Наблюдение и его роль в естественных науках. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наблюдение и его роль в естественных науках.

2017-10-17 1823
Наблюдение и его роль в естественных науках. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методы получения знаний: эмпирическое исследование осуществляется при помощи наблюдения, эксперимента и измерения.

Наблюдение — целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). Целенаправленность – важнейшая характеристика наблюдения. В ходе наблюдения мы получаем знание не только о внешних сторонах объекта познания, но — в качестве конечной цели — о его существенных свойствах и отношениях. Наблюдение присутствует не только при реальном контакте с объектом, но и в нашем воображении(знаковое наблюдение – чтение, математика) Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и техническими устройствами (микроскопом, телескопом, фото- и кинокамерой и др.). С развитием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным. Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла; наличие системы методов и приемов; объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (например, эксперимента). Обычно наблюдение включается в качестве составной части в процедуру эксперимента. Важным моментом наблюдения является интерпретация его результатов — расшифровка показаний приборов, кривой на осциллографе, на электрокардиограмме и т. п. Особую трудность наблюдение представляет в социально-гуманитарных науках, где его результаты в большей мере зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок и принципов его заинтересованного отношения к изучаемому предмету. В ходе наблюдения исследователь всегда руководствуется определенной идеей, концепцией или гипотезой. Он не просто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает те из них, которые либо подтверждают, либо опровергают его идеи.

В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение.

Выделяют несколько видов наблюдения: прямое (объект доступен) и косвенное (объект не доступен, доступны только его следы и т.п., которые он оставил).

Роль наблюдения в древние времена была велика, например: Наблюдения в астрономии - играют РЕШАЮЩУЮ роль! На протяжении нескольких веков, наблюдения были - ЕДИНСТВЕННЫМ способом исследование Космоса! И по ныне они остаются главенствующим методом в науке о небесных телах.

Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпириче-ского исследования: эксперимент и измерение.

В структуру наблюдения включают: объект, наблюдателя, условия наблюдения, приборы(инструменты), базисные знания. Научное наблюдение требует протоколирования всех результатов.

Объектом наблюдения являются индивид, либо группа индивидов. Предметом же физические проявления интересующего исследователя явления. То есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что он может строить гипотезы о свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Средства наблюдения Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов.

Классификация наблюдений Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируе-мое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описани-ем поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определенным параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

По систематичности различают

• Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.

• Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования Результат: создание обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Результат: регистрация особенно-стей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положени-ях: I Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность. II Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

По фиксируемым объектам

• Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.

• Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения.

Этапы исследования методом наблюдения

1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.

2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.

3. Создание плана наблюдения.

4. Выбор метода обработки результатов.

5. Собственно наблюдение.

6. Обработка и интерпретация полученной информации.

1. Наблюдение как первичный источник данных, всегда было частью естественной науки, но не только это имеет значение. понимание наблюдения, т. е. представление о том, что жизнь экспериментатора заключается в том, чтобы делать наблюдения, которые обеспечивают данные для проверки теории, или данные, на которых теория строится.

2. Существует более важный и менее заметный вид наблюдения, который очень существен для тонких экспериментов. Хорошим экспериментатором часто является тот, который видит оказывающиеся впоследствии важными детали или неожиданные результаты, выдаваемые тем или иным элементом оборудования. Вы не заставите работать прибор до тех пор, пока вы не наблюдатель. Иногда именно настойчивое внимание к странности, которая могла остаться не замеченной более плохим экспериментатором, является тем, что приводит к новому знанию.

3. Заслуживающие внимание наблюдения, которые были существенны для начала исследования, но они редко подчиняли себе более позднюю работу. Эксперимент вытесняет наблюдения.

4. Наблюдение - это искусство. Некоторым людям оно дается лучше, чем другим. Часто можно улучшить мастерство экспериментатора тренировкой и практикой.

5. Хотя и существует представление о "вúдении невооруженным глазом", ученые редко ограничивают этим свое наблюдение. Обычно мы наблюдаем объекты или явления с помощью приборов. Вещи, которые "видны" в науке двадцатого века, редко можно наблюдать лишь с помощью невооруженных приборами органов чувств.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.