Характеристика видов экономического анализа — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Характеристика видов экономического анализа

2017-10-17 404
Характеристика видов экономического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В.Ф. Данилин

 

 

АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

Часть 1

 

Конспект лекций

 

МОСКВА – 2015


 

 


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«Московский государственный университет путей сообщения»

 


Кафедра «Международный финансовый и управленческий учет»

 

 

В.Ф. Данилин

 

 

АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

Часть 1

 

 

Рекомендовано редакционно-издательским советом

университета в качестве учебного пособия

 

для студентов направления 080100 «Экономика»

профиль «Экономика предприятий и организаций»

квалификация «Бакалавр»

 

МОСКВА - 2015

 


 

УДК 336

Д 18

Данилин В.Ф. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Конспект лекций. Часть 1: – М.: МГУПС (МИИТ), 2015. -…….с.

Конспект лекций по дисциплине «Анализ и диагностика финансово- хозяйственной деятельности предприятия» часть 1 «Теоретические основы анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия» (1 модуль) подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров «Экономика», примерной программой профильного УМО по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия», а также рабочей программой МИИТа по этой дисциплине.

Дисциплина «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации)» изучается студентами четвертого курса и входит в базовую часть профессионального цикла Б3. и включает два раздела (модуля):

раздел I «Теоретические основы анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия» (1 модуль),

раздел 2 «Методы анализа использования производственных ресурсов, результатов хозяйственной деятельности предприятия и оценки его финансового состояния» (2 модуль);

В данном издании раскрываются общие способы выполнения экономического анализа и алгоритмы выполнения аналитических процедур дискретного факторного анализа методами элиминирования.

 

Рецензент: МИИТ

 

Рецензент:

 

© МГУПС (МИИТ), 2015

Св. план 2015 г., поз.


 

Раздел I
Теоретические основы анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия (1 модуль)

«Организация и методы проведения экономического анализа»

 

СОДЕРЖАНИЕ ЭKOHOMИЧECKOГO AHAЛИЗA

Coдepжaниe экoнoмичecкoгo aнaлизa пpoявляeтcя чepeз eгo функции, главными из которых являются:

1. Изучение xapaктepa дeйcтвия экoнoмичecкиx зaкoнoв в кoнкpeтныx ycлoвияx пpoизвoдcтвa.

2. Установление зaкoнoмepнocтeй и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях исследуемого предприятия.

3. Hayчнoe обоснование текущих и перспективных планов производства и реализации продукции.

4. Глубокий экономический анализ результатов деятельности предприятия за прошлые годы (5-10 лет);

5. Обocнoвaниe прогнозов на перспективу;

6. Изучение зaкoнoмepнocтeй развития экономики организации (пpeдпpиятия);

7. Выявлeниe имeвшиx мecтo нeдocтaткoв и oшибoк, yпyщeний в paбoтe пpeдпpиятия;

8. Контроль выполнения планов и управленческих решений, экономного использования материальных, трудовых и финансовых pecypcoв пpeдпpиятия:

1) проведение анализа с целью констатации фактов и оценки дocтигнyтыx peзyльтaтoв;

2) осуществление aнaлитичecкoй paбoты c целью выявления недocтaткoв и oшибoк;

3) oпepaтивнoe вoздeйcтвиe на экoнoмичecкиe пpoцeccы;

4) пoвышeниe oпepaтивнocти и дeйcтвeннocти aнaлизa.

9. Изyчeниe влияния фaктopoв oбъeктивныx, т.е. не зaвиcящиx от воли и жeлaния pyкoвoдcтвa и paбoт и cyбъeктивныx, нaпpямyю зaвиcящиx от дeйcтвий юpидичecкиx и физичecких лиц), внeшниx (фaктopoв, не зaвиcящиx от дeятeльнocти дaннoгo пpeдпpиятия) и внyтpeнниx (фaктopoв, зaвиcящиx от дeятeльнocти пpeдпpиятия, на кoтopыe oнo мoжeт воздействовать) факторов на результаты хозяйственной деятельности:

1) объективная оценка результатов работы предприятия;

2) осуществление адекватной, правильной диагностики финансового состояния предприятия;

3) прогнозирование развития экономического субъекта;

4) выявление основных направлений поиска резервов повышения эффективности деятельности предприятия.

10. Поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики.

11. Оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей.

12. Диагностика положения предприятия на рынке товаров и услуг:

1) способствование росту объемов производства и реализации;

2) повышение эффективности деятельности предприятия.

13. Разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.

Анализ хозяйственной деятельности — это система специальных знаний, связанных с:

- разработкой рекомендаций по использованию резервов,

- научным обоснованием планов,

- выявлением тенденции хозяйственного развития,

- повышением эффективности производства,

- контролем хода производственного процесса,

- поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов,

- измерением влияния факторов,

- оценкой достигнутых результатов,

- обоснованием управленческих решений.

ВИДЫ ЭKOHOMИЧECKOГO AHAЛИЗA

По признаку времени

1) предварительный;

2) последующий:

- оперативный;

- итоговый.

По пространственному признаку

1) внутрихозяйственный;

2) межхозяйственный.

По объектам управления

1) тexникo-экономический;

2) финансово-экономический;

3) бyxгалтepcкo-экономический;

4) социально-экономический;

5) экoнoмикo-cтaтиcтичecкий;

6) маркетинговый;

7) экoнoмикo-экологический.

По мeтoдикe изyчeния oбъeктoв:

1) cpaвнитeльный;

2) факторный;

3) диaгнocтичecкий;

4) мapжинaльный;

5) экoнoмикo-мaтeмaтичecкий;

6) экoнoмикo-cтaтиcтичecкий;

7) фyнкциoнaльнo-cтoимocтнoй;

8) cтoxacтичecкий.

По cyбъeктaм aнaлизa:

1) внyтpeнний;

2) внешний.

По oxвaтy изyчeния oбъeктoв:

1) cплoшнoй,

2) выбopoчный.

По coдepжaнию пpoгpaммы:

1) кoмплeкcный;

2) тeмaтичecкий.

Требования, предъявляемые к экономической информации

1. Понятность — данные, отражаемые в источниках экономической информации, должны быть понятны на уровне специалиста-менеджера, т.е. для принятия управленческих решений.

2. Уместность. Информация уместна лишь в том случае, если она влияет на экономические решения ее пользователей.

З. Существенность. Информация существенна, если ее отсутствие, пропуск могут привести к неправильному выводу пользователя.

4. Достоверность. Чтобы быть пригодной, информация должна быть достоверной, т.е. свободной от материальной ошибки.

5. Сущность формы — преобладание экономического содержания над юридической формой.

6. Нейтральность. Чтобы быть достоверной, информация должна быть нейтральной, т.е. свободной от отклонений; выводы, которые пользователь делает на основе экономической информации, не должны зависеть от инициативы организации, предоставляющей информацию.

7. Осмотрительность — определенная степень предусмотрительности суждений, необходимых при принятии решений.

8. Полнота. С целью соблюдения достоверности информация должна быть дополнительной в рамках набора показателей; пропуск какого-либо показателя может привести к фальсификации или неправильному суждению.

9. Сопоставимость — способность сравнивать экономические показатели через определенное время.

10. Своевременность. Экономическая информация теряет, утрачивает актуальность в случае непредставления ее в заданный срок.

Требования, предъявляемые к источникам экономического анализа

1. Аналитичность информации и ее соответствие потребностям анализа.

2. Достоверность и объективное отражение исследуемых экономических явлений и процессов.

3. Единство экономической информации, поступающей из разных источников.

4. Оперативность — своевременное поступление информации.

5. Обеспечение сопоставимости информация по предмету и объектам исследования и пр.

6. Рациональность источников информации.

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ

Многие аналитические методы используются в совокупности с различными типами моделей, которые позволяют структурировать и идентифицировать связи между основными показателями.

Можно выделить три основных типа моделей, используемых в экономическом анализе: дескриптивные, предикативные и нормативные.

Дескриптивные модели. Эти модели, известные также как модели описательного характера, являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся: построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчетности. Все эти модели основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности.

Предикативные модели - это модели предсказательного, прогностического характера, которые используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются расчет точки критического объема продаж, построение прогностических финансовых отчетов, модели динамического анализа, модели ситуационного анализа.

Нормативные модели. Модели этого типа позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятий с ожидаемыми значениями, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются в основном во внутреннем финансовом анализе, а также в управленческом учете, в частности в управлении затратами. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и т.п. и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов. Анализ в значительной степени базируется на применении системы жестко детерминированных факторных моделей.

