Понятие розничного товарооборота и факторы, его определяющие — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Понятие розничного товарооборота и факторы, его определяющие

2017-10-17 334
Понятие розничного товарооборота и факторы, его определяющие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Товарное обращение – это единство двух взаимосвязанных процессов: физическое перемещение товаров в оптовой и розничной торговле, которое принято обозначать как процесс товародвижения, и движение стоимости через акты купли-продажи, именуемое товарооборотом. Товародвижение и товарооборот – две стороны единого экономического процесса – товарного обращения.

Розничный товарооборот – объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования юридическими и физическими лицами независимо от каналов их реализации. В состав розничного товарооборота включается и продажа товаров организациям (детским садам, яслям, больницам, санаториям и т.д.) для совместного потребления этих товаров.

Товарооборот (розничный) как экономическая категория выражает систему отношений между продавцами и покупателями по поводу цен, качества, культуры обслуживания; между торговыми предприятиями по поводу доли рынка, установления цен, конкурентной борьбы за покупателя; между торговыми предприятиями и государством по поводу налогообложения, таможенных пошлин, рестрикций (ограничений) и преференций (особых льгот).

Товарооборот – один из важных показателей экономической динамики предприятия, региона, отрасли и макроэкономики. По нему можно судить о динамичности не только торговли, но и производства.

Товарооборот – базовый показатель оценки деятельности торгового предприятия, торговли района, города, региона, всей национальной торговли (внутренней и внешней торговли).

 

Как базовый показатель товарооборот характеризует общую величину торговой выручки:

– от продажи продовольственных и непродовольственных товаров в магазинах, киосках, с использованием автоматов, в развозной и разносной торговле, на рынках;

– предприятий общественного питания, состоящей из оборота по продаже продукции собственного производства и покупных товаров, включая
наценку;

– от реализации медикаментов в аптеках;

– от реализации книг, газет, журналов, в том числе и по подписке;

– от продажи горюче-смазочных материалов;

– от продажи потребительских товаров через розничную торговую сеть госбюджетным предприятиям в порядке безналичных расчетов.

Товарооборот по своему составу – сложный показатель, различающийся:

– по видам продаж;

– по организационным формам;

– по формам обслуживания;

– по форме оплаты за товар, что наглядно представлено на рис.1.

 


Рис. 1. Состав товарооборота

В отечественной и зарубежной специальной экономической литературе для оценки розничного товарооборота используются следующие показатели:

Ø объем продаж товаров в стоимостной оценке в текущих ценах;

Ø объем продаж товаров в сопоставимых (т.е. неизменных или так называемых сравнимых) ценах;

Ø ассортиментная структура товарооборота в абсолютных и относительных показателях (сумма, удельные веса);

Ø время обращения товаров, (дни оборота);

Ø скорость товарооборота, (число оборотов);

Ø среднедневной объем продаж в стоимостной или натуральной оценке;

Ø фактическая численность работников предприятия;

Ø объем продаж товаров на одного работника предприятия, в том числе на одного оперативного работника (продавцы, кассиры, фасовщики) в текущих и сопоставимых ценах;

Ø объем товарооборота на один квадратный метр общей площади торгового предприятия, в том числе на один квадратный метр экспозиционной (торговой) площади.

На динамику, объем и состав товарооборота оказывают воздействие факторы внешней и внутренней среды, государственное регулирование и менеджмент торгового предприятия (см.рис.2).

§ Факторы внешней и внутренней среды

Факторы внешней среды Факторы внутренней среды
Уровень развития производства потребительских товаров Состояние материально-технической базы и уровень технической оснащенности торгового предприятия
Насыщение рынка соответствующей товарной массой как по объему, так и в ассортиментной структуре Ассортиментная структура розничного товарооборота
Денежные доходы населения, сроки и регулярность их получения Соотношение товарной массы по объему и структуре спросу населения
Изменение конъюнктуры рынка Формы и системы материального стимулирования продаж товаров
Розничные цены на потребительские товары Квалификационный уровень работников предприятия
Конкуренция на рынке Технология товародвижения; применение соответствующих методов продажи товаров
Территориальное размещение товаропроизводителя и покупателя Наличие оборотных средств, в том числе собственных оборотных средств
Степень развития отечественной местной промышленности и сельского хозяйства Сегмент населения, обслуживаемого торговым предприятием; постановка маркетинговых исследований на предприятии
Состояние рынка труда в регионе Степень финансового состояния и ликвидности предприятия
Уровень цен и тарифов на платные услуги, предоставляемые хозяйствующими субъектами торговым предприятиям. Качество торгового обслуживания населения и имидж предприятия в целом

Рис.2. Факторы внешней и внутренней среды

§ В рыночной экономике государство, обладая рядом важнейших экономических функций, оказывает свое регулирующее воздействие на экономику по четырем глобальным направлениям.

