Архитектурный язык классицизма — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектурный язык классицизма

2017-10-21 666
Архитектурный язык классицизма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последова­телем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс паллади-анство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с раз­ной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

Архитектуре классицизма свойственна строгость формы, ясность про­странственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лако­низм внешней и внутренней отделки сооружений. В отличие от построек барокко, мастера классицизма никогда не создавали пространственных ил­люзий, искажавших пропорции здания. И в парковой архитектуре склады­вается так называемый регулярный стиль, где все газоны и клумбы имеют правильную форму, а зеленые насаждения размещены строго по прямой и тщательно подстрижены. (Садово-парковый ансамбль Версаля). Архи­тектура создавала строго симметричные формы, подчиняя им не только пространство, но и саму природу, стремясь хоть немного приблизиться к созданному Клодом Леду утопическому идеальному городу будущего. Который, кстати, так и остался исключительно в чертежах архитектора (при этом стоит отметить, что проект был столь значим, что мотивы его используются до сих пор в различных течениях архитектуры).

Что касается первого периода развития классицизма в архитектуре Франции, то на его формирование оказывали сильное влияние местные традиции и искусство барокко. Наиболее яркой фигурой в архитектуре раннего французского классицизма был Никола Франсуа Мансар (Nicolas Francois Mansart) (1598-1666) - один из основоположников французского классицизма. Его заслугой, помимо непосредственного строительства зда­ний, является разработка нового типа городского жилища знати - «отеля» -с уютной и комфортабельной планировкой, включающей вестибюль, па­радную лестницу, ряд анфиладно расположенных помещений, часто замк­нутых вокруг внутреннего дворика.

Ранний период классицизма иллюстрируются двумя наиболее крупны­ми событиями архитектурной жизни Франции второй половины XVII века: проектированием и строительством восточного фасада королевского двор­ца в Париже - Лувра и созданием новой резиденции Людовика XIV -грандиознейшего архитектурного и садово-паркового ансамбля в Версале.

Восточный фасад Лувра был создан в результате сопоставления двух проектов - приехавшего в Париж из Италии Лоренцо Бернини (1598-1680) и француза Клода Перро (1613-1688). Предпочтение было отдано проекту Перро, где в отличие от барочного беспокойства и тектонической двойст­венности проекта Бернини, протяженный фасад (длина 170,5 м) имеет яс­ную ордерную структуру с огромной двухэтажной галереей, прерываемой в центре и по бокам симметричными ризалитами. Спаренные колонны ко­ринфского ордера (высота 12,32 м) несут крупный, классически разрабо­танный антаблемент, завершенный аттиком и балюстрадой. Основание трактовано в виде гладкого цокольного этажа, в разработке которого, как и в элементах ордера, подчеркнуты конструктивные функции основной не­сущей опоры здания. Чёткий, ритмический и пропорциональный строй ос­нован на простых отношениях и модульности, причем за исходную вели­чину (модуль) принят, как и в классических канонах, нижний диаметр ко­лонн. Размеры здания по высоте (27,7 м) и общий крупный масштаб ком­позиции, рассчитанные на создание парадной площади перед фасадом, придают зданию величественность и необходимую для королевского двор­ца репрезентативность. При этом весь строй композиции отличается архи­тектурной логикой, геометричностью, художественным рационализмом.

Ансамбль Версаля - вершина архитектурной деятельности времени Людовика XIV. Стремление соединить привлекательные стороны город­ской жизни и жизни на лоне природы привело к созданию грандиозного комплекса, включающего королевский дворец с корпусами для королев­ской семьи и правительства, огромный парк и примыкающий к дворцу го­род. Дворец - фокус, в котором сходятся ось парка - с одной стороны, а с другой - три луча магистралей города, из которых центральный служит дорогой, соединяющей Версаль с Лувром. Дворец, протяженность которо­го со стороны парка более полукилометра (580 м.), средней своей частью резко выдвинут вперед, а по высоте имеет четкое членение на цокольную часть, основной этаж и аттиковый. На фоне ордерных пилястр ионические портики играют роль ритмических акцентов, объединяющих фасады в це­лостную осевую композицию. Ось дворца служит главным дисциплини­рующим фактором преобразования ландшафта. Символизируя безгранич­ную волю царствующего владельца страны, она подчиняет себе элементы геометризованной природы, чередующиеся в строгом порядке с архитек­турными элементами паркового назначения: лестницами, бассейнами, фон­танами, разнообразными малыми архитектурными формами.

