Роль государства в современной экономике России — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Роль государства в современной экономике России

2017-10-17 1668
Роль государства в современной экономике России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рыночная система в России начала формироваться благодаря эко­номи­ческим реформам второй половины XIX века. Отмена крепостно­го права, уг­лубление промышленной революции, бурное железнодо­рожное строительство создали необходимые условия для экономиче­ских преобразований С.Ю. Витте, П.А. Столыпина. Однако закрепить достигнутый уровень развития и углубить его не позволи­ли сугубо политические ошибки, сначала на междуна­родной арене, допустив участие России в Первой мировой войне, а затем во внут­ренней политике, завершившиеся двумя революциями: фев­ральской и октябрьской, в результате были созданы пред­посылки для наруше­ния естественноисторического процесса разви­тия России по пути к развитому рынку.

Своеобразие экономики современной России, не имеющей аналогов по своей специфике социального и экономического развития, сложно включить в каки-либо известные модели рыночной экономики, однако считается, что современная национальная рыночная экономика России – смешанная экономика, и производство в стране, развивается под воздействием рыночных сил. Исчерпанность нынешней модели рыночной экономики России обнаружена уже давно, основными ее недостатками явились отсутствие потенциала инновационного развития и модернизации

В своем исследовании С.Д. Бодрунов выявил, что структура государственной экономической системы Российской Федерации, построена на основе выделения ее ключевых подсистем: либерально-рыночной, традиционно-консервативной, новой смешанной экономики России, которые отражают исторические стадии формирования российского рыночного хозяйства и уровень его развития.

На выбор стратегии социального и экономического развития России влияют факторы как глобального, так и национального уровня:

– при явных признаках стагнации национальной экономики – вступление в ВТО;

– западные экономические санкции;

– перспективные направления в расширении экономических отношений со странами БРИКС и Востоком.

В данных условиях создание эффективной модели национальной рыночной экономики России невозможно, без решения следующих внутренних проблем нашей станы:

– формирование полноценной конкурентной среды;

– снижение темпов инфляции;

– ограничение монополизма и др.

В 2016 году процесс адаптации российской экономики к резкому ухудшению внешнеэкономи­ческих условий в 2014–2015 годах в целом завершил­ся. В течение года стабилизировались (в конце года, по предварительным оценкам, вышли в положительную область) темпы экономического роста, темп инфляции снизился по итогам года до мини­мального уровня за всю историю расчета показателя, курс рубля укреплялся, начиная со II квартала 2016 года. Основные макроэкономические показатели России, представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Основные макроэкономические показатели России

 

Показатели 2015 год 2016 год
Валовой внутренний продукт, млрд. руб. 83232,6 85880,6
Валовой внутренний продукт, прирост в % к предыдущему году –2,8 0,2
Индекс потребительских цен, прирост в % к декабрю предыдущего года 12,9 5,4
Индекс промышленного производства, прирост в % к декабрю предыдущего года –3,4 1,1
Обрабатывающее производство, прирост в % к декабрю предыдущего года –5,4 0,1
Инвестиции в основной капитал, прирост в % к декабрю предыдущего года –8,4
Оборот розничной торговли, прирост в % предыдущему году –10,0 –5,2
Реально располагаемые денежные доходы населения, прирост в % предыдущему году –3,2 –5,9
Реальная заработная плата работников организаций, прирост в % предыдущему году –9,0 0,6
Уровень общей безработицы, % 5,6 5,5
Экспорт товаров (по данным таможенной статистики), млрд. долл. США 343,5 285,5
Импорт товаров (по данным таможенной статистики), млрд. долл. США 182,7 182,3
Курс доллара США (среднегодовой), руб./долл. 60,7 66,9
Средняя цена на нефть марки «Юралс», долл. США/баррель за год 51,2 41,7

 

В течение 2016 года стабилизировались (в конце года, по предварительным оценкам, вышли в положительную область) темпы экономического роста, темп инфляции снизился по итогам года до минимального уровня за всю историю расчета показателя, курс рубля укреплялся, начиная со II квартала 2016 года.

