Семинарские и практические занятия — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семинарские и практические занятия

2017-10-21 284
Семинарские и практические занятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

 

КАЗАНЬ 2011

 

Печатается по решению кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета

 

УДК 371

 

Составитель - Л.А. Аухадеева, доктор пед. наук, профессор кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования  
Научный редактор - И.Я. Ярмакеев, доктор пед. наук, профессор    
Рецензенты: З. Г. Нигматов, доктор пед. наук, профессор; Р.М. Ахмадуллина, кандидат пед. наук, доцент

 

Введение в педагогическую деятельность: Учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. – Казань: ИФИ КФУ, 2011. – 89 с.

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование

 

 

В пособии представлен курс «Введение в педагогическую деятельность» в соответствии с новыми образовательными стандартами ФГОС по направлению 050100 Педагогическое образование в связи с переходом на двухуровневую систему высшего профессионального образования.

Данный курс рассматривается как основа профессионально-педагогической подготовки будущего специалиста, ориентирован на овладение студентами системой знаний о сущности и специфике профессионально-педагогической деятельности, профессионально обусловленных требованиях к личности педагога, профессионально-личностном самоопределении и самосовершенствовании будущего специалиста с позиции компетентностного подхода. Представлены цели, задачи, результаты освоения курса, содержание лекций, семинарских и практических занятий, самостоятельной работы, методические рекомендации студентам и др. Будущим специалистам предлагаются индивидуальные творческие задания, комплекс методик по самодиагностике личностных качеств и способностей и совершенствованию учебных и педагогических умений.

Ó Л.А. Аухадеева, 2011

ВВЕДЕНИЕ

 

ХХI век обозначил необходимость серьезных изменений в системе образования. В современном мире образование становится глобальной ценностью, важнейшим условием и способом самореализации человека. Во всем мире меняются его приоритеты, выделяется ведущее значение гуманитарного образования, определяются общемировые и европейские тенденции развития общего и профессионального образования.

Центральным звеном любой системы образования являются педагогические кадры и проблема подготовки учителя, формирования его профессиональной компетентности, общей и педагогической культуры, повышения его социального и государственного статуса является архиважной.

Модернизация отечественной системы образования выдвинула новые целевые ориентиры учебно-воспитательного процесса: «поворот» к личности, создание условий для ее развития; приоритет самостоятельности, самопознания и саморазвития личности, свободы выбора и поисковой активности; ценностью становятся не знания как таковы, а возможность самореализации личности благодаря этим знаниям. Это предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке современного учителя – высоко компетентной целостной личности, готовой к гуманным взаимоотношениям, сотрудничеству, взаимопониманию, созданию условий для всестороннего развития личности воспитанников и осуществлению своего человеческого и социального предназначения.

Новейшие открытия во всех областях науки изменяют наши представления о мире. Формируется новая парадигма мышления, которая будет определять прогрессивное развитие общества. И современному учителю предстоит преображать сознание подрастающего поколения, и строить школу не только на основе законов Бытия, но и как школу творческой мысли и саморазвития.

Это требует серьезных изменений вузовской подготовки учителя, которая должна стать, не только профессионально, но и личностно ориентированной, развивающей у студентов глубокий интерес к вопросам самопознания, самоопределения и самосовершенствования, формирующей целостную, творческую личность, способную вобрать в себя все многообразие и единство мира.

Важное значение в решении этих задач имеют педагогические дисциплины, основная цель которых - формирование у будущих педагогов профессиональной готовности к реализации целостного педагогического процесса. Содержание курсов ориентировано на образование учителя как субъекта профессиональной деятельности, на стимулирование потребности в педагогическом самосовершенствовании, формирование у студентов профессионально-педагогической позиции и гуманистической направленности. В основу построения педагогических дисциплин положены прогрессивные идеи и направления современной педагогики: положения личностно ориентированного подхода; идеи целостности педагогической деятельности; гуманистические идеи педагогической науки; направления культурологического подхода в образовании.

Курс «Введение в педагогическую деятельность» носит пропедевтический характер. Он открывает весь цикл психолого-педагогических дисциплин и логически связан с основными теоретическими курсами педагогики, психологии, а также с педагогической практикой.

