Глава 7 методика формирования и анализа — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Глава 7 методика формирования и анализа

2017-10-17 217
Глава 7 методика формирования и анализа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГЛАВА 7 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА

ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Системный подход и разработка системы взаимосвязанных аналитических показателей в экономическом анализе

Анализ технико-организационного уровня и других условий производства

Анализ показателей объема производства и реализации продукции

Анализ использования средств производства, материальных и трудовых ресурсов

Анализ затрат и себестоимости продукции

Анализ финансовых результатов и финансового состояния предприятия

Обобщающая оценка эффективности деятельности предприятий

7.8. Вопросы к семинарскому занятию и практические задания

 

Анализ технико-организационного уровня

Анализ финансовых результатов и финансового состояния

Предприятия

 

Цель финансового анализа — оценка прошлой деятельности и положения предприятия на данный момент, а также оценка будущего потенциала предприятия. На первом этапе следует определить подход или направле­ния анализа: следует ли сравнивать показатели предприятия со средними показателями народного хозяйства или отрасли, или показатели с показателями данного предприятия за прошедшие периоды времени, или показатели с показателями других предприятий-конкурентов. Каждый подход требует своих методов анализа, подбора соответствующей ему информации.

На втором этапе финансового анализа оценивается качество информации, качество доходов, т.е. влияние способов и методов учета на формирование прибыли и других финансовых результатов. На «качество» чистой прибыли могут воздействовать методы учета и расчетов прибыли от реализации продукции, работ и услуг, характер результатов прочей реализации и внереализационных результатов, налоговые условия и льготы по налогам и т.д. Размер прибыли от реализации продукции зависит от методов списания безнадежных долгов, от принятой оценки товарно-материальных ценностей, методов начисления износа как основных фондов, так и нематериальных активов.

На третьем этапе проводится сам анализ с использованием следующих основных методов:

- горизонтального — сравнение каждой позиции баланса или другой формы отчетности с данными предшествующего периода;

- вертикального — определение структуры слагаемых пока­зателя, влияния каждой позиции на результат в целом;

- трендового — анализ показателя за ряд лет и определение тренда с помощью математической обработки ряда динамики.

Анализ может вестись как по абсолютным, так и по относительным показателям. Особое значение имеет расчет относительных показателей ликвидности и рыночной устойчивости, а также рентабельности предприятия.

Прибыль и рентабельность являются важными показателями эффективности производства. Прибыль — это, с одной стороны, основной источник фонда предприятий, а с другой — источник доходов государственного и местного бюджетов. Важно при этом учитывать не только размеры и прирост прибыли, но и уровень рентабельности; знать, сколько прибыли получено на каждый рубль производственных фондов.

На величину прибыли и уровень рентабельности оказывают влияние многие факторы. Прибыль и рентабельность предприятия являются обобщающими показателями интенсификации производственной и маркетинговой деятельности.

Для углубленного анализа прибыли целесообразно группировать факторы, влияющие на ее размер.

К группе внешних факторов относятся:

- природные (климатические) условия, транспортные и другие факторы, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль — у других;

- изменения, не предусмотренные планом предприятия, отпускных цен на продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифов на услуги и перевозки, торговых скидок, накидок, норм амортизационных отчислений, ставок заработной платы, начислений на нее и ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями;

- нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.

В группе внутренних факторов различают: основные факторы, определяющие результаты работы, и факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, предприятием.

Факторами, связанными с нарушением хозяйственной дисциплины, являются:

- нарушение действующего порядка установления и применения цен, а также торговых накидок;

- экономия, полученная в результате невыполнения необходимых мероприятий по охране труда, улучшению условий труда и техники безопасности, невыполнения плана текущего ремонта основных производственных фондов, недоиспользования средств по подготовке и повышению квалификации кадров, не проведение мероприятий по испытаниям и освоению новой техники и т. д.;

- экономия, полученная от выпуска продукции с отступлениями от условий стандартов, рецептур, технических условий и нарушением технологии производства.

Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии.

Финансовое состояние предприятия (ФСП) зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие - ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Следовательно, устойчивое финансовое состояние является не случайностью, а итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования.

Финансовое состояние организации характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия. На рис.7.8. представлена схема проведения работ по анализу финансового состояния предприятия.

