Тема 7. Homo loquens как объект современной филологии. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема 7. Homo loquens как объект современной филологии.

2017-10-21 624
Тема 7. Homo loquens как объект современной филологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Внимание к человеку говорящему на разных этапах развития филологии. Роль антропологического поворота в гуманитарных науках, изменение статуса речевой коммуникации, повышение коммуникативной активности человека в середине XX– началеXXIв. в придании человека говорящему статуса объекта филологии.Homoloquensкак те стороны, грани человека как целого, которые составляют предмет интереса филологических наук.

Языковая личность, творческая личность как базовые понятия лингвистики и литературоведения, стимулирующие разработку категории homoloquens. Homoloquensкак обозначение человека, осуществляющего посредством естественного языка деятельность по созданию и восприятию текста, содержащего любой вид реальности.

Важнейшие способности и характеристики человека как homoloquens: формально-демографические, социально-психологические, культурно-антропологические, философско-мировоззренческие, когнитивные и коммуникативные лингвистические, ситуационно-поведенческие и др.

Аспекты изучения homoloquensв филологии. Филологические науки и дисциплины, изучающиеhomoloquensкак объект филологии. Филологическая герменевтика. Анализ дискурса. Филологическая теория коммуникации.

Тема 8. Методология филологии.

Методология филологии как учение об основаниях и способах действования с ее объектами.

Филология как научный принцип (С. С. Аверинцев). Филологический подход к исследованию, его сущность. Методы филологии: методы практической деятельности, методы исследования. Роль субъективного фактора и контекста гуманитарных наук в филологическом исследовании.

Филологическое научное исследование. Важнейшие понятия: познавательная ситуация, объект, предмет, фактическая область, цель, задачи, средства и др. Методы исследования – общенаучные и частнонаучные. Методы наблюдения и эксперимента. Методы классификации и моделирования.

Логика научного исследования в филологии: движение от проблемы через гипотезу к теоретическому результату. Специфика научных проблем в филологии. Постановка проблемы. Разработка гипотезы. Виды результата: теория, модель, описание, осмысление, новая интерпретация и др.

Организация научного исследования. Этапы научного исследования (подготовительный, основной и заключительный), их задачи. Выбор темы исследования, обоснование ее актуальности. Представление результатов исследования в научной коммуникации. Учебное научное исследование, его особенности.

 

Примерные вопросы к экзамену (120 баллов)

1. Филология: слово – практическая деятельность – знание – область науки. Возникновение филологии как деятельности и как знания

2. Современная филология как отрасль науки и направление высшего профессионального образования.

3. Филология как практически ориентированное комплексное знание (V-IVвв. до н.э. – серединаXIXв. н.э.).

4. Значение трудов Ф.А. Вольфа и его современников для филологии.

5. Специализация филологического знания дифференциация филологических наук: середина XIX– серединаXXвв.

6. Современная филология, или “новейшая филология”: человек как центр филологии.

7. Естественный язык как объект современной филологии.

8. Понимание естественного человеческого языка в концепции В. фон Гумбольдта.

9. Понимание естественного человеческого языка в концепции Ф. де Соссюра.

10. Естественный язык и другие знаковые системы.

11. Аспекты изучения языка в филологических науках.

12. Традиционные и современные представления о тексте. Понятие текста как объекта современной филологии.

13. Аспекты изучения текста в филологических науках.

14. Понятие homo loquens в филологических науках.

15. Аспекты изучения homo loquens в филологических науках.

16. Методологические основания современной филологии.

17. Филологическое научное исследование: логика процесса исследования.

18. Организация научного исследования: подготовительный, основной и заключительный этапы, их задачи.

 

Планы практических занятий

Практическое занятие № 1. О т филологии как комплексного знания к филологии как комплексу наук.

Цель работы: сформировать представление о филологии как практически ориентированное комплексное знание (V-IV вв. до н.э. – середина XIX в. н.э.) и о специализации филологического знания и дифференциации филологических наук (середина XIX– середина XX вв.).

Рекомендации к самостоятельной работе

1. Объясните, как становление филологических наук связано со сравнительно-историческими исследованиями в гуманитарном знании? Аргументируйте факт объективности процессов дифференциации в филологии середины XIX– середины XXв.

2. Что такое междисциплинарное ядро знаний в филологии? Каково его значение для развития филологических наук? филологии как отрасли гуманитарного знания?

3. Какие процессы в науке и культуре вызвали складывание новейшей филологии?

4. В чем отличия филологии на новейшем этапе ее развития от «новой филологии»? С чем они связаны?

5. Какие изменения претерпевает общефилологическое ядро филологического знания на современном этапе развития филологии?

6. В двух-трех энциклопедических словарях найдите словарную статью “Филология”. Сопоставьте их содержание. Что общего между ними? Какие различия отметили? Попытайтесь объяснить их.

Содержание работы:

1.Филологическая традиция.

2.Возникновение «научной» филологии.

3.Сравнительно-исторический подход к изучению языка, литературы, фольклора и рождения «новой филологии».

4.История филологии в середине XIX- середине XXв. как история борьбы двух тенденций: к интеграции и дифференциации научного филологического знания.

5.1960-1970-е годы как начало этапа «новейшей», или современной филологии. Человека как центр филологического знания и смысл существования филологии.

6.Самопознание филологии и его роль в развитии филологии как отрасли гуманитарного знания.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.