Современный терроризм и методы антитеррористической деятельности — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Современный терроризм и методы антитеррористической деятельности

2017-10-17 575
Современный терроризм и методы антитеррористической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»

Омский институт (филиал)

 

 

С.Е. Метелев

 

 

Современный терроризм и методы антитеррористической деятельности

 

Монография

 

Омск, 2008


 

ББК

М

 

Рецензенты:

 

Шамба Т.М., первый проректор, доктор юридических наук, профессор РГТЭУ, заслуженный юрист РФ

Соловей Ю.П., директор Омского юридического института, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ

 

Метелев С.Е. Современный терроризм и методы антитеррористической деятельности: Монография - Омск: 2008 - 332 с.

 

Рассмотрена проблема современного терроризма и антитерроризма; освещены вопросы природы терроризма, его мотиваций, факторов возникновения и развития, показаны особенности террористической деятельности в современной России; проанализированы международные аспекты терроризма и механизмы борьбы с ним; раскрыты финансово-экономические и организационно-правовые методы борьбы с террористической деятельностью


Сведения об авторе

 

Метелёв Сергей Ефимович – директор Омского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, полковник милиции в отставке. Более 25 лет службы в органах внутренних дел. Ранее работал начальником отдела по борьбе с преступлениями террористического и экстремистского характера УВД Ханты-Мансийского автономного округа – ЮГРА.


СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.. - 5 -

 

ГЛАВА 1. Терроризм: природа, мотивации, факторы возникновения и развития. - 7 -

1.1. Понятие и истоки терроризма. - 7 -

1.2. Концептуальные аспекты анализа терроризма. - 16 -

1.3. Классификация проявления терроризма. - 27 -

1.4. Факторы, обусловливающие возникновение и развитие терроризма. - 47 -

 

ГЛАВА 2. Терроризм в России. - 56 -

2.1. История терроризма и его современные особенности. - 56 -

2.2. Молодежный экстремизм и терроризм.. - 77 -

2.3. Террористическая деятельность в Чеченской Республике. - 88 -

2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России. - 96 -

 

ГЛАВА 3. Международный терроризм и антитерроризм.. - 107 -

3.1. Международный терроризм, его виды и формы.. - 107 -

3.2. Международный терроризм: современные тенденции формирования. - 121 -

3.3. Терроризм как форма проявления агрессии. - 144 -

3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом.. - 163 -

 

ГЛАВА 4. Финансово-экономические и правовые методы борьбы с терроризмом в России - 185 -

4.1. Выбор стратегии и методы борьбы с терроризмом.. - 185 -

4.2. Борьба с финансированием терроризма. - 200 -

4.3. Правовое регулирование борьбы с терроризмом.. - 208 -

 

ГЛАВА 5. Защита людей и объектов от террористических акций. - 234 -

5.1. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом.. - 234 -

5.2. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников. - 245 -

5.3. Противодействие похищениям людей. - 260 -

5.4. Охрана и защита территорий, зданий и помещений. - 269 -

5.5. Действия руководителей организация, предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников - 296 -

 

Библиографический список. - 311 -


Предисловие

 

В современных условиях важное значение приобретает исследование вопросов терроризма и антитеррористической деятельности, формулирование системы необходимых теоретических знаний и выработки практических рекомендаций по борьбе с терроризмом, истоки которого уходят далеко в глубь веков. Однако особую остроту проблема терроризма приобретает на рубеже XX и XXI в.в. в связи с обострением социальных, экономических и политических противоречий и конфликтов в мировом сообществе. Феномен терроризма тесно связан с такими явлениями как сепаратизм, религиозный и иной экстремизм. В связи с этим возникает настоятельная потребность формирования четкого представления о сущности терроризма как сложного общественного явления, его типологии, о системе антитеррористической деятельности в России и в мире.

В настоящее время проблема терроризма превратилась в одну из острейших проблем развития современной цивилизации. Поступательное развитие человечества может существенно затормозиться, если силы, использующие терроризм как способ действий, станут добиваться своих целей. Современное общество должно адекватно ответить на брошенный вызов. Необходимость такого ответа вносит коррективы во многие направления человеческой деятельности. В связи с этим возникает потребность изучения широкого круга вопросов, связанных с правовым обеспечением антитеррористической деятельности и практической системой противодействия международному терроризму. При этом сегодня определенный уровень знаний, умений и навыков в области противодействия терроризму требуется любому человеку (не только людям, профессионально занимающимся антитеррористической деятельностью).

