Полномочия органа дознания, начальника органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Полномочия органа дознания, начальника органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания.

2017-10-17 530
Полномочия органа дознания, начальника органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К органам дознания, согласно ч. 1 ст. 40 УПК относятся

- органы исполнительной власти наделенные полномочиями осуществлять ОРД, а это согласно ФЗ об ОРД: ОВД, ФСБ, ФСО, ТО, СВР, ФСИН.

 

Кроме органов, имеющих право на осуществление ОРД к органам дознания относятся:

- Федеральная служба судебных приставов

- командиры воинских частей, соединений, нач. военных учреждений или гарнизонов

- органы госпожнадзора

Согласно ч.2 органы дознания уполномочены:

1) – возбудить уголовное дело и производить расследование в форме дознания или отказать в ВУД. (особенности производства дознания указаны в гл.32).

Расследование уголовных дел, подследственных органам дознания (ст. 150, ст. 151 УПК) уполномочен проводить специальное должностное лицо органов дознания – дознаватель (согласно ч.1 ст. 41 УПК).

2) - на органы дознания возлагаются также полномочия по производству неотложных следственных действий.

Неотложные следственные действия – это возможность, предоставленная органам дознания, в исключительных случаях, возбудить уголовное дело, подследственное органам предварительного следствия и провести неотложные следственные действия в течении 10 суток в ситуациях, требующих незамедлительного закрепления доказательств и при условии невозможности самому следователю немедленно приступить к расследованию. По истечении 10 суток органы дознания должны передать уголовное дело следователю и имеют возможность работать по нему только по поручению следователя (п. 19 ст. 5, ст. 157 УПК).

3) - указано также на возможность органам дознания осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПЗ. А это как раз возможность осуществления различных форм взаимодействия со стороны субъектов, имеющих право осуществления оперативно-розыскной деятельности с субъектами расследования. Следователь обращается к органам дознания, как к субъектам, имеющим право проводить ОРД и по причине отсутствия в УПЗ отдельного субъекта оперативно-розыскной деятельности (поручения, принятие информации от органов дознания, привлечение к отдельным следственным действиям).

Ч.3 ст. 40 УПК указывает также, что

- капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании

- руководители геологоразведочных партий и зимовок, антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания

- главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ

Имеют право, по преступлениям, совершенным по месту нахождения этих объектов возбудить уголовные дела и выполнить неотложные следственные действия. В этом случае о производстве таких неотложных следственных действий немедленно извещается прокурор. И по истечении 10 суток материалы д.б. переданы в соответствующие органы расследования.

Начальник органа дознания – это начальник соответствующего органа, в том числе его заместитель (указано п.17 ст. 5). Он уполномочен давать поручения о производстве дознания, неотложных следственных действий и осуществлять иные полномочия. К сожалению, в главе, перечисляющих и определяющих правовой статус участников, - начальника органа дознания нет, поэтому иные его полномочия приходится самостоятельно отыскивать в статьях УПЗ, это:

- продление срока доследственной проверки, проводимой О.Д., дознавателем до 10 суток (ч.3 ст. 144 УПК).

- утверждение обвинительного акта по результатам расследования в форме дознания (ч.4 ст. 225 УПК).

Дознаватель.

Как уже сказали, полномочия органа дознания по расследованию в форме дознания принимает на себя, согласно ч.1 ст. 41 УПК дознаватель.

Давая понятие «дознаватель» -в п.7 ст.5 УПК законодатель указывает, что это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные данным кодексом.

Правомочными производить дознание являются: штатные дознаватели подразделения дознания органа дознания. Штатный дознаватель право на проведение дознания получает при назначении его на должность дознавателя подразделения дознания органа дознания.

Лицо, уполномоченное проводить дознание – это те должностные лица органа дознания, которым начальник органа дознания может в разовом порядке, поручить производство расследование в форме дознания. В некоторых органах дознания нет подразделений со штатными дознавателями. В этих случаях, начальник органа дознания уполномочивает иное должностное лицо (участковых, оперативных сотрудников) провести дознание. Однако, при назначении на производство дознания оперативного сотрудника, следует иметь ввиду положение ч.2 ст.41 о том, что возложение полномочий по производству дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия, не допускается. Законодатель четко разграничивает деятельность по расследованию (в данном случае в форме дознания) и оперативно-розыскную деятельность, не допуская осуществление этих видов деятельности одним субъектом по одному и тому же делу.

