В. Прогнозирование прибыли от реализации товаров при помощи метода экспоненциального сглаживания — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

В. Прогнозирование прибыли от реализации товаров при помощи метода экспоненциального сглаживания

2017-10-17 298
В. Прогнозирование прибыли от реализации товаров при помощи метода экспоненциального сглаживания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Данный метод заключается в том, что временный ряд сглаживания с помощью известной скользящей средней подчиняется экспоненциальному значению.

Расчет параметров модели представлен в табл.4.5.3.

Таблица 4.5.3

Годы Прибыль от реализации товаров, тыс.руб. (у) Jt
ХХХ1 ХХХ2 ХХХ3 ХХХ4 ХХХ5 ХХХ6   4099,8 3699,9 3307,9 4423,3 - 0,4379 0,4817 0,5461 -0,5292 0,8615
Итого:     0,068

где – параметр сглаживания;

– число взятых лет.

; ;

Ошибка рассчитывается аналогично предыдущим методам.

Таким образом с вероятностью 95,32% можно утверждать, что прибыль от реализации товаров в ХХХ7 году составит 4 182 тыс.руб.

Рассчитаем доверительный интервал для получения значения прибыли, используя критерий Стьюдента:

для дальнейшего определения пессимистической или оптимистической оценки.

Поскольку с наивысшей вероятностью получен прогноз по трендовой модели (97,66%) и модели скользящей средней (96,68%), то при прогнозировании прибыли на будущий год следует применить эти модели и выбрать среди них наиболее оптимальную, используя методику принятия управленческого решения.

Принятие решения в условиях неопределенности наиболее сложно, поскольку приведенный банк данных за относительно небольшой промежуток времени (3 – 5 лет) не позволяет оценить должным образом выбранную модель прогноза развития того или иного показателя. Тем не менее существует ряд методов, которые носят название «критерий» для принятия решений в условиях неопределенности. К ним, в частности, относятся:

1. Критерий Лапласа. Он предполагает необходимость назначения равной вероятности для каждого показателя предприятия. С этой целью в качестве исходной информации приведем (табл. 4.5.4).

 

 

Таблица 4.5.4

Прогнозные модели Пессимистическая оценка Вероятностная оценка Оптимистическая оценка
Трендовая модель Метод скользящей средней Экспоненциальная модель 4 363,1 4 038,9 3 765,2 4 592 4 346,3 4 182 4 820,9 4 653,7 4 599

 

Руководствуясь данным критерием, следовало бы выбрать трендовую модель сглаживания при прогнозировании прибыли от реализации товаров на будущий год в разрезе 4 592 тыс.руб.

2. Критерий Вальда, в основу которого положена крайне осмотрительная пессимистическая точка зрения. Причем из приведенных минимальных значений (пессимистических) выбирается максимальное значение как наиболее приемлемое для прогнозирования. Исходя из данных табл.4.5.4 и руководствуясь данным критерием для прогнозирования прибыли от реализации товаров, следует выбрать трендовую модель, а именно прогноз, равный 4 363,1 тыс.руб.

3. Критерий мах-мах предполагает использовать максимальный вариант оптимистической оценки, размер которой для расчета прогнозируемой прибыли от реализации товаров составит 4 820,9 тыс.руб., что соответствует использованию трендовой модели.

4. Критерий Гурвица. Он является средним между мах-мах и мах-мин.

Для этого вводят коэффициент оптимизма.

Пусть ;

Трендовая модель:

Метод скользящей средней:

Экспоненциальная модель:

Синтезируя вышесказанное, отметим, что наиболее оптимальным вариантом прогнозирования прибыли от реализации товаров на будущий год следует признать трендовую модель сглаживания, дающую представление о размере прибыли 4 592 тыс.руб.

Завершающим этапом планирования прибыли является составление сводной таблицы важнейших прибылеобразующих показателей (табл.4.5.5). Методика планирования каждого из важнейших прибылеобразующих показателей была приведена в соответствующих параграфах темы.

 

 

Таблица 4.5.5

Прогнозирование важнейших

прибылеобразующих показателей на предприятии на будущий год

 

сумма – тыс.руб.

