Раздел 4. Гносеология (учение о познании) — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Раздел 4. Гносеология (учение о познании)

2017-10-21 461
Раздел 4. Гносеология (учение о познании) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

11. Философский анализ познания. Основные уровни познания: чувственное, рассудочное и разумное

 

Связь между самосознанием и познанием: поиск истины как стремление обрести полностью осознанное бытие. Условие обращения к познанию: субъект не удовлетворяется простыми впечатлениями органов чувств или чужими мнениями, а стремится разобраться, как же устроен мир на самом деле. Обнаружение в самом себе центра самосознания как условие дистанцирования от окружающего мира (Р. Декарт: «Я мыслю, следовательно, я существую!»). Познание как обнаружение в бытии устойчивых связей, которые можно понять при помощи разума – познание как обнаружение рациональной структуры бытия. Главные стадии познания: чувственное, рассудочное и разумное; последовательное восхождение к истине на каждом из этих уровней.

Чувственное познание: опора на органы чувств. Ощущение, восприятие и представление как три уровня чувственного познания. Условие эффективности: максимально возможное преодоление стереотипов, мешающих «видеть мир собственными глазами, ощупать непонятное собственными руками» (Т. Адорно и М. Хоркхаймер). Необходимость культивировать чувственность: высокая концентрация внимания, формирование настроения «свежести бытия» («удивительное рядом!»). Проблема пассивности и активности субъекта чувственного восприятия: самосознающее существо делает себя максимально открытым влиянию познаваемого объекта, в то же время стремится создать искусственные условия, в которых эти влияния проявились бы «в чистом виде». Приборы и оборудование естественных наук как продолжения органов чувств. Постклассическая философия науки: идея о том, что субъект, воспринимая мир субатомной реальности, тем самым его изменяет.

Рассудочное познание: абстрагирование от чувственных восприятий и представлений, реконструкция пространственной структуры предмета познания или же временной последовательности событий, которые претерпевает этот предмет. Смысл абстрагирования: первый этап – выделение из мирового целого объекта, который интересует познающий субъект – то есть, ограничение предмета исследований; второй этап – выделение из совокупности полученных наблюдений объекта того, что обуславливает устойчивость последнего – то есть, построение идеальной модели, благодаря которой объектом можно рационально манипулировать (например, соотносить с моделями других объектов). Сравнение рассудочной деятельности абстрагирования с лучом прожектора, выхватывающем отдельные участки реальности из тьмы. Функция рассудка – связывание содержания чувственного опыта сообразно категориям: целое-часть, случайность-необходимость, причина-следствие-взаимное действие, количество-качество-мера и др. (Кант). Поразительная способность рассудка зафиксировать устойчивые законы в мире и тем самым предсказывать будущее (мы знаем с точностью до минуты, когда будет следующее солнечное затмение). Связь между рассудочным познанием и целостностью самосознания: я соотносит с собой познаваемые предметы посредством рассудочных категорий; стабильность связей между объектами в мире базируется на единстве нашего самосознания. Обоснование Г.-В. Гегелем структуры рассудочных категорий на базе идеи о том, что все они есть проявления становления бытия как абсолютного субъета («Энциклопедия философских наук»).

Разумное познание: установление связей результатов рассудочного познания с мировым целым, со всеми остальными знаниями о мире, которыми располагает как конкретный человек, так и сообщество познающих существ в целом. Тяготение рассудка к анализу, а разума – к синтезу. Идея целостности мира как регулятив познания (Кант) – то есть, разум конкретного познающего человека стремится, насколько это для него возможно, приблизиться к пониманию мирового целого. Невозможность мыслить о целостности мироздания как о предмете. Учение И. Канта об антиномичности разума. Стремление к осуществлению идеала истины как условие возможности познания: «Нельзя понять ничего до тех пор, пока не познано всё!» (Пол Дэвис). Априорные идеи свободы, Бога и бессмертия души как фундаментальные ориентиры разума (И. Кант). П. Флоренский об «интуитивном озарении», в свете которого могут быть преодолены антиномии.