Вместе с тем равновесие, складывающееся после кризиса, еще нельзя назвать оптимальным. Ниже предкризисных уровней остаются объемы выпуска в значительной части инвестиционно-ориентированных отраслей. Несмотря на возобновившийся рост реальных заработных плат, сохраняются отрицательные темпы роста объема розничных продаж и реальных доходов населения.

По оценке Росстата и Минэкономразвития России, снижение ВВП по итогам 2016 года составило 0,2% г/г, замедлившись с 2,8% г/г годом ранее. При этом в течение года оценки темпов экономического роста в 2015–2016 годах пересматривались в сторону улучшения: по первоначальной оценке, на 2015 год снижение составляло 3,7%, первые оценки Минэкономразвития России и консенсус прогнозы участников рынка на 2016 год лежали в диапазоне 0,5–0,6 %.

Один из наиболее важных механизмов, который позволяет государству осуществлять экономическое и социальное регулирование – его финансовая система, а главное ее звено – государственный бюджет. Именно при помощи финансовой системы государство воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, и обеспечивает возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Государственный бюджет – это основной инструмент государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода.

Бюджетная политика в России в 2016 году была направлена на нейтрализацию последствий влияния, на экономику конъюнктуры рынка энергоносителей. Принимаемые в этих целях меры заключались в основном в точечной поддержке приоритетных отраслей и смягчении барьеров для перемещения факторов производства.

Одновременно в 2016 году продолжалась подстройка бюджета к изменившимся внешнеэкономическим условиям. На фоне ухудшения макроэкономической ситуации по сравнению с прогнозируемой, снижения доходов федерального бюджета при ограниченных возможностях по финансированию дефицита важной задачей было осуществление эффективного маневра в расходах, а также осуществление комплекса мер по мобилизации доходов. Следует отметить, что оперативное принятие государством этих мер было критически необходимо с точки зрения, начала процесса­ приведения структуры федерального бюджета в соответствие с изменившимися экономическими условиями.

Такая политика наряду с сохранением последовательного подхода к проведению денежно-кредитной политики позволила укрепить доверие экономических агентов к банковской системе и к национальной валюте и не допустить дестабилизации финансовых и макроэкономических параметров.
В 2016 году также реализован ряд важных тактических мер, направленных на улучшение условий ведения бизнеса, повышение качества администрирования доходов бюджетной системы, а также повышение эффективности управления бюджетными расходами.

В современных условиях, необходимо сконцентрироваться на инновационном пути развития нашей страны. В этой ситуации, особую ценность приобретает концепция социального рыночного хозяйства, наиболее важной характеристикой данной модели, является единство роли государства и рынка.

В условиях становления «новой национальной экономики» Российской Федерации, доминирующим действием государства, является работа, направленная на совершенствование инструментов регулирования всех видов экономической деятельности. Именно в сфере построения «новой национальной экономики» у нашей страны имеются огромные перспективы, реализация которых возможна лишь при условии грамотно сформированной экономической идеологии страны и аргументированной экономической государственной политики.

К 2019 году сформировать условия необходимые для реализации основных элементов новой модели национальной экономики и экономического развития. Под руководством государства, российской экономике нужно выйти на стабильный рост, который базируется на росте частных инвестиций и использовании механизмов стратегического планирования и современных технологических решений.

 

 

Рассмотрим основные приоритеты социального и экономического развития России, сформулированные в «Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» на рисунке 4.

В целом приоритеты, государственного регулирования экономики, направлены на повышение инвестиционной привлекательности России, создание благоприятной для бизнеса деловой среды в период с 2017 г. по 2018 г. основное внимание отводится практике право-применения, реализации новых инициатив сообщества предпринимателей и доведения информации о результатах реализации «дорожных карт», до представителей бизнеса, при этом, в указанный период, предусмотрено продолжение курса последовательного сокращения государственного сектора экономики.

ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
– повышение уровня жизни населения страны, при увеличении объемов инвестиций в человеческом капитале – создание благоприятной деловой среды и улучшение делового климата – повышение у России инвестиционной привлекательности – поддержка государством секторов экономики имеющих высокотехнологичную направленность, продолжение развития информационных технологий – импортозамещение – сбалансированность регионального развития – повышение качества институтов государственной власти  

Рисунок 4 – Основные приоритеты экономической политики России

В заключение отметим, что каждая страна весьма успешно ис­пользуют преимущества рынка и государственного регулирования, при этом каждая страна определяет самостоятельно роль государства в экономике.

Выводы по второй главе

Японская модель формировалась в условиях решающей роли госу­дарства в развитии многих сфер экономической жизни. Государство в современных США обеспечивает стимулирование инвестиционной активности предпринимательства, добивается увеличения сбережений населения и снижения темпов инфляции. Роль государства в экономике Германии, проявляется через высокий уровень государственного регулирования. В Швеции государству отведено место верховной социально-экономической силы, государственной власти и делегируются огромные полномочия по регулированию социальной и экономической жизни.

В условиях становления «новой национальной экономики» Российской Федерации, доминирующим действием государства, является работа, направленная на совершенствование инструментов регулирования всех видов экономической деятельности

Заключение

Главная задача государства в экономике заключается в его уровне вмешательства в экономику, и контроль этого вмешательства осуществляется правительством. Устойчивое функционирование рыночной экономики предполагает, реализацию экономической роли государства посредством: стабилизационной функции и функции, направленной на создание правовых условий экономи­ческой деятельности.

Методы государственного регули­рования экономики, можно классифицировать следующим образом: управление государственной собственно­стью; методы экономического воздействия.

Роль государства в экономике зависит от типа экономической системы. Классическая модель характерна для развитых стран, в ее основе лежит невмешательство государства в развитие экономики внутри страны. Командная экономикахарактеризуется тем, что государство играет определяющую роль в решении экономических проблем. Рыночная система хозяйствования, прежде всего, зависит от характера взаимодействия государственного и частного секторов экономики.

Японская модель формировалась в условиях решающей роли госу­дарства в развитии многих сфер экономической жизни.

Американская модель основана на всемерной и всеохватывающей поддержке государством предпринимательства, культе индивидуализма и стремлении к богатству, личному успеху и удачной карьере.

Государство в современных США обеспечивает стимулирование инвестиционной активности частного предпринимательства, добивается увеличения сбережений населения и снижения темпов инфляции, стремится сократить дефицит бюджета страны. Роль государства в экономике Германии, проявляется через высокий уровень государственного регулирования. Шведская модельрыночной экономики,является социал-демократической моделью, в которой государству отведено место верховной социально-экономической силы, государственной власти избранной демократически делегируются огромные полномочия по регулированию социальной и экономической жизни.

В условиях становления «новой национальной экономики» Российской Федерации, доминирующим действием государства, является работа, направленная на совершенствование инструментов регулирования всех видов экономической деятельности.

Основные приоритеты экономической политики России: повышение уровня жизни населения страны, при увеличении объемов инвестиций в человеческом капитале; создание благоприятной деловой среды и улучшение делового климата; повышение у России инвестиционной привлекательности; поддержка государством секторов экономики имеющих высокотехнологичную направленность, продолжение развития информационных технологий; импортозамещение; сбалансированность регионального развития; повышение качества институтов государственной власти.

К 2019 году сформировать условия необходимые для реализации основных элементов новой модели национальной экономики и экономического развития. Под руководством государства, российской экономике нужно выйти на стабильный рост, который базируется на росте частных инвестиций и использовании механизмов стратегического планирования и современных технологических решений.

В целом, каждая страна весьма успешно ис­пользуют преимущества рынка и государственного регулирования, при этом каждая страна определяет самостоятельно роль государства в экономике.

Список использованной литературы

1. Абазова М.В. Рыночная система хозяйствования: преимущества и недостатки [Электронный ресурс] / М.В. Абазова, Ф.Б. Татуева // Пространство экономики. – 2012. – № 3-3. http://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.09.2017).

2. Анохин Л.М. Государство и развитие экономических систем / Л.М. Анохин, Н.В. Анохина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2014. – № 6. – С.35–41.

