Раздел 3. Философия сознания — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Раздел 3. Философия сознания

2017-10-21 176
Раздел 3. Философия сознания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

8. Сознание и самосознание. Природа сознания (основные философские подходы)

 

 

Фундаментальность проблемы сознания для мировоззрения. Связь между сознанием и осознанием себя, между разумом и идеей «я». Тайна сознания – это тайна центра психической жизни. Материалистический подход: сознание есть результат согласованной деятельности всех нервно-телесных процессов. Критика этого подхода в диалоге Платона «Федон»: сознание как более сложная система «настраивает» под себя телесную организацию, а не следует рабски за нею. Точка зрения психофизического параллелизма: сознание и тело существуют параллельно друг с другом, они косвенно влияют друг на друга, но процессы их взаимодействия никогда не будут познаны людьми до конца. Индуистская идея реинкарнации: сознание существует после смерти, меняет тела как платья и увеличивает уровень духовности, стремясь к слиянию с Абсолютом; цель человеческого существования – достижение состояния освобождения от перерождений (мокши), когда эмпирическое я войдёт в Атман (я универсальное) и будет пребывать там вечно. Христианская антропология: Бог творит сознание в момент рождения человека, человек в ходе жизни очищает своё сознание, следуя нравственности (либо загрязняет греховностью), затем сознание существует без тела до Страшного Суда, а в момент Суда происходит воскрешение человека как целого, ради определения его (т.е. человека) окончательной судьбы в вечности.

Переведение проблемы сознания в проблему самосознания в эпоху Нового времени. Смысл Декартовского ego cogito. Трансцендентальный субъект Канта как условие сохранения непрерывности психической жизни и как предпосылка постижения предметов в их единстве. Нравственный аспект самосознания: осознание человеком своего предназначения и стремление к самореализации на базе универсальных принципов (Кант, «Основоположения к метафизике нравов»). Гегель: выведение социальных отношений из диалектики самосознания («господин» и «раб» в «Феноменологии духа»). Проблема множественности самосознающих существ. Культурная традиция тоже обладает своеобразной формой самосознания (О. Шпенглер, «Закат Европы»); представление о коллективной душе различных народов и культур (Д. Андреев, «Роза Мира»). Учение неокантианцев о ценностях как об идеалах, оформляющих самосознание представителей культурной традиции. Проблема интерсубъективности: все другие самосознающие существа присутствуют в моём самосознании как условие его возможности, а также как его бытийственные истоки. Доступ к интерсубъективному самосознанию – через диалогические структуры языка (К.-О. Апель, Ю. Хабермас). Проблематика бессознательного. Учение о коллективном бессознательном К.-Г. Юнга и его близость идеям интерсубъективности.

Русская философская традиция: связи человека с миром устанавливаются одновременно на многих уровнях, разум выступает только как одна из возможных форм самосознания. Любовь как сила, созидающая полную осознанность человеческого существа и – тем самым – бессмертие (В. Соловьёв). Поиски высшей осознанности в других мистических традициях (например, в «интегральной йоге» Шри Ауробиндо). Актуальность этих идей в условиях надвигающейся смены мировоззренческих систем и новые возможности для философии, открывающиеся в связи с этим.

 

 

9. Понятие рациональности. Вера и знание. Понимание и объяснение

 

 

Методология осмысления феномена рациональности. Спор номиналистов и реалистов. Номиналисты: реальны только единичные предметы, наш разум образует понятия путём абстрагирования – выделения классов по соответствующим признакам (Т. Гоббс: «Нет ничего в мышлении, чего бы не было в ощущении»). Реалисты: разум есть «глаза души», орган внутреннего зрения (Платон). Способность с помощью разума узреть мир реальных «эйдетических сущностей», определяющих качественные характеристики вещей. Рассмотрение проблемы рациональности в курсе – с точки зрения реализма.

Разум как орган, с помощью которого человеку открывается целостность мира: «Всё имманентно всему» (Н.О. Лосский). Движение познания от абстрактного (постижение идеи единства бытия) к конкретному (исследование того, что интересует человека). Работа рассудка: установление конкретных связей в мировой целостности и переведение интуиций разума в теоретические конструкции, описывающие данный предмет познания. Аналогия между рассудком и лучом прожектора, высвечивающем конкретный предмет на фоне тьмы. Познание как сосредоточение психической энергии я на познаваемом предмете. Необходимость того, чтобы теоретические конструкции были бы логичными, непротиворечивыми и соответствовали бы опыту. Опыт выступает фактором, который ограничивает произвол разума и рассудка, сужает возможности теоретизирования (отсекает нереальные теоретические конструкции). Знание как результат познания, как уяснение места познаваемого предмета в системе связей между объектами реальности.