Можно ли превзойти уровень разума? Проект «соборного познания» отечественной философской традиции: причастность разумных самосознающих существ к социальному организму (Церкви), устремлённому к религиозному спасению (И. Киреевский, А. Хомяков). Восстановление целостности человеческой личности через гармонизацию Космоса (В. Соловьёв). Проблема совместимости «соборного познания» и рационалистической традиции как проблема диалога философских культур России и Запада.

 

12. Главные категории гносеологии: субъект и объект, метод, закон и явление, объяснение и описание

 

Познание как действие: деятельная сторона – субъект, страдательная – объект. Отличие познания от прочих действий – в том, что связи между субъектом и объектом устанавливаются не только на практическом, но и на теоретическом уровне. Появление субъекта и превращение мира в объект как главное условие рационального познания. Субъект как мыслящее существо, способное дистанцироваться от окружающей реальности и находящее основание в своём сознании. Реальность как то, что превращается в противостоящее субъекту (это и есть объект). Невозможность говорить о субъект-объектном характере познания применительно к античности – наличие идеи о том, что человека окружает сфера «непотаённого» на фоне непознаваемого (Хайдеггер). Невозможность говорить о субъект-объектном характере познания применительно к культурам, где господствует мифологическое сознание – идея «познания-через-отождествления» (Шри Ауробиндо). Выделение самосознающих существ из мирового целого в Новое время, «располюсование» бытия на субъектов и внешний мир как социокультурная предпосылка познания.

Субъект как существо, которому открыто изнутри только своё сознание. Объект как таковой ему недоступен, есть только «отпечатки» влияний объекта в сознании субъекта. Рационалистическая идея «познания-как-отражения» и её ограниченность (для того, чтобы узнать, адекватно ли мир отражается в моём сознании, требуется какое-то «третье сознание»). Проект Канта: чтобы ответить на вопрос, как возможно познание, необходимо исследовать познавательные способности субъекта. Открытие Кантом тройственной структуры самосознания: чувственность (Sinnlichkeit) – рассудок (Verstand) – разум (Vernunft) – [связь с предыдущей темой курса]. Сравнение познающего субъекта с охотником, который набрасывает сетку категорий на мир и стремится что-то поймать (Т. Адорно). Упражнение, которое Фихте предлагал своим студентам: «Посмотрите на дверь; теперь закройте глаза и представьте её в уме; а теперь представьте себя, представляющего дверь». Уяснение каждым из присутствующих студентов некоторых рассудочных категорий в своём сознании.

Познание как стремление познающего субъекта обрести стабильность в непрерывно меняющемся мире. Разрешение этой задачи – обнаружение устойчивых связей между предметами и процессами в реальности. Идея закона природы как закрепление этих связей. Примеры законов из области естественных наук. Установление связей между законами – путь к построению научной теории. Метод как способ систематизации знаний об объектах. Аналогия между методом и надёжным путём, проложенным через бездорожье (Ф. Бэкон). Аналогия между методом и устойчивым навыком профессионала в какой-либо области деятельности. Математический метод как наиболее надёжный в области естественных наук.

Рассмотрение конкретного предмета и его состояний сквозь призму теоретических систем, описывающих законы природы – появление категории «явление». Познание явления как результат подведения всех чувственных наблюдений (фактов) под теоретическую систему – как результат объяснения реальности. Необходимость задействовать здесь «способность суждения» как творческую способность, позволяющую видеть в индивидуальном проявление универсальных законов (видеть «лес» за «деревьями»). Диалектика рассудочного познания: опасность «просмотреть» всё то, что не вмещается в теоретические системы. К. Поппер: любое рассудочное познание может быть подвержено ошибкам (ist fallibel). Необходимость осознания границ, за которыми научные теории перестают действовать (принцип фальсификации).

Плюрализм методов в области гуманитарных наук, что объясняется спецификой самого познания. Невозможность полностью объяснить человека и человеческое общество средствами научного познания: люди есть существа, с которыми в мир приходит свобода. Описание как способ систематизации данных в гуманитарных науках. Некоторые методы гуманитарного познания: герменевтический, феноменологический, диалектический. Описание как герменевтическое понимание. Описание как продукт «феноменологической редукции». Описание как результат раскрытия диалектики. Описание как результат художественного творчества.

