркоманий. 57
4.3.5. Лечение опиумных наркоманий. Основные принципы.. 58
4.4. Шизофрения. Этиопатогенетические концепции развития шизофрении 59
4.4.1. Исторические концепции развития шизофрении. 60
4.4.2. Клиника. 61
4.4.3. Облигатные симптомы шизофрении. 61
4.4.4. Факультативные симптомы шизофрении. 62
4.4.5. Волевые факультативные симптомы.. 63
4.4.6. Формы шизофрении. 64
4.4.7. Типы течения шизофрении. 65
4.4.8. Основные принципы лечения шизофрении. 66
4.5. Аффективные расстройства. 67
4.5.1. Депрессивные проявления. 67
4.5.2. Маниакальные проявления. 68
4.5.3. Биполярно-аффективное расстройство. 69
4.5.4. Клиника биполярно-аффективного расстройства. 69
4.5.5. Лечение депрессивного состояния. 70
4.5.6. Лечение маниакального состояния. 71
4.6. Невротические расстройства. 71
4.6.1. Особенности формирования невротического расстройства. 72
4.6.2. Расстройства адаптации. Тревожные расстройства. 73
4.6.3. Диссоциативные расстройства. 75
4.6.4. Неврастения. Соматоформные расстройства. 75
4.6.5. Ипохондрическое и хроническое болевое расстройство. 76
4.6.6. Медикаментозное лечение. 77
4.6.7. Психотерапевтическое лечение. 77
4.7. Умственная отсталость. 78
4.7.1. Классификация. 79
4.7.2. Диагностика. 80
4.7.3. Лечение. 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 82
ПРЕДИСЛОВИЕ
В мире современных технологий, высокой интенсификации труда и требований социума к личности, а также морально-этическом хаосе в самом обществе, где минимизируется роль семьи и семейных ценностей и, в целом, гуманистического воспитания личности, отмечается неизбежный рост психических расстройств, особенно обусловленных влиянием социально-психологических факторов (невротических расстройств и аддиктивных поведений).
Вследствие вышесказанного усиливается актуальность профилактики психических нарушений, создания комплексных программ реабилитации, и активное участие в этих мероприятиях должны принимать психологи и социальные работники, т.к. именно они в сотрудничестве с медиками могут изменить влияние социально-психологических факторов на личность и реакции самой личности на неблагоприятные жизненные события.
Мало того, никто из членов общества не защищён от ситуации появления в его окружения (в семье, на работе, на улице) больных с психическими расстройствами, поэтому формирование общих знаний о проявлениях различных психических нарушений и системе общения с такими людьми имеет большое значение.
Данное пособие направлено на формирование представлений о психических расстройствах, способах их диагностики, профилактики и лечения, а также актуализации роли психологов в дифференциальной диагностике различных расстройств и психологической коррекции тех или иных психических нарушений.
В пособии обобщается двадцатилетний опыт преподавании психиатрии при подготовке специалистов медиков, психологов и социальных работников в виде доступного, систематизированного изложения информации с использованием различных клинических примеров.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХИАТРИИ
Предмет и задачи психиатрии
Психиатрия – область медицинских знаний о причинах психических расстройств, их проявлении в поведении человека, методах лечения и профилактики.
Основной целью психиатрии является профилактика и лечение психических расстройств.
Задачи психиатрии:
1) изучение этиологии и патогенеза психических расстройств;
2) анализ эпидемиологии психических расстройств;
3) изучение клинических проявлений клинических расстройств в виде симптомов и синдромов, а также динамики отдельных психических заболеваний;
4) формирование основных критериев в диагностике психических расстройств;
5) создание методов обследования психически больных;
6) формирование индивидуализированных комплексных реабилитационных программ для психически больных;
7) создание лечебных заведений для реабилитации больных с психическими расстройствами;
8) подготовка специалистов, осуществляющих лечение и дифференциальную диагностику психических расстройств (психиатров, психотерапевтов, социальных и клинических психологов и социальных работников);
9) изучение асоциального поведения больных с психическими расстройствами и формирование специальных мер, направленных на профилактику правонарушений и дальнейшую реабилитацию пациентов, совершивших противоправные деяния.