Изучение данной учебной дисциплины обусловлено необходимостью формирования у будущего педагога представлений особенностях педагогической профессии и перспективах ее развития в условиях обновляющейся школы, о сущности педагогической деятельности, о требованиях к личности педагога, профессионально-личностном самоопределении и самосовершенствовании будущего специалиста. Свободное оперирование знаниями и умениями, полученными студентами в рамках данной дисциплины, - необходимое условие успешного освоения впоследствии дисциплин педагогического цикла. Содержание курса направлено на формирование у будущих учителей профессионального самосознания, педагогической культуры, включает знания методологического характера о сущности образования как общественного явления и как целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, о стратегии развития отечественного образования, о взаимосвязи педагогической теории и практики и др.

Курс «Введение в педагогическую деятельность» имеет большое воспитательное значение, так как является первой изучаемой студентами педагогической дисциплиной и формирует отношение к последующим дисциплинам педагогического цикла и закладывает фундамент педагогических знаний умений и навыков, педагогического мышления и педагогической культуры будущего специалиста.

В данном пособии представлены: место дисциплины в структуре основных образовательных программ бакалавриата, цели и задачи ее изучения; требования к результатам ее освоения; содержание лекций и семинарских занятий; информационные блоки и методические рекомендации по организации деятельности студентов на занятиях и самостоятельной работы студентов. Содержание приложения направлено на самопознание, создание ситуаций самоопределения в профессии во всех аспектах своего Я, формирование педагогической направленности и готовности к профессионально-личностному самосовершенствованию.

 

Место дисциплины в структуре основных образовательных

Программ бакалавриата

Дисциплина «Введение в педагогическую деятельность» относится к общепрофессиональному циклу дисциплин и входит в состав базовой части.

Освоение данной дисциплины готовит будущих бакалавров к работе со следующими объектами профессиональной деятельности: обучение, воспитание, развитие, просвещение.

Профильными для данной дисциплины являются как педагогическая, так и культурно-просветительская профессиональная деятельность бакалавров.

«Введение в педагогическую деятельность» направлено на подготовку будущих специалистов к решению следующих задач профессиональной деятельности:

в области педагогической деятельности:

– организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;

– организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;

– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

в области культурно-просветительской деятельности:

– изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

– разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;

– обучение, воспитание, развитие, просвещение.

– представление об основных механизмах социализации личности, в том числе в условиях современного общества;

– понимание специфики принципов системного, структурно-функционального, сравнительного, аксиологического анализа при изучении педагогических процессов, событий и явлений;

– умение применять методы эвристического анализа изучаемых научных проблем;

– умение использовать современные информационно-коммуникационные технологии (включая пакеты прикладных программ, глобальные компьютерные сети) для сбора, обработки, анализа, хранения и передачи информации;

– владение различными способами вербальной и невербальной коммуникации, в том числе основами педагогического мастерства, технологиями публичной презентации, изложения информации в жанре эссе и аннотационной характеристики;

– умение организовывать свою учебную деятельность, исходя из предъявляемых требований и собственных образовательных потребностей;

– владение навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;

– обладание толерантной гносеологической и коммуникативной культурой;

– обладание основами педагогического мышления, способностью соотносить собственные мировоззренческие установки и гражданскую позицию с поведенческими моделями и ценностными ориентациями.

Дисциплина «Введение в педагогическую деятельность» открывает весь цикл психолого-педагогических дисциплин и логически связана с основными теоретическими курсами педагогики, психологии, а также с педагогической практикой. Изучение данной учебной дисциплины обусловлено необходимостью формирования у будущего педагога представлений о сущности и специфике педагогической деятельности, профессионально-педагогической культуры, профессионально-личностном самоопределении и самосовершенствовании учителя, особенностях педагогической профессии и перспективах ее развития в условиях обновляющейся школы. Свободное оперирование знаниями и умениями, полученными студентами в рамках данной дисциплины, - необходимое условие успешного освоения всех последующих дисциплин педагогического цикла. Содержание курса включает знания методологического характера о сущности образования как общественного явления и как целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, о взаимосвязи педагогической теории и практики.

Ведущими областями профессиональной деятельности бакалавров, на которые ориентирует дисциплина «Введение в педагогическую деятельность», являются образование, социальная сфера, культура.

 

2. Цель и задачи дисциплины.

Целью дисциплины является подготовка студентов к организации обучения в системе основного образования с учетом содержательной специфики курса «Введение в педагогическую деятельность», логических и содержательно-методических связей в предметной области «Педагогика» и задач по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, и обеспечение комплекса условий (психологических, дидактических, технологических) для эффективного обучения и успешной профессиональной адаптации.

