Описание экспериментальной работы по формированию речевой активности у детей с детским церебральным параличом и анартрией — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Описание экспериментальной работы по формированию речевой активности у детей с детским церебральным параличом и анартрией

2017-10-17 247
Описание экспериментальной работы по формированию речевой активности у детей с детским церебральным параличом и анартрией 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

После проведенного нами констатирующего эксперимента, который подтвердил необходимость повышения уровня сформированности речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом и анартрией, нами было составлено содержание данной работы в период с ноября 2014 года по май 2015 года.

Формирующий эксперимент проводился с ребенком с детским церебральным параличом, анартрией и тяжелой степенью умственной отсталостью.

При разработке содержания коррекционной работы мы опирались на общедидактические и специальные принципы:

- деятельностного подхода;

- системности;

- коррекции и компенсации;

- наглядности и доступности материала.

Помимо общедидактических и специальных принципов, нами учитывались специальные принципы построения занятий с умственно отсталыми дошкольниками: смена видов деятельности, повторяемость программного материала, формирование переноса полученных знаний, сведений, способа действий из одной ситуации в другую, игровая форма.

Ведущие методы: наглядные (демонстрация), словесные (объяснение, беседа), практические (упражнения), массаж.

С учетом рекомендаций Т.Н. Тищенко, Е.Ф. Архиповой, Дедюхиной Г. В., Яньшиной Т. А., Кирилловой Е.В., Худенко Е.Д., Ладыжеской Т. А., Тамбовкиной Т. И., А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой и И.С. Зайцева, мы предложили систему логопедических занятий для ребенка старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом и анартрией. Содержание коррекционно-логопедической работы было рассчитано на шесть месяцев и направлено на формирование речевой активности посредством развития эмоционального и предметного взаимодействия средствами двигательно-кинестетической, зрительной и слуховой стимуляции.

Обучение проходило в домашних условиях на основе реализации индивидуального подхода с учетом принципов субъективности, актуального и ближайшего развития. Для эффективности коррекционной работы мы организовали благоприятную предметно-развивающую среду и доброжелательную атмосферу для ребенка.

С целью формирования речевой активности, мы включили в содержание логопедической работы упражнения, направленные на развитие эмоционального и предметного взаимодействия средствами двигательно-кинестетической, зрительной и слуховой стимуляции.

Вся коррекционно-логопедическая работа проходила в три этапа: I – подготовительный этап, II – основной этап, III – заключительный этап.

I этап. Подготовительный

Цель: сформировать положительный эмоциональный настрой ребенка на совместную деятельность со взрослым.

Задачи:

- создать условия для развития эмоционального и предметного взаимодействия средствами двигательно-кинестетической и зрительно-слуховой симуляции

- способствовать развитию ощущений от собственных движений

На данном этапе работа строилась по следующим направлениям:

1. Формирование положительного эмоционального настроя на занятие

2. Активизация движений пальцев рук

3. Формирование умения фиксировать взгляд на предмете

4. Логопедический массаж

Для реализации цели и задач данного этапа мы использовали игры и упражнения, которые сопровождаются различными потешками. Нами были использованы следующие задания:

1) «Ладушки – ладушки»

Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений.

Педагог хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает ребенка к ответным действиям: «Ладушки – ладушки, где были? У бабушки! Ладушки – ладошечки, звонкие хлопошечки. Хлоп – хлоп!»

2) «С горки – бух! На горку – ух!»

Цель: развивать ощущения собственных движений с помощью легких массажных действий руками.

Педагог выдавливает крем на левую руку ребенка. Поглаживая и похлопывая ее от локтя до кончиков пальцев (а также в обратном направлении), размазывает крем, действуя правой рукой ребенка. Затем меняет руки. Все движения сопровождаются словами: С горки - бух! (движение от локтя к пальцам руки). На горку - ух! (движение от кончика пальцев до локтя).

По мере возможностей необходимо побуждать ребенка к самостоятельным действиям.

3) «Сорока – белобока»

Цель: активизировать движения пальцев рук, формировать положительный эмоциональный настрой на занятия со взрослым.

Взрослый действует руками ребенка: указательным пальцем правой руки выполняет круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами: «Сорока – белобока, кашку варила, деток кормила. Этому дала, (по очереди загибаются пальцы), этому дала, этому дала, этому дала, этому дала».

4) «Где погремушка?»