Современный этап
Этот этап можно рассматривать с конца XIX в. по настоящее время. В этот период психиатрия от описательного принципа перешла к объяснительному, выдвинув социальный фактор как причину развития ряда заболеваний, которые позже стали называться психогенными. Предметом изучения становится психология душевнобольных и психопатологических вариаций нормальных психологических процессов. Э. Блейлер первым создал наиболее обоснованное учение о проявлениях шизофрении. Он же выделил так называемые функциональные психозы в противовес органическим болезням. Блейлер считал, что в психозе нормальные психологические функции искажаются до неузнаваемости за счёт их рассогласования и утраты единства. Таким образом, появилось блейлеровское понятие «схизофрении» – расщепления души.
Основоположником современного психодинамического направления в середине XX в. явился создатель психоанализа З. Фрейд. Особое внимание он уделил сфере бессознательного: сновидениям, сексуальности, защитным механизмам. Огромным вкладом З. Фрейда явилось признание роли семьи в развитии личности в целом, а также тех психических нарушений, которые могут развиваться в результате ее влияния в процессе формировании личности.
Современный период характеризуется разносторонними подходами к психическим расстройствам. В своей практике психиатрия использует клинические и экспериментальные, психодинамические и биологические методы и признаёт значение каждого направления. Сущность психиатрии в её многообразии. Всё, что может иметь терапевтическое применение и приносить пользу больному, врач должен использовать для адаптации больного в обществе.
Врачебная тактика
Однако смена режимов должна осуществляться при стойком убеждении врача в том, что пациент не диссимулирует психопатологическую симптоматику (бред, галлюцинации, синестопатии, суицидальные мысли и т.д.). В противном случае пациент может совершить побег из психиатрической больницы, а психопатологические проявления могут быть причиной совершения им различных противоправных и аутоагрессивных действий. В этом случае врач будет нести уголовную ответственность. В связи с вышеуказанным психиатр всегда должен иметь высокую профессиональную квалификацию и уровень подготовки.
ОБЩАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ
Галлюцинации
Галлюцинации – это ложное восприятие несуществующих предметов и явлений. Галлюцинации делятся по органам чувств (зрительные, слуховые, обонятельные и т.д.), а также на истинные и псевдогаллюцинации.
Слуховые галлюцинации делятся на вербальные и невербальные.
Вербальные галлюцинации:
Галлюцинации делятся по сложности:
а) элементарные – наблюдаются в одном анализаторе и могут быть обрывочны, например, вспышки света, круги перед глазами, шум, оклики по имени;
б) сложные – это восприятие в одном анализаторе образов, текстов, речи, явлений;
в) комплексные – восприятие отмечается в нескольких анализаторах, например зрительный + слуховой + обонятельный.
Выделяют также истинные и псевдогаллюцинации. Признаками псевдогаллюцинаций являются:
Экспериментально доказано, что псевдогаллюцинации, прежде всего слуховые, возникают у психически здоровых людей в условиях сенсорной депривации (ситуация, в которой полностью или частично отсутствуют зрительные, слуховые, тактильные и другие воздействия на органы чувств). Таким образом, псевдогаллюцинации свидетельствуют о менее тяжёлом поражении психики, чем истинные.
При функциональных галлюцинациях галлюцинаторный объект воспринимается на фоне реального (в шуме работающего вентилятора больной шизофренией слышит оскорбительные высказывания, как только вентилятор выключают, голоса исчезают).
При зоопсиях больной видит различных животных или насекомых (алкогольный делирий).
При аутоскопических галлюцинациях больной эпилепсией или инфекционным психозом видит своего двойника.
Внушённые (индуцированные) галлюцинации являются следствием внушения. Например, на волне массового религиозного экстаза некоторые люди видят ангелов или других персонажей Библии.
