Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-10-21 | 360 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Выбор профессии тесло связан с тем, какой из этих двух типов мотивации преобладает у человека. Те, у кого ярко выражена мотивация к достижению успеха, склонны выбирать себе сложные виды деятельности и готовы тратить колоссальные усилия, чтобы преуспеть в них. Именно из них часто получаются так называемые трудоголики — люди, которые настолькоувлекаются работой, что уделяют ей практически все свободное время, а любой пассивный отдых вызывает у них дискомфорт и скуку. Сначала они сознательно перегружают себя деятельностью, рассчитывая таким путем добиться выдающихся результатов, но потом привыкают к подобному образу жизни и уже не мыслят себя в ином качестве. Для людей с высокой мотивацией достижения часто важны и внешние, очевидные атрибуты успеха — например, дорогой автомобиль, расположение офиса в престижном районегорода или личный секретарь. Но для них ценен именно тот успех, который возник в результате собственных усилий, а не простого везения, удачного стечения обстоятельств. Если же результат достигнут небольшойценой или вообще случайно (выигрыш в лотерею, например), удовлетворения онне приносит. Так, школьник или студент с высокой мотивацией достижения может расстроиться после экзамена, даже сданногопа пятерку, если преподаватель, на его взгляд, поставит оценку слишкомбыстро, не задав сложных вопросов и лишив возможностипроявить свои знания сполна.
Что касается другой противоположности — ярко выраженной мотивации к избеганиюнеудач, то склонный к этому человек выбирает профессию и строит карьеру по принципу «Тише едешь — дальше будешь», «Чем выше подняться, тем больнее падать». Эти люди заботятся отом, чтобы свести к минимумуриск неудачи, больно бьющий по самолюбию, и не берутся за дела, если высока вероятность потерпеть фиаско. Для них трудны ситуации, когда нужно демонстрировать свою компетентность и способности, подвергаться оцениванию (именно поэтому у них вызывают сильный стресс ситуации конкурсных испытаний при поступлении в вуз или устройстве наработу). Довольно часто такие люди избегают активных действий, направленных па достижение успехов, еще и потому, что считают (иногда, кстати, вполне обоснованно), что выдающиесядостижения приведут к ухудшению взаимоотношений с окружающими, вызовут с их стороны зависть инеприязнь. Отсутствие конкуренции с коллегами для них важнее собственных успехов. Люди с данной установкой редко делают головокружительную административную карьеру, но им этого и не нужно, они комфортно чувствуют себя в роли не начальников, а рядовых исполнителей.
|
Именно с мотивацией к избеганию неудач, а иногда и с глубинной боязнью успеха связан довольно распространенный феномен, который психологи называют «подножка самому себе». Как ни парадоксально, люди порой сами создают препятствия для своих успехов. Например, молодой спортсмен, победивший на нескольких соревнованиях местного масштаба, перед более крупными и ответственными состязаниями вдруг ни с того ни с сего «пускается в загул», пропускает несколько тренировок подряд и, естественно, проигрывает. Ученик художественной школы готовит работу к выставке и вдруг в последний день перед выставкой... теряет ее (через пару дней он, быть может, ее отыскал бы, но будет уже поздно). Школьник или студент непосредственно перед важным экзаменом провоцирует ссору с преподавателем, чем обеспечивает пристрастное отношение па экзамене. Подобное поведение обычно обусловлено страхом проигрыша, провала. Человек совершает какие-то нелепости и объясняет неудачу именно ими, а не собственной несостоятельностью, желая поддержать свой имидж в собственных глазах. Формулировки «Я не сдал экзамен, потому что поссорился с преподавателем» или «потому что танцевал всю ночь па дискотеке и с утра на экзамене ничего не соображал» наносят менее сильный удар по самолюбию, чем «Я не сдал экзамен, потому что оказался недостаточно способным и трудолюбивым».
|
В основе всяких мотивов лежат потребности человека, т. е. то, в чем человек нуждается, что его интересует. И в этих человеческих «нуждах» существует определенная очередность. Обычно психологи классифицируют основные человеческие потребности, на которых базируются мотивы, таким образом:
1. Физиологические потребности (еда, питье, сон).