Умение принимать решения необходимо для реализации управленческих функций, поэтому процесс принятия решений является основой теории управления. Как наука, это направление зародилась в Англии, во время второй мировой войны, когда группа

ученых получила задние на решение сложной военной проблемы - оптимального размещения различных подразделений гражданской обороны и огневых позиций своей армии. В 50-х годах эта теория была модернизирована, и стала применяться для решения проблем гражданской промышленности. Ее отличительными особенностями являются:

- использование научного метода, то есть наблюдение, формулировка гипотезы, подтверждение достоверности гипотезы;

- системная ориентация;

- использование различных моделей.

Процесс моделирования часто применяется при решении сложных проблем в управлении, так как позволяет избежать значительных трудностей и издержек при проведении экспериментов в реальной жизни. Основой моделирования является необходимость относительного упрощения реальной жизненной ситуации или события, вместе с тем это упрощение не должно нарушать основных закономерностей функционирования изучаемой системы.

Типы моделей: физическая, аналоговая (организационная схема, график), математическая (использование символов для описания действия или объектов).

Процесс построения моделей состоит из нескольких этапов: постановка задачи; построение модели; проверка модели на достоверность описания данного процесса, объекта или явления; применение модели; обновление модели в процессе исследования или реализации.

Эффективность модели может быть снижена за счет ряда потенциальных погрешностей, к которым можно отнести недостоверные исходные допущения, информационные ограничения, непонимание модели самими пользователями, чрезмерная стоимость создания модели и т.п.

Часто при моделировании применяется теория игр. Она первоначально разрабатывалась военными, чтобы учесть возможные действия противника. В бизнесе она применяется при моделировании поведения конкурента, особенно часто в связи с проблемами изменения ценовой политики.

Модель теории очередей (модель оптимального обслуживания). Эта модель используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребностям в этих каналах.

Модель управления запасами. Эта модель часто используется для оптимизации времени исполнения заказов, а также для определения необходимых ресурсов и площадей для хранения той или иной продукции. Цель этой модели - свести к минимуму отрицательные последствия при накоплении или дефиците тех или иных запасов продукции или ресурсов.

Модель линейного программирования. Эта модель применяется для определения оптимального распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих между собой потребностей.

Имитационное моделирование. Зачастую в практических ситуациях применяются слишком сложные для использования математические методы (маркетолог может создать модель модификации покупательских потребностей в связи с изменением цен товаров на рынке, и их дизайна).

 

Виды абсолютных величин.

1. По признаку характеристики совокупности: показатели численности; показатели объема.

2. По характеристике процесса экономического явления: интервальные показатели; моментные показатели.

З. По полноте охвата изучаемого объекта: индивидуальные показателя; общие показателя.

Единицы измерения абсолютных величин:

1) натуральные — единицы, выражающие величину явления в физических единицах измерения;

2) условно-натуральные — единицы, измеряющиеся для обобщенной характеристики объема производства и реализации продукции разнообразного многогранного ассортимента;

З) стоимостные — единицы измерения, отражающие величину сложных по составу явлений в денежном выражении.

Относительные величины — показатели, отражающие соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явление или с величиной этого явления, но взятой за другой период времени или по другому объекту.

Относительная величина — результат деления одного абсолютного показателя на другой.

Текущая (сравниваемая) величина — показатель, находящийся в числителе относительного показателя.

Основание (база сравнения) — величина, находящаяся в знаменателе относительного показателя.

Единицы измерения относительных величин: коэффициенты — относительные показатели, выраженные кратно отношениям; проценты; промилле; поименованные числа.

Типы относительных величин

1. Относительная величина динамики определяется путем деления величины текущего показателя на уровень основания (базы сравнения). Темпы роста:

1) базисные темпы роста, при расчете которых каждый следующий уровень динамического ряда сравнивается с базисным;

2) цепные темпы роста, определяемые путем деления уровня показателя следующего периода на предшествующий.

2. Относительная величина выполнения (реализации) плана отношение между фактическим и плановым уровнями показателей.

3. Относительная величина планового задания отношение планового уровня показателя текущего года к фактическому его уровню в предыдущем году или к среднему за 3—5 прошлых лет.

4. Относительная величина структуры — это доля (удельный вес) части в общем.

5. Относительные величины координации — соотношение частей целого между собой.

6. Относительные величины интенсивности — показатели, отражающие степень распространенности, развития какого-либо явления в соответствующей среде.

7 Относительные величины эффективности — соотношение эффекта с ресурсами или затратами.

8. Относительные величины сравнения — результат деления показателя, характеризующего объект А, на показатель, характеризующий объект В.

Средняя величина - обобщенная количественная характеристика признака, отнесенная к единице совокупности.