Выделяют методы определения «галлюцинаторной настроенности». Симптом Райхардта выявляется путём показа больному чистого листа бумаги и просьбы прочесть, что там написано. Симптом Ашаффенбурга проверяют с помощью отключённого телефона. Просят услышать речь: «С вами хочет поговорить какой-то мужчина». И пациент составляет диалог по увиденному или услышанному.
Сужение сознания
Сумеречное сужение сознания – параксизмальное расстройство сознания, при котором на фоне общей дезориентировки, при наличии бредовых идей и галлюцинаций действия больного могут быть агрессивны, импульсивны и могут иметь антисоциальную направленность. Пациент может принимать окружающих людей за своих обидчиков или преследователей, и его агрессивные действия могут быть направлены против них, например, он может наброситься с ножом или кулаками, убежать с места происшествия, потом заснуть и не помнить, что произошло. Описанные расстройства соответствуют классическим сумеречным состояниям сознания. Выделяют также ориентированные сумерки, или амбулаторные автоматизмы: стереотипные действия на фоне суженного сознания. Они классифицируются по длительности состояния: самыми краткосрочными являются абсансы – сужение сознания на несколько секунд. Характеризуется тем, что пациент вдруг замирает, концентрируя взгляд в одной точке. В случае повышения тонуса мышц он крепко сжимает в руке находящиеся предметы (гипертонический абсанс). В случае снижения тонуса мышц предметы выпадают из рук (гипотонический абсанс).
Далее по длительности следуют фуги. Их продолжительность – от нескольких минут до часа. Характеризуются тем, что больной порой выполняет стереотипное движение, может бесцельно двигаться в конкретном направлении, при этом нарушена ориентировка во времени, а пространственная ориентировка сохранена. После выхода из такого состояния пациент не помнит, что он делал и как он оказался в этом месте. Разновидностью фуги является сомнамбулизм, при котором в ночное время больные бродят по дому, выходят за пределы жилища.
Выделяют также трансы – многочасовые и даже многодневные амбулаторные автоматизмы, когда внешне упорядоченная сложная деятельность осуществляется на фоне суженного сознания. В подавляющем большинстве случаев сумеречные расстройства сознания наблюдаются при эпилепсии и органическом поражении головного мозга.
К расстройствам сознания также можно отнести явление дереализации – переживание нереальности окружающего пространства.
Помрачение сознания
К помрачению сознания относятся симптомы, которые чаще всего отмечаются в общей медицинской практике и являются обычно следствием воздействия на психику травм, инфекций, интоксикаций, хроматических соматических заболеваний, но ряд из них может отмечаться и при шизофрении.
К. Ясперс изучал и свойстваосознавания своего психического и физического «Я»:
1) осознание своей целостности;
2) осознание себя как отдельно существующего объекта в окружающем мире (т.е. осознание границ своего «Я»);
3) осознание своего автономного существования и деятельности;
4) осознание своего единства на протяжении времени.
Деперсонализация – это осознавание чуждости своего «Я». «Я это или не я», «во мне как будто живут несколько душ», «я как будто распадаюсь на части». Явление дереализации и деперсонализации часто встречаются на фоне интоксикаций, инфекционных процессов, а также на фоне эндогенных психических расстройств (шизофрении, биполярно-аффективного психоза).
Фабулы бреда
Бред бывает различный по содержанию, или фабуле.
Выделяют три фабулы бреда.
1. Персекуторная фабула бреда, которая заключается в возникновении убеждённости в том, что со стороны окружающих больному может быть причинён какой-либо ущерб. Сюда относится бред преследования, отношения, воздействия, отравления, порчи, колдовства, ущерба, ревности. Больной считает, что определённые люди следят за ним, стремятся его ограбить, опорочить, уволить с работы, убить, использовать в экспериментах.
Часто встречается бред воздействия, при котором больной уверен, что кто-то имеет возможность контролировать его физические и психические функции, управлять ими. Пациент чувствует, что часть его «Я» подчинена чужой воле. Эти идеи сопровождаются непосредственным переживанием постороннего воздействия (психические автоматизмы). Больной ощущает управление мыслями, вкладывание ему их в голову, понимает, что его мысли передаются окружающим и становятся всем известны (идеаторные автоматизмы). Посторонней воле подчинены движения больного (моторные автоматизмы), его чувства и ощущения (сенсорные автоматизмы). Он догадывается, что управление им осуществляется с помощью приборов.
