VIII. Сходство и различие взглядов. Выводы. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

VIII. Сходство и различие взглядов. Выводы.

2017-10-21 269
VIII. Сходство и различие взглядов. Выводы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рассмотрев все четыре подхода, мы можем говорить об общих требованиях к хорошей книге для детей. К ним относятся: художественность, простота, ясность и доступность изложения и вдохновляющий активный герой. В признании необходимости именно этих качеств, сходятся педагог-писатель, писатели и критики, т.е. именно те люди, которые имеют прямое отношение к литературе.

На втором месте, после этих качеств оказывается достойное оформление детской книжки, о необходимости которого говорят и критики, и партийный деятель.

Художественность, по мнению советской педагогики, подразумевает высокий культурный и идейный уровень произведения. Именно ею и обеспечивается этот уровень, он достигается благодаря таким её составляющим как реалистическая наполненность темы, яркость и выразительность образов и характеров, эмоциональная взволнованность текста или подтекста. Здесь мы просто вынужденно повторяем А.С. Макаренко, так как его формулировка является наиболее точной. Идейность произведения достигается за счёт раскрытия его интернациональности и выбранной советской тематики.

Доступность изложения, о необходимости которой также говорил и государственный деятель, обеспечивается именно простотой и ясностью стиля писателя и сюжета самого произведения.

Что касается героя, который наиболее важен для нашего исследования, то он должен быть активным, живым, достойным примером, которому бы с радостью следовали дети. Он должен вести за собой, а его поступки должны возбуждать любовь и преданность Родине. Прямым образцом такого героя был пионер, обладающий четырьмя качествами, о которых уже было сказано выше: патриотизмом, трудолюбием, умением быть частью коллектива и дисциплинированностью.

 


 

Глава 2. Как из реальных детей делали образцы для подражания (Павлик Морозов)

Для того чтобы ускорить работу педагогической пропаганды нужны были примеры для подражания из реальной жизни. Если таковых не оказывалось, то приходилось что-то добавлять к фактам, чтобы сделать из обыкновенного ребёнка кумира. Первым и самым успешным таким творением в СССР стал Павлик Морозов. История этого подростка, который доложил о махинациях своего отца власти, а после был жестоко убит, известна многим. Она стала предметом исследований не одного учённого. На данный момент самыми известными стали два расследования этого дела. Это работа Ю.И. Дружникова «Доносчик 001, или Вознесение Павлика Морозова»[56] и Катрионы Келли «Товарищ Павлик: Взлёт и падение советского мальчика-героя»[57]. Исторические подробности дела из Герасимовки освещаются в обоих этих исследованиях. Нас будет интересовать лишь то, какими качествами наделяли Павлика Морозова в литературе, чтобы сделать из него кумира для советских детей.

Нужно заметить тот факт, что за литературное воплощение истории Павлика Морозова брались в основном так называемые «ремесленники», люди которые занимались творчеством по госзаказу. Настоящие писатели, (например, Д. Бедный, А.Т. Твардовский, И.Э. Бабель) даже если и пытались художественно подойти к этим событиям, в итоге отказывались от этой работы. Автором первой книге о Павлике Морозове, «В кулацком гнезде», стал П.Д. Соломеин, корреспондент свердловской газеты «Восходы коммуны». Он был первым журналистом, прибывшим в Герасимовку, непосредственно на место убийства юного героя. Среди указных Ю.И. Дружниковым «создателей мифа» он упоминается самым первым. Этот же исследователь характеризует П.Д. Соломеина следующим образом: «Партийный журналист, он рапортовал только о подвигах пионера-доносчика <…>… первому биографу Павлика Морозова пришлось не только создавать светлый образ доносчика в литературе, но и самому заниматься доносительством, что он успешно совмещал»[58]. Первая книга П.Д. Соломеина издавалась поспешно, была переведена на другие языки СССР, но из-за отрицательного отзыва М. Горького приобрела плохую славу. «Героический поступок пионера Павла Морозова, будучи рассказан более умело и с тою силой, которая обнаружена Морозовым, – получил бы очень широкое социально-воспитательное значение в глазах пионеров. Многие из них, наверное, поняли бы, что если “кровный” родственник является врагом народа, так он уже не родственник, а просто – враг и нет больше никаких причин щадить его»[59] – таков отзыв М. Горького. Позже известность приобретёт уже вторая книга П.Д. Соломеина «Павка-коммунист», в которой он учтёт свои ранние «ошибки».