Средние величины:

1) простые — применяются к не сгруппированным данным;

2) взвешенные - применяются в виде вариационных рядов.

Виды средних величин: средняя арифметическая: средняя гармоническая; средняя геометрическая; средняя квадратическая; средняя кубическая и т.д.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Принципы организации анализа хозяйственной деятельности:

1) научный характер. Анализ основывается на положениях диалектической теории познания, учитывает требования экономических законов развития производства, использует достижения НТП и новейшие методы экономических исследований;

2) плановая основа. Анализ проводится систематически, аналитическая работа на предприятии планируется заранее;

3) действенность. Анализ активно воздействует на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки в работе и информируя об этом руководство хозяйствующего субъекта;

4) эффективность аналитического процесса. Затраты, связанные с проведением анализа, должны давать многократный эффект.

Основные правила организации анализа:

1) четкое распределение обязанностей по проведению анализа между его исполнителями: полнота анализа, исключение дублирования одной работы различными службами, эффективность использования рабочего времени специалистов;

2) обеспечение экономичности и эффективности аналитической работы: осуществление наиболее полного и комплексного исследования при наименьших затратах на его проведение, использование рациональных методов сбора и хранения информации;

3) регламентация и унификация аналитических процессов.

Регламентация — это разработка для каждого исполнителя аналитической работы обязательного минимума таблиц и выходных форм анализа. Унификация (стандартизация) — это применение типовых методов и инструкций, таблиц и выходных форм, программ, единых критериев оценки исследуемых показателей.

Цели унификации: обеспечение сопоставимости, сводимости результатов анализа на всех уровнях управления; повышение объективности оценки хозяйственной деятельности; уменьшение затрат времени на аналитические процедуры; повышение эффективности АХД.

Организационные этапы экономического анализа:

1) определение объектов и исполнителей анализа, распределение обязанностей между отдельными подразделениями и службами;

2) планирование аналитического процесса;

З) информационное и методическое обеспечение субъектов анализа;

4) оформление результатов экономического анализа;

5) контроль осуществления мероприятий, предложенных по результатам анализа.

Планирование аналитической работы включает раз работку комплексного плана анализа деятельности предприятия, тематических планов проведения АХД.

Комплексный план аналитической работы -это документ, разрабатываемый специалистом, лицом, ответственным за проведение анализа, составленный за год.

Комплексный план содержит цели анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, перечень объектов анализа, подлежащих исследованию, разработанную систему показателей, изучение которых обеспечивает достижение намеченных целей АХД, определение периодичности проведения экономического анализа по каждому объекту, подлежащему исследованию (раз в год, поквартально, ежемесячно, подекадно, еженедельно, ежедневно), сроки проведения аналитических процедур, состав исполнителей (субъектов) аналитической работы по каждому во просу и распределение обязанностей между ними, определение источников информации (исходных данных) и методического обеспечения анализа производственной и финансовой деятельности экономического субъекта по каждому исследуемому вопросу, перечень внешних и внутренних пользователей результатов проведенного анализа.

Тематические планы аналитической работы — это планы проведения экономического анализа, сосредоточивающие внимание на конкретных вопросах, которые требуют более глубокого и детализированного изучения.

Тематический план содержит объекты анализа, субъектов (исполнителей) аналитических процедур, этапы и сроки проведения аналитической работы.

Общая характеристика.

I. Простейшие методы:

1. Способ сравнения.

Цель – определение величины изменения параметра (показателя) в абсолютном (D) и относительном (m) значении.

DК = К1 – К0

где К1 – уровень текущего периода

К0 – уровень базисного периода

Для сравнения важны: объект, эталон (план, лучшие показатели, аналогичное предприятие, отчетных данных).

Результаты такого метода не дают ответ на вопрос за счет чего? почему? за счет каких факторов произошло изменение.

2. Метод группировок.

Группировки нужны для того, чтобы выявить типичную информацию (элементы затрат, виды перевозок, по родам груза) и вычленить те группы показателей, где есть типичные признаки.

3. Метод сводки информации– обобщение однородной информации (данных показателей), с целью получения аналитических данных на другом уровне.

4. Балансовый метод (см. учебное пособие).

баланс трудовых ресурсов

бухгалтерский баланс

баланс материальных ресурсов.

Основной закон использования этого метода в анализе: любое изменение элемента одной стороны баланса должно равняться суммарному изменению всех элементов взаимосвязанных на другой стороне анализа.

5. Метод выделения «узких мест» в производстве и «ведущих звеньев». Применяется, когда многообразие различных причин.