2. Ипохондрическая фабула бреда: больные убеждены в наличии у них тяжелого неизлечимого заболевания.
3. На фоне депрессии могут развиваться идеи самоуничижения, греховности, виновности. Пациенты убеждены в своей никчёмности, в наличии ужасной вины, за которую должен пострадать сам больной, его родственники либо другие люди. В рамках этой же фабулы необходимо рассматривать нигилистический бред (отрицание), который может входить в структуру синдрома Котара.
В структуру данной фабулы можно включить и бред ревности, когда у больного возникает уверенность в неверности супруга (супруги). Фабула бреда величия, к которому относятся идеи величия, богатства, знатного происхождения, могущества, бессмертия, мессианский бред. Больные утверждают, что обладают огромной властью, их возможности влиять на любые события практически беспредельны, они знамениты и избраны для осуществления великой миссии (возрождение человечества, спасение его от тяжелых заболеваний).
Сексуальная тематика может быть отражена в фабуле эротического (любовного) бреда, который наблюдается обычно у женщин. Больная убеждена, что некто, как правило, занимающий высокое положение, влюблён в неё.
Расстройства внимания
Истощаемость – невозможность концентрации на достаточно длительный срок. Часто встречается при астенических состояниях, начальных стадиях атеросклероза сосудов мозга.
Патологическая прикованность (тугоподвижность) – внимание больного сосредоточено на одном предмете, явлении и отвлечь его почти невозможно. Отмечается на фоне депрессии, эпилепсии.
Рассеянность, при которой человеку трудно сосредоточиться на какой-либо деятельности. Наблюдается при астеническом синдроме, состоянии оглушения, различных формах умственной отсталости.
Патологическая отвлекаемость – внимание постоянно переключается с одного предмета на другой без особых оснований. Наблюдается при маниакальном синдроме, начальной стадии делирия.
Память – это важная психическая функция, связанная с фиксацией, хранением (ретенцией) и воспроизведением (репродукцией) информации. Память тесно связана с вниманием, мышлением, восприятием.
Активное развитие памяти происходит до 30-35 лет. Далее эта функция остается стабильной до 50-летнего возраста, после чего постепенно снижается.
Память связана с процессом восприятия, поэтому предпочтение в фиксации информации отдаётся какому-либо анализатору, в связи с чем выделяют зрительную, слуховую, тактильную память и т.д. Также память классифицируется на краткосрочную, или оперативную, и долгосрочную. В первом случае сохранение информации тесно связано с её использованием: как только мы прекращаем использовать данную информацию, она исчезает из памяти.
Долгосрочная память связана с длительным хранением информации и предопределена генетическими механизмами её сохранения. Поэтому говорят о родовой памяти, памяти на всю жизнь. Хранилищем информации в данном случае является подсознание, и даже если мы вытесняем события, стремясь их забыть, мы затрудняем лишь воспроизведение информации, но она сохраняется в подсознании, пока не нарушена морфологическая структура мозга, отвечающая за долгосрочную память (по мнению нейропсихологов это гипокам).
Виды амнезий
Вышеуказанные виды амнезий могут встречаться как на фоне невротических расстройств, так и при органической патологии.
Выделяют амнестические расстройства в отношении периода трансформации сознания, которые могут возникнуть на фоне экзогенного воздействия на мозг (травмы, инфекции, интоксикации и т.д.).
К таким видам амнезий относятся:
Эмоции. Расстройства эмоций
Эмоции – это особая форма реагирования на окружающую действительность с помощью мимической мускулатуры и поведенческих актов, связанная со степенью удовлетворения собственных потребностей. Эмоциональный мир личности тесно связан с воспитанием, ценностными установками, характерологическими особенностями, а также типом темперамента. Эмоции условно делятся на положительные и отрицательные. Эмоциональная активность человека выражается различными состояниями, среди них выделяют следующие.