 

       
   
Анализ финансового состояния
 
 

 

 


Рис.7.8. Схема проведения работ по анализу финансового состояния предприятия

Анализ ФСП основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции практически невозможно привести в сопоставимый вид.

Относительные показатели анализируемого предприятия можно сравнивать:

- с общепринятыми "нормами" для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства;

- с аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности;

- с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения или ухудшения ФСП.

Бухгалтерский баланс позволяет оценить имущественное состояние предприятия. Для этого строится аналитический баланс, который содержит в себе информацию о сумме капитала предприятия на начало и конец периода.

Изучая бухгалтерский баланс, следует обратить внимание на выполнение следующих условий:

- капитал предприятия должен расти

- собственный капитал дожжен быть больше заемного

- величина оборотных активов должна быть больше величины краткосрочных обязательств

- сумма собственного капитала и долгосрочных обязательств должна быть больше величины внеоборотных активов

- размер дебиторской задолженности должен соответствовать кредиторской задолженности

- темп роста материально-производственных запасов должен быть ниже темпа роста выручки

- темп роста выручки должен быть выше темпа роста оборотных активов

- размер денежных средств в динамике должен расти

- желательно чтобы в бухгалтерском балансе не было «больных» статей

Значительное место в оценке финансового состояния предприятия имеет ликвидность и платежеспособность.

Ликвидность – это способность активов превращаться в денежную наличность.

Платежеспособность – это способность предприятия расплачиваться по своим обязательствам.

Потребность в анализе ликвидности баланса возникает в условиях рынка в связи с усилением финансовых ограничений и необходимостью оценки кредитоспособности предприятия. ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств.

Анализ ликвидности баланса, заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.

Активы предприятия разделяются на следующие группы:

А1) наиболее ликвидные активы - денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

А2) быстрореализуемые активы - дебиторская задолженность (за исключением ссуд для работников и со сроками погашения более одного года) и прочие активы.

А3) медленнореализуемые активы - запасы и затраты (за исключением расходов будущих периодов), долгосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность со сроком погашения более одного года.

А4) труднореализуемые активы - внеоборотные активы (за исключением долгосрочных финансовых вложений), расходы будущих периодов.

Пассивы группируются по степени срочности их оплаты:

П1) наиболее срочные обязательства - кредиторская задолженность и просроченные платежи по ссудам.

П2) краткосрочные пассивы - краткосрочные кредиты и займы

П3) долгосрочные пассивы - долгосрочные кредиты и заемные средства

П4) постоянные пассивы - источники собственных средств

В анализе финансового состояния используют следующие показатели ликвидности:

1. Коэффициент абсолютной ликвидности – показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. Принято считать его значение достаточным в пределах от 0,2 до 0,7.

Каб =

2. Промежуточный коэффициент ликвидности – показывает ожидаемую платежеспособность предприятия на период, равный средней продолжительности одного оборота дебиторской задолженности. Рекомендуемое значение данного показателя 0,8-1.

Кпр=

3. Общий коэффициент ликвидности – характеризует ожидаемую платежеспособность на период, равный средней продолжительности одного оборота всех оборотных средств. Рекомендуемое значение 1,5-2,0

Коб =

Как известно, между статьями актива и пассива баланса существует тесная взаимосвязь. Каждая статья актива баланса имеет свои источники финансирования. Источником финансирования долгосрочных активов, как правило, является собственный капитал и долгосрочные заемные средства. Не исключаются случаи формирования долгосрочных активов и за счет краткосрочных кредитов банка, что наглядно видно из нашего примера: для приобретения оборудования частично была использована ссуда банка.

Текущие активы образуются как за счет собственного капитала, так и за счет краткосрочных заемных средств. Желательно, чтобы наполовину они были сформированы за счет собственного, а наполовину - за счет заемного капитала. Тогда обеспечивается гарантия погашения внешнего долга.

В зависимости от источников формирования общую сумму текущих активов (оборотного капитала) принято делить на две части: переменную часть, которая создана за счет краткосрочных обязательств предприятия; и постоянный минимум текущих активов (запасов и затрат), который образуется за счет перманентного (собственного и долгосрочного заемного) капитала.

Недостаток собственного оборотного капитала приводит к увеличению переменной и уменьшению постоянной части текущих активов, что также свидетельствует об усилении финансовой зависимости предприятия и неустойчивости его положения.

