Тема « Понятие и значение квалификации преступлений» — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Тема « Понятие и значение квалификации преступлений»

2017-10-17 395
Тема « Понятие и значение квалификации преступлений» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Планы практических занятий

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Практические занятия являются важной формой учебного процесса и преследуют цель содействовать более глубокому усвоению студентами курса «Вопросы квалификации преступлений», научить самостоятельно, работать над учебным материалом и отрабатывать навыки применения уголовного законодательства применительно к конкретной практике деятельности судов и правоохранительных органов.

На практические занятия выносятся только те вопросы, которые предусмотрены учебным планом и программой курса. Метод занятий – решение задач по правильному применению норм уголовного законодательства и закрепление теоретических вопросов по предлагаемым темам.

Обсуждение теоретических вопросов требует от студента соответствующей подготовки: необходимо изучить закон, подзаконные нормативные правовые акты, рекомендованную учебную и научную литературу.

Задачи решаются в письменном виде. Решение задач должно быть юридически грамотно аргументировано. При анализе условий, заявленных в задаче, следует исходить из того, что описанные в ней фактические обстоятельства являются установленными. Для правильного решения задач студенту необходимо подобрать и изучить рекомендованные по каждой теме нормативные материалы и учебную литературу. Решение задач следует начать с пересказа фактических обстоятельств и постановки указанных в них вопросов. В дальнейшем подобрать соответствующий нормативный акт, указать статью (часть статьи), проанализировать ее и на основе сопоставления ее положений с фактическими обстоятельствами, изложенными в фабуле задачи, дать аргументированный ответ относительно правомерности тех или иных решений. Отдельные задачи могут быть решены по-разному, поскольку толкование некоторых уголовно-правовых норм является в науке дискуссионным, а в практике нет единообразия в применении этих норм. При решении задач умение юридически грамотно аргументировать свою точку зрения имеет принципиальное значение.

Основная литература ко всем практическим занятиям:

 

1. Дуюнов, В. К. Квалификация преступлений: законодательство, теория, судебная практика / В. К. Дуюнов, А. Г. Хлебушкин. - 3-е изд. - Москва: РИОР: Инфра-М, 2016.

2. Корнеева А.В. Теоретические основы квалификации преступлений. М., 2010.

3. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. М., 2007.

4. Гаухман, Л. Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика / Л. Д. Гаухман. - 3-е изд., перераб., доп. - М.: Центр ЮрИнфоР, 2005.

5. Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений: Лекции по спецкурсу «Основы квалификации преступлений» / Науч. ред. В.Н. Кудрявцев. М., 2007.

6. Учебники по уголовному праву.

Тема «Понятие и значение квалификации преступлений»

1. Понятие квалификации преступлений, ее виды, значение.

2. Принципы квалификации преступлений.

3. Этапы квалификации преступлений.

Практическое задание.

Выделить и проанализировать этапы квалификации на следующих примерах:

- во дворе дома обнаружен труп мужчины (студент медакадемии, африканец) с признаками насильственной смерти (множественные телесные повреждения с локализацией по всему телу, включая голову), с отсеченными пальцами на правой кисти. В процессе сбора и анализа фактических обстоятельств установлена причастность однокурсника к содеянному.

- кондуктор автобуса наблюдала за тем, как мужчина вытащил из сумки у женщины деньги в сумме 1 тысячи рублей и вышел на остановке.

- в парке на женщину напал сзади незнакомый мужчина в сильной степени опьянения, нанес побои и потащил в кусты, привязал ее к дереву веревкой, совершил насильственные действия сексуального характера и с криком «сжечь ведьму!» облил бензином и поджог. Противоправные действия были пресечены прохожими, однако женщина скончалась в больнице от ожогов.

Задание для самостоятельной работы:

1. Какое место занимает квалификация преступлений в процессе применения нормы права?

2. Как соотносятся между собой этапы квалификации преступлений с этапами уголовного процесса?

3. Определите значение квалификации преступлений?

4. Что является основой общих правил квалификации преступлений?

5. Какова роль постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в квалификации преступлений?

Список рекомендуемой литературы

7. Дуюнов, В. К. Квалификация преступлений: законодательство, теория, судебная практика / В. К. Дуюнов, А. Г. Хлебушкин. - 3-е изд. - Москва: РИОР: Инфра-М, 2016.

8. Корнеева А.В. Теоретические основы квалификации преступлений. М., 2010.

9. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. М., 2007.

10. Гаухман, Л. Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика / Л. Д. Гаухман. - 3-е изд., перераб., доп. - М.: Центр ЮрИнфоР, 2005.