Задачи дисциплины:

- сформировать у студентов общие представления о сущности и специфике профессиональной педагогической деятельности;

- ознакомить с требованиями ФГОС ВПО к уровню профессиональной компетентности педагога.

- способствовать формированию профессиональной культуры педагога;

- сформировать научные представления о профессионально-личностном самоопределении и самосовершествовании педагога;

- вооружить студентов знаниями о сущности образования как общественного явления и как целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства;

- способствовать упрочению гражданской позиции и мировоззренческих установок студентов, создать условия для развития педагогического мышления и готовности к толерантному социальному сотрудничеству;

- развитие когнитивных способностей и информационно-коммуникативной культуры студентов, их функциональной грамотности;

- подготовить студентов к использованию знаний современной педагогики в профессиональной педагогической и культурно-просветительской деятельности.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования определяет требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата: общекультурные компетенции (16), профессиональные компетенции (11) и общепрофессиональные компетенции (6).

Процесс изучения дисциплины «Введение в педагогическую деятельность» направлен на формирование следующих компетенций:

 

Общекультурные компетенции:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые педагогические проблемы (ОК-2);

- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

 

Общепрофессиональные компетенции:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);

Специальные компетенции:

- способен определять пространственные рамки педагогических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1);

- способен характеризовать модели педагогического процесса (СК-3);

- способен ориентироваться в педагогических концепциях, объясняющих единство педагогического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в педагогической науке (СК-4);

- готов применять методы педагогического исследования, проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса; (СК-5);

- способен использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-педагогических проблем (СК-6);

- готов использовать принципы научного анализа при прогнозировании последствий педагогических процессов (СК-7);

- готов соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8);

- готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя (СК-9).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- структуру, функции, виды педагогической деятельности и профессиональной культуры;

- требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога;

- сущность и особенности профессионально- личностного самоопределения и самосовершенствования;

- ведущие характеристики образования как общественного явления и педагогического процесса;

 

уметь:

- диагностировать индивидуальный уровень сформированности профессионально важных личностных качеств;

- разрабатывать программу личностного профессионально-педагогического самосовершенствования;

- развивать коммуникативные, организаторские способности;

- организовать образовательный процесс в различных социокультурных условиях, строить общение с детьми разных национальностей, уважать культуры, обычаи, обряды, религии других народов;

владеть:

- системой знаний о сущности и специфике педагогической профессии, уяснить для себя суть педагогической деятельности;

- навыкамии методами профессионально-педагогического развития, самодиагностики, анализа современных требований к уровню профессиональной компетентности педагога;

- умениями самостоятельной работы с педагогической и научной литературой;

- умениями психолого-педагогической диагностики, проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Лекции – 18 часов (9 лекций).

Семинарские занятия – 12 часов (6 семинаров).

Практические занятия – 6 часов (3 занятия).

Самостоятельная работа – 36 часов (в том числе: подготовка к семинарским и практическим занятиям, контрольным работам, разработка учебного проекта, работа с первоисточниками, составление аннотаций, рецензий, написание эссе, реферата, диагностика личностных качеств и способностей).

Форма контроля – зачет (балльно-рейтинговая система).

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

 

5. Разделы дисциплины и виды занятий.

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекции Пр. зан-я Лаб. зан-я Семинары СРС Всего
1.   Общая характеристика педагогичес-кой профессии.        
2.     Профессиональная деятельность: её сущность и ценностные характеристики.   - -      
3.   Профессионально обусловленные требования к личности педагога.   - -      
4. Общая и профессиональная культура личности педагога Общение как основа педагогической деятельности.     - -    
5.   Профессиональная компетентность педагога     -    
6.. Основы профессионально-личностного самоопределения и самосовершествования становление и развитие педагога          
7. Стратегия развития системы отечественного образования   -      
8. Образовательно-профессиональный путь будущего учителя.   -      
9. Конференция «Опыт педагогов–новаторов. Авторские школы»   - -    

 

6. Методические рекомендации по организации деятельности студентов на лекциях и семинарских занятиях

Материал курса «Введение в педагогическую деятельность и общие основы педагогики» ориентирован на овладение студентами системой знаний о сущности и специфике профессиональной педагогической деятельности, на изучение общих основ профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования.