Шеремет А.Д., Ковалев В.В. выделяют четыре типа финансовой устойчивости.

1. Абсолютная устойчивость финансового состояния, если запасы и затраты (3) меньше суммы собственных оборотных средств (СОС)

3<СОС

2. Нормальная устойчивость, при которой гарантируется платежеспособность предприятия, если запасы и затраты меньше суммы собственных оборотных средств и кредитов банка под товарно-материальные ценности (КРц)

3 < СОС+КРц

3. Неустойчивое (предкризисное) финансовое состояние, при котором нарушается платежный баланс, но сохраняется возможность восстановления равновесия платежных средств и платежных обязательств за счет привлечения временно свободных источников средств (кредиторской задолженности поставщикам, векселей уплаченных, авансов полученных).

3 < СОС +КРц + Ивр

При этом финансовая неустойчивость считается допустимой, если соблюдаются следующие условия:

а) производственные запасы плюс готовая продукция равны или превышают сумму краткосрочных кредитов и заемных средств, участвующих в формировании запасов;

б) незавершенное производство плюс расходы будущих периодов равны или меньше суммы собственного оборотного капитала.

Если эти условия не выполняются, то имеет место тенденция ухудшения финансового состояния.

4. Кризисное финансовое состояние (предприятие находится на грани банкротства), при котором

3 > СОС +КРц + Ивр

Равновесие платежного баланса в данной ситуации обеспечивается за счет просроченных платежей по оплате труда, ссудам банка, поставщикам, бюджету и т.д.

Выделим наиболее часто применяемые в современной учетно-аналитической практике показатели.

1. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств показывает, сколько заемных средств предприятие привлекло на один рубль собственных средств, вложенных в активы. Нормальное значение меньше 1,0. В мировой практике считается, что если значение этого коэффициента приближается к единице, то соотношение между заемными и собственными средствами приближается к критическому уровню. Значение данного коэффициента зависит от отраслевых особенностей и уровня инфляции. На предприятиях отраслей с быстрой оборачиваемостью средств, например в торговле, общественном питании, значение этого коэффициента выше, чем в отраслях медленной оборачиваемостью средств (промышленность, сельское хозяйство). Кроме того в отраслях с сезонным характером производства следует учитывать внутригодовую сезонность данного показателя.

2.Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, показывает какая часть оборотных активов финансируется за счет собственного капитала. Нормальное значение больше 0,1.

3.Коэффициент автономии собственного капитала, характеризует долю, которую имеют владельцы предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Чем выше значение этого коэффициента, тем более стабильно и независимо от внешних кредиторов предприятия. В зарубежной практике по поводу привлечения заемных средств существуют различные, порой противоположные мнения. Наиболее популярными являются те, которые считают, что доля собственного капитала должна быть достаточно высока. Нижний предел этого показателя 0,6 (60%). В самом деле, на предприятиях с высокой долей собственного капитала кредиторы вкладывают деньги более охотно, так как они с большей вероятностью могут погасить долги за счет собственных средств. В разных странах типичное соотношение заемных и собственных средств различны. В Японии компании имеют очень низкую по нашим меркам концентрацию собственного капитала (0,2). В США это значение в среднем на 60% выше, чем в Японии. Такие различия обуславливаются тем, что в этих странах инвестиционные потоки имеют различную природу: В США основной поток вложений поступает от населения, а в Японии от банков. Поэтому высокое значение концентрации собственного капитала для Японской компании свидетельствует о ее неспособности получить кредиты в банке, что является определенным предостережением инвесторам и кредиторам. Напротив, высокое значение заемных средств в общей массе капитала предприятия свидетельствует о степени доверия к компании со стороны банков, а значит о ее финансовой надежности. В нашей стране считается нормальной высокая концентрация собственного капитала.

4. Коэффициент маневренности собственного капитала- показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, то есть вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована. Значение этого показателя может ощутимо изменяться в зависимости от структуры капитала и отраслевой принадлежности предприятия. Нормальное значение 0,5.

Необходимо еще раз отметить, что не существует каких-то единых нормативных критериев для рассмотренных показателей. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности предприятия, оборачиваемости оборотных средств, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств, репутации предприятия и других факторов. Поэтому приемлемость значений этих коэффициентов, оценка их динамики и направлений изменения могут быть установлены только в результате пространственно-временных сопоставлений по группам родственных предприятий.

