Природа человека и творческий процесс — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Природа человека и творческий процесс

2017-10-17 226
Природа человека и творческий процесс 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Природа человека и творческий процесс

Для обозначения этого главного внутреннего движения,

кристаллизованного в структуре произведения, Выготский пользуется

классическим термином катарсис. Значение этого термина у

Выготского, однако, не совпадает с тем значением, которое оно имеет у

Аристотеля; тем менее оно похоже на то плоское значение, которое оно

получило в фрейдизме. Катарсис для Выготского не просто изживание

подавленных аффективных влечений, освобождение через искусство от

их «скверны». Это, скорее, решение некоторой личностной задачи,

открытие более высокой, более человечной правды жизненных явлений,

ситуаций

Творец организатор режиссёр (направленность, смысловая организация, эстетическая офрмленность)

Что мешает творчеству. Кроме чувств, стимулирующих творческую

деятельность, есть чувства, тормозящие творческие усилия. Самый опасный

14 Или «активатора» – это человек, стихийно или в силу порученной ему и принятой им функции старающийся поднять

или поддержать на необходимом уровне активность участников совместного решения задачи. В процессе решения в роли

«активатора» может выступить любой член группы.

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

35

враг творчества – страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и

инициативу.

Второй враг творчества – чересчур высокая самокритичность. Должно

быть некоторое равновесие между одаренностью и самокритичностью,

потому что слишком придирчивая самооценка может привести к

творческому тупику.

Третий враг творческого мышления – лень.

Когда человек желает что-то сделать – он непременно должен начать.

Истина проста: начать, продолжить и, наконец, завершить. Эти три этапа

психологически неравнозначны и требуют различных волевых усилий.

Иногда камнем преткновения служит последний этап – завершение. Все же

для большинства людей сложнее всего начать. Недаром на эту тему созданы

пословицы на всех языках.

Трудность, связанную с началом деятельности, представители

творческих профессий иногда испытывают особенно остро.

Вот свидетельство Дж. Б. Пристли: «Мне нужно оттянуть минуту, когда

все-таки придется начать писать. Я пишу уже больше пятидесяти лет, но

начинать писать для меня по-прежнему мука. И теперь даже больше, чем

раньше».

Лук А. Н., 1978, с. 71.

Систематизируя виды барьеров творчества, В. М. Воскобойников (1996) выделил сле-

дующие:

Контрсуггестивные барьеры – предубеждение, неверие в свои силы, недоверие к кол-

легам, ригидность взглядов и установок, приспособленчество.

Тезаурусные барьеры – низкий уровень образования, интеллектуального развития,

недоступность информации.

Интеракционные барьеры – неумение планировать и организовывать деятельность

свою и других.

• инкубация: решение проблемы отложено, человек занимается другими делами, давая

возможность бессознательным процессам перерабатывать полученную на первой стадии

информацию;

• озарение (инсайт): решение возникает внезапно;

• верификация: человек проверяет пригодность возникшего решения.

Креативные идеи вначале плохо определены и могут зарождаться как интуитивное

предчувствие (Runko, Sakamoto, 1999). Поэтому Е. Бастик (Bastick, 1982) рассматривал пер-

вые три фазы креативного процесса как интуицию.

59

Можно полагать, что эти стили присущи и тем, кто занимается научной деятельностью.

Так, писатель Д. Гранин посвятил одну из своих книг ученому А. А. Любищеву, который

отличался крайним педантизмом. Он очень тщательно конспектировал работы других авто-

ров, тратил на это много времени. Создается впечатление, что его главной заботой была эко-

номия времени. В поездах читал книги и изучал языки. И в то же время с 1916 по 1972 г.

он вел ежедневные подсчеты времени, потраченного за день на те или иные дела и занятия,

теряя на этом, как ни парадоксально, в совокупности значительное время.

• главный компонент художественного творчества – эмоциональный, высшим проявле-

Нием которого является переживание человеком катарсиса, т. е. пикового переживания, вос-

Принимаемого как очищение;10

• реализуется художественное творчество в особой форме общественного сознания

– искусстве, а продуктом художественного творчества выступает художественный образ,

Людьми одного и того же произведения, что связано с субъективизмом восприятия, развитым

вкусом и т. д.

Ассоциативное поле

Способ внутренней организации и выбор наиболее продуктивного творческого процесса

Рациональный тип мышления (логика)

Художественн0-этетический. (чувство)

1) математика и техника:

2) гуманитарная сфера;

3) художественная деятельность;

4) физкультура и спорт;

5) коммуникативные интересы;

6) природа и естествознание;

7) домашние обязанности, самообслуживание.

2. Поэзия ­– та же добыча радия, или но не размышляю над строкой и, право, никогда не сочиняю

Тропы — это следствие неистребимой потребности мысли человека «восстанавливать чувственную, возбуждающую деятельность фантазии сторону слов»; троп — не материал поэзии, а сама поэзия. В этом смысле в высшей степени любопытны поэтические приемы, свойственные народной поэзии, и прежде всего так называемые «эпические формулы» — постоянные эпитеты и другое.

 

Ритмология

Ритмы шаманов

Зарождение рифмы

Разновидности рифмы

Ритм и метр

Стихотворные размеры

История поэтических жанров

Лирическая медитация

Природа человека и творческий процесс

Для обозначения этого главного внутреннего движения,

кристаллизованного в структуре произведения, Выготский пользуется

классическим термином катарсис. Значение этого термина у

Выготского, однако, не совпадает с тем значением, которое оно имеет у

Аристотеля; тем менее оно похоже на то плоское значение, которое оно

получило в фрейдизме. Катарсис для Выготского не просто изживание

подавленных аффективных влечений, освобождение через искусство от

их «скверны». Это, скорее, решение некоторой личностной задачи,

открытие более высокой, более человечной правды жизненных явлений,

ситуаций


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.