Террористическая деятельность в нашей стране характеризуется существенным своеобразием. В России впервые обострение проблемы терроризма произошло в XIX веке в связи с территориальными акциями леворадикальных экстремистов. Террористические методы применялись государством и в период коммунистического правления. Новое обострение этой проблемы произошло в 1990-е годы, в период перехода к рыночной социально-экономической системе. Системный кризис в России привел к актуализации многих противоречий. На этом фоне активизировались экстремистские организации, использующие террор как средство достижения своих целей. Появились целые территориальные очаги терроризма (Чечня, Дагестан). Террористы, направляемые экстремистскими лидерами, проводят свои акции, как в зонах военных конфликтов, так и в отдельных от них регионах страны. Все это делает актуальным изучение проблемы терроризма в России, поведения людей в экстремальных ситуациях.

Следует учитывать, что существующая законодательная база и практическая система противодействия терроризму требует постоянного совершенствования. В связи с этим важным является разработка практических предложений, рекомендаций по такому совершенствованию. Это предлагает рассмотрение широкого круга вопросов, связанных с формированием правовой базы борьбы с терроризмом и организационной системы, осуществляющей антитеррористическую деятельность в России; спецификой действий человека в экстремальных ситуациях, вызванных террористическими актами, выработкой правил поведения при обнаружении взрывных устройств, получении угроз терактов, проведением мероприятий по защите квартир и строительных объектов.


Понятие и истоки терроризма

 

XX век войдет в историю человечества не только своими выдающимися научно-техническими открытиями и достижениями, но и как век, вписавший в эту историю целый ряд черных страниц, в числе которых находится и одно из наиболее уродливых и трагических общественно-социальных явлений - терроризм.

Корни слова «террор» происходят от латинского «terror» - страх, ужас («terroris» - лицо, предмет, внушающее ужас). Аналогичное значение имеют английское слово «terror» и французское «terreur». Понятие террора использовал еще Аристотель для обозначения особого типа ужаса, который овладевал зрителями трагедии в греческом театре.

В конце XVIII века французские якобинцы употребляли понятия «террорист» и «терроризм» по отношению к себе, но с положительным оттенком. Однако, в ходе Великой французской революции слово «террорист» стало носить оскорбительный смысл, превратившись в синоним слова «преступник». Впоследствии термин получил более расширенное толкование и стал означать всякую систему правления, основанную на страхе. Затем, до самых недавних пор, слово «терроризм» употреблялось очень широко и означало весь спектр различных оттенков насилия. К 70-м годам XX века этот термин приобрел универсальное значение и сейчас используется для обозначения мотивированного насилия со стороны «слабого», оппозиции - и с политическими целями.

Но терроризм и террористы возникли задолго до появления этих терминов. Террористические акты, насилие нескончаемой чередой сопровождают развитие цивилизации. Истоки терроризма уходят своими корнями в древние века. Более 2,5 тысяч лет назад, согласно Ветхого завета, на территории Египта в течение почти 3 месяцев были последовательно осуществлены 10 террористических акций, вошедших в историю как «Казни Египетские». Делалось это для устрашения фараона, державшего в рабстве еврейский народ, но огромные жертвы понес и народ Египта. Методы террора применялись зелотами в борьбе с римлянами, инквизицией, во времена Французской буржуазной революции, парижской коммуны, «красно-белого» террора гражданской войны в России. «Терроризм снизу» развивался в самых разнообразных формах, принимая характер то религиозных движений, то политических бунтов и социальных восстаний.

Динамика развития терроризма исторически развивалась по следующей цепочке: индивидуальный терроризм - групповой - локальный - массовый террор. Для современного мира характерно все более массовое насилие. Современный терроризм - сложное, многоаспектное и крайне негативное социально-политическое явление, вышедшее за рамки национальных границ отдельных государств и превратившееся в угрозу для безопасности всего мирового сообщества.