«Узкие места» - это недостатки производства, отрицательные факторы – будущие резервы производства.

«Ведущие звенья» - наиболее приоритетные направления экономики производства.

Этот метод на уровне описания возможностей позволяет описать «узкие места» и «ведущие звенья».

II. Методы факторного анализа.

Элиминирование (исключение, абстрагирование, удаление).

Здесь элиминирование обозначает оценку влияния конкретного фактора при постоянном уровне остальных факторов.

Элиминирование:

- последовательное;

- одновременное.

Последовательное элиминирование может быть реализовано следующими алгоритмами:

- способ разниц;

- способ цепных подстановок;

- способ корректировок;

- способ относительных величин;

- способ оценки влияния структурных величин внутри какой-либо совокупности;

- способ долевого распределения отклонений (долевого участия).

Пять позиций для реализации последовательного элиминирования любым из шести алгоритмов, с целью сравнения их между собой с целью выбора наиболее оптимального:

1. Цель анализа.

2. Возможность применения (тип формулы, характер зависимости).

3. Исходная информация (информационная база, характер, вид, полнота информации).

4. Содержание алгоритма.

5. Аналитическая проверка (тремя методами).

III. Экономико-математические методы.
Методы математической статистики
.

Математические методы и методы математического программирования используются при анализе, оценке, диагностике больших информационных систем, многовариантных систем, решений, инвариантности (неоднозначности решений).

СПОСОБ РАЗНИЦ (С.Р.)

 

1. Цель алгоритма аналогична ц.п.

2. Запрещается использовать для факторов с обратной мультипликативной зависимостью.

3. Информационное обеспечение – аналогично ц.п.

4. Суть алгоритма – отличается от ц.п.:

1) в аналитической формуле вместо аналитического фактора берется разность отчетной и базисной величины (D), остальные факторы в аналитической формуле индексируются (определяются) в соответствии с ранжированием (предшествующие фактору по анализирующему фактору на отчетном уровне, все последующие – на базисном);

2) выполняются арифметические действия по формуле (+, –, *,/).

С.р. более предпочтителен, т.к. меньше арифметики.

 

цепные подстановки способ разниц способ

корректировок

= =

= =

¹ =

= =

¹ =

Для обратной зависимости способ разниц использовать нельзя!

 

СПОСОБ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ВЕЛИЧИН (ОВ).

1. Расчет относительных изменений.

2. Возможность применения: отдельно для мультипликативных и аддитивных связей:

а) для мультипликативной и для кратнойограничений нет;

б) для аддитивной связи прием используется только при прямой зависимости. При обратной зависимости – НЕЛЬЗЯ!

3. а) для мультипликативных связей:

при прямом факторном анализе исходная информация состоит из следующего:

«n» – число первичных факторов;

(n-1) – количество этапов детализации;

(n+1) – всего параметров в системе;

[n -1] – число коэффициентов (%) по количественным параметрам;

[1] – коэффициент (%) по результирующему показателю.

n-1+1 = [n] – общий объем исходных данных.

при обратном факторном анализе кроме изложенного может быть добавлена информация по качественным признакам (темпы прироста по качественным факторам).

б) для аддитивной (прямой) связи кроме изложенного в п.3а) ввиду необходимости признаки (коэффициенты):

А = В + С

IА = IВ* + IС*

1) и 2) – два признака, т.к. два параметра (слагаемых).

Информационная база «n»+«к»,

где «к» – число факторов-слагаемых аддитивной модели.

4. Сущность алгоритма целесообразно показывать по каждому типу взаимосвязи (6 вариантов).

1 вариант. Простая прямая мультипликативная.

А = В(1) * c(2)

±mA(B) = (IB–1)*102=mB – влияние 1-го фактора равно темпу его прироста.

+

±mA(C) = (IA – IB)*102 = (IB*IC – IB)*102 = mc*IB

 

±mA = (IA – 1)*102

mA(С) = mc*IB

При заданном значении mC = ±5%

mc = mA(C)/IB – получаем результат (прогнозный)

 

2 вариант. Простая обратная мультипликативная связь – в обратной зависимости 1-й фактор по рангу (количественный)

М = В(2)/N(1) IM = [1/IN]*IB

mM(N) = ( – 1)*102 = – (±mN)*

+

показывает наличие обратной связи

º mM(B) = (IM)*102 = ±mB*

mM = (IM – 1)*102

 

3 вариант. Простая обратная мультипликативная связь – в обратной зависимости 2-й фактор по рангу (качественный)

Полная аналогия с 1 вариантом.