Логика изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» соответствует логике Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

В организации изучения дисциплины «Введение в педагогическую деятельность» особое значение отводится лекционным занятиям, где преподавателем излагаются узловые вопросы в рамках программы данного курса по четко составленному плану. На лекции не только сообщается теоретически и практически значимая информация, но и происходит овладение слушателями ключевыми понятиями, развивается способность мыслить, подходить всесторонне и критически к тем или иным изучаемым фактам, явлениям, подходить к познанию творчески, что способствует формированию педагогического мышления и профессионально-педагогической культуры.

Весьма важно студенту обеспечить эффективность своей работы в процессе слушания и записывания лекций.

Прежде всего, студент должен уметь подготовиться к слушанию и восприятию лекции. Такая подготовка может включать в себя: просмотр записей прошедших лекций, ознакомление с темой предстоящей лекции по учебникам, пособиям (по рекомендации преподавателя), подготовка дополнительных материалов к лекции (планов, схем, иллюстраций и др.). Такая предварительная подготовка позволит студенту на лекции более активно включиться в познавательный процесс, организуемый и направляемый преподавателями.

Работа на лекции заключается в прослушивании и одновременной записи ее содержания. Это весьма сложный непрерывный и активный процесс, включающий в себя восприятие и осмысление излагаемых лектором положений, выделение среди них главной, наиболее существенной формулировки обобщений и выводов из сообщенных фактов. Форма записи лекции студентом может быть различной - многое зависит от Ваших индивидуальных особенностей, уровня развития мышления и интеллектуальных умений, опыта и т.п.

Но всегда необходимо соблюдение двух, по крайней мере, требований к конспектам лекций:

1) постоянная работа конспектирующего над тем, чтобы в конспекте лекций было больше мыслей и меньше слов, их выражающих;

2) четкое, логически оправданное разделение записи лекции на отдельные разделы (в соответствии с ее планом) и формулировка названий этих разделов - определенной системы заголовков и подзаголовков.

Иногда рекомендуется такое ведение конспекта, в котором излагаются только те положения, на которые было специально указано педагогом. Весьма полезно текст отдельных частей лекции излагать своими словами, использовать условные обозначения, сокращения наиболее часто используемых в педагогической науке терминов (например, воспитание - восп-е, обучение - об-е, формирование - форм-е и т.п.). Полезно записи лекций сопровождать изложением на полях текста своих собственных замечаний, соображений, желательно также записывать детально те наиболее сложные вопросы курса, которые более обстоятельно излагаются в лекции, чем в учебниках.

Также студентам необходимо уделить должное внимание к подготовке к семинарским и практическим занятиям. На семинарах и при подготовке к ним студенты учатся разумно планировать и результативно проводить самостоятельную работу, используя различные формы работы с текстом. Критериями готовности к занятиям являются:

- наличие у студента хорошего "умного" конспекта - его подготовка должна обогатить студента духовно, в изучаемой им области педагогической науки;

- проявление студентами знаний, глубокого понимания темы при обсуждении каждого его вопроса.

На семинарских занятиях студенты могут отработать следующие виды учебно-познавательной деятельности:

- заслушивание сообщений, докладов студентов, их обсуждение;

- коллективные беседы - обсуждения в ходе них вопросов, предложенных преподавателем, а также и студентами, их участие при этом в уточнении, дополнении ответов товарищей, обоснование участниками семинара теоретических положений, подтверждение их примерами из своей педагогической деятельности или других педагогов;

- участие в мини-дискуссиях, посвященных обсуждению сложных, новых, наиболее актуальных в современной педагогике вопросов;

- участие в разборе педагогических ситуаций, решение педагогических задач;

- участие студентов в выполнении проверочных знаний: устном опросе, подготовке письменных ответов на вопросы, в терминологическом диктанте;

- проведение деловых игр, направленных на развитие педагогического мышления, вооружение уменьями и навыками, необходимыми в учебно-воспитательной работе, на развитие творческого подхода к ней;

- участие студентов в анализе опыта работы педагогов-новаторов, передовых учителей.

Важное местона семинарских занятиях занимает беседа, которая обычно проводится как коллективное обсуждение вопросов по заранее предложенному плану; беседа может занимать часть семинарского занятия, сочетаясь с использованием других методов, она может протекать в форме обсуждения проблем им воспроизводящей беседы с краткими выступлениями участников семинара с изложением своих позиций, и заключительным словом преподавателя. При раскрытии проблемных вопросов студент проявляет интеллектуальные усилия, формируя в ходе этой умственной работы новые для себя знания, развивая мышление, накапливая опыт активной мыслительной деятельности.

