Перечень тем практических (семинарских) занятий — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Перечень тем практических (семинарских) занятий

2017-10-17 188
Перечень тем практических (семинарских) занятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для формирования знаний, умений и навыков в области философии и методологии науки предусмотрено освоение 9 разделов дисциплины. Темы практических занятий представлены в таблице 2. Объем аудиторных часов для студентов очной и заочной формой обучения определяется учебными планами соответствующих направлений.

 

Таблица 2

№ п/п Темы практических занятий
  Философия и методология науки: предмет, содержание, функции
  Определения науки. Наука и обыденное знание. Наука и лженаука
  Наука в системе духовной культуры. Отношения науки с философией, искусством, религией
  Классификация наук. Отношения между науками
  Научная деятельность как система. Структура научной деятельности
  Логика научного познания. Формы научного мышления
  Методология научного познания. Классификация методов
  Наука как социальный институт. Этика науки
  Проблемы и концепции развития науки
  Итого

 

Содержание практических занятий

Тема 1. Философия и методология науки: предмет, содержание и функции

 

Цель занятия: Выявить специфику философского подхода к изучению науки; показать науку через призму онтологии, гносеологии, философской антропологии, этики, логики, социальной философии. Обосновать необходимость изучения дисциплины для развития общенаучной профессиональной культуры.

Философия науки является одной из философских дисциплин. Ее специфика и функции обусловлены спецификой философии как теоретически (рационально) оформленного мировоззрения и как общей методологии познания и деятельности. Имея своим предметом науку, философия рассматривает ее через призму основных своих аспектов. В онтологическом аспекте речь идет о том, какую реальность изучает наука вообще и отдельные науки в частности. Выявляется специфика объектов естествознания, социальных и гуманитарных наук, технических наук. Антропологическая проблематика выражается в рассмотрении человека как субъекта и объекта научной деятельности. Гносеологические аспекты включают в себя вопросы об уровнях и методах познания, о специфике научной истины, о заблуждениях в науке и т.п. Этика науки содержит вопросы о научном этосе как своде принципов, которым руководствуется научное сообщество, о нормах профессиональной морали, которых должны придерживаться ученые, об ответственности ученых перед обществом и общества перед учеными. Социальная философия рассматривает науку как общественный институт с системой организаций и сообществ, деятельность которых регулируется формальными требованиями. Институализирована не только сама научная деятельность, но и подготовка научных кадров, трансляция научных знаний, оценка квалификации ученых и их вклада в развитие науки. Изучение философии науки должно способствовать развитию мировоззренческой и методологической культуры у начинающих молодых ученых.

 

Вопросы, выносимые на обсуждение:

 

1.В чем специфика онтологических аспектов в изучении науки?

2.Каковы гносеологические аспекты изучения науки?

3.В чем заключается философско-антропологический подход к изучению науки?

4.Что является предметом философии науки?

5.Философия науки – это философская дисциплина или философское течение?

6. Кому и зачем нужно изучать философию науки?

 

Задания для самостоятельной работы

Темы докладов:

1. Проблемы онтологии науки

2. Роль изучения философии науки в формировании мировоззренческой культуры молодых ученых

3. Роль изучения философии науки в формировании методологической культуры молодых ученых

4. Проблема отношения между философией и методологией науки

 

Темы рефератов:

1.Философия науки как философская дисциплина, ее связь с другими разделами философии

2. История философии науки

3.О.Конт и концепция «позитивной науки»

4.Позитивизм XX века в истории философии науки

 

Тема 2. Определения науки. Наука и обыденное знание. Наука и лженаука. Функции науки

 

Цель: Раскрыть содержание понятия о науке как высшем уровне познания и системе знаний. Выявить критерии научности. Сопоставить науку с обыденными представлениями, рассмотреть феномен лженауки.

 

Науку рассматривают как систему знаний об объективной реальности и как социально организованную деятельность по получению этих знаний и внедрению их в жизнь. Наука есть познание сущностей, скрытых за явлениями; это деятельность, направленная на открытие реально существующих, но доселе неизвестных объектов, их существенных свойств и отношений (связей), законов их бытия. На основе этих открытий учеными делаются изобретения, за внедрение которых в практику ученые тоже несут ответственность. Критериями научности и, соответственно, идеалами науки считают объективность, истинность, системность, обоснованность, логическую и семантическую строгость, количественную точность, проверяемость, рациональность, глубину проникновения в сущность вещей. Эти признаки науки позволяют отличать ее от других способов духовного освоения действительности, в частности, от обыденных знаний. Также следует отличать науку от лженауки, которая может иметь некоторые внешние признаки науки (специфическую терминологию, системность, особый понятийный аппарат), но настоящая наука не заявляет категорически о существовании объектов, свойств и связей, если это существование невозможно (сверхъестественно) или оно сомнительно, не доказано. Наука, производящая знания, способствует прогрессу в общественном сознании, решению экономических, политических, социальных задач. Наука дает возможность прогнозировать будущее.

 

Вопросы, выносимые на обсуждение:

 

1.Что такое наука?

2. Каковы критерии научности знаний? Охарактеризуйте их.

3.Чем научные знания отличаются от обыденных?

4.Каковы функции науки?

5.Наука всемогуща?

6. Что такое лженаука? Приведите примеры лженаучных учений и изобретений.

7.Назовите характерные признаки лжеученых

 

Задания для самостоятельной работы

Темы докладов:

1. Наука как система знаний

2. Наука как деятельность

3. Проблема научной истины

4. Астрология –лженаука

5. Лженаучные изобретения

6. Был ли Т.Д.Лысенко лжеученым?

 

Темы рефератов:

1.Наука, ее сущность и функции

2. Феномен лженауки

3.Уровни познания

 

Темы для эссе:

1.Может ли наука решить все проблемы человека?

2.Почему появляются лжеученые?

 

Задания для самостоятельной работы с интернет-ресурсами:

1. Найти в интернете и прослушать лекцию д.ф.н., профессора, академика РАН В.С.Степина «Специфика научного знания»

2. Найти в интернете и просмотреть видеофильм «Осторожно, лженаука» (часть 1 и 2)(комиссия РАН по борьбе с лженаукой).

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.