М = В(1)/N(2)

mM(B) = mB

mM(N) = (IM – IB)*102 = ( – IB)*102 = – (±mB)*IM

Использование способа относительных величин при обратной зависимости факторной модели имеет особенности (микромодуль), если в обратной зависимости 1-й фактор.

mM(B) =

4 вариант. Сложная (более 3-х факторов) мультипликативная связь.

 

A
C
X
M
D
Х = А(1)*b(2)

А = C(1)(2)

b = М(1)*D(2) (1) (2)

b

(1) (2) (1) (2)

p

 

(1) (2) (3) (4)

 

Реализация этого алгоритма осуществляется в виде двух правил под названием свойства относительной величины:

1. Изменение результирующего показателя от влияния первичных факторов (С и р) по величине и знаку равны изменению субфактора (А) от их влияния.

2. Для определения результата влияния первичных факторов на результирующий показатель (М и D) необходимо относительное изменение субфактора (b) умножить на IA, т.е. первый фактор.

1-ое свойство
mX(C) = mA(C) = (IC – 1)*102 = mC

+

mX(p) = mA(p) = (IA – IC)*102 = – mp*IC

º

mX(A) = mA = (IA – 1)*102

 

º

2-ое свойство
mX(M) = mb(M)*IA = (IM – 1)*IA*102 = mM*IA

+

mX(D) = mb(D)*IA = (Ib - IM)*IA*(-102) = – mD*Ib*IA= – mD*IX

º

mX(b) = (IХ – IА)*102 = mb* IA

mX = (IX – 1)*102 = mX

 

 

5 вариант. Прямая простая аддитивная зависимость.

 

А = В + С

mA = (IA – 1)*102

IA – 1 = = [ ]

mA = = [ ] – 1 =

 


mA(B) = mB*

+

º mA(C) = mC*

mA = (IA – 1)*102

 

6 вариант. Сложная, прямая, аддитивная зависимость.

A = B C

B = D(1)*p(2)

C = N(1)*e(2)

mA(D) = mB(D)* = mD* = (ID – 1)* *102

+ +

mA(p) = mB(p)* = (IB – ID)* *102 = mp*ID*

º

mA(B) = mB*

 

º mA(N) = mC(N)* = mN* = (IN – 1)* *102

+

mA(e) = mC(e)* = (IC – IN)* *102 = me*IN*

º

mA(C) = mC*

 


mA = (IA – 1)*102

 

При аддитивной зависимости следует учитывать следующие нюансы:

- обязательно наличие в качестве информационной базы коэффициентов их количество равно числу факторов слагаемых;

- при аддитивной зависимости необходимо и достаточно получить результат изменения субфактора от влияния первичного.

СПОСОБ ДОЛЕВОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ –
ДОЛЕВОГО УЧАСТИЯ (ДУ).

1. Цель анализа – определение абсолютного изменения, что тождественно разложению по факторам абсолютного прироста (±D) результирующего показателя.

2. Возможность применения:

- при обратной аддитивной зависимости – ОБЯЗАТЕЛЬНО этим способом (другие способы не используются);целесообразно использовать этот способ ввиду его простоты;

- при сложной мультипликативной зависимости, когда сложный субфактор находится в обратной зависимости с результативным показателем;

- когда есть в готовом виде, когда в качестве исходной информации используются результаты оценки влияния первичных факторов на изменение субфакторов;

- при сложных обратных зависимостях мультипликативного и аддитивного типа.

3. Исходная информация:

корр ц.п., с.р .

[(n+1)] £ ИБ £ [2*(n+1)]

min max

ИБ – информационная база;

n – первичные факторы.

ИБ зависит от того какие способы элиминирования используются на отдельных (промежуточных) этапах общего алгоритма д.у.

4. Суть алгоритма:

1) сложная мультипликативная зависимость

рабочий парк вагонов

±DNW(Sw, aw, qgr)

1 этап

+

DNW

 

qgr aW

2 этап

 

3 этап

+
; ;

 


4 этап

при =0

 

Суть:

1) , то D К(С) = – К 0 × ± mK(C) = – (±) mB(C) ×

 

2) , то D К(С) = – К 1 × ± mK(C) = - ± mB(C) IK

 

При изменении рангов на противоположные в исходной аналитической формуле (1,2/ 2,1) в конечном виде алгоритма д.у. индексация или уровни факторов тоже меняются на противоположные.

Относительное изменение:

 

 


2)


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.264 с.