Чаще всего, однако, дознание производится дознавателями по должности, т.е. дознавателями специализированных подразделений дознания.

Дознаватель уполномочен:

- самостоятельно возбуждать уголовные дела, и проводить расследование в форме дознания по делам ему подследственным; или отказывать в возбуждении уголовных дел;

- самостоятельно проводить все следственные действия, иные процессуальные действия, принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуется судебное решение или согласие прокурора или согласие начальника органа дознания. (судебное решение требуется на действия или решения затрагивающие конституционные права и свободы человека и гражданина, они требуют судебного решения и при проведении предварительного следствия,указаны в ч.2 ст29 и мы о них упоминали выше. Ходатайство дознавателя перед судом о производстве таких действий требует предварительного согласия прокурора).

Процессуальные полномочия дознавателя можно сравнить с полномочиями следователя. Однако, в отличие от следователя его процессуальная самостоятельность ограничена в большей мере: дознаватель не вправе приостановить выполнение указаний, данных ему прокурором, начальником органа дознания, начальником подразделения дознания (ч.4 ст. 40 (1), ч.4 ст.41 УПК). При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

 

ФЗ от 06.06.2007 г. в УПК РФ впервые были внесены дополнения в виде ст.40.1 специально выделяющей начальника подразделения органа дознания как участника уголовного судопроизводства и обозначившей его полномочия.

Подразделения дознания – это особые специализированные подразделения в О.Д., основным направлением деятельности которых является производство расследование в форме дознания.

Фактически, начальник подразделения дознания существовал и раньше в специализированных подразделениях дознания О.Д., выполняя организационно-распорядительные функции. Законодатель же наделил его процессуальными полномочиями в отношениях с дознавателем:

- поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, поручать производство дознания по уголовному делу; проверять материалы уголовного дела и давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения; отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу.

Однако большинство полномочий по руководству дознанием и надзором за дознанием в настоящее время принадлежит прокурору.

 

Прокурор.

УПЗакон указывает, что в уголовном судопроизводстве - это должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции установленной законом осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

П.31 ст. 5 УПК указывает, что прокуроры это генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.

Ч.5 ст. 37 УПЗ позволяет сделать вывод, что в уголовном судопроизводстве таковыми являются прокуроры районов, городов, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры.

В качестве участника уголовного судопроизводства прокурор осуществляет 2 функции – уголовного преследования и надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Уголовное преследование – основу этого понятия сформулировал законодатель – согласно п.55 ст. 5 УПК уголовное преследование определяется как процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Т.е. это деятельность по выявлению и раскрытию преступления, обоснование виновности лица.

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинения, осуществляя в такой форме уголовное преследование.

Роль прокурора на досудебном производстве, после внесенных в УПК 2007 году, а затем и в 2010 году изменений стала предметом острых дискуссий.

Дело в том, что с 2007 года органы прокуратуры стали лишены права предварительного следствия, кроме того, прокурор на досудебной части уголовного судопроизводства стал лишен права большинства полномочий по руководству и надзору за следствием, сохранив таковые в полном объеме лишь над органами дознания.

Большинство полномочий по руководству следствием перешли от прокурора – руководителю С.О.

Так, обратите внимание, что согласно ст. 37 давать указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий, давать согласие на возбуждение ходатайства перед судом о производстве процессуальных действий, требующих такого согласия, отменять незаконные и необоснованные постановления, разрешать отводы, отстранять от производства по уголовному делу, утверждать постановление о прекращении производства по уголовному делу – все эти полномочия прокурора возможны только по отношению к дознавателю

В отношении следователя прокурор уполномочен: проверять исполнение требований ФЗ

Таким образом, изменения в полномочиях прокурора породили дискуссии по поводу того – сохранил ли прокурор функцию уголовного преследования на досудебных стадиях уголовного производства и в чем специфика его роли в этой части судопроизводства.

Сторонники одной позиции утверждают, что следователь как субъект уголовного преследования д.б. полностью подконтролен и управляем прокурором как главному (исторически сложившемуся) органу уголовного преследования, призванному направлять ход следствия. И надзор за следствием есть т.о. форма выражения уголовного преследования на досудебной части (следователь – слуга прокурора).(Александров, Калиновский, Лазарева)

Противоположная позиция, обусловлена другим взглядом на следствие и его роль в уголовном судопроизводстве. Сторонники этой позиции не отрицают ведущую роль прокурора в уголовном преследовании. Однако указывают на историческую роль следователя и следственной деятельности как юстиционной, исследовательской, а не уголовного преследования. Настаивают на необходимости ограничения надзорных полномочий субъекта обвинения над следствием, что придаст последнему независимость для обеспечения объективности расследования. (Головко, Деришев, Смирнов).