уровень – в % к обороту

Показатели Модели
Пессимистическая Оптимистическая Средняя (вероятностная)
Выручка 32 193,5 41 900,3 37 046,9
Валовой доход: Сумма Уровень   8 960 27,83   13 864,8 33,09   11 412,4 30,81
Издержки обращения Сумма Уровень   5 926,8 18,41   7 713,8 18,41   6 820,3 18,41
Операционная прибыль Сумма Рентабельность продаж   3 033,3 9,42   6 151,4 14,68   4 592,1 12,40

Вероятностная величина прогнозируемой прибыли (4 592 тыс.руб.) незначительно превышает прогнозную прибыль, определенную методом линейного тренда (4 501 тыс.руб.). Это отвечает реальным возможностям анализируемого предприятия в будущем году.

Результаты сопоставления прогнозируемых прибылеобразующих показателей с предплановыми представлены в табл.4.5.6.

Таким образом, в результате ожидаемого увеличения объема продажи товаров на 8,5%и повышения темпа роста прогнозируемого дохода по сравнению с сопоставимым показателем издержек обращения на 7,1% прогнозируемая величина прибыли от реализации товаров возрастет на 26,8%, или на 972 тыс.руб, по сравнению с предшествующим годом, что безусловно скажется на эффективности использования не только ресурсов и затрат, но и всего экономического потенциала предприятия.

Таблица 4.5.6

Формирование прибылеобразующих показателей на будущий год

сумма – тыс.руб.

уровень – в % к обороту.

Показатели Предплановый год Планируемый год Отклонение (+,-) Темп роста в %%
Объем продаж товаров       108,5
Валовой доход: Сумма Уровень   29,24   30,81   1,57   114,3 -
Издержки обращения Сумма Уровень   18,64   18,41   -0,23   107,2 -
Прибыль от реализации: Сумма Рентабельность продаж   10,60   12,40   1,80   126,8 -

Важным в прогнозировании прибыли от продажи товаров на будущий год является не только определение ее ожидаемой величины в целом, но и в разрезе отдельных товарных групп (см. табл.4.5.7).

Как и за предыдущие годы первое место в формировании годовой суммы прибыли принадлежит товарной группе «В», удельный вес которой составит 47% ее общей величины. Тем не менее при увеличении операционной прибыли по предприятию в целом на будущий год на 28%, по данной товарной группе она возрастет лишь на 22,1%. Объясняется это тем, что прогнозируемые темпы роста продаж (105,5%) и валового дохода (112,7%) будут ниже ожидаемых аналогичных результатов деятельности предприятия в целом (соответственно 112,8 и 118,1%).

Значительный скачок в формировании прибыли в будущем периоде сделает товарная группа «Q», удельный вес которой в общей прогнозной прибыли возрастет почти вдвое и составит 32,5%. Не смотря на то что прогнозируемый объем продаж по товарной группе «Q» (109,9%) ниже среднего темпа роста по предприятию в целом, уровень доходности от продажи возрастает более чем в 2,2 раза (в результате ожидаемого поступления новых, модных ассортиментных разновидностей данной товарной группы, пользующихся у покупателей большим спросом). В итоге прогнозируемая операционная прибыль по данной товарной группе увеличится более чем в 2,5 раза (254,8%).


Таблица 4.5.7

Товарные группы Прошлый год Отчетный год Планируемый год Темпы роста в % планируемого. года к отчетному году
Выручка Валовый доход Издержки обращения Операционная прибыль Удельный вес прибыли к итогу Выручка Валовый доход Издержки обращения Операционная прибыль Удельный вес прибыли к итогу Выручка Валовый доход Издержки обращения Операционная прибыль Удельный вес прибыли к итогу Выручка Валового дохода Издержек обращения Операционной прибыли
сумма удельн. вес сумма уровень сумма уровень сумма уровень сумма удельный вес сумма уровень сумма уровень сумма уровень сумма удельный вес сумма уровень сумма уровень сумма уровень
«A»   38,2   17,94   12,22   5,72 13,6   30,5   23,94   18,31   5,63 16,2   34,4   22,06   18,0   4,06 11,5 127,3 117,1 125,1 92,0
«B»   24,1   37,76   12,44   25,32 37,9   27,8   37,81   18,76   19,05 49,9   26,0   40,37   18,33   22,04 47,0 105,5 112,7 103,1 122,1
«C»   21,3   19,44   13,77   5,67 7,5   22,6   29,90   25,87   4,03 8,6   21,9   26,55   25,67   0,88 1,6 109,3 97,1 108,5 23,8
«L»   9,1   20,05   7,92   12,13 6,9   11,5   21,11   13,09   8,02 8,7   10,3   22,0   13,23   8,77 7,4 101,1 105,3 102,1 110,5
«Q»   7,3   81,72   6,25   75,47 34,1   7,6   29,45   6,32   23,13 16,6   7,4   59,9   6,29   53,61 32,5 109,9 223,6 109,1 254,8
  ВСЕГО:   100,0   27,88   11,77   16,11     100,0   29,24   18,64   10,60     100,0   30,6   18,41   12,19   112,8 118,1 111,4 128,0