В международном праве до настоящего времени нет единого определения терроризма, которое устраивало бы всех, все страны и всех участников международных отношений. В 1934 году после убийства в Марселе югославского короля Александра и министра иностранных дел Франции А. Барту Лига наций поручила Комитету экспертов сформулировать понятие терроризма как преступного с точки зрения мирового сообщества явления и подготовить конвенцию по предотвращению и наказанию актов терроризма. Интенсивная разработка определения сущности терроризма началась с момента учреждения в 1972 году Генеральной Ассамблеей ООН специального комитета по международному терроризму. Но деятельность этих органов не увенчалась выработкой общеприемлемого определения терроризма.

В сборнике статей «Международный терроризм и всемирная безопасность», подготовленном учеными различных стран, под терроризмом понимаются: угроза насилия, индивидуальные акты насилия или кампания насилия, ставящие своей целью в первую очередь внушить страх – терроризировать [2.249, Р.14]. При разработке ежегодных докладов о терроризме госдепартамент США исходит из определение понятия «терроризм», выработанного ЦРУ в начале 1980-х годов, согласно которому «терроризм - это угроза применения или применение насилия в политических целях отдельными лицами или группами лиц, действующими за или против существующего в данной стране правительства, когда такие действия направлены на то, чтобы нанести удар или запугать более многочисленную группу, чем непосредственная жертва, в отношении которой применяется насилие» [2.248, Р.11]. Бывший директор ЦРУ У. Колби обращает внимание на то, что терроризм - это тактика неразборчивого насилия, используемая против невинных свидетелей в политических целях. Эта тактика насилия не должна смешиваться с избирательным использованием насилия против символов и институтов оспариваемой (спорной) власти, что, к сожалению, по мнению У. Колби, является нормой международной жизни. Профессор международного права А.Рубин (США) разделяет точку зрения У.Колби и отмечает при этом, что такого рода террористические акты совершаются в мирное время [2.220, Р.4].

Федеральное бюро расследований США, на которое возложено расследование актов как внутреннего, так и международного терроризма, рассматривали терроризм как противоправное использование сил или насилия против личности или собственности в целях устрашения или давления на правительство, гражданское население или любую его часть в осуществлении политических или социальных целей. Данное определение было выработано в 1983 году секцией по терроризму отдела уголовных расследований Центра ФБР по исследованию и анализу террористических инцидентов. ФБР рассматривает террористический инцидент «как акт насилия или другой опасный для человеческой жизни акт, нарушающий уголовные законы Соединенных Штатов ли любого другого государства и направленный на устрашение или оказание давления на правительства, гражданское население или его часть, ради осуществления политических или социальных целей» [2.106, с.19-20]. Министерство обороны США определяет терроризм как предумышленное применение насилия или угрозы насилия для нагнетания страха, с намерением принудить к чему-либо или запугать правительства или общества, в качестве средства достижения политических, религиозных и идеологических целей.

Российские исследователи также уделяют этому явлению значительное внимание. Так, отечественные ученые Н.А. Крылов и Ю.А. Решетов подчеркивали, что «речь идет о настолько важной политико-правовой проблеме, что неправильные представления, высказанные даже в чисто научной дискуссии, могут оказать определенное влияние на мировую политику» [2.91, с.79]. В определении сущности терроризма нет единства среди ученых России и стран СНГ. В настоящее время существуют три основных взгляда на природу терроризма: исходя из боевых, криминальных и социально-политических проявлений террористической деятельности. В соответствии с первой позицией терроризм рассматривается как специфический вид вооруженных действий и определяется как "вооруженный конфликт низкой интенсивности". Вторая точка зрения делает акцент на криминальной составляющей и классифицирует терроризм как вид уголовной преступности. Третья считает терроризм видом политической борьбы, формирующимся на основе социально-политического протеста.