Расстройства эмоций могут быть связаны как с нарушением эмоциональных реакций, так и с нарушением настроения.
Расстройства настроения
Расстройства настроения проявляются следующими симптомами.
Расстройства настроения проявляются в виде двух основных синдромов.
1. Депрессивный синдром; его составляют три симптома: гипотемия (снижение настроения), брадифрения (замедление мыслительной активности), гипокинезия (замедление двигательной активности). К клиническим проявлениям депрессии также могут присоединяться снижение аппетита, потеря веса, суицидальные мысли и тенденции. Могут отмечаться частые простудные и инфекционные заболевания, а также синдром Протопопова.
Выделяютнесколько клинических вариантов депрессии.
По этиологии выделяют три типа депрессии.
1. Маниакальный синдром; включает три симптома: гипертимия (повышенное настроение), тахифрения (ускорение мышления), гипердинамия (ускорение двигательной активности). Этот синдром сопровождается выраженной, не всегда осознанной активностью, проявлением сверхценных идей (изобретательства, рационализаторства, особого происхождения).
По клиническим проявлениям маниакальный синдром делится:
По этиологии маниакальные состояния классифицируются как:
Импульсивные влечения
Среди расстройств влечения выделяют также импульсивные влечения:
Двигательные расстройства
Двигательные расстройства характеризуются повышением или снижением двигательной активности.
Виды возбуждения.
Повышенное расстройство моторной активности может отмечаться в виде навязчивых движений, нелепость, ненужность которых понимает сам больной, но избавиться от них не может. Если навязчивые движения не препятствуют адаптации в обществе, то можно говорить о непатологических проявлениях. Часто навязчивости, например онгаофагия (обкусывание ногтей), трихотилломания (вырывание волос), наблюдаются при невротических расстройствах и шизофрении и требуют лечения. Сложные навязчивые действия (ритуалы) возникают на фоне тревоги, страха, носят адаптивный (приспособительный) характер.
Особый тип патологии двигательной активности – пароксизмальные (приступообразные, т.е. с чётким началом и окончанием) расстройства. К ним относятся эпилептические: генерализованный приступ с тонической и клонической фазами; абортивные приступы, где та или иная фаза отсутствует или неполно представлена; джексоповские приступы, при которых моторные расстройства отмечаются в определённой последовательности только в одной половине тела. Миоклонические припадки характеризуются вздрагиванием всего тела (генерализованные) или отдельных мышечных групп (фокальные).
Снижение психомоторного возбуждения характеризуется ступором – мышечное оцепенение, сопровождаемым мутизмом – отсутствием речи.
Выделяют разные виды ступора.
Психогенный ступор развивается у эмоционально неустойчивых или истероидных личностей как проявление шоковой реакции на стресс. Застывший больной с широко открытыми глазами и выражением удивления на лице может быть выведен из ступора сверхсильным раздражителем (криком, ударом ладони по щеке).
Важным синдромом двигательно-волевых расстройств является кататонический синдром. Он может проявляться в виде ступора или возбуждения. Общие симптомы для этого синдрома:
Для возбуждения характерны импульсивность, агрессивность.
Для ступора характерны:
ПСИХОФАРМАКОЛОГИЯ
Психофармакология – раздел психиатрии, который изучает особенности применения психотропных препаратов.
В основе классификации лежит принцип «синдрома-мишени»: для каждого препарата известен набор синдромов, при которых его назначение будет эффективным. Оценив синдромальную структуру (психический статус больного), можно выбрать адекватные для лечения данного состояния психотропные средств.
Выделяют следующие группы психотропных препаратов: антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики, психостимуляторы, ноотропы.
Антидепрессанты
Общим свойством препаратов этой группы является способность устранять депрессивные расстройства. Они наиболее эффективны при эндогенных депрессиях, но действуют также и на депрессивные синдромы другого происхождения. Основное антидепрессивное действие сочетается с дополнительным – седативным или стимулирующим, что и определяет конкретные клинические показания.
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!