Хочешь достигнуть успеха - так и думай об этом успехе, а не о том, как избежать неудачи. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Хочешь достигнуть успеха - так и думай об этом успехе, а не о том, как избежать неудачи.

2017-10-21 360
Хочешь достигнуть успеха - так и думай об этом успехе, а не о том, как избежать неудачи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выбор профессии тесло связан с тем, какой из этих двух типов мотивации преобладает у человека. Те, у кого ярко выражена мотива­ция к достижению успеха, склонны выбирать себе сложные виды деятельности и готовы тратить колоссальные усилия, чтобы преуспеть в них. Именно из них часто получаются так называемые трудоголи­ки — люди, которые настолькоувлекаются работой, что уделяют ей практически все свободное время, а любой пассивный отдых вызыва­ет у них дискомфорт и скуку. Сначала они сознательно перегружают себя деятельностью, рассчитывая таким путем добиться выдающихся результатов, но потом привыкают к подобному образу жизни и уже не мыслят себя в ином качестве. Для людей с высокой мотивацией достижения часто важны и внешние, очевидные атрибуты успеха — например, дорогой автомобиль, расположение офиса в престижном районегорода или личный секретарь. Но для них ценен именно тот успех, который возник в результате собственных усилий, а не про­стого везения, удачного стечения обстоятельств. Если же результат достигнут небольшойценой или вообще случайно (выигрыш в лоте­рею, например), удовлетворения онне приносит. Так, школьник или студент с высокой мотивацией достижения может расстроиться после экзамена, даже сданногопа пятерку, если преподаватель, на его взгляд, поставит оценку слишкомбыстро, не задав сложных вопросов и ли­шив возможностипроявить свои знания сполна.

Что касается другой противоположности — ярко выраженной мо­тивации к избеганиюнеудач, то склонный к этому человек выбирает профессию и строит карьеру по принципу «Тише едешь — дальше будешь», «Чем выше подняться, тем больнее падать». Эти люди забо­тятся отом, чтобы свести к минимумуриск неудачи, больно бьющий по самолюбию, и не берутся за дела, если высока вероятность потер­петь фиаско. Для них трудны ситуации, когда нужно демонстриро­вать свою компетентность и способности, подвергаться оцениванию (именно поэтому у них вызывают сильный стресс ситуации конкурс­ных испытаний при поступлении в вуз или устройстве наработу). Довольно часто такие люди избегают активных действий, направ­ленных па достижение успехов, еще и потому, что считают (иногда, кстати, вполне обоснованно), что выдающиесядостижения приведут к ухудшению взаимоотношений с окружающими, вызовут с их сто­роны зависть инеприязнь. Отсутствие конкуренции с коллегами для них важнее собственных успехов. Люди с данной установкой редко делают головокружительную административную карьеру, но им этого и не нужно, они комфортно чувствуют себя в роли не начальников, а рядовых исполнителей.

Именно с мотивацией к избеганию неудач, а иногда и с глубинной боязнью успеха связан довольно распространенный феномен, который психологи называют «подножка самому себе». Как ни парадоксально, люди порой сами создают препятствия для своих успехов. Например, молодой спортсмен, победивший на нескольких соревнованиях мест­ного масштаба, перед более крупными и ответственными состязаниями вдруг ни с того ни с сего «пускается в загул», пропускает несколько тренировок подряд и, естественно, проигрывает. Ученик художест­венной школы готовит работу к выставке и вдруг в последний день перед выставкой... теряет ее (через пару дней он, быть может, ее оты­скал бы, но будет уже поздно). Школьник или студент непосредст­венно перед важным экзаменом провоцирует ссору с преподавателем, чем обеспечивает пристрастное отношение па экзамене. Подобное поведение обычно обусловлено страхом проигрыша, провала. Человек совершает какие-то нелепости и объясняет неудачу именно ими, а не собственной несостоятельностью, желая поддержать свой имидж в собственных глазах. Формулировки «Я не сдал экзамен, потому что поссорился с преподавателем» или «потому что танце­вал всю ночь па дискотеке и с утра на экзамене ничего не соображал» наносят менее сильный удар по самолюбию, чем «Я не сдал экзамен, потому что оказался недостаточно способным и трудолюбивым».

В основе всяких мотивов лежат потребности человека, т. е. то, в чем человек нуждается, что его интересует. И в этих человеческих «нуждах» существует определенная очередность. Обычно психологи классифицируют основные человеческие потребности, на которых базируются мотивы, таким образом:

1. Физиологические потребности (еда, питье, сон).