Присущий барокко и Древнему Риму принцип осевого пространства

реализуется здесь в грандиозной осевой перспективе спускающихся терра­сами зеленых партеров и аллей, уводящих взгляд наблюдателя вглубь к находящемуся вдалеке крестообразному в плане каналу и далее в беско­нечность. Подстриженные в форме пирамид кусты и деревья подчеркивали линейную глубину и искусственность созданного ландшафта, переходяще­го в естественный лишь за границей основной перспективы.

Идея «преобразованной природы» привела и к новым градостроитель­ным замыслам - уходу от хаотичного средневекового города, а в конечном итоге - к решительному преобразованию города на основе принципов ре­гулярности и введения в него элементов ландшафта. Следствием было распространение принципов и приемов, выработанных в планировке Вер­саля на работы по реконструкции городов, прежде всего Парижа.

Андре Ленотру (1613-1700) - создателю садово-паркового ансамбля Версаля - принадлежит идея урегулирования планировки центрального района Парижа, примыкающего с запада и востока к дворцам Лувру и Тю-ильри. Ось Лувр - Тюильри, совпадающая с направлением дороги в Вер­саль, определила значение знаменитого «парижского диаметра», ставшего впоследствии главнейшей магистралью столицы. На этой оси были разби­ты сад Тюильри и часть проспекта - аллеи Елисейских полей. Во второй половине XVIII века была создана площадь Согласия, объединившая Тю­ильри с проспектом Елисейских полей, а в первой половине XIX в. мону­ментальная арка Звезды, поставленная в конце Елисейских полей в центре круглой площади, завершила формирование ансамбля, протяженность ко­торого около 3 км. Автор Версальского дворца Жюль Ардуэн-Мансар (1646-1708) в конце XVII - начале XVIII века также создал в Париже ряд выдающихся ансамблей. К их числу относятся круглая площадь Побед, прямоугольная Вандомская площадь, комплекс госпиталя Инвалидов с ку­польным собором.

Помимо Франции в XVII - начале XVIII века классицизм сформировал­ся в архитектуре Голландии - архитектор Якоб ван Кампен (1595-1657), Швеции - архитектор Никодемус Тессин Младший (1654-1728).

Классицизм второго периода во многом развивал принципы архитекту­ры предыдущего столетия, но уже в середине XVIII века его принципы преобразовывались в духе эстетики Просвещения. В архитектуре обраще­ние к «естественности» выдвигало требование конструктивной оправдан­ности ордерных элементов композиции, в интерьере - разработки гибкой планировки комфортабельного жилого дома. Идеальным окружением дома становилась пейзажная среда «английского» парка. Огромное влияние на классицизм XVIII века оказало бурное развитие археологических знаний о греческой и римской древности (раскопки Геркуланума, Помпеи и др.); свой вклад в теорию классицизма внесли философские труды И. И. Вин-кельмана, И. В. Гёте, Ф. Милиции.

Определились новые архитектурные типы: изысканно-интимный особняк, парадное общественное здание, открытая городская площадь. Однако, новые буржуазно-рационалистические идеалы - простота и классическая ясность форм - понимаются теперь как символ известной демократизации ис­кусства, пропагандируемого в рамках буржуазного просветительства. Меняет­ся взаимоотношение архитектуры с природой. Симметрия и ось, остающиеся основополагающими принципами композиции, уже не имеют прежнего зна­чения в организации природного ландшафта. Все чаще французский регуляр­ный парк уступает место так называемому английскому парку с живописной, подражающей естественному пейзажу ландшафтной композицией.

Архитектура зданий становится несколько более человечной и рацио­нальной, хотя огромные градостроительные масштабы по-прежнему опре­деляют широкий ансамблевый подход к архитектурным задачам. Город со всей его средневековой застройкой рассматривается как объект архитек­турного воздействия в целом. Выдвигаются идеи архитектурного плана для всего города; значительное место при этом начинают занимать интересы транспорта, вопросы санитарного благоустройства, размещения объектов торговой и производственной деятельности и другие хозяйственные во­просы. В работе над новыми типами городских зданий большое внимание уделяется многоэтажному жилому дому. Несмотря на то, что практическое претворение этих градостроительных идей было весьма ограниченное, по­вышенный интерес к проблемам города повлиял на формирование ансамб­лей. В условиях крупного города новые ансамбли пытаются включить в «сферу своего влияния» большие пространства, часто приобретают рас­крытый характер.

