ПМ. 01. Технологическая деятельность — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

ПМ. 01. Технологическая деятельность

2017-10-17 456
ПМ. 01. Технологическая деятельность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПМ.01.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МДК.01.02 БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ

СОСТАВИТЕЛЬСКАЯ БИБИОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

Архангельск

 

  УТВЕРЖДЕНО на заседании ПЦК библиотечных дисциплин, протокол №__ от «__» _________ 2016 г.   Председатель ПЦК библиотечных дисциплин   ____ С.В. Степоржинская

 

Составительская библиографическая работа: методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по разделу МДК.01.02 Библиографоведение ПМ. 01 Технологическая деятельность для студентов специальности 51.02.03 Библиотековедение / Сост. С.В. Степоржинская. – Архангельск, 2016.

Методические рекомендации предназначены для студентов 3 курса очного отделения (2 курса заочного отделения), изучающих тему «Составительская библиографическая работа» раздела Библиографоведение МДК.01.02 Библиографоведение профессионального модуля 01.Технологическая деятельность.

В пособие включены теоретический материал и задания для самостоятельной работы, которые помогут усвоить ключевые понятия темы, а также контрольная работа для студентов заочной формы обучения.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы при изучении темы «Составительская библиографическая работа библиотек» раздела МДК 01.02 Библиографоведение студентами заочной / очной формы обучения специальности 51.02.03 Библиотековедение.

Пособие составлено в соответствии с требованиями образовательного стандарта и рабочей программы профессионального модуля 01.Технологическая деятельность (раздел Библиографоведение).

Цель данных методических рекомендаций ‑ активизация познавательного интереса студентов, развитие у них логического мышления, освоение общих и профессиональных компетенций.

Задачи – помощь в усвоении необходимого минимума знаний по теме, раскрытие основных понятий и определений, ориентация студента в источниках информации.

Самостоятельная работа студента по данной теме имеет важное значение для изучения общей методики библиографирования и составления библиографических пособий, и частных практических работ по составлению библиографических пособий «малых форм» и библиографических обзоров.

 

Создание библиографической продукции

Понятие «библиографическая продукция» — обобщающее. Библи­ографическая продукция — это документально зафиксированная библиографическая информация, являющаяся одновременно и резуль­татом процессов ее подготовки, и средством обслуживания потреби­телей (читателей).

Библиографическая продукция — это прежде всего разнообразные библиографические пособия. Библиографическое пособие пред­ставляет из себя упорядоченное множество библиографических записей, объединенных по определенному принципу.

Библиографические пособия подразделяются на типы и виды, что имеет большое значение для библиотечно-библиографической науки и практики.

По структурным и методическим особенностям ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография: Термины и определения» выделяет три основных типа биб­лиографических пособий — библиографический указатель, библиогра­фический список и библиографический обзор, хотя известны и другие типы пособий, которые можно рассматривать уже как варианты названных.

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО СОСТАВЛЕНИЮ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ОБЗОРОВ

Составить рецензию на библиографический обзор

Составьте рецензию на обзор, представленный в виде текста, выданного преподавателем или на сайте библиотеки, например, пройдите по ссылке http://libr-sch-2.moy.su/publ/iz_opyta_raboty_bibliotekarja/v_pomoshh_bibliotekarju/obzor_literatury/32-1-0-665

Рецензию пишите по плану:

Целевое назначение:

Читательский адрес:

Тема обзора:

Виды, рекомендуемых источников:

Характеристика каждого произведения:

Что содержит характеристика документа (аннотация)?

Как представлены сведения?

Проследить внутреннюю логику раскрытия темы (группировка произведений в обзоре)

Как достигается связность и последовательность повествования о книгах

Принцип построения обзора - привести примеры

«от общего — к частному»

Или

«от простого — к сложному»

Или

по отраслям знания, разделам наук, по значимости или жанрам

Или

в историко-хронологической группировке

Наличие трех обязательных элементов: вступления, основной части и заключения (их характеристика)

Вид обзора

По целевому и читательскому назначению -

По содержанию -

По видам включенных изданий -

Подготовка тематического рекомендательного библиографического обзора

Вариант 1.

Подготовить рекомендательный обзор научно-популярных книг или художественной литературы по одной из тем:

1. Занимательные книги о науке.

2. Земля – наш общий дом (экология).

3. Братья наши меньшие (о животных).

4. Удивительный мир растений.

5. Мир насекомых.

6. Прекрасное вокруг нас (искусство).

7. Ваш приусадебный участок.

8. Как человеку Человеком быть?

9. Кино и книга (знаменитые экранизации художественных произведений)

10. Российская государственная символика. Символы Архангельской области.

