Экономические и поведенческие постулаты маржиналистов. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Экономические и поведенческие постулаты маржиналистов.

2017-10-21 210
Экономические и поведенческие постулаты маржиналистов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Маржиналистская теория внесла определенные изменения в классические экономические постулаты и заметно отошла от классической поведенческой модели.

Экономические постулаты.

А) Если в области «чистой» экономической науки маржиналисты совершили революцию, то экономические постулаты их теории во многом совпадали с классическими. Так, представление о том, что происходит в экономическом процессе, как работает рынок, где создается богатство, мало чем отличалось от взглядов классиков. Правда, они, рассматривая конкурентный рынок как стандартную ситуацию, признавали и наличие других рыночных структур, но, скорее, трактовали их наличие, как отклонение от нормального рынка и даже как исключение из правил. Кроме того, будучи также сторонниками принципа laissez-faire, маржиналисты, как правило, полагали, что государство должно ограничивать свободу рынка посредством прогрессивного налогообложения, проведения социальной политики и т.д. У маржиналистов не было фундаментальных расхождений с классиками и в понимании экономического прогресса, они также рассматривали его как процесс, осуществляемый почти автоматически, который не таит в себе никаких особых проблем и явлений. Тем не менее можно выделить и некоторые специфические экономические постулаты, которые были свойственны только маржиналистам.

Б) Все закономерности функционирования экономики они выводили из поведения хозяйствующего индивида.

В) Потребление, а не производство определяет не только меновую ценность, но и необходимость обмена, характер собственности, организационные формы производства.

Г) Меновая ценность определяется субъективной предельной полезностью блага, которая убывает по мере насыщения потребности.

Д) В обществе не только земля, а все ресурсы ограничены, а поэтому их эффективное использование должно находиться в центре внимания экономической науки.

Е) Рост общественного богатства связан, в первую очередь, с эффективным использованием всех ограниченных ресурсов, а не с накоплением капитала, как полагали классики.

Ж) Основная цель экономического развития – максимизация предельной полезности, которая реализуется только в условиях общего экономического равновесия.

З. Экономическое равновесие в трактовке маржиналистов носило статический характер.

И. Экономика развивается в условиях совершенной конкуренции.

Поведенческие постулаты.

Очевидно, что поведенческая гипотеза маржиналистов в значительной степени опиралась на этику английского философа, основоположника утилитаризма И.Бентама. Его идеи относительно переустройства общества основывались на гедонистической и эгоистической природе человеческой натуры, нацеленной, в первую очередь, на рост своего благосостояния, которое связывалось со стремлением максимизировать наслаждения и сократить страдания. Не отрицая, что человеку не чужды и другие чувства, в частности альтруизм, Бентам утверждал, что в любой сфере человек прежде всего стремится удовлетворить свой собственный эгоистический интерес. Подчеркивая, что наслаждения и страдания имеют количественное выражение, он утверждал, что каждый индивид способен точно рассчитать объем ожидаемых наслаждений и страданий, так как речь идет о страсти, которая связана с денежным интересом. Подсчет этот позволяет, с одной стороны, точно определить каждому необходимый ему уровень благосостояния; с другой – достичь наибольшей величины общественного благосостояния. Полагая, что между частным и общественным интересами не может не возникать конфликта, Бентам считал, что не рынок, а государственное законодательство посредством системы поощрений и наказаний должно способствовать росту общественного блага.

Из маржиналистов только Ст.Джеванс сформулировал основные поведенческие постулаты, тем не менее теоретические взгляды остальных представителей этого направления позволяют говорить о том, что и они опирались на поведенческие постулаты, идейно близкие Бентаму и во многом отличающиеся от классических. Несмотря на то, что маржиналистская модель человека очень абстрактна, почти у всех маржиналистов (за исключением Л.Вальраса), ее обоснование носило «антропологический» характер. Но, основываясь на гедонистической природе человека, они крайне упрощали содержание его страданий и наслаждений, т.к. сводили их к получению материальных благ и подчеркивали стабильность и рациональность его предпочтений, их независимость от внешних условий, в которых он удовлетворяет свои потребности. Оба эти свойства поведения индивида предопределяются тем, что он стремится к оптимальному удовлетворению потребностей, потому что только в этом случае достигается равновесное состояние каждого отдельного потребителя и всей экономики. В маржиналистской поведенческой модели индивид не только абсолютно рационален, но и обладает полным знанием обо всех ему доступных вариантах выбора, а если речь идет об общеэкономическом равновесии (которое рассматривал Вальрас), он владеет и полной информацией о положении дел в масштабе всей экономики. Кроме того, маржиналистский человек обладает совершенным предвидением, так как принятие оптимального решения должно основываться на правильном прогнозе относительно результата выбора и на способности мгновенно реагировать на изменения рыночной ситуации. Все это означает, что индивид в маржиналистской модели человека действует в таком временном режиме, которой игнорирует неопределенность будущего, ему не требуется время, необходимое и для получения информации, и для адаптации к изменившимся условиям. Стоит обратить внимание на то, что, выдвигая на первый план потребление, маржиналисты рассматривали человека только как пассивного потребителя, в отличие от классиков, у которых он прежде всего выступал в качестве активного производителя.

Таким образом, маржиналистская поведенческая модель была значительно более абстрактна, чем классическая. Она упрощала мотивации индивида, исходила из его абсолютной рациональности, приписывала ему полноту знаний о вариантах выбора и состоянии рынка и наделяла его способностью абсолютного предвидения и мгновенной реакцией на изменения рыночной конъюнктуры.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.