Немецкая классическая философия (Кант) — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Немецкая классическая философия (Кант)

2017-10-17 434
Немецкая классическая философия (Кант) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Классическая немецкая философия представляет собой преемственный ряд философских учений Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля, в которых получила дальнейшее развитие и решение центральная проблема рационалистической философии - проблема тождества объекта и субъекта.
Оригинальность подхода немецких философов к этой проблеме состоит в том, что она была трансформирована в проблему тождества субъекта и объекта и решалась в рамках идеалистической традиции.
Немецкая классика считается вершиной западной философии и одновременно - началом кризиса её основополагающего принципа рационализма. Исторические рамки этой философии - вторая половина 18 века - первая треть 19 столетия.
Этапы развития классической немецкой философии
* Формирование предпосылок КНФ - начало XVIII века.
* Философская деятельность И.Канта. Формулировка проблемы тождества субъекта и объекта.
* Развитие идеи активности субъекта в философии Фихте.
* Система трансцендентального идеализма Шеллинга.
* Решение проблемы тождества объекта и субъекта в системе абсолютного идеализма Гегеля;
* Послегегелевская философия в Германии в 30-50-е годы XIX-го столетия.
Классическая немецкая философия завершает историю западной философии от Сократа до Гегеля. Она продемонстрировала возможности и границы рационально-логического философствования. Последующая западная философия второй половины 19 века и всего 20 столетия лишь уточняла и шлифовала основные интуиции, принципы и понятия немецкой классики.
Иммануил Кант (1724 - 1801)
Многие специалисты делят историю философии на до - и после-кантовскую. Главная заслуга Канта - в новом подходе к природе познания, его возможностям и границам. Он впервые предложил понимать знание не как отражение действительности, а как её конструирование сквозь призму присущих разуму и рассудку априорных схем и принципов. Кант был убежден, что одних средств науки недостаточно для создания полной и адекватной картины мира. Указав науке её пределы, Кант провозглашает самостоятельность эстетического и нравственного мышления. Идея автономии морали, выдвинутая Кантом, имеет принципиальное значение для этики и философии права. Без Канта были бы невозможны более поздние течения западной и русской философии, особенно такие, как экзистенциализм, феноменология, неокантианство. Кант признавал, что основные идеи его философии инициированы скептицизмом Юма. Если цель познания - всеобщее и необходимое знание, то, очевидно, что опыт не может дать нам такое знание. Кант утверждал, что наш ум может познавать предметы окружающего мира лишь потому, что все познаваемое в этих предметах, создается этим же самым умом по присущим ему априорным принципам и схемам. Мы познаем не вещи сами по себе, а их явления сознанию. Кант делит окружающую действительность на ту, что доступна познанию, и ту, что не может быть познана человеком. Познаваемая реальность называется сферой явлений, "вещей-для-нас", "феноменов". Непознаваемые объекты называются "вещами - в - себе", "ноуменами". Мир делится не по онтологическому, а по гносеологическому принципу. Такая позиция получила название "теоретико - познавательного дуализма". Разум как способность Кант подразделяет на чистый (спекулятивный) разум и практический разум. Чистый разум ограничивается пределами мира явлений, практический разум нацелен на "вещи-в-себе". Пределы чистого или спекулятивного разума Кант демонстрирует на примере доказательства космологической идеи. В попытке осуществить такое доказательство, разум запутывается во внутренних противоречиях, которые названы Кантом антиномиями чистого рассудка". Всего таких антиномий четыре: Первая антиномия. Тезис: Мир имеет начало во времени и пространстве. Антитезис: Мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве.
Вторая антиномия. Тезис: В мире все состоит из простого и неделимого. Антитезис: В мире нет ничего простого, а есть только сложные тела. Третья антиномия. Тезис: В мире есть свобода. Антитезис: В мире нет свободы, а все необходимо и причинно обусловлено.
Четвертая антиномия. Тезис: Бог есть. Антитезис: Бога нет.
И тезис, и антитезис могут быть одинаково истинными, следовательно, объекты их не могут служить предметом научного познания. Но они могут быть предметом практического разума Практический разум у Канта регулирует сферу человеческой свободы. Он означает право на свободу выбора. Часто практический разум отождествляется с нравственностью. Говоря об отношениях чистого и практического разума, Кант отдает предпочтение последнему. Это означает, что в затруднительных ситуациях человек в первую очередь должен прислушиваться к голосу сердца, совести, даже если это идет вразрез с требованиями логики. 16. Немецкая классическая философия (Гегель)