Одной из форм учебно-познавательной деятельности является заслушивание и обсуждение докладов, которые готовятся заранее по конкретным вопросам. Требования к докладам на семинарах:

а) доклад должен раскрывать основное содержание темы возможно более полно и разносторонне, на высоком научном уровне;

б) студент должен не читать доклад, а излагать его свободно, четко, эмоционально, стремясь увлечь товарищей педагогическими идеями: при этом можно иметь план выступления или иногда заглядывать в конспект;

в) используя те или иные источники, нужно обязательно указывать, откуда взято то или иное положение, чья это точка зрения;

г) продолжительность доклада должна быть 9-10 мин, причем последняя минута должна быть посвящена изложению основной идеи, главных выводов сообщения.

 

Требования к выступлениям оппонентов (содокладчиков):

а) их задача - дать оценку сообщению товарища, проанализировав его содержание, а также четкость и яркость формы;

б) в случае необходимости оппонент высказывает несогласие с теми или иными положениями, вносит коррективы, дополнения, излагает свою точку зрения;

в) продолжительность выступления оппонента 2-3 минуты.

После выступления докладчиков и оппонентов организуется обсуждение, дискуссия. На последнем этапе работы подводятся итоги: оцениваются доклады и содоклады, отмечаются положительные и отрицательные моменты, даются рекомендации по их дальнейшему совершенствованию и использованию.

Полноценное освоение курса «Введение в педагогическую деятельность» направлено на развитие познавательного интереса, самостоятельности суждений, готовности к самосовершенствованию, креативности и формирование педагогического мышления, общей, профессионально-педагогической и коммуникативной культуры будущего специалиста.

 

Содержание курса «Введение в педагогическую деятельность»

 

Лекция 1. Общая характеристика педагогической профессии.

Возникновение, развитие и особенности педагогической профессии. Педагогическая профессия в классификации профессий Е.А. Климова. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности. Взаимосвязь «учительства» и «ученичества». Социальная значимость педагогической деятельности в современном обществе. Профессиональные функции и социальная миссия педагога. Перспективы развития педагогической профессии. Спектр педагогических профессий.

Культура учебного труда студента - будущего учителя.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. В чем специфика педагогической профессии?

2. Определите место педагогической профессии в «пирамиде» профессий (по классификации Е.А. Климова).

3. Объясните взаимосвязь «учительства» и «ученичества».

4. Обоснуйте необходимость педагогического аспекта в каждой профессиональной деятельности.

5. Назовите основные компоненты НОТ студента.

 

Рекомендуемая литература:

1. Андреев В.И. Педагогика. ‑ М., 2000.

2. Введение в педагогическую деятельность /Под ред. Роботовой А.С. ‑ М., 2002.

3. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность. ‑ М., 2004. (Глава 1, 1.1 – 1.4).

4. Орлов Н.А. Введение в педагогическую деятельность. Практикум. М., 2004.

5. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И. – М, 2007.

6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2004.

7. Хадиуллин И.Г., Хузиахметов А.Н. Практикум по педагогике. – Казань, 2001.

8. Хузиахметов А.Н. Педагогика: педагогик уку шартлары. ‑ Казань, 2000.

 

Лекция 2. Педагогическая деятельность: её сущность и ценностные характеристики.

Происхождение педагогической деятельности. Непрофессиональная и профессиональная педагогическая деятельность. Структура, виды, функции, уровни и содержание педагогической деятельности. Педагогическая деятельность как система. Гуманистическая природа и ценностные характеристики педагогической деятельности. Коммуникативная природа педагогической деятельности. Педагогическая позиция. Педагогическая задача.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Дайте определение понятия «педагогическая деятельность».

2. Приведите примеры непрофессиональной педагогической деятельности.

3.Назовите внешнюю и внутреннюю структуру педагогической деятельности.

4. Чем определяется гуманистическая природа труда учителя?

5. Охарактеризуйте педагогическую деятельность как систему.

6. В чем состоят особенности цели и объекта педагогической деятельности?

Рекомендуемая литература:

1. Андреев В.И. Педагогика. ‑ М., 2000.

2. Введение в педагогическую деятельность /Под ред. Роботовой А.С. ‑ М., 2002.

3. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность. ‑ М., 2004. (Глава 1, 1.2, 1.5, 1.6).