 

 

13. Структура научного познания, его методы и формы. Критерии научности

 

 

Научное познание и познание обыденное: сходство и различия. Обыденное познание происходит от случая к случаю, и в нём задействуется чаще всего житейский разум (Klugheit, смышлённость). Научное познание есть познание систематическое, условие его – развитые постоянным упражнением рассудочные способности субъекта, а также умение следовать регулятивным идеям разума. «Наука есть не что иное, как хорошо натренированный здравый смысл» (Т. Гексли). Иногда учёному требуется нечто большее: умение ориентироваться в реальности, которая не имеет прямых аналогий со сферой житейского опыта (пример – субатомная реальность).

Критерии научного познания: 1. Наличие особых теоретических представлений о природе изучаемой реальности, построенных исследователем из установки рефлексивности (то есть с позиции субъекта, который реконструирует изучаемый предмет в форме теоретической модели). 2. Наличие методов, то есть неких устойчивых и признанных научным сообществом приёмов, которые позволяют добывать новое знание, проверять его и применять его на практике. 3. Наличие не просто отдельных удачных догадок, которые решают некоторые практические проблемы, а целостных теоретических систем, которые позволяют объяснить значимые аспекты изучаемого предмета на основе идеи мирового целого (как регулятива научного познания). 4. Наличие внутренних взаимосвязей между теоретическими системами, наблюдениями, проверкой знаний и их практической применимостью. 5. Социальное признание учёных. Идеал «республики учёных» в «Новой Атлантиде» Ф. Бэкона и в учении Ч. Пирса о неограниченном коммуникативном сообществе исследователей. Осуществлены ли эти идеалы в социальной реальности?

Научное познание как единство экспериментов и теоретической деятельности, которые обуславливают друг друга. Понятие парадигмы (Т. Кун): не отдельная теория, а целая система научных знаний находится в определённом отношении с реальностью. Формы научного познания: построение теорий, проведение экспериментов, решение «головоломок» (т.е. типичных задач согласования необычных явлений опыта с господствующей парадигмой). Структура парадигмы – наличие следующих уровней: а. базисных философских представлений, б. теоретического ядра и фундаментальных экспериментов, подтверждающих ядро; в. предохранительного пояса, преодолевающего эмпирические аномалии. Неизбежность научных революций и смены парадигм. Примеры смены парадигм.

Разделение наук на естественные и гуманитарные. «Науки о природе» и «науки о духе», их фундаментальное отличие (как различие сферы природы, подчинённой строгим законам, и сферы человеческого бытия, где присутствует момент свободного творчества). Главный метод естественнонаучного познания – математические моделирование. Учение Канта о прогрессе в науке как о постепенном распространении математического описания мира. Предпосылка математического метода – наделение изучаемых объектов характеристиками, которые сравниваются между собой. Ориентация естественнонаучного познания на всеобщее и пренебрежение индивидуальным. Усиление в современном естествознании тенденции к геометризации мира (природа есть проявление свойств и структуры многомерного пространства).

Ограниченность применимости метода математического моделирования к «наукам о духе»: невозможность полноценных количественных сравнений в сфере, где не исключены проявления свободы. Гуманитарные науки должны стремиться к наиболее полному описанию единичных, неповторимых событий или явлений (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Методы гуманитарного познания (перечисление). Герменевтический метод: истолкование текстов (или артефактов) с целью реконструкции духовного контекста их возникновения. Принцип «герменевтического круга». Феноменологический метод: стремление к открытию всеобщих структур сознания в субъективной деятельности людей иных культур или эпох. Пример «захваченности» сознания людей языковыми структурами, которую обнаруживает «философия языковых игр» (Л. Витгенштейн). Диалектический метод: стремление к открытию универсальных направлений развития, которые реализуются на пути преодоления общественных или внутриличностных конфликтов.

Близость познавательной деятельности учёного-гуманитария художественному творчеству: гуманитарное познание как самореализация учёного и как стремление к экспликации им «исторического пласта» в своём самосознании (В. Дильтей, Г. Гадамер). Отличие гуманитарного познания от творчества художника: способность воображения подчиняется стремлению к объективности. Объективность как умение сопоставлять различные, противоречащие друг другу точки зрения – объективность как открытость к диалогу.