Можно сформулировать только лишь одно правило, для предприятий любых типов: владельцы предприятия (акционеры, инвесторы и другие лица, сделавшие взнос в уставный капитал) предпочитают разумный рост в динамике доли заемных средств, напротив, кредиторы (поставщики сырья и материалов, банки, предоставляющие краткосрочные ссуды, и другие контрагенты) отдают предпочтение предприятиям с высокой долей собственного капитала, с большей финансовой автономностью.

Таким образом, комплексный анализ на основе системы показателей финансовой устойчивости позволяет хозяйствующим субъектам: всесторонне характеризовать состояние и потребность в денежных средствах и прогнозировать финансовую стратегию в условиях рыночной экономики

Предприятий

 

В реальной действительности в достаточно продолжительном времени чисто интенсивного или чисто экстенсивного типа развития быть не может, а речь идет о преимущественно интенсивном или преимущественно экстенсивном типе развития. Определенный рост эффективности может иметь место и при преимущественно экстенсивном типе воспроизводства. Но возможность обеспечить достаточно высокими темпами неуклонный рост экономической эффективности производства дает только переход к преимущественно интенсивному типу развития.

Различие понятий “интенсификация” и “эффективность” состоит в том, что первое из них является причиной, а второе — следствием. Экономическая эффективность — сложная категория экономической науки. Она пронизывает все сферы практической деятельности человека, все стадии общественного производства, является основой построения количественных критериев ценности принимаемых решений, используется для формирования материально-структурной, функциональной и системной характеристики хозяйственной деятельности.

Можно сказать, что такие наиболее существенные характеристики хозяйственной деятельности, как целостность, многосторонность, динамичность - находят свое адекватное отражение через категорию эффективности. Использование производственных и финансовых ресурсов предприятия может носить как экстенсивный, так и интенсивный характер. Экстенсивное использование ресурсов и экстенсивное развитие ориентируются на вовлечение в производство дополнительных ресурсов. Интенсификация экономики состоит прежде всего в том, чтобы результаты производства росли быстрее, чем затраты на него, чтобы вовлекая в производство сравнительно меньше ресурсов, можно было добиться больших результатов. Базой интенсивного развития является научно-технический прогресс. Анализ интенсификации производства — основы эффективности, требует разработки классификации факторов и резервов экстенсивного и интенсивного развития.

В отличие от факторов интенсификации и эффективности производства выделяют непосредственные источники эффективности, а следовательно, и резервов производства, каковыми могут быть только производственные ресурсы.

Эффективность использования производственных ресурсов в свою очередь проявляется в трех измерениях:

1) в объеме и качестве произведенной и реализованной продукции (причем чем выше качество изделия, тем, как правило, больше объем продукции, выраженной в отпускных ценах);

2) в величине потребления или затрат ресурсов на производство, т.е. себестоимости продукции;

3) в величине примененных ресурсов, т. е. авансированных для хозяйственной деятельности основных и оборотных средств.

Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.

Экономический эффект – показатель, характеризующий результат деятельности. Это абсолютный, объемный показатель. В зависимости от уровня управления, отраслевой принадлежности предприятия в качестве показателей ВНП, НД, ВД от реализации, прибыль.

Экономическая эффективность – относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, используемыми для достижения этого эффекта. Такой показатель уже можно использовать в пространственно-временных сопоставлениях.

Различие между категориями "ресурсы" и "затраты" достаточно очевидно. В частности, если для примера рассмотреть основные средства, то в качестве характеристики ресурса может использоваться какой-либо вид показателей его стоимостной оценки, а в качестве характеристики затрат - часть стоимости, относимая на затраты в отчетном периоде, т.е амортизационные отчисления. Безусловно, и в этом случае очевидность носит лишь кажущийся характер - известно, что существует несколько оценок стоимости основных средств (первоначальная, восстановительная остаточная, рыночная и др.), списывать вложения в основные средства Hо и затраты можно с помощью различных методик амортизации и т.п.