Первое – создает правовую основу для экономики, путем разработки и принятия правовых актов, обязательных для всех субъектов экономической деятельности, контролирует исполнение этих актов, которые по своей сути являются «правилами игры на экономическом поле», т.е. правилами экономического поведения производителей, поставщиков, посредников, продавцов и покупателей.

Второе направление – государство выступает в роли социального (общественного) администратора, приказы, распоряжения, инструкции которого являются обязательными для всех участников рынка.

Третье направление – государство вырабатывает стратегию и тактику экономической политики и инструменты ее реализации, тем самым косвенно «мягко», экономическими методами и инструментами оказывает достаточно эффективное регулирование.

Четвертое направление – государство является одним из хозяйствующих субъектов рынка и выступает в качестве производителя товаров, заказчика, продавца и покупателя и этим участием прямо, непосредственно воздействует на рыночный спрос и предложение.

Исходя из цели и задач экономического и социального развития общества государство формирует определенный механизм регулирования экономики посредством оптимизации вышеназванных направлений и набора методов и инструментов воздействия на экономическую жизнь, побуждая домохозяйства, корпорации, финансовые институты и государственные предприятия к экономической деятельности (рис.3).


 

 


Рис.3. Методы и инструменты государственного регулирования экономики

 

§ Фактор корпоративного менеджмента в общей «копилке» факторов является решающим в достижении коммерческого успеха и, в частности, в достижении целевых количественных, структурных и качественных параметров товарооборота. Независимо от размера фирмы (исключая единоличные частные предприятия) в практике используются типовые модели-алгоритмы менеджмента торгового предприятия, элементы которых применяются в полной мере или частично.

 

Типовая модель-алгоритм

менеджмента торгового предприятия состоит из следующих элементов (рис.4).

Миссия фирмы – максимизация благ и услуг для максимального количества людей.

Стратегическая цель фирмы – устойчивость, стабильность, успех, процветание.

Средства достижения цели - организационные,

- ресурсные,

- технологические,

- коммуникационные.

Механизм интеграции миссии, цели и средств.

 
 

 


Принципы Функции Направления Методы Инструменты
– разделение и кооперация труда – полномочия и ответственность – централизация и демократизация – единоначалие и дисциплина – подчинение личных интересов корпоративным – материальное вознаграждение и справедливость – планирование – организация – мотивация – контроль – организационное правовое – торгово-технологическое – экономико-финансовое – маркетинговое – кадровое – связь с общественностью – информационное – правовые     – административные   – экономи- ческие;     – социально- психологические –законы –акты –договоры –нормы –санкции –приказы –распоряжения –указания –инструкции –потребности –интересы –стимулы –ставки –зарплата –расценки –коэффициенты –участие в прибылях –поощрения –компенсации –справедливость –корпоративный дух –лидерство –конфликты

Рис.4 Типовая модель-алгоритм менеджмента торгового предприятия

§ Значение розничного товарооборота

Ø На уровне торгового предприятия (микроуровень):

– характеризует масштаб деятельности предприятия, выражающийся в объеме денежной выручки за проданные товары и показывает рыночную долю на том или ином рынке;

– является базовой величиной для расчета оценочных показателей деятельности предприятия (валового дохода, издержек обращения, прибыли, рентабельности, товарных запасов, трудовых и финансовых ресурсов, торговых площадей и оборудования);

– выступает в качестве одного из основных показателей деятельности торгового предприятия, ее конечный результат и качество управления торговым предприятием;

– свидетельствует о деловой активности и имидже фирмы, ее стратегических и тактических целях;

– выражает миссию фирмы – максимальное удовлетворение покупательского спроса населения.

Ø На уровне государства (макроуровень):

– является одним из показателей потребительского спроса как основного элемента совокупного спроса страны;

– выражает взаимосвязь между производством и потреблением в системе общественного воспроизводства;

– оказывает существенное влияние на денежное обращение страны и устойчивость отечественной валюты, выступает одним из инструментов установления пропорции между товарной массой и денежной массой:

,

где M – денежная масса;

V – скорость обращения денег;

PQ – годовой объем товаров и услуг конечного спроса;

– свидетельствует об окончательном признании общественной ценности благ и услуг, служит своего рода экономическим «барометром» для определения степени сложившегося соотношения между спросом и предложением как в целом по объему, так и в разрезе отдельных товарных групп;

– показатель уровня и динамики социально-экономического развития района, города, края, области, республики и страны;

– индикатор уровня жизни населения, характеризующий объем потребления определенных видов продовольственных и непродовольственных товаров, обеспечение населения основными потребительскими товарами длительного пользования, объем продаж товаров на душу населения и др.;

– объем и динамика товарооборота влияет на развитие налоговой базы, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;

– объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.