 

 

14. Действительность, мышление, логика и язык. Проблема истины

 

 

Соответствие наших знаний предмету нашего мышления как главный критерий истинности познания. Познаваемость предмета имеет пределы – познавательные возможности субъекта (Кант). Они лежат в чувственности, структуре рассудочных категорий и регулятивных идеях разума. Знания как непротиворечивые символические системы, которые соответствуют фактам. Чтобы построить эти системы, нужно задействовать способности интеллектуального созерцания, или умозрения – то есть, надо научиться хорошо представлять объекты в своём сознании.

Логика как дисциплина мышления. Логические законы как законы мышления. Три фундаментальных правила логики: а. всякая мысль о предмете в процессе рассуждения должна быть тождественной сама себе; б. два противоположных суждения о предмете не могут быть одновременно истинными (но могут быть одновременно ложными); в. из двух противоречащих друг другу суждений о предмете одно с необходимостью истинное, а другое ложное. Язык как описание мира, которое каждый из нас усваивает в процессе социализации и под влиянием которого находится. Язык как стихия смыслообразования, задающая нам способ восприятия и понимания реальности. «Слова – что паутина: слабые умы запутываются в них, а сильные легко сквозь них прорываются» (Т. Гоббс).

Невозможность полностью перевести разговорную речь в язык, построенный по законам логики: а. наличие в речи парадоксальных логических конструкций с «размытым» субъектом и предикатом («мне хочется (чего-то)», «у меня есть (нечто)»); б. невозможность адекватного выражения логического отрицания в речи (когда мы говорим: «Х нет», то мы всё-таки косвенно подразумеваем бытие Х как предмета нашего мышления). Поиски универсального языка для всех наук, проект mathesis universalis. Математика как язык, позволяющий выразить рациональную структуру мира в форме количественных соотношений. Предпосылка математических операций: возможность сравнивать объекты познания по каким-то признакам. Механистическое мировоззрение как результат применения математических операций к бытию (реальность есть огромный часовой механизм, который, возможно, когда-то «запустил» Бог). Механистическое мировоззрение отказывает при попытках описывать мир атомов и Вселенную (в основе мира лежит неопределённость; спор А. Эйнштейна и Н. Бора – «неужели Бог играет в кости?»).

Невозможность создания исчерпывающего математического описания объекта познания в области социально-гуманитарного познания. Феноменология человеческой деятельности: когда человек действует строго в соответствии с социальными нормами или институциональными правилами, он ведёт себя как «среднестатистическая единица»; однако каждый человек вносит в бытие момент спонтанности, когда совершает поступок (например, стремится к осуществлению нравственного идеала). Пример: в военных компаниях могли победить и при соотношении людских ресурсов 1:10! Парадоксальность познавательной ситуации учёного-гуманитария. Попытки совместить математическое описание и логическое объяснение. Стремление учёного-гуманитария к конкретизации значений слов, взятых из обыденного языка. Усвоение языка науки – продукт длительной тренировки. Методология постмодерна: бытие существует через постоянные изменения; учёный должен быть всегда готов к появлению непознаваемого «фактора Х».

Что есть истина? Множественность возможных описаний реальности и способов её восприятия. Наличие у каждой сферы человеческого опыта своих символических структур. Невозможность разрешить вопрос, какая из них истиннее. Истина как регулятивная идея познания: стремление разумного существа к полностью осознанному пребыванию в бытии. Гуманистическо-просветительский проект: стремление к истине есть поиск целостности человеческого существа. Необходимость преодоления «всемирной разобщённости», чтобы постигнуть истину (Н. Фёдоров). Возможность приблизиться к истине на пути диалога, в результате которого устанавливаются связи между социальными слоями, языковыми сообществами и символическими системами. М. Хайдеггер: истина как озарение светом бытия в «просвете» человеческого существования. Проект Хайдеггера обрести истину путём «вслушивания» в скрытые значения слов языка и в языковые ритмы. Ю. Хабермас: нельзя ли нам поучиться у других культур, чтобы понять, чему мы в процессе «расколдовывания мира» разучились?