А.Э. Жалинский предлагает ограничить понимание терроризма теми случаями, когда в основе соответствующих насильственных действий лежит стремление изменить существующий правопорядок. С.А. Эфиров считает, что терроризм необходимо определять как политически мотивированные действия. Он предложил не искать универсальное определение терроризма, а ограничиться некоторыми его признаками. Первым признаком он считает политическую мотивацию насильственных действий, которая отграничивает терроризм от уголовной преступности (хотя это отличие становится все более условным). Второй признак терроризма - это его цель по созданию определенного социально-политического климата, дестабилизации положения, запугивания масс, правительства, партий (это отличает его от единичных политических убийств). Третий признак - отсутствие необходимой связи с вооруженной конфронтацией (это отличает терроризм от войны, хотя войне может сопутствовать террор против населения захваченных территорий, военнопленных и т.д. С.А. Эфиров предложил различать три сопредельные сферы: собственно терроризм, уголовную преступность и промежуточную область, в которой используются террористические методы (например, экономический и криминальный терроризм).

Анализируя точки зрения наиболее известных исследователей, можно выделить следующие черты терроризма, разграничивающие его с войной, освободительной борьбой, бандитизмом: это система насильственных действий, не связанных с вооруженной конфронтацией с правительственными силами, для достижения определенных целей (политических, этнических, религиозных), отражающих интересы достаточно узкой группировки, а не всего общества, через создание определенного социально-психологического климата путем устрашения населения, дестабилизации обстановки, нарушения общественной безопасности.

В Российской Федерации правовое определение терроризма дано в статье 205 Уголовного кодекса, которая определяет его как «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях».

В Федеральном законе Российской Федерации «О борьбе с терроризмом» террористическая деятельность трактуется в более широком смысле. "Терроризм" - насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угрозы уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступление иных общественно опасных последствий, осуществляемых в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на применение органами власти решений, выгодных террористами или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности, либо их мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебное помещение либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если деяние совершенно в целях провокации войны или осложнения международных отношений".

Терроризм связан с осуществлением актов насилия направленных на устрашение более широкого круга лиц, чем непосредственные жертвы нападения. Анализ зарубежных изданий по рассматриваемой проблеме свидетельствует о совпадении мнений ученых в отношении, следующих признаках терроризма: терроризм заключается в использовании крайних форм насилия или угрозы таким насилием; цели террористических акций выходят за пределы причиняемого им разрушения, причинения телесных повреждений, смерти; цели актов терроризма достигаются путем психологического воздействия на лиц, не являющихся непосредственными жертвами насилия; жертвы терроризма избираются больше по их символическому, чем действительному значению [2.221, 2.219, 2.254, 2.262].

Предложенная зарубежными исследователями система признаков терроризма, как отмечали российские учёные, нуждается в дальнейшей доработке. Это исходит в первую очередь из того, что не все из предлагаемых признаков могут быть отнесены к основным [2.184, с.21], последний из них, указывающий на критерии, по которым террористы избирают объекты нападений, не отражает существенной особенности терроризма, его включение в содержание определения не является необходимым. Из оставшихся признаков только первые два имеют универсальный характер, то есть распространяются на все конкретные проявления терроризма: любая террористическая акция представляет собой применение крайних форм насилия или угрозы насилия для достижения целей, выходящий за пределы причиняемых им телесных повреждений, смерти, материального ущерба. Третий из перечисленных признаков (цели террористического акта
достигаются путем психологического воздействия на лиц, не являющихся непосредственными жертвами насилия) менее универсален. Так как и ряде случаев, террористы, совершая нападение на своих политических противников, стремятся устранить именно непосредственных жертв террористических актов. В таких случаях цель террористов достигается самим актом насилия, а не «путем психологического воздействия на лиц, не являющихся непосредственными жертвами насилия».

С учетом этого, к числу признаков терроризма относят:

1) применение насилия и устрашения, которое достигается использованием особо острых форм и методов;

2)направленность на достижение политических целей, на ослабление политических противников;

3) повышенная общественная опасность, связанная с непосредственной угрозой жизни людей, функционированию предприятий и учреждений, нелегитимность;

4) использование конспирации как необходимого условия существования террористических структур и результативности их действий;

5) опосредованный способ достижения политического результата через совершение посягательств на жизнь и здоровье людей (независимо от их причастности или непричастности к противникам террористов) [2.184, с. 19].