3. Анохин Л.М. Государство и перспективы социального рыночного хозяйства в России / Л.М. Анохин, Н.В. Анохина // Вестник ЧелГУ. – 2015. – №11 (366). – С.23-30.

4. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: учебник / В.З. Баликоев. – 16-е изд. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 528 с.

5. Бодрунов С.Д. Российская экономическая система: будущее высокотехнологичного материального производства / С.Д. Бодрунов // Экономическое возрождение России. – 2014. – 2(40). – С. 10–17.

6. Борисова В. Д. Определение роли государства в экономическом развитии страны / В.Д. Борисова // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2012. – №28. – С.235–238.

7. Васильев О.В. Особенности формирования и развития социально-экономических систем [Электронный ресурс] / О.В. Васильев // Вестник ЧелГУ. – 2015. – № 27. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 17.09.2017).

8. Воронин А.Ю. Общая экономическая теория: учебник / А.Ю. Воронин. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 518 с.

9. Гаранжа А.П. О роли государства и права в развитии экономики России / А.П. Гаранжа // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. – 2014. – № 4. – С.89–93.

10. Звягинцева Н.А. Актуальные вопросы периодизации развития процессов регулирования экономических систем [Электронный ресурс] // Известия ИГЭА. – 2013. – № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-periodizatsii-razvitiya-protsessov-regulirovaniya-ekonomicheskih-sistem (дата обращения: 18.09.2017).

11. Игнатьева С.В. Роль государства и права в обеспечении экономических интересов хозяйствующих субъектов рынка / С.В. Игнатьева // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2015. – №4 (68). – С.61–64.

12. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2016 год (предварительные итоги) [Электронный ресурс] // Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации. URL: http://minfin.ru (дата обращения: 18.09.2017)

13. Красавин С.А. Проблема выбора модели рыночной экономики для России как основа перехода к новому развитию / С.А. Кравин // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 6. – С.183–185.

14. Нечаев А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / А.С. Нечаев, Д.А. Антипин, О.В. Антипина. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 266 с.

15. Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики: учебник / Р.М. Нуреев. – 2-e изд. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 640 с.

16. Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс] // Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации. – URL: http://minfin.ru (дата обращения: 18.09.2017)

17. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru (дата обращения: 17.09.2017).

18. Ряховская А.Н. Государственное регулирование экономики: риски и перспективы / А.Н. Ряховская // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2015. – №1 (21). – С.31–36

19. Сметанина М.Г. Основания американской модели рыночных отношений, ее развитие после кризиса / М.Г. Сметанина // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. –2013. – № 2. – С.112–116.

20. Современная экономика – синтез рынка и социального регулирования: Монография / Ю.К. Князев. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 176 с.

21. Соловьева О.А. Теоретические аспекты государственного регулирования рыночной экономики / О.А. Соловьева // Вестник ЧелГУ. – 2009. – №19. – С.23–27.

22. Соловьева О.А. Государственное регулирование в условиях экономической трансформации / О.А. Соловьева // Вестник ЧелГУ. – 2013. – № 8 (299). – С.23–31.

23. Соловьева О.А. Особенности «Новой национальной экономики» России [Электронный ресурс] / О.А. Соловьева // Вестник ЧелГУ. – 2014. – № 2 (331). URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 15.09.2017).

24. Управление экономическими системами: монография / Б.Н. Герасимов, К.Б. Герасимов. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 225 с.

25. Экономическая система России: стратегия развития / Коллектив авторов; под ред. И. К. Ларионова, С. Н. Сильвестрова. – М.: ИТК «Дашков и К°», 2013. – 336 с.

26. Экономика США: эволюция модели в условиях глобализации: учебник / В.Б. Супян, С.Н. Бабич, А.Ю. Давыдов, Р.И. Зименков; Под ред. В.Б. Супяна. – М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 560 с.

27. Хубиев К.А. Экономическая система России: проблема исторического тренда и функциональной эффективности / К.А. Хубиев // Проблемы современной экономики. – 2014. – № 3 (51). – С.49–53.

28. Шматкова Е.М. Зарубежный опыт государственного регулирования экономики [Электронный ресурс] // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – № 9 (055). URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 16.09.2017).


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.