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770 - 1831)
В системе Гегеля получила объективно-идеалистическое решение проблема тождества субъекта и объекта, мышления и бытия. Основные понятия философии Гегеля
Абсолютная идея. Центральное понятие гегелевской системы абсолютного идеализма, характеризующая универсум во всей его полноте. Это безусловная и конкретная всеобщность, в которой субъект и объект совпадают. Абсолютная идея означает исходный пункт и конечную цель познания. Субъективный дух. Первый этап отчуждения абсолютной идеи. Субъективный дух - это индивидуальная душа, раскрывающаяся на трех уровнях: * антропологии; * феноменологии; * психологии. Здесь происходит осознание духом самого себя, своих способностей. Здесь же дух сознает себя как свободный. Объективный дух. Вторая ступень развития абсолютной идеи, отчуждение её в объективном мире. Осознав себя как свободную волю, дух должен уяснить, что всё, противостоящее ему в мире, есть дух. На этой ступени, погружаясь в мир, идея проходит следующие ступени объективации: * Право; * Мораль; *Нравственность. Нравственность, в свою очередь, раскрывается через семью, гражданское общество и государство. Абсолютный дух. Третья, последняя ступень отчуждения абсолютной идеи, на которой происходит её возвращение к себе, полное её самосознание. Формы абсолютного духа: * Религия; * Искусство; * Философия.
Из указанных форм абсолютного знания максимально полно дух воплощается в философии. Отчуждение. Это способ воплощения абсолютного духа в природе и истории. Дух отчуждает от себя часть своей самости, сущности. С помощью категории отчуждения Гегель также характеризует отношения между человеком и созданной им действительностью. Снятие. Характеризует преемственность в процессе развития, указывает, что в новой форме удерживается какое-то положительное содержание старой формы. Но сама старая форма и большая часть её содержания уничтожаются. Снятие - ключевой момент процесса отрицания отрицания. Триада. Универсальная схема всякого процесса развития, включающая три ступени: тезис - антитезис - синтез. Тезис - это исходный момент; антитезис - отрицание первоначального содержания; синтез - завершение цикла развития, объединение противоположного содержания первых двух ступеней.
Основные принципы гегелевской философии
Восхождение от абстрактного к конкретному
Один из главных принципов диалектического метода познания Гегеля. Познание начинается с самого общего и бессодержательного, то есть с абстрактного. Первый взгляд на предмет дает поверхностное представление о нем. Затем познание идет по пути углубления знаний посредством конкретизации. Конкретное знание - это самое глубокое знание, в нем соединены общее и особенное. Принцип историзма. Гегель считал, что любой объект познания не представляет собой раз и навсегда ставшего состояния, а есть или результат, или процесс развития. То есть, действительность обладает историческим измерением и, следовательно, познание должно это учитывать. Целостность и всесторонность процесса познания предполагает совпадение исторического и логического аспектов. Чтобы воспроизвести объект в мысли, нужно логически реконструировать его историю. Системность. Рассмотрение действительности как взаимосвязанного целого, все элементы которого находятся между собой в необходимой связи. Источник развития системы заключен в ней самой. Развивается система в целом, а не входящие в неё элементы. Степень развитости этих последних оценивается в зависимости от того, как они соответствуют целому. Вместо понятия "система" Гегель использует также понятие "целостности". Противоречие. Противоречие рассматривается не как признак логической ошибки, а как источник и причина всякого развития. Противоречие возникает за счет обострения отношений между противоположными моментами в рамках единого целого. Развитие противоречия приводит к тому, что прежняя система разрушается и возникает новая. Вместе с новой системой возникает и новое противоречие.

Основные идеи "Феноменологии духа" Гегеля
Основные идеи своей будущей системы абсолютного духа Гегель впервые представил в работе "Феноменология духа", опубликованной в 1807 году. Главной задачей "Феноменологии..." Гегель считал изображение пути, который должно пройти обыденное сознание, чтобы стать философским сознанием. Ключевая идея работы заключается в убеждении, что окружающая человека действительность не есть нечто внешнее и чуждое ему, а является результатом его собственной деятельности. Парадоксальность же ситуации в том, что эта действительность противостоит человеку как некая враждебная сила. Такое положение Гегель называет отчуждением. Гегель убежден, что существует необходимая связь между историческим развитием человека, логической последовательностью категорий и их диалектической связью. Все созданное людьми должно постигаться в своем генезисе, в историческом становлении. Путь становления должен проходиться мыслью три раза: здесь Гегель применяет схему триады.
Первое движение мысли - подход к действительности с позиции естественного, обыденного сознания индивида. Когда человек впервые сталкивается с жизнью, она представляется ему как внешняя, чуждая реальность. Но уже на этом уровне обыденного сознания человек начинает понимать, что внешний мир есть результат человеческой деятельности. Второй круг мысль проходит уже более осознанно, имея в виду, что действительность есть результат деятельности. Это позволяет понять историю как целостность, устроенную закономерно. Третий круг сознания: оно проходит тот же путь, но уже в перспективе имеющихся теоретических попыток осмыслить историю духа.
Указанные три круга движения мысли соответствуют, по Гегелю, ступеням сознания, самосознания и разума соответственно.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.