Коэффициенты рентабельности (доходности), с одной стороны, представляют собой частный случай показателей эффективности, когда в качестве показателя эффекта в числителе дроби берется прибыль, а в знаменателе - величина ресурсов или затрат. Однако на практике, естественно анализ далеко не всегда выполняется в строгом соответствии с канонами теории, поэтому, с другой стороны, рентабельность понимается в боле широком смысле, нежели эффективность. Неслучайно в прикладных науках говорят о двух группах показателей рентабельности как об относительных показателях, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон - ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ход текущей деятельности. Два вида базовых показателей и предопределяют две группы коэффициентов рентабельности. В первом случае базовыми показателями (т.е. знаменателями дроби коэффициента рентабельности) вы ступают стоимостные оценки ресурсов (капитал, материальные ресурсы различной классификации и др.), во втором случае - показатели выручи от реализации товаров, продукции, работ, услуг (в целом и по видам).

Существует множество коэффициентов рентабельности (доходности) зависимости от того, с чьей позиции пытаются оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации. По этому выбор оценочного коэффициента зависит от алгоритма расчета точнее, от того, какой показатель эффекта (прибыли) используется в расчетах. Неслучайно в мировой учетно-аналитической практике извести различные интерпретации показателей прибыли, а какого-то единого универсального коэффициента эффективности не существует.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей;

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;

Рентабельность активов показывает, сколько денежных единиц потребовалось фирме для получения одной денежной единицы прибыли, независимо от источника привлечения этих средств. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности предприятия. Существует и другая формула расчета данного показателя. Так как в формировании активов участвует как собственный, так и заемный капитал, то в числителе формулы должен быть отражен общий доход, получаемый вкладчиками капитала, т.е. общая прибыль. В этом случае формула принимает вид формулы средневзвешенной цены капитала. Другое ее название – рентабельность совокупных вложений капитала.

Аналогично рассчитываются показатели эффективности использования отдельных групп активов предприятия:

Инвесторы капитала (акционеры) вкладывают в предприятие свои средства с целью получения прибыли от инвестиций, поэтому с точки зрения акционеров наилучшей оценкой результатов хозяйственной деятельности является наличие прибыли на вложенный капитал. Показатель прибыли на вложенный акционерами (собственниками) капитал, называемый также рентабельность собственного капитала, который определяется:

Если деятельность предприятия ориентирована на перспективу, то необходимо разработать инвестиционную политику. Информация о средствах, инвестированных в предприятие, может быть получена по данным баланса как сумма собственного капитала и долгосрочных обязательств (или как разность общей суммы активов и краткосрочных обязательств). Показателем, отражающим эффективность использования средств, инвестированных в предприятие, является рентабельность инвестиций.

Данный показатель используется в основном для оценки эффективности управления на предприятии, характеристики его способности обеспечить необходимую отдачу на вложенный капитал, определения расчетной базы для прогнозирования. Использование показателя рентабельности инвестиций в качестве базы для прогнозирования основано на установлении сложившихся соотношений финансового результата и инвестированного капитала. Такие расчеты могут проводиться после проведения структурного анализа отчета о прибылях и убытках и выявления стабильных источников дохода.

Необходимо отметить, что анализ рассмотренных коэффициентов рентабельности полезен на практике лишь в том случае, если полученные показатели сравниваются с данными предыдущих лет или аналогичными показателями других предприятий.

Рентабельность продаж показывает сколько получено рублей прибыли на 1 руб. продаж. Показатель рентабельности продаж может быть рассчитан как по прибыли от продаж, так и по чистой прибыли.

Рентабельность затрат характеризует долю прибыли от основной производственной деятельности, т.е. продаж, в расходах основной производственной деятельности (себестоимость реализованной продукции) и расходах периода (коммерческих и управленческих расходах).

Кроме показателей рентабельности для оценки эффективности деятельности следует рассчитать показатели окупаемости капитала.

Окупаемость активов (имущества) предприятия – это время, в течении которого окупится весь вложенный в хозяйство капитал.

Окупаемость собственного капитала предприятия – это время, в течении которого окупится вложенный в хозяйство собственный капитал.

Для анализа затрат и инвестиций используют формулу Дюпона, где под эффектом производства понимают нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ) – прибыль до выплаты процентов за кредит и налога на прибыль.

Под затратами и инвестициями понимают актив.

; умножив формулу на ВР/ВР, получаем собственно формулу Дюпона:

КМ (коммерческая маржа) – показывает, какую прибыль получает предприятие со 100 руб выручки, т.е. получаем показатель рентабельности продаж.