Терроризм, согласно ФЗ «О борьбе с терроризмом», включает в себя организацию, подготовку и реализацию террористической акции, подстрекательство к ней, организацию незаконного вооруженного формирования, вербовку, вооружение, обучение и использование террористов, финансирование заведомо террористической организации.

Исходя из содержания современных трактовок, в социолого-правовом смысле террористическим актом, предлагается считать: а) преступный акт насилия (по идее, это может быть всякое тяжкое или особо тяжкое деяние, предусмотренное уголовным законом, сопровождаемое соответствующими требованиями и активным информационным распространением); б) направленный против конкретной страны (при этом регион, область или отдельная организация, подвергшиеся атаке со стороны террористов, должны считаться вспомогательным объектом, тогда как основной объект - государство); в) имеющий целью принуждение правительства к уступкам (стремление террористов к свержению государственной власти – это тоже требование уступок, только не относительных, позиционных, но абсолютных); г) направленный на наращивание в обществе состояния социальной дезинтеграции (страх, хаос, паника – все это симптомы более страшного явления, а именно – социальной дезинтеграции) [2.18].

Террористический акт по своей сути, имеет чрезвычайный характер, который определяется следующими факторами:

- тщательность планирования, организации, подготовки и высокий уровень конспиративности действий террористов;

- захват заложников, что объективно служит гарантией для террористов и достижения их целей;

- выбор различных транспортных средств, что нередко затрудняет действия штурмовых групп, сил правопорядка;

- гибкость и неординарность тактики действий террористов практически на всем протяжении преступной акции;

- наличие у преступников достаточного количества оружия, а нередко и взрывных устройств, что делает угрозу уничтожения заложников весьма реальной;

- отсутствие достаточного опыта в некоторых подразделениях по проведению специальных операций, когда в силу отдаленности или недостатка времени не могут быть использованы специальные подразделения;

- высокая вероятность возникновения массовых волнений и беспорядков, конфликтов на межнациональной почве и других криминальных ситуаций в связи с возможностью утечки информации, возникновением и распространением слухов о принадлежности террористов к той или иной национальности;

- большой общественный, в том числе, международный резонанс.

В наше время терроризм и катастрофы как никогда близко сошлись. Особенно если иметь ввиду различные взрывные устройства и химические вещества, применяемые террористами. Целая серия террористических актов проходила на территории РФ в 1998-1999г.г. Это взрывы жилых домов в российских городах: Москве, Буйнакске, в местах большого скопления людей (торговые центры, рынки). Так, в ночь с 8 на 9 сентября 1999г. в Москве на улице Гурьянова в жилом доме прогремел страшный взрыв. Ни у кого не было сомнения в том, что это террористический акт. В воскресенье 12 сентября спасатели доложили о завершении ликвидации последствий террористического акта. Его итог ужасен: 98 человек погибло, около 300 ранено, госпитализировано 72, из них 15 - дети. В городе в одночасье не стало 370 квартир. Президент России объявил 13 сентября днем всероссийского траура в память о погибших в Буйнакске и Москве. Свой звериный оскал террористы продолжают показывать в Чеченской республике, где убивают представителей исполнительной и судебной власти. Закладываются фугасы в местах скопления людей и минируются дороги. Антитеррористические операции на территории Чеченской республики продолжаются.

Кроме взрывов в местах большого скопления людей, возможно применение различных химических веществ. Наиболее крупномасштабные теракты с применением отравляющих веществ были осуществлены членами религиозной секты "Аум Сенрике" в Японии. В городе Мицумото (префектура Нагано) 27 июня 1994г. в результате применения отравляющего вещества зарин 7 человек погибли, 144 человека получили поражения различной степени тяжести. К сожалению, японской полиции в то время выявить организаторов акции не удалось. 3 марта 1995 года неизвестным веществом были отравлены несколько пассажиров электропоезда в городе Иокогама, что, по мнению экспертов, было репетицией последующей крупномасштабной акции в токийском метро. 20 марта 1995 года террористы из секты "Аум Сенрике" практически одновременно, в 8 часов утра, на 5 линиях токийского метро применили отравляющее вещество зарин. В результате хорошо спланированного и исполненного террористического акты было заражено 16 подземных станции метро. Смертельное поражение получили 12 человек и около 4 тысяч человек - отравления разной степени тяжести. Позднее, 8 мая 1995 года, полиция на станции Шинджуки обнаружила устройство с таймером, которое должно было в установленное время запустить реакцию с образованием синильной кислоты.