Цель: учить фиксировать взгляд на ярком звучащем предмете, прослеживать его движение взглядом.

Педагог показывает ребенку погремушку и её звучание. Сначала погремушка находится непосредственно перед ребенком. Необходимо, чтобы он обратил на неё внимание. Затем, педагог медленно отводит её в правую сторону.

На данном этапе, помимо заданий и упражнений на развитие эмоционального и предметного взаимодействия средствами двигательно-кинестетической и зрительно-слуховой стимуляции нами были использованы приемы логопедического массажа.

II этап. Основной

Цель: создать условия для формирования речевой активности

Задачи:

- способствовать развитию моторики рук

- создать условия для развития эмоционального и предметного взаимодействия средствами двигательно-кинестетической, зрительной и слуховой стимуляции.

На основном этапе логопедической работы мы работали по следующим направлениям:

1. Развитие ощущений от собственных движений

2. Активизация движений пальцев рук

3. Формирование умения фиксировать взгляд на предмете

4. Логопедический массаж

5. Формирование произвольного выдоха

6. Побуждение ребенка к произвольному произнесению звукоподражания

Для реализации цели и задач данного этапа мы постарались максимально обогатить речью каждое логопедическое занятие. Вся деятельность логопеда оречевлялась разными способами. Например, нами были использованы различные игры и упражнения, сопровождаемые потешками, а также логопедические распевки со звуками [а], [и], [у].

На основном этапе логопедической работы по формированию речевой активности с ребенком старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом и анартрией нами были использованы следующие задания:

1) «Ладушки – ладушки»

2) «Сорока – белобока»

3) «Поехали с орехами»

Цель: учить ребенка совершать действия руками (раскрывать ладони, широко разводя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом.

Взрослый произносит слова:

«Поехали - поехали, с орехами, с орехами, к зайчику за мячиком, за мячиком твоим, круглым и большим, вот каким» (показ руками).

Логопед разводит руки ребенка в стороны, показывая размеры мячика, и раскрывает его ладони.

4) «Молоток» и «Колобок»

Цель: развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

Молоток:

«Тук - тук, - я стучу, новый столик сколочу», взрослый побуждает ребенка удерживать руку в кулаке, отстукивая кулачком по поверхности стола каждое слово короткой потешки (помощь взрослого в виде совмещенных действий).

Колобок:

«Кулачок как колобок. Мы сожмем его разок».

Одна рука сжата в кулак – «колобок», другой рукой ребенок поглаживает кулачок, несколько раз сжимает его рукой, затем положение рук меняется.

5) Фиксация взглядом мяча

Цель: учить фиксировать взгляд на ярком предмете, прослеживать его движение взглядом.

Педагог показывает ребенку красный мяч. Сначала мяч находится непосредственно перед ребенком. Логопед описывает мяч: какого он цвета, формы и т.д. Необходимо, чтобы ребенок обратил на него внимание. Затем, педагог медленно отводит мяч в правую сторону.

6) Игра с куклой

Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания «а - а – а», развивать слуховое внимание.

Взрослый показывает игровые действия, сопровождая их словами: «Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать, а-а-а», и побуждает малыша сделать то же самое.

7) Упражнения на дыхание:

- игра «Султанчик» (подуть на цветные полоски)

- игра «Перышко» (ребенок сдувает с ладони логопеда легкий ватный диск)

Цель: побуждать ребенка к произвольному выдоху.

III этап. Заключительный

Проводится с целью развития эмоционального и предметного взаимодействия средствами двигательно-кинестетической, зрительной и слуховой стимуляции.

Заключительный этап коррекционной работы включает в себя следующие направления:

1. Формирование умения фиксировать взгляд на предмете

2. Побуждение ребенка к произвольному звукоподражанию

3. Формирование произвольного выдоха

4. Логопедический массаж

На данном этапе коррекционной работы при формировании умения фиксировать взгляд на предмете мы использовали уже знакомый для ребенка предмет (мяч) и незнакомый (мишка). Остальные упражнения проводились аналогично с предыдущим этапом.

На заключительном этапе коррекционной работы нами был проведен контрольный срез и подведены итоги данной коррекционной работы.

Таким образом, в содержание коррекционной работы для ребенка старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом и анартрией мы включили задания и упражнения, направленные на развитие эмоционального и предметного взаимодействия средствами двигательно-кинестетической, зрительной и слуховой стимуляции, которые способствуют развитию речевой активности ребенка.

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.