Наиболее крупный и характерный архитектурный ансамбль француз­ского классицизма этого периода - площадь Согласия в Париже, создан­ная по проекту Анж-Жака Габриэля (1698-1782) в 50-60-х годах XVIII ве­ка, и получившая свое окончательное завершение в течение второй поло­вины XVIII - первой половины XIX века. Выделяется Королевская пло­щадь в Нанси (1722-1755). Объемно-планировочная разработка зданий французского классицизма XVIII века не мыслится в отрыве от городского ансамбля. Ведущим мотивом остается крупный ордер, хорошо соотнося­щийся с прилегающими городскими пространствами. Ордеру возвращает­ся конструктивная функция; он чаще используется в виде портиков и гале­рей, масштаб его укрупняется, охватывая высоту всего основного объема здания. Теоретик французского классицизма М. А. Ложье принципиально отвергает классическую колонну там, где она реально не несет нагрузки, и критикует постановку одного ордера на другой, если реально можно обойтись одной опорой. Практический рационализм получает широкое теоретическое обоснование.

Надо отметить, что именно в период классицизма типичным явлением стало развитие теории искусства. Во Франции уже в XVII веке учреждены Королевская академия живописи и скульптуры (1648) и Академия архитектуры (1671). Особое внимание в теории уделяется ордерам и пропорци­ям. Развивая учение о пропорциях Жака Франсуа Блонделя (1705-1774) -французского теоретика второй половины XVII в., Ложье создает целую систему логически обоснованных пропорций, базируясь на рационально осмысленном принципе их абсолютного совершенства. При этом в пропор­циях, как и в архитектуре в целом, усиливается элемент рассудочности, ос­нованной на умозрительно выведенных математических правилах компо­зиции. Интерес к наследию античности и Ренессанса вызывает стремление увидеть логическое подтверждение выдвинутых принципов. Как идеаль­ный пример единства утилитарной и художественной функции часто при­водится римский Пантеон, а наиболее популярными примерами ренессанс-ной классики считают постройки Палладио и Браманте, в частности, Тем-пьетто. Эти образцы не только тщательно изучаются, но и нередко служат прямыми прототипами возводимых зданий. Интересным материалом, ил­люстрирующим развитие архитектурной мысли второй половины XVIII -начала XIX века, служат издания в Париже конкурсных академических проектов, удостоенных высшей награды. Красной нитью через все эти про­екты проходит преклонение перед античностью. Бесконечные колоннады, огромные купола, многократно повторенные портики и т. д. говорят, с од­ной стороны, о разрыве с аристократической изнеженностью рококо, с другой - о расцвете своеобразной архитектурной романтики.

Интернациональным центром классицизма XVIII века - начала XIX ве­ка стал Рим, кроме того, его идеи воплощались в архитектуре Германии, Австрии, Дании.

В России классицизм прошел несколько этапов в своем развитии и дос­тиг небывалого размаха в правление Екатерины II, которая считала себя «просвещенной монархиней», состояла в переписке с Вольтером и поддер­живала идеи французского Просвещения. Классической архитектуре Пе­тербурга были близки идеи значительности, величия, мощного пафоса, ко­торые ярко проявились в построенных в этот период зданиях: Таврический дворец, Александро-Невская лавра, Мраморный дворец, Эрмитаж, Эрми­тажный театр, Академия наук. В Москве стоит отметить дом Пашкова, зда­ние Сената, Царицынский комплекс, дом Голицына, дворец Разумовских, которые считаются наиболее выразительными примерами проявления классицизма в архитектуре. Выдающимися архитекторами того времени по праву считают Казакова, Баженова, Ухтомского и многих других.

Дизайн эпохи классицизма

Что касается дизайна эпохи классицизма, то в нем важную роль играет все, в особенности, аксессуары. Величественную атмосферу создают мра­морные скульптуры, зеркала в золотых рамах, фарфор, классические кар­тины, гобелены и т. д. Причем, каждый декоративный элемент гармонично вписан в общую картину. Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранзи. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функ­ции. Его стиль помещений складывается из ряда элементов, в числе кото­рых - античный орнамент, помпейская декоративная живопись, современ­ный им французский классицизм.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.