Терроризм выступает как своеобразная форма ведения партизанской войны. Но, в отличие от традиционной, в качестве «врага» рассматриваются не «солдаты противника», а мирное население. Сознательное и целенаправленное убийство мирного населения отличает терроризм от партизанской войны или диверсионной деятельности, то есть теракт – это убийство или угроза убийства мирного населения.

ГЛАВА 2. Терроризм в России

Библиографический список

 

I. Нормативно-правовые акты

 

1.1. Федеральные законы Российской Федерации

1.1.1. Федеральный закон от 25.07.1998 №130-ФЗ (ред. от 07.03.2005) «О борьбе с терроризмом».

1.1.2. Федеральный закон от 13.12.1996 №150-ФЗ (ред. от 29.06.2004) «Об оружии».

1.1.3. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 09.05.2005) «О пожарной безопасности».

1.1.4. Федеральный закон от 14.04.1999 №77-ФЗ «О ведомственной охране»

1.1.5. Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

1.1.6. Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ (ред. от 09.05.2005) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

1.1.7. Конституция Российской Федерации.

1.1.8. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.1992 № 2446-1 (ред. от 07.03.2005 № 15-ФЗ).

1.1.9. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 16.11.2005 №145-ФЗ).

1.1.10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

1.1.11.Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 № 24-ФЗ.

1.1.12.Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности» от 03.04.1995 № 40-ФЗ.

1.1.13.Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

1.2. Постановления Правительства Российской Федерации

1.2.1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.1999 №1040 «О мерах по противодействию терроризму».

1.2.2. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №880 «О Федеральной антитеррористической комиссии».

1.2.3. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2001 №90 «О порядке осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористической акции».

1.2.4. Протокол совещания Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах, направленных на усиление общественной безопасности, защиту населения от терроризма, обеспечение надежной охраны объектов особой важности крупных городов и других населенных пунктов Российской Федерации».

1.2.5. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 №135 (ред. от 08.08.2003) «Об утверждении положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов».

1.2.6. Постановление Правительства Российской Федерации № 547 от 04.09.2003 (ред. от 01.02.2005) «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

1.2.7. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 №841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».

1.2.8. Постановление Правительства Российской Федерации № 375 от 23.07.2004 (ред. от 17.11.2004) «Об утверждении состава федеральной антитеррористической комиссии по должностям».

1.2.9. Постановление Правительства Российской Федерации № 715 от 05.12.2005 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателем в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

1.2.10. Постановление Правительства Российской Федерации № 660 от 22.06.1999 (ред. от 17.11.2004) «Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции в предупреждении, выявлении и причин террористической деятельности».

1.2.11.Постановление Правительства Российской Федерации № 1223 от 05.11.1999 (ред. от 22.01.2003) «О мерах по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсии в установленных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах Северокавказского района».

1.2.12.Постановление Правительства Российской Федерации № 738 от 24.07.1995 (ред. от 01.02.2005 № 49) «Об утверждении Положения о порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

1.2.13.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 21.07.2005 №93-ФЗ).

1.3. Методические рекомендации МЧС России по порядку создания на территориях муниципальных образований гражданских организаций гражданской обороны и их использованию в профилактических мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с террористическими акциями, взрывами, пожарами.

1.4. Приказ Минздрава РФ и МЧС РФ от 03.11.1999 №394/589 «О совершенствовании системы оказания экстренной медицинской помощи лицам, пострадавшим от террористических актов».

1.5. Законы Омской области, Указы губернатора Омской области, Постановления Правительства Омской области.

1.6. Международные нормативно-правовые документы

1.6.1. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, совершенная в Гааге 16 декабря 1970 года.

1.6.2. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, совершенная в Монреале 23 сентября 1971 года.

1.6.3. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 14 декабря 1973 года.

1.6.4. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 17 декабря 1979 года.

1.6.5. Конвенция о физической защите ядерного материала, принятая в Вене 3 марта 1980 года.