2. Потребности в стабильности, безопасности.

3. Потребность в принадлежности к обществу, в определенном ста­тусе и в общественном уважении.

4. Потребность в любви, признании.

5. Информационные потребности — в интересных знаниях, сведениях.

6. Потребность в самореализации — развитии, максимально полном воплощении в жизнь своих способностей.

Эти потребности обычно располагают в виде пирамиды (по фа­милии ее создателя она называется «пирамидой Маслоу»), на нижнем уровне которой находятся физиологические потребности, а на вершине— самореализация.

Пока не удовлетворены потребности низшего уровня, человеку сложно «перескочить» на следующий. Большинство людейв состоя­нии сильного голода предпочтет обед чтению интересной книги. А при отсутствиитеплого ибезопасного жилища скорее озаботятся его поиском, чем «смыслом жизни». Поэтому у того, кто живет в ус­ловиях, позволяющих удовлетворять физиологические потребности (т. е. всегда накормлен, напоен, имеет хорошую одежду и т. п.) и чув­ствовать себя в безопасности, возможностей раскрыть свои способ­ности больше, чем у тех, кто этим обделен. Речь сейчас идет именно о психологических предпосылках, а нетолько о том, что у таких ребят, например, больше времени на учебу. Быть может, это ине всегда справедливо (кому-то просто повезло родиться в семье, дающей воз­можности удовлетворить все эти потребности, а кому-то — нет), но данный факт скрывать было бы нечестно. Саморазвитие и удовле­творение познавательных потребностей — это своего рода «психологи­ческая роскошь». Ведь упомянутые потребности, как правило, выходят па первое место только после того, как удовлетворены физиологиче­ские потребности, а также потребности в безопасности, признании илюбви.

Хочешь, чтобы тебя тянуло развиваться, раскрывать свои спо­собности, узнавать что-то новое? Значит, сначала нужно позабо­титься о том, что5ы удовлетворить материальные потребности и найти любимого человека!

Впрочем, если у человека ярко выражен талант к чему-либо, реа­лизоваться он может и не в самых благоприятных условиях. Но, как мы уже говорили, людей, чей таланточевиден, совсем немного, это редкость. Да и у них талант раскрывается сполна, еслиони оказыва­ются в условиях, когда могут без особых проблем удовлетворять базовые потребности, а не вынуждены все время «биться за хлеб насущный».

Следует учитывать, что внешне одинаковая деятельность может быть обусловлена мотивами, относящимися к разным уровням. Напри­мер, молодой человек ищет работу. Радичего он это делает? Возможно, для него сейчас важнее всего физиологические потребности, нужно заработать на хлеб и крышу над головой (первый уровень «пирамиды -Маслоу») или обеспечить себе независимость, стабильность (второй уровень). А возможен ли вариант, что ему просто скучно сидеть дома и будущая работа воспринимается как своеобразная «тусовка», воз­можность пообщаться, оказаться в коллективе, почувствовать себя кому-то нужным (третий уровень «пирамиды»)? Вполне возможен, особенно если физиологические потребности уже удовлетворены. Точно так же человек может быть ориентирован ина более высокие уровни, рассматривая работу как способ обретения общественного признания (или славы), источник познавательного интереса и поле для реализации своих способностей. И кстати, чем выше уровень потребностей, побуждающих человека трудиться, тем продуктивнее идет его работа.

Чтобы способности раскрылись в полной мере, интенсивность мотивации должна быть оптимальной — не слишком слабой, но ине излишне сильной. Почему спортивные результаты, показываемые па Олимпийских играх, обычно ниже, чем персональные рекорды атлетов, фиксируемые на соревнованиях не столь высокого уровня? Казалось бы, Олимпиада — это самые серьезные соревнования, на виду у мил­лионов телезрителей надо бы выложиться по максимуму, проявить предельную силу воли и показать все, на что ты способен, без остатка. Надо бы, да не всегда получается... Примерно то же самое происходит, Когда сдаешь важные экзамены. Для всякой деятельности существует оптимальный уровень мотивации. Если мотивация слишкомслабая, человек не вкладывает в работу все свои силы, относится к нейрав­нодушно и, как следствие, успеха не достигает. А если мотивация чрезмерная, усилия прилагаются уже не столько к работе, сколько тратятся на переживания но ее поводу.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.