 

 

15. Наука и рациональность. Основные этапы истории науки. Проблема научных революций и смены форм рациональности

 

 

Возникновение рациональности в результате преодоления мифологического сознания, при котором самость «растворена» в ритмах космоса или в мировоззрении своего социального слоя. Возникновение личностного сознания в «осевое время» в результате творческой деятельности «аутентичных личностей» (К. Ясперс) – связь с темой № 4. Две главные духовные предпосылки научно-рационального познания: а. критически-рациональный метод познания истины в античности; б. христианство с идеей личного Бога и – особенно – католическая схоластика как попытка рационального истолкования божественного откровения.

Появление научного познания как результат кризиса религиозно-метафизической картины мира в эпоху Возрождения. «Расколдовывание мира» (М. Вебер) и выделение человеком себя из космоса. Формирование установки внешнего наблюдателя, тождественного с идеальным субъектом. «Принцип относительности» Галилея и «коперникианская революция» как примеры первых серьёзных успехов рационалистического познания. «Гипотез не измышляю» (Ньютон). «Наука есть всего-навсего хорошо натренированный здравый смысл» (Т. Гексли).

Возникновение классической научной картины мира. Ключевые постулаты: об абсолютности пространства и времени, об универсальности механических законов, о тождественности микро- и мегамира миру, в котором живут люди, о безграничных возможностях математики в деле описания природы. Возникновение просветительской веры, согласно которой прогресс науки есть движущая сила общественного прогресса. Классическая электродинамика и термодинамика как дальнейшая разработка классической естественнонаучной парадигмы. Овладение силами пара и электричества. Кризис религиозного сознания в связи с появлением дарвинизма. Формирование эволюционной биологии: идея прогрессивного развития распространяется и на природу.

Кризис классической научной парадигмы на рубеже XIX и XX веков. Открытие мира субатомной реальности и мира околосветовых скоростей. Оказывается, мир может быть представлен как совокупность вибраций, а пространство и время могут уменьшаться либо замедляться! Кризис оснований математики и логики: обнаружение того, что любая символическая система покоится на противоречии (теорема Гёделя). Бурный прогресс в биологии во второй половине ХХ века: открытие генетического кода (1945) и расшифровка генетического кода человека (2000). Появление компьютеров и стремление к созданию искусственного интеллекта. Всё на свете относительно? Поиски новых критериев истины в неклассической науке: принципы верификации и фальсификации. Осознание феномена научной революции в теории парадигм Т. Куна.

Системная теория как философское основание неклассической научной парадигмы. Система больше суммы составных частей, так как отношения, которые устанавливаются между элементами системы, изнутри преобразуют природу каждого из элементов. Система стремится к самосохранению в условиях постоянно изменяющейся среды. Обратная связь: её положительный и отрицательный характер. Система может стремиться приспособиться к среде (отрицательная обратная связь), а может преобразовывать среду в своих «интересах» (положительная обратная связь). Синергетика как теория сложных систем, выходящих из равновесия со средой. Попытки научного и философского осмысления хаоса.

Наличие глубинных связей между научным познанием и рациональным отношением к миру. Научное познание как стремление субъекта к господству над миром. Осуществление воли к господству как создание мира, полностью подконтрольного субъекту. Исчисляемость как главный принцип устройства «рационального космоса» (В. Бибихин). Возможны ли иные формы рациональности?

Человечество переступило порог новой научной революции. Кризис теории относительности и Большого Взрыва в конце XX века. Опыты по измерению массы нейтрино, первые возможные положительные результаты – проникновение в мир, меньший электрона в миллиарды раз. Поиск совершенно новых видов энергии и форм транспорта. Космизм современной науки: открытие влияний ритмов солнечной активности на Землю, которые, начиная от неживой природы, распространяются, через живую природу, на кажого человека (его эмоциональное состояние) и на большие человеческие коллективы (главные события в истории происходят в периоды максимумов солнечной активности). Ошеломляющие перспективы развития клеточной биологии, связанные с многократным продлением человеческой жизни. Появление паранауки, обращающейся к неограниченным возможностям психики. Идеи «информационного поля» и многоуровневой пространственно-временной структуры реальности. Научная революция и «вызов XXI века».