1.6.6. Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, совершенный в Монреале 24 февраля 1988 года.

1.6.7. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, совершенная в Риме 10 марта 1988 года.

1.6.8. Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, совершенный в Риме 10 марта 1988 года.

1.6.9. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 15 декабря 1997 года.

1.6.10. Международное публичное право. Сборник документов./Сост. Бякишев К.А., Ходаков А.В. Т. 1-2. М., 1996.

1.6.11. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Сб. документов/Сост. П.Н. Бирюков, В.А. Панюшкин. Воронеж. 1997.

1.6.12. Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников по безопасности и сотрудничеству в Европе. М.: Политиздат, 1989. – С.8-9.

1.6.13. Резолюция, принятая XXIX сессий Генеральной Ассамблеей ООН «Определение агрессии» от 14 декабря 1974г.//Действующее международное право.

1.6.14. Резолюция А/RES/53/108 принятая 08.12.1998г.

1.6.15. Резолюция А/RES/54/109 от 09.12.1999г.

1.6.16. Резолюция от 12.09.2001г. «Осуждение террористических нападений в СЩА».

1.6.17. Рекомендация 1426 (1999). Совет Европы. Парламентская Ассамблея. Страсбург. 2001.

1.6.18. Сборник международных договоров СССР. – М.: Международные отношения, 1989. Вып. XLIII. – С. 103.

1.6.19. Departament of State Bulletin. – 1981. – Febr. – No 2047.- Р.2.

1.6.20. Doc. А/С.6/44/SR.21.-P.7.

1.6.21. Doc. А/44/29.

1.6.22. Speech by the FATF President, Mrs. Clarie Lo, at the OSCE Conference on Preventing and Combating terrorism. Lisbon, 12 June 2002. P. 2-3.

2. Научные и учебные издания

2.1. Авдеев Ю.И. Терроризм как социально-политическое явление // Современный терроризм: состояние и перспективы/Под ред. Е.И. Степанова. М., 2000.

2.2. Алиев Х.М. Борьба с преступлениями террористической направленности // Законность. 2002. №4.

2.3. Антонин Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М.: Издательство «Щит-М», 2001.

2.4. Арас Д. Четвертая мировая война. Информационно-аналитический справочник по негосударственным военизированным системам. М., 2003.

2.5. Баев А.А. Управление органами внутренних дел и внутренними войсками при освобождении заложников: Автореф. дис. канд. юрид. наук/Акад. МВД России. М., 1996.

2.6. Богатуров А. Международный порядок в наступившем веке // Международные процессы. 2003. №1.

2.7. Балан О.К. Понятие и классификация терроризма // Вестник Уфимского юридического института МВД РФ. 2000. №1.

2.8. Бальский Р. Теракт как товар // Газета журналистских расследований. 2004. Октябрь №6.

2.9. Баранов А.С. Проблематика социального прогнозирования террористических проявлений // Тезисы докладов и выступлений на 11-м Всероссийском конгрессе. Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы. М., 2003. Т.2.

2.10. Беглова Н.С. Терроризм: поиск решения проблемы//США: экономика, политика, идеология. 1991. №1.

2.12. Беккер Г.С. Экономический анализ и человеческое поведение//THESIS. 1993. №1.

2.13. Блищенко В.И. Международно-правовые проблемы государственного терроризма. – М., 1989.

2.14. Блищенко В.И. Международно-правовые проблемы государственного терроризма: (на прим. Чили). Автореф. дис. канд. юрид. наук/Моск. гос. ин-т международных отношений МИД СССР. М., 1989.

2.15. Боголюбова Т. Борьба с терроризмом: уголовно-правовые проблемы // Уголов. право. М., 1999 № 1.С. 39.

2.16. Бодански Йозеф. Талибы, международный терроризм и человек, объявивший войну Америке. М.: Вече, 2002.

2.17. Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // СоцИС. 2004. №7.

2.18. Бояр-Сазонович Т.С. Проблема классификации современного терроризма. М., 1987.

2.19. Бояр-Созонович ТС. Международный терроризм и международная законность: Автореф. дис. канд. юрид. наук / Гос. ком СССР


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.132 с.