11. Наумов, А. В. Российское уголовное право: курс лекций: в 3 т. Т. 1. Общая часть / А. В. Наумов. - Москва: Федеральная палата адвокатов РФ, 2016.

12. Атальянц М. Значение факультативных признаков состава преступления // Российский следователь. 2009. № 18.

13. Винокуров В.Н. Предмет преступления и предмет совершения преступления как признаки объекта и объективной стороны состава преступления // Российский следователь. 2008. № 13.

14. Винокуров В.Н. Содержание признаков потерпевшего и формы их закрепления в уголовном законе // Уголовное право. 2009. № 1.

15. Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений: Лекции по спецкурсу «Основы квалификации преступлений» / Науч. ред. В.Н. Кудрявцев. М., 2007.

16. Тарбагаев А. Место совершения преступления // Уголовное право. 2009. № 3.

 

Тема «Квалификация преступления по признакам объек­тивной стороны»

1. Понятие, содержание и значение объективной стороны преступления.

2. Признаки объективной стороны: виды и значение в процессе квалификации:

а) особенности квалификации преступлений в зависимости от вида деяния;

б) роль последствий в квалификации преступлений;

в) специфика квалификации преступлений в зависимости от вида причинной связи;

г) значение факультативных признаков объективной стороны для квалификации преступлений.

Практические задания:

Задача №1.

К., Г., и Е. 24 мая 2007 г., договорились совершить разбойное нападение. Для осуществления задуманного К. передал нож Г. Когда они проникли во двор дома и увидели вышедшего из гаража А., К. ударом кулака сбил его с ног, после чего потерпевшего занесли в гараж. Там они связали ему руки и ноги, затем, на протяжении длительного времени избивали по туловищу и голове. Г. наносил удары молотком по шее и голове, К. – доской по голове, а Е. – ногами по туловищу и голове. От полученных тяжких телесных повреждений А. скончался на месте происшествия. Забрав из карманов одежды потерпевшего ключи, они открыли дверь и проникли в дом, откуда похитили имущество, в том числе охотничье ружье и боеприпасы. Г., кроме того, похитил водительское удостоверение на имя А.

Квалифицируйте действия указанных лиц. Покажите уголовно-правовое значение способа совершения преступления.

 

Задача №2.

 

27 июля 2006 г. Э. в состоянии опьянения во время ссоры с К., с которой проживал, нанес ей не менее 5 ударов шваброй по голове, а затем сбросил потерпевшую в подвал и облил бензином и поджег. Смерть К. последовала от обширного термического ожога 3-й степени площадью 20-25% поверхности тела и отравления бензином.

Определите способ совершения преступления и его влияние на квалификацию.

 

Задача №3.

 

24 декабря 2006 г. днем А., Г., Р. и Т. на автомашине «ГАЗ-53» выехали из села для перевозки дров. Машина забуксовала в глубоком снегу. Не сумев ее вытащить, он решили идти домой пешком. По дороге все, кроме А., распили две бутылки водки. А быстрым шагом шел впереди остальных и первым дошел до дома. У Т. заболела нога, и, не дойдя четырех км. до села, он не смог идти дальше без помощи Г. и Р. Они несли его на плечах, а затем Г. пошел в село за машиной. Р. и Т. должны были разжечь костер и ждать помощи. Г., дойдя до села, сказал односельчанам, что у них сломалась машина и Т. и Р. ждут помощи, но машину найти не удалось. Р. не смог разжечь костер, и они с Т. вышли на дорогу. Услышав шум двигателя автомашины, Р. пошел вперед, надеясь ее встретить. Не увидев машины, дошел до села и лег спать дома. Т. умер от переохлаждения.

Дайте уголовно-правовую оценку содеянному. Каковы условия наступления уголовной ответственности за бездействие.

 

Задача №4.

 

Осенью Ч. Для личных целей собрал листья и соцветия дикорастущей конопли, затем высушил и измельчил их кустарным способом, получив наркотическое средство – марихуану, общим весом 3760 гр., которое хранил в подполе своего дома.

Квалифицируйте действия Ч. Определите признаки объективной стороны.

 

Задача №5.

 

О. обратился с просьбой к Г., что тот приобретет для него и за его деньги героин и передал ему 600 р. Г. 1 марта 2006 г. купил у Ж. 2 пакетика с героином, один из которых в этот же день передал О., а второй оставил себе для личного потребления.

Дайте уголовно-правовую оценку содеянному.

 

Задача №6.

 

Л., похитил телефонный кабель и повредил телефонные кабельные сети, на восстановление которых ОАО «Электросвязь» затратило 13 916 руб, а Волгоградский узел связи и радионавигации – 53 375 руб..

Признаки каких составов преступлений имеются в действиях лица.