Вера как непоколебимая убеждённость человека в чём-то. Сложность феномена веры, необходимость его расчленения на различные уровни. Вера в авторитеты: «Истина есть то, что выгодно сильному!» (Фрасимах в диалоге «Государство» у Платона). Авторитет как идеал и как идол: я верю, чтобы подняться над собой и в чём-то соответствовать идеалу; или же: я верю, потому что это мне выгодно. «Зомби-ситуации» (М. Мамардашвили) – человек перестаёт пользоваться своим разумом и воспринимает реальность сквозь призму «программы», которую общество в него закладывает ради того, чтобы им манипулировать; носители разных «программ» становятся врагами друг друга. Возникновение опасности «ухода в виртуальную реальность» и распада личностного сознания. Вера в самого себя – как альтернатива «зомби-ситуациям»: вера есть непоколебимая убеждённость субъекта в чём-то, возникшая уже в результате работы разума. Идеал Просвещения: формирование у человека способностей пользоваться своим разумом самостоятельно. Социокультурные предпосылки: развитые традиции гражданского общества, личностное самосознание, правовые отношения. Разум помогает обрести человеку уверенность в меняющемся мире: добиться окончательной истины невозможно, но вера в идеалы истины побуждает человека постоянно совершенствоваться (Ч. Пирс). Специфика религиозной веры (в христианском смысле), недопустимость её смешивания с языческими предрассудками. Способности христианской веры пробуждаются, когда человек осознаёт свою принципиальную ограниченность и конечность, но стремится их преодолеть, обретая своё подлинное бесконечное я. Связь между христианской верой, идеей служения и любовью. «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (апостол Павел). Невозможность прямого соотнесения результатов научного познания и истин веры, необходимость «разграничения полномочий» науки и религии.

Понимание как знание, как уяснение субъектом устойчивых связей между предметами и явлениями. Необходимость применения общего знания к постоянно изменяющимся ситуациям в жизни – необходимость каждый раз находить объяснение. Способность суждения: умение видеть в индивидуальном универсальное. Подчинённый характер этой способности: объяснить может только тот, кто понимает общие принципы (Аристотель). Творческий характер этой способности: её нельзя логически обосновать, а можно развить, только постоянно практикуясь (Г. Гадамер). Опасность вырождения этой способности в «соображение» или слепое следование технологиям. Роль объяснения в процессе передачи культурного опыта от поколения к поколениям. Специфика педагогического объяснения: ученики не просто воспринимают слова, но и смотрят, не противоречат ли они жизни учителя.

 

10. Главные отношения человека к миру: практическое, познавательное, нравственное и эстетическое[2]

 

Человек как существо, осознающее себя и соотносящее все воздействия мира с психическим центром – самостью. Отношение человека и мира определяется тем планом рациональности, который человек в себе развил. Практическое отношение к миру: способность к целеполаганию. Цель как узрение умом будущего состояния реальности вместе с изменённым состоянием самого себя в этой реальности. За целеполаганием стоит стремление к самосохранению и к господству над миром. Связь между целеполаганием и индивидуалистическим мировоззрением; сложность формирования способности к само-стоянию – гораздо проще придерживаться традиционалистского отношения к миру («день да ночь – сутки прочь»). Обыденный, или житейский, разум как способность, которая задействуется при целеполагании. Житейский разум продвигается методом «проб и ошибок» от одной конкретной и осуществимой цели к другой, руководствуясь внутренним (и непрояснённым) чувством блага. Слепота житейского разума по отношению к конечному смыслу человеческой деятельности (Мак-Интайр). К сожалению, житейские представления о благе разных людей часто вступают в конфликт друг с другом.

Познавательное отношение к миру начинается с умения «выйти из собственной пещеры» (Платон). Необходимость преодолеть в себе «идолы» пещеры, театра, площади и человеческого рода (Ф. Бэкон), чтобы быть способным познавать мир таким, каков он есть. Открытость бытию, готовность познавать истину ради неё самой и ради самого процесса познания. Здесь задействуется разум как орган, позволяющий постигнуть целостность мира, а также рассудок, переводящий идею (Einsicht, умозрение) целостности в теоретические конструкции. Истина как регулятивная идея, стремление к которой позволяет субъекту подняться над ограниченностью своего частного мнения, хотя сама по себе абсолютная истина и недостижима. Редкость познавательного отношения к миру, ситуация переплетения с практически-житейским отношением встречается гораздо чаще.

Нравственное отношение человека к миру: стремление действовать автономно, то есть согласно законам, которые человек сам для себя полагает. Автономное действие есть действие, опирающееся на добрую волю. Нравственный выбор личности (в пользу добра) как выражение глубинной свободы личности. Два вида свободы: «свобода-от» и «свобода-для» (Э. Фромм); здесь имеется в виду именно последнее. Глубинная связанность свободного выбора личности и ответственности – перед собой, другими людьми и бытием. «Великий инквизитор» Ф. Достоевского и феномен «бегства от свободы». Поступок как внесение в мир нового, что не подчиняется железным законам природы и что может иметь даже негативные последствия для его инициатора, однако содействует нравственному росту личности и – косвенно – всего человечества. Реализация потенциала практического разума при нравственном поступке. Практический разум как уровень разума, позволяющий человеку постигнуть своё неповторимое предназначение и действовать в соответствии с ним.

Эстетическое отношение к миру: способность осознавать красоту в мире и в душе. Красота как продукт «незаинтересованного созерцания» (Кант). Связь между осознанием красоты и аутентичностью человеческого существования: гуманистический проект личности, которая сама себя формирует и становится «прекрасной душой» (Ф. Шиллер). Идеал обретения целостности человеческого существа путём гармоничного развития познавательно-практического, нравственного и эстетического «планов» разума. Тенденции дегуманизации в современном мире. Возможно ли возвращение человека к самому себе?

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.