Т.о. дискуссии о роли прокурора на досудебном производстве затрагивают более глубокие вопросы направления реформирования предварительного расследования.

У законодателя же, судя по вносимым им противоречивым изменениям в закон, нет ясной перспективы того – каким должно быть предварительное расследование и соответственно роли прокурора на этих стадиях как ведущего субъекта обвинения.

Так, например, в 2001 году прокурор полностью давлел над следователем: начиная с необходимости получать разрешение прокурора на возбуждение уголовного дела, выполнять его указания, отменять незаконные и необоснованные постановления.(идея – следователь «слуга прокурора», следователь-преследователь)

В период с 2007 года до 2010 законодатель отделяет следователей от прокуратуры в отдельный СК, заявляет о том что это лишь первые шаги реформы по определению следствия в независимый орган, лишает прокурора большинства полномочий по надзору за следствием. (возобладала идея о независимости и юстиционных функциях следственной власти, следователь-исследователь, у прокурора-обвинителя сохранен надзор за дознанием как альтернативной, усеченной формой расследования и ОРД).

В конце 2010 года прокурору вернули многие полномочия по надзору за следствием. Прокурору было возвращено право истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя об отказе в ВУД, приостановлении, прекращении у\д, может отменить названные постановления, направить материалы в орган предварительного расследования для ВУД.

Реформа досудебного производства требует своего завершения, в том числе требуют уточнения статус прокурора, его отношения со следователем, руковод. С.О.

 

Суд

Роль и функции суда в уголовном судопроизводстве будут более подробно рассмотрены нами при изучении судебных стадий уголовного судопроизводства.

В целом же необходимо сказать, что полномочия реализуемые судом при производстве по уголовному делу условно можно разделить на следующие группы:

1. полномочия суда по осуществлению правосудия

Осуществляя эти полномочия только суд правомочен:

- признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание.

Также, осуществляя правосудие,

- только суд правомочен применить к лицу принудительные меры медицинского характера.

Осуществляя правосудие

- только суд вправе применить в отношении несовершеннолетнего, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести принудительную меру воспитательного характера (предусм. Ч.1 ст. 90 УК) если его исправление может быть достигнуто без применения наказания.

- только суд вправе отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом.

2группа полномочий суда– это полномочия по контролю за досудебным производством.

это предварительный судебный контроль.

(Только суду предоставлено право выносить решения об ограничении важнейших конституционных прав граждан в процессе производства по делу).

Мы с вами об этом говорили – ч.2 ст29 УПК.

- последующий судебный контроль – в отношении уже состоявшихся действий и решений органов уголовного преследования

- это проверка судом законности и обоснованности этих действий и решений на основании жалоб участников процесса или иных лиц, считающих, что их конституционные права нарушены

- и такая же проверка - на основании сообщений самих правоохранительных органов о проведении ими следственных действий без судебного разрешения в случаях не терпящих отлагательств.

 

Состав суда при рассмотрении уголовных дел определяется исходя из тяжести совершенного преступления, подсудности и инстанции

Единолично уголовные дела могут быть рассмотрены

- мировым судом

- судьей районного суда в апелляционном порядке

- по первой инстанции о всех преступлениях, за исключением тех, которые подлежат рассмотрению коллегиально – в составе 3-судей или по ходатайству обвиняемого судьей и коллегией присяжных заседателей

А это преступления, посягающие на государственную безопасность, тяжкие и особо тяжкие, их перечень в ч.2,3.4 ст. 30 УПК.

Если лицо обвиняется в совершении преступления, отнесенного к подсудности суда субъекта (это тяжкие, особо тяжкие – ч.3 ст. 31 УПК), то он вправе выбирать состав суда, который будет рассматривать его дело – коллегия из трех профессиональных судей или профессиональный судья и коллегия из 12 присяжных заседателей.

Рассмотрение дела в апелляционной инстанции начиная с суда субъекта, кассационной и надзорной инстанции возможно только коллегиально.

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.