 

 

16. Наука как феномен культуры. Сциентизм и антисциентизм

 

 

Наука как продукт новоевропейского сознания (вспоминаем основные мотивы темы № 12). Учение Арнольда Гелена о «суперструктуре», включающей в себя науку, технику и капиталистическое хозяйство.

Цель новоевропейского учёного-интеллектуала: не просто познание мира, но ещё и его преобразование для удовлетворения человеческих потребностей. Учёный как новоевропейский человек, который стремится извлечь из природы все её богатства для того, чтобы создать вокруг себя искусственную среду – среду технизированную. Математизация мира как главная духовная предпосылка его технического освоения. «Мир загоняется в иерархические системы, построенные по принципу “воли к власти”» (Т. Адорно). Техника как «постав»: философия техники М. Хайдеггера как раскрытие духовных оснований технической деятельности. Перенесение принципов устройства механических систем на общество: возникновение капиталистических организаций. Общество как часовой механизм, состоящий из социальных институтов и регулируемый нормами права. Организация как объединение индивидов, статус которых определяется их функцией, а отношения регулируются формальными правилами. Тотальность товарно-денежных отношений.

Принципиальная ограниченность описанной «суперструктуры»: а. онтологическое – постоянно возникают «факторы Х», не поддающиеся человеческому пониманию и контролю, но влияющие на людей; б. человеческий фактор – угроза «засыпания субъективности» (Т. Адорно) или её «рассеивания» (Ж. Деррида); в. гносеологическое – ограниченность самого рационалистического способа познания, превращающего мир в комплекс объектов, доступных манипулированию; г. социальное – глобальные проблемы современного человечества (например, противоречия между Западом и «третьим миром»).

Сциентизм как выражение просветительской веры в безграничный прогресс науки. Всё, что не может быть описано математически – не научно? Убеждённость в том, что научно-технический прогресс несёт людям благо. Антисциентизм как выражение массового разочарования в науке. «Глобальный человейник» А. Зиновьева: машины становятся человекоподобными, а люди – машиноподобными.

Размышления о новых формах человеческой субъективности в опоре на отечественную философскую традицию. «Я» как один из уровней многоуровнего организма – космоса. Перспективы создания в России «философии органической целостности». Перспективы предложения на основе этой философии проекта «органической цивилизации», в которой главный акцент будет сделан не на техническое освоение мира, а на развитие неограниченных человеческих способностей. Мысли позднего М. Хайдеггера о России: «Кто из нас не сможет поручиться за то, что в один прекрасный момент в России и в Китае не проснутся древние предания, которые будут способствовать тому, чтобы человечество обрело более свободное, независимое отношение к технике?».

 

 

Раздел 5. Философская антропология

 

17. Смысл человеческого бытия. Положение человека в Космосе (основные мировоззренческие системы)

 

 

Уникальность и высшая ценность каждой человеческой личности. «Каждый человек есть планета…» (И. Гёте). Место человека в Космосе не зафиксировано, он ещё должен стать самим собой (М. Шелер). Пластичность психофизиологической структуры – главное отличие человека от животного. Потенциально безграничные возможности каждого человека к духовному самосовершенствованию. Ограниченность человеческой жизни. Как преодолеть этот конфликт? «Бегство» от «последних вопросов» как иллюзорная форма снятия конфликта. Человек всё равно постоянно сталкивается со своей конечностью («трещина в бытии» и «гамлетовские вопросы»).

Фундаментальная идея гуманизма: мы живём ради того, чтобы осуществить своё предназначение и обрести целостность личности. И. Кант: человек есть существо изначально двойственное. Склонности как то, что подчиняет нас природе, и практический разум как то, что делает нас свободными. Тождественность практического разума с доброй волей и следованием долгу. К.-Г. Юнг: у каждого из нас есть свой фундаментальный архетип самости. Ориентация на жизнь в постоянном усилии ради преодоления склонностей и приближения к идеальному образу Я. Внесение в мир спонтанности посредством человеческого поступка (М. Бахтин).