2. Потребности в стабильности, безопасности.
3. Потребность в принадлежности к обществу, в определенном статусе и в общественном уважении.
4. Потребность в любви, признании.
5. Информационные потребности — в интересных знаниях, сведениях.
6. Потребность в самореализации — развитии, максимально полном воплощении в жизнь своих способностей.
Эти потребности обычно располагают в виде пирамиды (по фамилии ее создателя она называется «пирамидой Маслоу»), на нижнем уровне которой находятся физиологические потребности, а на вершине— самореализация.
Пока не удовлетворены потребности низшего уровня, человеку сложно «перескочить» на следующий. Большинство людейв состоянии сильного голода предпочтет обед чтению интересной книги. А при отсутствиитеплого ибезопасного жилища скорее озаботятся его поиском, чем «смыслом жизни». Поэтому у того, кто живет в условиях, позволяющих удовлетворять физиологические потребности (т. е. всегда накормлен, напоен, имеет хорошую одежду и т. п.) и чувствовать себя в безопасности, возможностей раскрыть свои способности больше, чем у тех, кто этим обделен. Речь сейчас идет именно о психологических предпосылках, а нетолько о том, что у таких ребят, например, больше времени на учебу. Быть может, это ине всегда справедливо (кому-то просто повезло родиться в семье, дающей возможности удовлетворить все эти потребности, а кому-то — нет), но данный факт скрывать было бы нечестно. Саморазвитие и удовлетворение познавательных потребностей — это своего рода «психологическая роскошь». Ведь упомянутые потребности, как правило, выходят па первое место только после того, как удовлетворены физиологические потребности, а также потребности в безопасности, признании илюбви.
|
Хочешь, чтобы тебя тянуло развиваться, раскрывать свои способности, узнавать что-то новое? Значит, сначала нужно позаботиться о том, что5ы удовлетворить материальные потребности и найти любимого человека!
Впрочем, если у человека ярко выражен талант к чему-либо, реализоваться он может и не в самых благоприятных условиях. Но, как мы уже говорили, людей, чей таланточевиден, совсем немного, это редкость. Да и у них талант раскрывается сполна, еслиони оказываются в условиях, когда могут без особых проблем удовлетворять базовые потребности, а не вынуждены все время «биться за хлеб насущный».
Следует учитывать, что внешне одинаковая деятельность может быть обусловлена мотивами, относящимися к разным уровням. Например, молодой человек ищет работу. Радичего он это делает? Возможно, для него сейчас важнее всего физиологические потребности, нужно заработать на хлеб и крышу над головой (первый уровень «пирамиды -Маслоу») или обеспечить себе независимость, стабильность (второй уровень). А возможен ли вариант, что ему просто скучно сидеть дома и будущая работа воспринимается как своеобразная «тусовка», возможность пообщаться, оказаться в коллективе, почувствовать себя кому-то нужным (третий уровень «пирамиды»)? Вполне возможен, особенно если физиологические потребности уже удовлетворены. Точно так же человек может быть ориентирован ина более высокие уровни, рассматривая работу как способ обретения общественного признания (или славы), источник познавательного интереса и поле для реализации своих способностей. И кстати, чем выше уровень потребностей, побуждающих человека трудиться, тем продуктивнее идет его работа.
Чтобы способности раскрылись в полной мере, интенсивность мотивации должна быть оптимальной — не слишком слабой, но ине излишне сильной. Почему спортивные результаты, показываемые па Олимпийских играх, обычно ниже, чем персональные рекорды атлетов, фиксируемые на соревнованиях не столь высокого уровня? Казалось бы, Олимпиада — это самые серьезные соревнования, на виду у миллионов телезрителей надо бы выложиться по максимуму, проявить предельную силу воли и показать все, на что ты способен, без остатка. Надо бы, да не всегда получается... Примерно то же самое происходит, Когда сдаешь важные экзамены. Для всякой деятельности существует оптимальный уровень мотивации. Если мотивация слишкомслабая, человек не вкладывает в работу все свои силы, относится к нейравнодушно и, как следствие, успеха не достигает. А если мотивация чрезмерная, усилия прилагаются уже не столько к работе, сколько тратятся на переживания но ее поводу.
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!