(либо другой – по Вашему усмотрению)

ЗАДАНИЕ предусматривает закрепление теоретических знаний по теме «Подготовка обзоров литературы»; выработку навыков подготовки и проведения устного обзора литературы.

Рекомендуем вам следующий порядок выполнения задания:

1. Выбрать тему обзора (сформулировать самостоятельно).

2. Определить цель, читательское назначение обзора.

3. Выявить литературу последних 5 лет издания по избранной теме (по каталогам конкретной библиотеки).

4. Изучить выявленную литературу и отобрать 5-7 лучших изданий (соответствующих теме, целевому и читательскому назначению) для включения в обзор.

5. Составить текст характеристики каждого издания в соответствии с целевым и читательским назначением (Библиографическая запись включает: библиографическое описание, рекомендательную аннотацию - сведения о содержании, структуре и другие особенности. См. тему «Аннотирование»).

6. Определить порядок расположения книг и их характеристик в основной части обзора, установить связь между ними и продумать переходы (связки) от одной характеристики к другой.

7. Составить текст вступления, заключения, продумать переходы от вступления к основной части и от основной части к заключению обзора.

8. Отредактировать и оформить текст обзора. На титульном листе указать тему, вид работы: «рекомендательный библиографический обзор», на следующем листе – целевое и читательское назначение, далее – вступление, основная часть (связный, последовательный рассказ о книгах) и заключение. В основной части выделять библиографическое описание другим шрифтом, цветом.

Литература основная:

Диомидова, Г.Н. Библиографоведение: учеб. для сред. учеб. завед. / Г.Н. Диомидова. – СПб.: Профессия, 2002. – С. 197-200, 215-222.

Литература дополнительная:

Абросимова, Н.В. Библиографическая деятельность библиотеки: учебно-практич. пособие.- Санкт-Петербург: Профессия, 2013. – 160 с. – (Азбука библиотечной профессии)

 

Вариант 2.

Подготовка библиографического обзора научно-популярного

(литературно-художественного) журнала

Примерный список журналов:

· «Родина»

· «Наука и религия»

· «Здоровье»

· «Вокруг света»

· «Театр» и др.

ЗАДАНИЕ предусматривает знакомство с особенностями научно-популярного журнала, приобретение практических навыков его анализа; закрепление теоретических знаний по теме «Подготовка обзоров литературы».

Рекомендуем вам следующий порядок выполнения задания:

1. Познакомиться с содержанием одного номера научно-популярного журнала, наметить те материалы, которые нужно будет включить в обзор.

2. Просмотреть (прочитать) выбранные статьи и заметки, описать их и дать развернутую аннотацию на каждую. Наметить отрывки для прочтения вслух.

3. Познакомиться со структурой и особенностями журнала. С этой целью просмотреть еще 3-4 номера, установить постоянные и временные разделы и рубрики, тематику и характер публикуемых материалов (статьи, интервью, очерки, репортажи, т.д.), круг авторов (публицисты, обозреватели, ученые, т.д.), наличие библиографических материалов (статьи, обзоры литературы).

4. Составить вступление обзора, в котором определить цель обзора, дать характеристику журнала, чьим органом является, с какого года издается, с какой периодичностью, читательское назначение, характер материалов, круг авторов, структура (с краткой характеристикой разделов, подразделов, рубрик), качество оформления и т.д.

5. Записать основную часть обзора – последовательную продуманную характеристику материалов, наиболее интересных, ценных, опубликованых в данном номере. Полное библиографическое описание каждой статьи приводить не нужно, достаточно дать сведения об авторе, названии статьи и страницы, номер (если обозревается несколько журналов).

6. Составить заключение обзора. Характер его выбирается индивидуально. В содержании журнала найти интересные сообщения из мира науки и техники или другую любопытную информацию, которую можно использовать для заключения.

7. Как, на Ваш взгляд, журнал может быть использован в работе библиотеки (отражать материал в систематической картотеки статей, на выставках, при проведении мероприятий - примеры тем, форм работы).

8. Отредактировать и оформить текст обзора. На титульном листе указать вид БП: рекомендательный библиографический обзор журнала «Родина», на следующем – целевое и читательское назначение, далее – текст обзора, вступление, основная часть, заключение.

Литература:

Диомидова, Г.Н. Библиографоведение: учеб. для сред. учеб. завед. / Г.Н. Диомидова. – СПб.: Профессия, 2002. – С. 197-200, 215-222.

Литература дополнительная:

Абросимова, Н.В. Библиографическая деятельность библиотеки: учебно-практич. пособие.- Санкт-Петербург: Профессия, 2013. – 160 с. – (Азбука библиотечной профессии).

 

ПМ.01.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.