Духовные препятствия в реализации гуманистического проекта: а. «всё есть суета и томление духа» (Экклезиаст); б. слабость человеческой природы: удовлетворение склонностей ценою принесения в жертву своего предназначения (И. Кант); в. помещение человека под пресс новоевропейского дисциплинирования, создающего «податливые тела и души» (М. Фуко). Если человек будет стремиться устроиться в сфере, где всё ему будет подконтрольно и поддаваться калькуляции, то он, скорее всего, утратит способность совершить поступок; возникают «зомби-ситуации» (М. Мамардашвили). Имитация подлинной человеческой активности под влиянием «симулякров» (Ж. Делёз). Поверхностность как наибольшая опасность в деле обретения себя. Манипуляция человеческими потребностями: «машины желаний» (Ж. Делёз). Клиповое сознание. Неужели мы на пути к «глобальному человейнику» (А. Зиновьев)?

Базисные философские традиции, осмыслявшие положение человека в бытии. Человек как разумное существо, причастное Логосу (Демокрит), или Мировому Разуму (Нусу – Аристотель). М. Хайдеггер: древний грек жил в пространстве непотаённого, которое было интимно близким каждому человеку и которое выступало на фоне тьмы неизвестного и человеку недоступного. Идея «топоса» как места каждого человека в Космосе, неотъемлимо ему присущего; драматический характер поиска своего топоса у Одиссея. Идеал «пайдейи»: главное – это формирование у человека чувства меры. Стремление древнего грека к обретению своего «тэхне».

Христианство: личный характер Бога. Каждый из нас укоренён в Боге глубинами своей самости. Мистика спасения как пробуждение в себе способностей, дарованных Святым Духом в момент крещения (апостол Павел); крещение как «рождение свыше» (Иисус Христос). «Человек живёт ради стяжания Духа Святого» (Серафим Саровский). Постороение из возрождённых к вечной жизни верующих силой Святого Духа коллективного сверхорганизма – Церкви, или Града Небесного (Августин Аврелий). Церковь как мистическое Тело Христово, проявление вечного Бога в материальном мире, и как смысл новозаветной истории.

Секуляризация общественного сознания в эпоху Возрождения. Гуманистический проект: человек потенциально равен Богу, но он должен стремиться к постоянному самосовершенствованию. Studia humanitatis – ревностное изучение всего того, что позволит обрести целостность человеческого существа. «Призвание» (die Berufung) человека и его соотношение с профессией (der Beruf) в протестантизме. «Четыре-пять поколений такой жизни – и перед нами Ротшильд» (Ф.М. Достоевский, роман «Игрок»).

Превращение человека в субъект в новоевропейском рационализме. «Я мыслю, следовательно, я существую» (Р. Декарт). Учение Декарта о разуме как о внутреннем свете, позволяющем человеку выстоять под напором бытия и внести в мир порядок. Идея совершеннолетия в Просвещении: каждый призван самостоятельно пользоваться своим разумом и преодолеть предрассудки. Новоевропейское сознание (die Moderne) как историческое воплощение идеи субъективности. Трансформация новоевропейского сознания в конце ХХ века в связи с размыванием субъекта. Неужели прав Шпенглер, написавший о «Закате Европы»?

Российская философская культура: интуиция мира как органической целостности, в которую вовлечён каждый из нас всем своим существом. «Мы» как фундаментальный базис каждого я; с другой стороны, каждое я даёт «мы» неповторимое воплощение (С. Франк). Идеал соборности. Восстановление целостности личности на уровне коллектива, устремлённого к реализации высшей цели. Православное учение о сердце и о восстановлении единства человеческого существа посредством объединения разума и сердца (С. Хоружий). Идея В. Соловьёва о любви как пути обретения бессмертия. Нереализованность антропологического проекта российской цивилизации в силу трагических событий ХХ века. Попытки реализации его в современных условиях («родовые поместья») и опасность сектантства. Возрождение русской религиозной философии, основанной на православной традиции.