И К. Келли, и Ю.И. Дружников отмечают достоверность данных именно первой книги о пионере-герое. П.Д. Соломеин, в отличие от всех своих последователей, старался не отступать от истины и опирался на реальные события. Ю.И. Дружников писал о том, что первый «создатель мифа» был единственным из тех, кто писал об этом происшествии непосредственно с места событий. К. Келли, в свою очередь, пишет: «В от­ли­чие от поз­дней­ших би­ог­ра­фов Пав­ли­ка Мо­розо­ва Со­ломе­ин поль­зо­вал­ся са­мос­то­ятель­но соб­ранным ма­тери­алом. Он пред­ста­вил ис­то­рию Пав­ли­ка как ска­зание о маль­чи­ке из бе­зыс­ходно бед­ной и не­вежес­твен­ной семьи, вы­рос­шем в убо­гой, от­ста­лой де­рев­не, но без­за­вет­но пре­дан­ном де­лу ком­му­низ­ма»[60].

Автор первой книги о Павлике подчёркивает в нём те качества, которые освещены в предыдущей главе данной работы. Правда это или нет, но Павлик Морозов описывается именно как тот герой, который необходим как пример для юных граждан СССР. Он с раннего детства отличается трудолюбием и преданностью делу. Вот как об этом пишет К. Келли, анализируя работы П.Д. Соломеина: «Он [П.Д. Соломеин. — К. А.] не­ус­танно под­чёрки­ва­ет эко­номи­чес­кие ли­шения, вы­пав­шие на до­лю Пав­ли­ка. Чи­татель уз­на­ет, что маль­чик с ран­не­го воз­раста об­ра­баты­вал зем­лю, па­хал, бо­ронил и се­ял. <…>…Стрем­ле­ние де­ревен­ско­го маль­чи­ка к са­мосо­вер­шенс­тво­ванию, тя­га к уче­бе. <…> А поз­же стал об­разцо­вым уче­ником, нес­мотря на то, что учить­ся ему приш­лось в шко­ле, где на сто ре­бят при­ходил­ся все­го один учи­тель. Но глав­ное, Пав­ли­ка от­ли­чала пре­дан­ность де­лу. Он пер­вым при­нял учас­тие в сда­че зер­на, <…> воз­гла­вил “крас­ный обоз” на тор­жес­твен­ном шес­твии по слу­чаю сда­чи уро­жая го­сударс­тву. Он не­укос­ни­тель­но вы­пол­нял свой граж­дан­ский долг и вы­водил на чис­тую во­ду на­руши­телей за­кона, в том чис­ле род­но­го от­ца. Он был во­жаком для всех де­тей при ор­га­низа­ции рей­да в ам­бар Си­лина или рас­клей­ки про­паган­дист­ских ло­зун­гов по всей де­рев­не»[61]. Умение быть частью коллектива выделяется в первой книге о Павлике по-своему. Ему, как образцу для подражания, полагается быть не просто частью, но лидером, возглавлять детей в общественном деле в своей деревне.