Формирование потоварной прибыльности на торговом предприятии за исследуемый период и на планируемый период

сумма – тыс.руб. уровень – в % к обороту удельный вес – в % к обороту


По-прежнему вызывает тревогу ожидаемое снижение темпа роста прогнозной прибыли по товарной группе «А» на 8,0%, занимающей 1-е место по объему продаж товаров – 34,4% и по темпам роста реализации (127,3% при среднем росте по предприятию в целом – 112,8%). Причина все та же, что и в прошлые годы – высокая затратоемкость ассортиментных разновидностей данной товарной группы, темп роста которой составит за сравнимый период 125,1% при аналогичном показателе предприятия в целом – 111,4%.

Намного хуже обстоит дело с прогнозированием операционной прибыли по товарной группе «С». Если еще год назад ее удельный вес составлял 8,6%, то в планируемом году составит только 1,6% всей ожидаемой прибыли от реализации товаров. По данной товарной группе величина прогнозной прибыли снизится почти в 1,8 раза (100-23,8)=76,2%. Здесь никак нельзя обойтись без серьезных маркетинговых исследований важнейших причин столь резкого снижения из года в год, а особенно в будущем году, прибыльности от продажи ассортиментных разновидностей данной товарной группы.

Требуют также серьезного изучения причины резкого снижения удельного веса прибыли по товарной группе «L». Если в прошлом году ее доля в общем объеме всей операционной прибыли занимала 2-е место, то уже в отчетном и планируемом периодах – 4-е место.

В итоге стратегия и тактика планирования (прогнозирования) и управления прибыльностью на любом торговом предприятии независимо от формы собственности обязательно предполагает:

информационное обеспечение, необходимое для проведения анализа, диагностики и прогнозирования прибыли;

управление валовыми доходами с помощью ассортиментной и ценовой политики;

– управление издержками обращения (с помощью формирования ресурсной политики, т.е. использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов);

– проведение анализа прибыли и рентабельности за текущий год и в динамике;

– поиск резервов роста прибыли (операционной, валовой) и их вовлечение в хозяйственный оборот будущего года;

– планирование прибыли и рентабельности на будущий год (разработка нескольких модификаций);

– принятие управленческого решения по выбору оптимальной модели прибыли на будущий период;

– решение проблемы обязательного потоварного учета, анализа и планирования прибыли и рентабельности на каждом торговом предприятии (организации).


Основные термины по теме «Прибыль торгового предприятия»

Традиционные теории прибыли

Современные теории прибыли

Источники прибыли

Классификация прибыли

Сущность прибыли

Сущность торговой прибыли

Экономическая прибыль

Бухгалтерская прибыль

Валовая прибыль

Чистая прибыль

Номинальная прибыль

Пороговая прибыль

Операционная прибыль

Нормальная прибыль

Максимальная прибыль

Налогооблагаемая прибыль

Рентабельность

Рентабельность продаж

Рентабельность текущих расходов

Рентабельность инвестируемого капитала

Рентабельность собственного капитала

Рентабельность всего используемого капитала

Рентабельность ресурсов

Общая рентабельность

Анализ прибыли

Распределение прибыли

Оценочные показатели использования ресурсов и затрат

Качество прибыли

Коэффициент автономности

Коэффициент маневренности

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

Коэффициент общей ликвидности

Коэффициент срочной ликвидности

Коэффициент абсолютной ликвидности

Планирование прибыли

Методы планирования прибыли

Модели планирования прибыли

Внереализационные доходы

Внереализационные расходы

 



Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.