4. Орлов Н.А. Введение в педагогическую деятельность. Практикум. М., 2004.

5. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И. – М, 2007.

6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2004.

7. Хузиахметов А.Н. Педагогика: педагогик уку шартлары. ‑ Казань, 2000.

 

Лекция 3. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

Профессионально-педагогическая направленность личности педагога и познавательная и коммуникативная активность педагога. Требования к личности педагога: природные данные, уровень развития и воспитанности, профессиональные знания, умения и навыки, педагогические способности, профессионально значимые личностные качества педагога, педагогическая культура. Педагогическое призвание и педагогический такт учителя. Педагогическое мастерство, основные психолого-педагогические предпосылки и условия его формирования. Профессионализм учителя.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Чем обусловлены требования к личности педагога?

2. Как проявляется познавательная и коммуникативная активность педагога?

3. Охарактеризуйте профессионально значимые личностные качества педагога.

4. Назовите ведущие педагогические способности.

5. Дайте определение понятий «педагогический такт», «педагогическое мастерство».

 

Рекомендуемая литература:

1. Андреев В.И. Педагогика. ‑ М., 2000.

2. Введение в педагогическую деятельность /Под ред. Роботовой А.С. ‑ М., 2002.

3. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность. ‑ М., 2004. (Глава 2, 2.1 – 2.4).

4. Орлов Н.А. Введение в педагогическую деятельность. Практикум. М., 2004. (Модуль 1).

5. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И. – М, 2007.

6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2004.

7. Хадиуллин И.Г., Хузиахметов А.Н. Практикум по педагогике. – Казань, 2001.

8. Хузиахметов А.Н. Педагогика: педагогик уку шартлары. ‑ Казань, 2000.

 

Лекция 4. Общая и профессиональная культура личности педагога.

Культура как форма сознания. История возникновения и развития культуры. Функции и виды культуры. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры личности. Педагогическая культура: понятие, формы, аспекты, системные компоненты и показатели уровня сформированности (виды) педагогической культуры. Условия подготовки высококультурного педагога-профессионала. Коммуникативная культура как важнейший компонент общей, педагогической и профессиональной культуры учителя. Общение как основа профессиональной деятельности педагога.

Вопросы для самоконтроля.

1. Раскройте сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры.

2. Охарактеризуйте аксиологический аспект педагогической культуры?

3. Что обозначает мировоззренческий компонент педагогической культуры?

4. Охарактеризуйте личностный аспект педагогической культуры?

5. Определите значение коммуникативной культуры в профессиональной подготовке будущего учителя.

 

Рекомендуемая литература:

1. Андреев В.И. Педагогика. ‑ М., 2000.

2. Бенин В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. – Уфа, 1998.

3. Введение в педагогическую деятельность /Под ред. Роботовой А.С. ‑ М., 2002.

4. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность. ‑ М., 2004. (Глава 2, 2.7).

5. Масленникова В.Ш., Юдин В.П. Педагог и культура. – Казань, 1994.

6. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И. – М, 2007.

7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2004. (Глава 3).

8. Хузиахметов А.Н. Педагогика: педагогик уку шартлары. ‑ Казань, 2000.

 

Лекция 5. Профессиональная компетентность педагога.

Понятие профессиональной компетентности педагога.Содержание и структура профессиональной компетентности педагога. Виды профессионально-педагогической компетентности. Требования к теоретической и практической готовности педагога.Педагогическая компетентность и педагогическое мастерство. Ролевой репертуар учителя (по В. Леви).Требования ФГОС ВПО к уровню профессиональной компетентности педагога. Индивидуальный стиль деятельности учителя.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Дайте определение понятия «профессиональная компетентность педагога».

2. Охарактеризуйте структуру профессиональной компетентности педагога.

3. Раскройте сущность и взаимосвязь педагогической компетентности и педагогического мастерства.

4. Охарактеризуйте содержание теоретической готовности педагога.

5. Раскройте содержание практической готовности педагога.

6. Обоснуйте взаимообусловленность педагогической компетентности и педагогического мастерства.

 

Рекомендуемаялитература:

1. Введение в педагогическую деятельность /Под ред. Роботовой А.С. ‑ М., 2002.

2. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность. ‑ М., 2004. (Глава 2 - 2.5, 2.6).

3. Орлов Н.А. Введение в педагогическую деятельность. Пра


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.179 с.