К. Келли пишет, что именно благодаря первой книге П.Д. Соломеина история Павлика Морозова стала известна М. Горькому. Несмотря на то, что сама книга вызвала отрицательный отзыв, её тема заставила задуматься основоположника соцреализма. М. Горький решил, что юный герой достоин монумента и организовал сбор средств на памятник, «по­буж­дая зна­мени­тых пи­сате­лей де­лать свои по­жер­тво­вания»[62]. По словам К. Келли, «к 1934 го­ду эта те­ма ста­ла idee fixe. Бо­лее то­го, в зак­лю­читель­ной ре­чи на съ­ез­де он [М. Горький. – К.А.] наз­вал со­ору­жение па­мят­ни­ка глав­ной за­дачей Со­юза пи­сате­лей на бли­жай­шие нес­коль­ко лет: “Мы дол­жны про­сить раз­ре­шения со­юзу ли­тера­торов пос­та­вить па­мят­ник ге­рою-пи­оне­ру Пав­лу Мо­розо­ву, ко­торый был убит сво­ими родс­твен­ни­ками за то, что, по­няв вре­дитель­скую де­ятель­ность род­ных по кро­ви, он пред­по­чёл родс­тву с ни­ми ин­те­ресы тру­дово­го на­рода”[63]»[64]. Ю.И. Дружников пишет, что именно так и началось «усыновление» Павлика Союзом Писателей: «Им [Писателям – К.А.] показалось, что монумент сделать быстрее, чем написать книги, и монумент будет выглядеть эффектнее»[65]. Уже перед своей смертью М. Горький назовёт Павлика Морозова «одним из маленьких чудес нашей эпохи». Как мы можем заключить из цитаты с I съезда писателей, М. Горький подчёркивал в жизни Павлика именно тот факт, что он стал жертвой предпочтения интересов трудового народа интересам родства. Итак, М. Горький выделяет преданность мальчика идеологии и его виктимность.

Следующим создателем легенды был советский детский писатель В.Г. Губарев. М. Горький сам просил его написать повесть о юном герое. Несмотря на то, что по данным Краткой литературной энциклопедии В.Г. Губарев опубликовал первые материалы о деле Павлика Морозова, исследователи уделяют ему мало внимания. Ю.И. Дружников пишет, что статью для энциклопедии В.Г. Губарев написал сам, а его произведения о первом пионере-герое не отличаются правдивостью и творились лишь для восхождения по карьерной лестнице[66]. К. Келли упоминает данного автора в своей работе буквально в двух предложениях. В них она пишет только о том, что В.Г. Губарев вставляет в раннюю повесть новую героиню. Если же отмечать какие качества Павлика Морозова были важны для В.Г. Губарева, то мы не увидим особых расхождений с позицией П.Д. Соломеина. Павлик Морозов везде «первый на деревне» – первый ученик, первый бегун, его хвалят и награждают книгой М. Горького. Он – самая большая радость для своей матери и самый великий и безоговорочный пример для своего брата. В повести «Павлик Морозов» его младший брат Федя вечно следует за ним и повторяет отрывки его фраз и поступки. Однако не лишним будет отметить, что на первое место вновь выходит преданность делу коллективизма юного героя. Пожалуй, самого коллективизма и борьбы с его врагами в повести больше, чем её главного героя. С описания одного из таких «врагов» собственно и начинается повесть.

Четвёртым «мифотворцем», как выражается Ю.И. Дружников, был А.С. Яковлев. Он активно пользовался данными других писателей, в частности Е.Н. Смирнова, для создания повести «Пионер Павел Морозов». Этого автора упоминают оба исследователя, а статья о его повести помещается в одном из номеров вышеупомянутого журнала «Детская литература»[67]. Ю.И. Дружников пишет о том, что А.С. Яковлев «не скрывал, что делает компилятивную книгу»[68]. К. Келли отмечает, что А.С. Яковлев создал «более правильное жизнеописание» Павлика, по мнению М. Горького[69].