 

 

18. Нравственные ценности и их роль в человеческой жизни. Нравственность и общественная мораль

 

Нравственность как основа подлинной человечности. Отличие нравственности от общественной морали: «Когда никто не увидит и не узнает, а я всё же не сделаю – это и есть настоящая культура» (А.П. Чехов). Добро и зло как фундаментальные противоположности. Нравственный выбор и проблема обретения самого себя, осознания своего предназначения (И. Кант). Связь между добром и свободной волей.

«Легенда о Великом Инквизиторе» Ф.М. Достоевского: люди неосознанно стремятся к свободе, но редко кто в состоянии отвечать за свой свободный выбор и его последствия. Стремление к стабильности как альтернатива поиску свободы. «Достаток и спокойствие – вот к чему стремятся большинство людей» (Конфуций). «Свобода от чего-то» и «свобода ради чего-то» (Э. Фромм).

Проблема поиска «свободы ради чего-то». Нравственность и мужество, способность к само-стоянию. Следование нравственному долгу как самоограничение ради самопреодоления. Постоянная готовность соразмерять свои поступки с голосом совести. Стремление к достижению взаимопонимания с другими людьми: «Мудрый человек ни за кем не следует, но живёт со всеми в согласии» (Конфуций). Дезынтеграция и деградация самости как расплата за ложный нравственный выбор или уклонение от него. «Кто не идёт путём добра, тот совершенно неизбежно становится на путь зла» (Ф. Достоевский).

Религиозные истоки нравственности. Можно ли обосновать нравственность без ссылки на религиозную подоснову? Категорический императив И. Канта: если мы будем совершать поступки, имея перед своим внутренним взором идею всеобщности и ориентируясь на осуществление блага всех разумных существ – тогда и только тогда мы будем поступать нравственно, согласно нашему внутрен­нему долгу. Каждый человек – это целый уникальный мир, который имеет высший смысл в самом себе, и вместе с тем каждый из нас выступает выразителем идеи человечества.

Общественная мораль как внешний регулятор поведения людей. Отличие морали от нравственности: мораль формирует границы одобряемого и дозволенного в поведении человека, в то время как нравственность имеет отношение к выбору субъектом принципов, определяющих его мировоззрение и поступки. Связь между общественной моралью и стихийными представлениями о благой жизни. Невозможность: а. полной рационализации этих представлений; б. рационального решения вопроса о том, какая жизненная форма или какой проект благой жизни лучше. Можно ли критиковать общественную мораль с нравственных позиций? Развивается ли общество в направлении осуществления нравственных идеалов? А. Хоннет и его теория «борьбы за признание» как вариант ответа на эти вопросы (общая характеристика, подробное рассмотрение – в разделе «Социальная философия», тема № 24).

 

19. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Главные учения о красоте

 

Эстетика как попытка разумного осмысления красоты.. Антропологические истоки красоты: человек воспринимает мир не предметами, а образами (эйдосами). С одной стороны, имеется связь между красотой, созерцанием и удовольствием. С другой стороны, невозможно полностью отождествить красоту с тем, что «мне нравится». Двойственная природа красоты: её ощущение субъективно, однако имеются интерсубъективные критерии художественного вкуса. «О вкусах не спорят, но люди с развитым вкусом избегают безвкусицы с той естественностью, которая не понятна людям, не обладающим таким вкусом» (Г.-Г. Гадамер). При суждении вкуса субъект ориентируется на одобрение идеального сообщества ценителей красоты; поэтому возможны рефлексивные суждения типа: «Мне лично это не нравится, однако я признаю право на существование данного художественного произведения и его канонов красоты» (Х. Ортега-и-Гассет).

Этапы исторического развития эстетики как философского учения о красоте. Открытие пифагорейцами идеальных пропорций красоты («золотое сечение», законы музыкальной гармонии и пр.). Платон («Тимей»): эти пропорции укоренены в устройстве мироздания – в соответствии с ними Демиург сотворил мир; душа же наблюдала эти пропорции до рождения. Близость идей Платона представлениям древних египтян (каноны красоты взяты из строения звёздного неба). Христианское понимание красоты: настоящую красоту телесными очами увидеть невозможно, она открывается в мистическом созерцании, о котором можно поведать только символически. Реабилитация античног


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.