Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-10-21 | 624 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Внимание к человеку говорящему на разных этапах развития филологии. Роль антропологического поворота в гуманитарных науках, изменение статуса речевой коммуникации, повышение коммуникативной активности человека в середине XX– началеXXIв. в придании человека говорящему статуса объекта филологии.Homoloquensкак те стороны, грани человека как целого, которые составляют предмет интереса филологических наук.
Языковая личность, творческая личность как базовые понятия лингвистики и литературоведения, стимулирующие разработку категории homoloquens. Homoloquensкак обозначение человека, осуществляющего посредством естественного языка деятельность по созданию и восприятию текста, содержащего любой вид реальности.
Важнейшие способности и характеристики человека как homoloquens: формально-демографические, социально-психологические, культурно-антропологические, философско-мировоззренческие, когнитивные и коммуникативные лингвистические, ситуационно-поведенческие и др.
Аспекты изучения homoloquensв филологии. Филологические науки и дисциплины, изучающиеhomoloquensкак объект филологии. Филологическая герменевтика. Анализ дискурса. Филологическая теория коммуникации.
Тема 8. Методология филологии.
Методология филологии как учение об основаниях и способах действования с ее объектами.
Филология как научный принцип (С. С. Аверинцев). Филологический подход к исследованию, его сущность. Методы филологии: методы практической деятельности, методы исследования. Роль субъективного фактора и контекста гуманитарных наук в филологическом исследовании.
Филологическое научное исследование. Важнейшие понятия: познавательная ситуация, объект, предмет, фактическая область, цель, задачи, средства и др. Методы исследования – общенаучные и частнонаучные. Методы наблюдения и эксперимента. Методы классификации и моделирования.
|
Логика научного исследования в филологии: движение от проблемы через гипотезу к теоретическому результату. Специфика научных проблем в филологии. Постановка проблемы. Разработка гипотезы. Виды результата: теория, модель, описание, осмысление, новая интерпретация и др.
Организация научного исследования. Этапы научного исследования (подготовительный, основной и заключительный), их задачи. Выбор темы исследования, обоснование ее актуальности. Представление результатов исследования в научной коммуникации. Учебное научное исследование, его особенности.
Примерные вопросы к экзамену (120 баллов)
1. Филология: слово – практическая деятельность – знание – область науки. Возникновение филологии как деятельности и как знания
2. Современная филология как отрасль науки и направление высшего профессионального образования.
3. Филология как практически ориентированное комплексное знание (V-IVвв. до н.э. – серединаXIXв. н.э.).
4. Значение трудов Ф.А. Вольфа и его современников для филологии.
5. Специализация филологического знания дифференциация филологических наук: середина XIX– серединаXXвв.
6. Современная филология, или “новейшая филология”: человек как центр филологии.
7. Естественный язык как объект современной филологии.
8. Понимание естественного человеческого языка в концепции В. фон Гумбольдта.
9. Понимание естественного человеческого языка в концепции Ф. де Соссюра.
10. Естественный язык и другие знаковые системы.
11. Аспекты изучения языка в филологических науках.
12. Традиционные и современные представления о тексте. Понятие текста как объекта современной филологии.
13. Аспекты изучения текста в филологических науках.
14. Понятие homo loquens в филологических науках.
15. Аспекты изучения homo loquens в филологических науках.
|
16. Методологические основания современной филологии.
17. Филологическое научное исследование: логика процесса исследования.
18. Организация научного исследования: подготовительный, основной и заключительный этапы, их задачи.
Планы практических занятий
Практическое занятие № 1. О т филологии как комплексного знания к филологии как комплексу наук.
Цель работы: сформировать представление о филологии как практически ориентированное комплексное знание (V-IV вв. до н.э. – середина XIX в. н.э.) и о специализации филологического знания и дифференциации филологических наук (середина XIX– середина XX вв.).
Рекомендации к самостоятельной работе
1. Объясните, как становление филологических наук связано со сравнительно-историческими исследованиями в гуманитарном знании? Аргументируйте факт объективности процессов дифференциации в филологии середины XIX– середины XXв.
2. Что такое междисциплинарное ядро знаний в филологии? Каково его значение для развития филологических наук? филологии как отрасли гуманитарного знания?
3. Какие процессы в науке и культуре вызвали складывание новейшей филологии?
4. В чем отличия филологии на новейшем этапе ее развития от «новой филологии»? С чем они связаны?
5. Какие изменения претерпевает общефилологическое ядро филологического знания на современном этапе развития филологии?
6. В двух-трех энциклопедических словарях найдите словарную статью “Филология”. Сопоставьте их содержание. Что общего между ними? Какие различия отметили? Попытайтесь объяснить их.
Содержание работы:
1.Филологическая традиция.
2.Возникновение «научной» филологии.
3.Сравнительно-исторический подход к изучению языка, литературы, фольклора и рождения «новой филологии».
4.История филологии в середине XIX- середине XXв. как история борьбы двух тенденций: к интеграции и дифференциации научного филологического знания.
5.1960-1970-е годы как начало этапа «новейшей», или современной филологии. Человека как центр филологического знания и смысл существования филологии.
6.Самопознание филологии и его роль в развитии филологии как отрасли гуманитарного знания.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!