КТ (коэффициент трансформации) – показывает оборачиваемость активов, т.е. сколько раз за данный период оборачивается каждый рубль активов

Таким образом, из формулы Дюпона мы видим, что достижение высокого уровня рентабельности возможно лишь при опережении роста финансовых результатов над темпами роста активов. Иными словами нельзя одновременно иметь высокую рентабельность продаж и оборачиваемость активов, т. к. выручка присутствует в числителе коэффициента трансформации и в знаменателе коммерческой маржи. Следовательно, перед управлением стоит всегда проблема решения вопроса о приоритете рентабельности или ликвидности.

Термин "деловая активность" начал использоваться в отечественной учетно-аналитической литературе сравнительно недавно - в связи с внедрением широко известных в различных странах мира методик анализа финансовой отчетности на основе системы аналитических коэффициентов. Безусловно, трактовка данного термина может быть различной. В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала. В контексте анализа финансово-хозяйственной деятельности этот термин понимается в более узком смысле - как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия; в этом случае словосочетание "деловая активность" представляет собой, возможно, не вполне удачный перевод англоязычного термина "business activity", как раз и характеризующего соответствующую группу коэффициентов из системы показателей.

Деловая активность коммерческой организации проявляется в динамичности ее развития, достижении ею поставленных целей, что отражают натуральные и стоимостные показатели, в эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта своей продукции.

Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности данной коммерческой организации и родственных по сфере приложения капитала компаний. Такими качественными (т.е. неформализуемыми) критериями являются: широта рынков сбыта продукции, наличие продукции, поставляемой на экспорт, репутация коммерческой организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами коммерческой организации, в устойчивости связей с клиентами и др.

Количественная оценка и анализ деловой активности могут быть сделаны по двум направлениям:

• степень выполнения плана (установленного вышестоящей организацией или самостоятельно) по основным показателям, обеспечение заданных темпов их роста;

• уровень эффективности использования ресурсов коммерческой организации.

Наиболее информативные аналитические выводы формулируются в результате сопоставления темпов их изменения. В частности, в известном смысле является оптимальным следующее соотношение темповых показателей:

100%<Тим<Твр<Тп,

Тим - темп изменения имущества предприятия

Твр – темп изменения выручки от реализации продукции

Тп – темп изменения прибыли.

 

Неравенства, рассматриваемые слева направо, имеют очевидную экономическую интерпретацию. Так, первое неравенство означает, что экономический потенциал коммерческой организации возрастает, т.е. масштабы его деятельности увеличиваются. Как уже отмечалось выше, наращивание активов компании, иными словами, увеличение ее размеров, нередко является одной из основных целевых установок, формулируемых собственниками компании и ее управленческим персоналом в явной или неявной форме.

Второе неравенство указывает на то, что по сравнению с увеличением экономического потенциала объем реализации возрастает более высокими темпами, т.е. ресурсы коммерческой организации используются более эффективно, повышается отдача с каждого рубля, вложенного в компанию.

Из третьего неравенства видно, что прибыль возрастает опережающими темпами, что свидетельствует, как правило, об имевшемся в отчетном периоде относительном снижении издержек производства и обращения как результате действий, направленных на оптимизацию технологического процесса и взаимоотношений с контрагентами.

Приведенное соотношение можно условно назвать "золотым правилом экономики предприятия" (по аналогии с "золотым правилом механики"). Безусловно, возможны и отклонения от этой идеальной зависимости, причем не всегда их следует рассматривать как негативные. В частности, весьма распространенными причинами нарушения системы неравенств являются: освоение новых перспективных направлений приложения капитала, реконструкция и модернизация действующих производств и т.п. Такая деятельность всегда сопряжена со значительными вложениями финансовых ресурсов, которые по большей части не дают сиюминутной выгоды, но в перспективе могут окупиться с лихвой.

При анализе необходимо принимать во внимание влияние инфляции, которая может существенно искажать динамику основных показателей. Устранение этого негативного влияния и получение более обоснованных выводов о динамике показателей осуществляются по известным методикам, основанным на применении индексов цен.

Для характеристики деловой активности акционерных компаний в учетно-аналитической практике экономически развитых стран помимо темповых показателей используют коэффициент устойчивости экономического роста, рассчитываемый по формуле:

ЧПн - чистая прибыль направленная на нак


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.