Критики журнала «Детская литература» подчёркивают, в первую очередь, «жизненность, последовательность и подлинный реализм» в описании борьбы с кулачеством в тёмной таёжной деревеньке. Павлик предан пионерской организации и не только. Он «является образцом не только в области общественной работы. Он отличник учёбы и примерный сын. Павлик Морозов – это образец пионера»[70]. Однако критик завершает свою статью утверждением о том, что А.С. Яковлев не разрешил «труднейшей задачи создания образа положительного героя-пионера». В главном герое, по словам критика, отсутствует ребячество, детскость, озорство; «пропадает образ маленького, растерявшегося мальчика». «Паша никогда не шалит, <…> не ошибается, все вопросы разрешает правильно, <…> будто просто повторяет чьи-то чужие слова»[71]. Критик отмечает «прекрасно подобранный ассортимент всех положительных качеств». Но сразу после этого говорит, что характеристики «не сливаются воедино, не дают целостного жизненно правдивого образа». Несмотря на эти замечания, необходимость этой книги также отмечается критиком, потому что повесть хорошо описывает жертвенность Павлика и жестокость кулаков. По мнению критика, именно потому, что это произведение вселяет в читателя ненависть и вражду к кулачеству как к классу, оно полезно для юного читателя.

Итак, мы видим, что выше обозначенные качества отмечались авторами в Павлике Морозове. Первенство среди них (как и по шкале важности, указанной в предыдущей главе) занимает патриотизм, выразившийся в преданности делу коллективизма и пионерской организации. Вместе с этим отмечается жертвенность юного героя. Это и были те важные характеристики Павлика Морозова, благодаря которым он более всех годился на роль кумира советских детей. Исследователи объясняют это следующим образом. Ю.И. Дружников пишет, что детей и до этого убивали за доносы. Однако «официальный герой-доносчик 001 должен был появиться тогда, когда он стал необходим для политической кампании, то есть перед большой чисткой и массовыми репрессиями, и он, как мы знаем, появился, когда надо»[72]. Этот исследователь больше пишет о роли Павлика как доносчика, чем о его жертвенности. Но нельзя отрицать, что последнее было прямым последствием первого. В 1930-е гг. преданность идее, как и власти нельзя было выражать без доноса на классовых врагов. Донос же, в свою очередь провоцировал тот факт, что дети становились жертвами тех, на кого они доносили. Эту гипотезу подтверждают материалы работы К. Келли. «Сам Пав­лик изоб­ра­жал­ся не прос­то прин­ци­пи­аль­ным об­ли­чите­лем прес­тупни­ков, но маль­чи­ком, чей под­виг сос­то­ит в ра­зоб­ла­чении собс­твен­но­го от­ца. <…> “Пи­онер­ская прав­да”, рас­цве­чивая ма­тери­алы о де­ле Мо­розо­вых раз­ны­ми под­робнос­тя­ми, прес­ле­дова­ла двой­ную цель: воз­вы­сить Пав­ли­ка до ста­туса граж­да­нина-ге­роя и очер­нить его убийц. Мо­тив “ра­зоб­ла­чения от­ца” в ос­новном ис­поль­зо­вал­ся при ре­шении пер­вой за­дачи. Собс­твен­но к мо­тиву жур­на­лис­ты, пи­сав­шие о Пав­ли­ке, не до­бави­ли ни­чего но­вого»[73]. На самом деле эти же обе цели должны были преследоваться любым, кто брался за творение мифа. В итоге у кого-то лучше получалось первое, у кого-то – второе. Из вышесказанного можно заключить, что идее преданности борьбы с классовыми врагами уделяли куда больше внимания, чем самому герою и его жертвенности. Так было потому что, как мы уже говорили, первое заранее подразумевало и второе.

Таким образом, можно сделать выводы, что требующиеся герою-пионеру качества сужались до патриотизма, в котором и должна была выражаться любовь к общей идее. Каким же должен был быть этот патриотизм? Патриотизм – это любовь к Родине, следовательно: к государству, которое является этой Родиной; к политике, которую это государство осуществляет; к идеологии, которая становится основой политики; к партии, непосредственному представителю власти. Эта любовь, в свою очередь, подразумевала и преданность общему делу, и усердие в нём, и самопожертвование за него.

Самобытные детские писатели не могли сужать детскую сущность только до преданности идеологии, именно поэтому и появлялись другие литературные герои, качества которых были шире и естественнее.


 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.