 

 

Задача № 7.

Г. и Б. признаны виновными в краже чужого имущества и умышленном повреждении средств сигнализации на станции Починки Горьковской железной дороги, которое могло повлечь крушение поезда и нарушение нормальной работы транспорта.

Г и Б. были задержаны нарядом сотрудников милиции 30 мая 2007 г. на железнодорожных путях с двумя дроссельными перемычками длиной по 3,3 м. каждая.

Дайте уголовно-правовую оценку содеянному. Покажите значение преступных последствий для квалификации.

 

Задача №9

По приговору Верховного Суда УР П. осужден по ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 162 УК РФ, п. "а" ч. 2 ст. 126, ч 4 ст. 166, ст. 119 УК РФ.

Он признан виновным в совершении преступлений при следующих обстоятельствах.

П. предложил У. и Н. совершить разбойные нападения на торговые предприятия в г. Тюмени с целью завладения их имуществом. П. взял с собой самодельный пистолет, непригодный для стрельбы, как средство устрашения при нападении.

Реализуя договоренность на совершение разбойных нападений, 5 октября 2007 г. П., У. и Н. завладели без цели хищения автомобилем А., который они хотели использовать как транспортное средство во время разбойных нападений. П. и Н., угрожая потерпевшей убийством и применением насилия, опасного для жизни и здоровья, вывели А. из машины, связали руки, закрыли рот кляпом, положили в багажник автомашины и закрыли его. А., пытаясь привлечь к себе внимание окружающих, стала стучать по крышке багажника. П. открыл багажник и стал угрожать ей убийством.

Неправомерно завладев автомашиной А., П., У. и Н. выехали в город, но были задержаны работниками милиции. При этом их умысел на совершение разбойных нападений на торговые предприятия не был доведен до конца по не зависящим от них обстоятельствам.

Правильно ли квалифицировал суд действия указанных лиц? Раскройте признаки объективной стороны исходя из условий задачи.

 

Задача №10.

Сотрудник исправительной колонии №1 вывез из склада колонии за территорию исправительного учреждения продукты на сумму около 41 тысячи рублей, предназначенные для питания осужденных. Похищенное имущество обвиняемый перевез в дом своей знакомой.

Квалифицируйте содеянное.

 

 

Задача 11.

В 2014 году в городе П. начальник уголовно-исполнительной инспекции в целях сокрытия упущений в своей работе, избежания дисциплинарной ответственности и лишения премиального вознаграждения вносил в журналы учета осужденных сведения о снятии с учета в связи с отбытием наказания семи местных жителей, которые были приговорены к исправительным или обязательным работам за различные преступления. В действительности же наказание указанными гражданами вообще не отбывалось.

Дайте уголовно-правовую оценку ситуации. В чем выражены общественно-опасные последствия содеянного?

 

Задание для самостоятельной работы:

 

  1. раскройте понятие и признаки объективной стороны и ее значение для квалификации.
  2. раскройте понятие и формы деяния. Определите условия наступления уголовной ответственности за преступное бездействие на примере конкретных составов преступлений.
  3. раскройте понятие преступных последствий и их виды. определите роль последствий в квалификации преступлений.
  4. раскройте факультативные признаки объективной стороны и покажите их значение в квалификации преступлений на примере конкретных составов преступлений.
  5. Решить задачи.

Задача 1.

Установлено, что в конце мая 2006 года Т. из корыстных побуждений вступил в действовавшее на территории Чеченской Республики незаконное вооружённое формирование.

Одновременно с вступлением в указанное формирование Т. стал участником банды, которая была вооружена различными видами огнестрельного оружия и взрывными устройствами, отличалась устойчивостью, сплочённостью и организованностью, состояла из нескольких структурных подразделений со строгой их подчинённостью руководителям, характеризовалась строгой дисциплиной её участников, постоянством форм и методов преступной деятельности.

Согласно распределённым ролям одни участники банды занимались похищением людей, другие - удержанием потерпевших и вымогательством чужого имущества, третьи - получением выкупа за освобождение похищенных бандой людей.

Т. совместно с другими участниками банды удерживал похищенных граждан, а также подыскивал посредников для получения выкупа за освобождение потерпевших.

Квалифицируйте действия Т. раскройте объективные признаки содеянного.

 

Задача 2.

 

Х. признан виновным в том, что после убийства потерпевшего он и Ф. тайно похитили из его одежды сотовый телефон.

Эти действия Х. суд квалифицировал по п. «г» ч.2 ст.158 УК РФ.

Правильно ли квалифицировал суд действия Х.

Задача №10

 

Список рекомендуемой литературы

1. Корнеева А.В. Теоретические основы квалификации преступлений. М., 2010.

2. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. М., 2007.

3. Атальянц М. Значение факультативных признаков состава преступления // Российский следователь. 2009. № 18.

4. Винокуров В.Н. Предмет преступления и предмет совершения преступления как признаки объекта и объективной стороны состава преступления // Российский следователь. 2008. № 13.

5. Винокуров В.Н. Содержание признаков потерпевшего и формы их закрепления в уголовном законе // Уголовное право. 2009. № 1.

6. Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений: Лекции по спецкурсу «Основы квалификации преступлений» / Науч. ред. В.Н. Кудрявцев. М., 2007.

7. Тарбагаев А. Место совершения преступления // Уголовное право. 2009. № 3.

17. Якубов А. Время совершения преступления и обратная сила уголовного закона // Российская юстиция. 1997. № 8.

Планы практических занятий

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Практические занятия являются важной формой учебного процесса и преследуют цель содействовать более глубокому усвоению студентами курса «Вопросы квалификации преступлений», научить самостоятельно, работать над учебным материалом и отрабатывать навыки применения уголовного законодательства применительно к конкретной практике деятельности судов и правоохранительных органов.

На практические занятия выносятся только те вопросы, которые предусмотрены учебным планом и программой курса. Метод занятий – решение задач по правильному применению норм уголовного законодательства и закрепление теоретических вопросов по предлагаемым темам.

Обсуждение теоретических вопросов требует от студента соответствующей подготовки: необходимо изучить закон, подзаконные нормативные правовые акты, рекомендованную учебную и научную литературу.

Задачи решаются в письменном виде. Решение задач должно быть юридически грамотно аргументировано. При анализе условий, заявленных в задаче, следует исходить из того, что описанные в ней фактические обстоятельства являются установленными. Для правильного решения задач студенту необходимо подобрать и изучить рекомендованные по каждой теме нормативные материалы и учебную литературу. Решение задач следует начать с пересказа фактических обстоятельств и постановки указанных в них вопросов. В дальнейшем подобрать соответствующий нормативный акт, указать статью (часть статьи), проанализировать ее и на основе сопоставления ее положений с фактическими обстоятельствами, изложенными в фабуле задачи, дать аргументированный ответ относительно правомерности тех или иных решений. Отдельные задачи могут быть решены по-разному, поскольку толкование некоторых уголовно-правовых норм является в науке дискуссионным, а в практике нет единообразия в применении этих норм. При решении задач умение юридически грамотно аргументировать свою точку зрения имеет принципиальное значение.

Основная литература ко всем практическим занятиям:

 

1. Дуюнов, В. К. Квалификация преступлений: законодательство, теория, судебная практика / В. К. Дуюнов, А. Г. Хлебушкин. - 3-е изд. - Москва: РИОР: Инфра-М, 2016.

2. Корнеева А.В. Теоретические основы квалификации преступлений. М., 2010.

3. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. М., 2007.

4. Гаухман, Л. Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика / Л. Д. Гаухман. - 3-е изд., перераб., доп. - М.: Центр ЮрИнфоР, 2005.

5. Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений: Лекции по спецкурсу «Основы квалификации преступлений» / Науч. ред. В.Н. Кудрявцев. М., 2007.

6. Учебники по уголовному праву.

Тема «Понятие и значение квалификации преступлений»

1. Понятие квалификации преступлений, ее виды, значение.

2. Принципы квалификации преступлений.

3. Этапы квалификации преступлений.

Практическое задание.

Выделить и проанализировать этапы квалификации на следующих примерах:

- во дворе дома обнаружен труп мужчины (студент медакадемии, африканец) с признаками насильственной смерти (множественные телесные повреждения с локализацией по всему телу, включая голову), с отсеченными пальцами на правой кисти. В процессе сбора и анализа фактических обстоятельств установлена причастность однокурсника к содеянному.

- кондуктор автобуса наблюдала за тем, как мужчина вытащил из сумки у женщины деньги в сумме 1 тысячи рублей и вышел на остановке.

- в парке на женщину напал сзади незнакомый мужчина в сильной степени опьянения, нанес побои и потащил в кусты, привязал ее к дереву веревкой, совершил насильственные действия сексуального характера и с криком «сжечь ведьму!» облил бензином и поджог. Противоправные действия были пресечены прохожими, однако женщина скончалась в больнице от ожогов.

Задание для самостоятельной работы:

1. Какое место занимает квалификация преступлений в процессе применения нормы права?

2. Как соотносятся между собой этапы квалификации преступлений с этапами уголовного процесса?

3. Определите значение квалификации преступлений?

4. Что является основой общих правил квалификации преступлений?

5. Какова роль постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в квалификации преступлений?


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.